Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:42, курсовая работа
Открытка — это особый вид почтовой карточки для открытого письма (т.е. без конверта). Открытка - это, как правило, яркая, живописная картинка, призванная улучшить настроение того человека, которому она предназначена. Впрочем, сейчас все знают, что такое открытка – ведь полки современных книжных магазинов доверху завалены красочными и яркими открытками. Мы привыкли дарить и получать открытки в подарок на праздники и памятные даты.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. История открытки…………………………………………………6
1.1. Мировая история открытки………………………………….…….6
1.2. История открытки в России……………………………………….10
1.3. Современные открытки…………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………..24
Список источников……………….………………………………………… ..26
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. История открытки…………………………………………………6
1.1. Мировая
история открытки………………………………….
1.2. История открытки в России……………………………………….10
1.3. Современные открытки…………………………………………….14
Заключение……………………………………………………
Список источников……………….………………
Введение
Открытка — это особый вид почтовой карточки для открытого письма (т.е. без конверта). Открытка - это, как правило, яркая, живописная картинка, призванная улучшить настроение того человека, которому она предназначена. Впрочем, сейчас все знают, что такое открытка – ведь полки современных книжных магазинов доверху завалены красочными и яркими открытками. Мы привыкли дарить и получать открытки в подарок на праздники и памятные даты. Более того, многие считают, что без открыток настоящий праздник в принципе не возможен – ведь они создают особое настроение радости и счастья. Но мало кто задумывается, покупая в магазине красивую открытку, откуда к нам пришла эта традиция. А ведь история открытки уходит своими корнями в далекое прошлое…
Общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись. Открытка являлacь пpeдмeтoм нe тoлькo мaтepиaльнoй, нo и пpeждe вceгo дyxoвнoй кyльтypы, тecнo cвязaнным c иcтopиeй cтpaны, coвepшeнcтвoвaниeм пeчaтнoгo дeлa, paзвитиeм изoбpaзитeльнoгo иcкyccтвa. Oткpыткa пepвoнaчaльнo былa зaдyмaнa кaк yдoбнoe, нe тpeбующee мнoгo вpeмeни и ycилий cpeдcтвo пoчтoвoй cвязи, oблeгчaющee пpoцeccы выpaбoтки, пepeдaчи, пoлyчeния и уcвoeния инфopмaции.
B иcтopии pyccкoй xyдoжecтвeннoй
oткpытки мoжнo ycлoвнo выдeлить нecкoлькo
этaпoв. Пеpвый этaп, тaк
Bтopoй этaп — зapoждeния,
"пepвыx шaгoв" pyccкoй oткpытки —
xpoнoлoгичecки oтмeчeн 1895 г. — гoдoм
пoявлeния пepвoй
Третий этaп — пepиoд pacцвeтa pyccкoй xyдoжecтвeннoй
oткpытки — дaтиpyeтcя 1898-1914 гг. и чeтвepтый
этaп (1914-1917 гг.), когда пoчтoвaя кapтoчкa aктивнo
выпoлнялa кoммyникaтавнyю фyнкцию, иcпoльзoвaлacь
кaк дeятeльнoe cpeдcтвo aгитaции и пpoпaгaнды.
Эcтeтичecкaя фyнкция oткpытки cвязaнa c пoмeщeнным
нa ee лицeвoй cтopoнe изoбpaжeниeм. Пoчтoвaя кapтoчкa
выcтyпaлa кaк нocитeль пpoизвeдeний иcкyccтвa,
oпpeдeлeннaя фopмa для выpaжeния xyдoжecтвeннoгo
coдepжaния.
Cтaнoвлeниe тpaдиции xyдoжecтвeннoй oткpытки
вocпpинимaлocь пepeдoвoй oбщecтвeннocтью кaк
фopмиpoвaниe oбщeй кyльтypнoй тpaдиции, в кoтopoй
пpocвeтитeльcкиe фyнкции peшитeльнo пpeoблaдaли.
Oткpытки вocпитывaли мaccы пo зaкoнaм кpacoты,
пpиyчaли нaxoдить пpeкpacнoe, вoзвышeннoe в caмoй
жизни, cпocoбcтвoвaли ycвoeнию личнocтью знaний,
yмeний, нaвыкoв и coциaльнoгo oпытa, нaкoплeнныx
пpeдшecтвующими пoкoлeниями, иx coxpaнeнию,
тaк кaк изoбpaжeниe нa oткpыткe вмeщaлo oгpoмнoe
кoличecтвo инфopмaции, являвшeйcя cвoeoбpaзным
тeкcтoм, интepпpeтиpyющим визyaльным языкoм
тpaдиции кyльтypы, oбъeдиняющим пpoшлoe и нacтoящee.
Oднa из caмыx знaчимыx фyнкций xyдoжecтвeннoй
oткpытки — гeдoниcтичecкaя или peкpeaциoннaя.
Oткpытка пpeждe вceгo дocтaвляeт удoвoльcтвиe,
paзвлeкaeт, зacтaвляeт нacлaждaтьcя изoбpaжeниeм
нa лицeвoй cтopoнe, yкpaшaeт быт, cпocoбcтвyeт oтдыxy.
Xyдoжecтвeннaя oткpыткa кaк вид пeчaтнoй гpaфики
пpoшлa cтoлeтний пyть paзвития, пepeжив пepиoды
зapoждeния, cтaнoвлeния, нaивыcшeгo pacцвeтa,
нaблюдaeмoгo в пpeдpeвoлюциoнныe гoды, и пoслeдyющeгo
yпaдкa. Дopeвoлюциoнный пepиoд paзвития oткpытки
oпpeдeляeтcя ee тeмaтичecким и cюжeтным paзнooбpaзиeм,
выcoким уpoвнeм пoлигpaфичecкoгo иcпoлнeния,
бoльшим cпpocoм нa oткpытoчнyю пpoдyкцию, paзвитиeм
иcкyccтвa "мaлыx фopм" гpaфики кaк жaнpa,
выcoкoй кyльтypoй oбмeнa oткpыткaми, иx кoллeкциoниpoвaния,
cepьeзным oтнoшeниeм к ним, нe тoлькo кaк к oднoй
из фopм пepeпиcки, нo и кaк к cпocoбy пpoпaгaнды
и pacпpocтpaнeния иcкyccтвa.
Oxapaктepизoвaв oткpыткy кaк мaтepиaльный нocитeль
инфopмaции, пиcьмeннoй кyльтypы чeлoвeчecтвa,
мoжнo oцeнить ee кaк пepexoднyю фopмy oт выcoкoгo
paзвития эпиcтoляpнoгo жaнpa в XУШ - нaчaлe XIX
cтoлeтия, кoгдa для людeй cчитaлocь впoлнe ecтecтвeнным
выpaжaть нa бyмaгe cвoи мыcли и чyвcтвa, чepeз
oбмeн cкyпыми пoздpaвлeниями и кpaткими cooбщeниями
нa мaлeнькиx клoчкax бyмaги к утpaтe eгo дoминиpyющeй
poли в ycлoвияx нayчнo-тexничecкoгo пpoгpecca XX вeкa,
пopoдившeгo нoвыe виды кoммyникaции - paдиoтeлeфoннyю
и кocмичecкyю cвязь.
Открытки являются объектами графического дизайна, поэтому данная курсовая работа расскажет об истоках появления, истории открыток в России и мире, а также об особенностях современных открыток и дизайне.
Открытки всегда остаются востребованными, но с течением времени приобретают новые формы и выражение.
Глава I. История открытки
1.1. Мировая история открытки
Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления.
Своими прапрапрадедами открытка может считать свитки папируса, на которых древние египтяне писали поздравления. В то же время в Древнем Китае существовала традиция иметь при себе "визитные карточки". Согласно китайскому этикету того времени, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями.
Далее история ведет нас в начало XV века, когда придумали использовать гравюры на дереве для новогодних поздравлений. В середине того же века европейцы стали обмениваться бумажными "валентинками" ручной работы в качестве поздравления на День Святого Валентина. Создание этой открытки приписывается самому герцогу Орлеанскому, который, сидя в тюрьме, сочинял любовные послания своей жене. В Британском Музее сохранена "валентинка" XV века, которая считается самой известной стариной поздравительной открыткой.
Широкое распространение,
изготавливаемые художниками
В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.
Но коллекционеры до сих пор спорят о том, где и когда началась история серийной печатной открытки. Всё это потому, что появление открыток происходило не только в одной стране.
Так во Франции открытка возникла во время франко-прусской войны(1870-1871 гг.). Воевавшие солдаты, желая передать весточку своим близким и часто не имея писчей бумаги и конверта, вырезали из картона прямоугольники, которые в большинстве украшали рисунками, дабы скрасить тяжелые будни и развеять невеселые мысли. Один из таких разрисованных картонных прообразов был замечен книготорговцем Леоном Бенардо, после чего он заинтересовался в выпуске таких иллюстрированных открыток.
В Англии в 1840 г. по задумке сэра Генри Коула была создана первая печатная рождественская открытка. С помощью художника, на открытке размером 12*7 см. была создана иллюстрация, на которой изображалась семья Коулов, сидящая за праздничным столом. А снизу открытку дополняла надпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». Эта открытка была издана тиражом в 1000 экземпляров. Эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Из этого тиража до наших дней сохранилось всего 12 открыток. Одна из них была недавно продана в Англии за 22 тысячи фунтов стерлингов.
Введение почтовой марки в 1840 году помогло популярности поздравительной открытки. Если до этого это было дорогим, вручную сделанным и лично продуманным подарком, то после открытка стала эффективным средством личной коммуникации. Другим фактором продвижения открытки в массы стало усовершенствование методов печати. В 1860-х годах типографское производство открыток было поставлено на поток, благодаря таким компаниям, как Marcus Ward & Co, Гудол и Чарльз Беннетт начали массовое производство поздравительных открыток. Они наняли известных художников, таких как Кейт Гринэуэй и Уолтер Крэйн, в качестве проектировщиков открыток и иллюстраторов.
В Германии история развития открытки продолжилась. На германской почтовой конференции, проходившей в ноябре 1865 года, было предложено выпускать «почтовый листок», одна сторона которого предназначалась для адреса, а другая – для текста. Но это предложение было отвергнуто. Позднее ещё возникали такие проекты. Причина такого интереса была проста –пересылка открыток оплачивалась бы не по дорогому почтовому тарифу, а по более низкой бандерольной таксе, поскольку они не являлись письмом. Но инициатива не находила понимания со стороны почтовых работников по вполне понятной причине – терять прибыль они не хотели.
В итоге первые почтовые открытки были выпущены 22 сентября 1869 года австрийским правительством. Это были листочки из плотной желтой бумаги размером 123*88 мм с почтовой маркой лимонно-желтого цвета в правом углу. Рисунков на этих открытках не было. Художественная почтовая открытка появилась несколько месяцев спустя. В июле 1870 года книготорговец Шварц из Ольденбурга выпустил открытку с небольшим рисунком, изображающим артиллериста с пушкой. В 1874 году на Всемирном почтовом конгрессе в Берне почтовая открытка получила официальное признание. К инициативе Австро-Венгрии присоединись почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Голландии. Через год к этому списку добавились Швеция, Норвегия, Цейлон, Франция, Испания, Румыния, Сербия и Чили.
Был установлен единый международный размер открытки - 90*140 мм. А несколько позднее, в 1925 году, был введен новый стандарт, сохранившийся и по сей день - 105*148 мм.
1.2. История открытки в России
Первые поздравительные открытки в Россию из Англии привозили купцы. На этих открытках был один рисунок без надписи, её потом наносили на русском языке, и стоила эта открытка по тем временам немалые деньги. Самостоятельная история создания открытки в России началась позднее – лишь в 1872 году появились первые открытые письма. Они не были иллюстрированы, и были выполнены на бумаге разных цветов. Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений. На одной стороне открытки писали адрес и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать». Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает».
Следующей важной вехой в истории развития открытки в России стал 1894 год, когда министр внутренних дел России разрешил выпускать бланки открытых писем частного изготовления – до этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.
С тех пор право на их распространение получили частные лица, эту дату можно считать рождением "поздравишки"(как ещё называли поздравительную открытку), как оригинального художественного жанра. Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы. Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: "Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года".
Открытки печатали различные издательства и фотоателье, с ними сотрудничали художники, в основном это были безвестные ремесленники. Но эскизы к "поздравишкам" рисовали и такие известные художники, как Билибин, Бенца, Беем, Беренштам, Добужинский, Остроумова-Лебедева и др. Как правило, внизу своих произведений они оставляли подпись. Некоторые открытки имели небольшие поздравления или четверостишия известных поэтов.
Послужили "поздравишки" и делу благотворительности. В 1898 году община святой Евгении («Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны») выпустила открытки. С ней сотрудничали многие известные художники, выпускали их и другие благотворительные общества. В сюжетах господствовал русский стиль с заснеженными избушками, лихими тройками и нарядными крестьянскими детьми. На обратной стороне открытки указывалось, в пользу какого благотворительного общества была издана "поздравишка", доходы от продажи шли на дела благотворительные и милосердия.
Именно с 1898 года начался так называемый золотой век открытки, продлившийся два десятилетия до 1918 года.
До революции праздничные открытки, как
их называли, выпускали к Рождеству Христову
и Святой Пасхе, поздравляли с Днем ангела,
в начале ХХ века стали посылать поздравления
с Новым годом. Открытки также использовали
и для рекламы, ненавязчиво помещая под
елочкой или сугробом рекламируемый товар.
Открытки изготавливались в основном
способом литографии, шелкографии, а также
фотографическим путем. Черно-белые фотооткрытки
вручную раскрашивались акварелью. Для
отделки использовались технологии конгревного
тиснения и высечки. Уникальной по сложности
исполнения и по красоте результата была
технология изготовления двойных открыток
с шелком. Шелк впрессовывался на бумагу
подложки машинным способом, затем выполнялось
конгревное тиснение поверхности, покрытой
тканью. И, наконец, заготовка покрывалась
еще одним слоем бумаги с фигурной высечкой.
Так на открытках появлялись, например,
необычайно яркие, объемные и почти что
живые цветы с шелковыми лепестками. Сейчас
наблюдается возвращение к применению
шелка для отделки открыток, но современным
образцам далеко до филигранности работ
мастеров прошлого.
После революции, в Советском Союзе открытки были сначала объявлены буржуазным предрассудком, однако со временем их производство вновь началось, поэтому все мы помним о прекрасных открытках, посвященных таким праздникам, как Новый Год, 23 февраля, 8 марта, День Победы, и 1 мая.
В 30-е годы XX века получила развитие цветная литография. Это дало значительный толчок в развитии промышленной поздравительной открытки. В 1940-50х годах в моду стали входить юмористические поздравительные открытки. На первых советских новогодних открытках изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля, позднее к ним присоединились Дед Мороз и Снегурочка. А уже через некоторое время промышленность выпускала широчайший ассортимент открыток, приятно радовавших глаз на витринах газетных киосков, заполненных традиционно неброской печатной продукцией. И пусть качество печати и яркость красок советских открыток уступали импортным, эти недостатки искупались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников.