Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:11, курсовая работа
Досуг - часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу досуга можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач.
В связи с нарастанием революционного движения в начале XX века общественные формы просвещения все чаще стали использоваться представителями различных политических движений для пропаганды своих идей. Под прикрытием различных занятий в кружках, в вечерне-воскресных школах проводились беседы на политические темы или чтение политической литературы.
Начало XX века также характеризовалось
развитием различных
Довоенный период 1917 – 1941
Второе и третье десятилетие XX века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили её содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоёв общества и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства.
Государство контролировало
содержание деятельности
Культурно-просветительные учреждения активно включились в работу по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах создавались пункты ликвидации неграмотности.
При клубах создавались полит кружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятельность. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театральные кружки ориентировались в основном на классические пьесы революционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободневные темы.
В связи с экономической разрухой, явившейся следствием гражданской войны и начавшегося после неурожая 1921 года голодом, государство вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 году губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учреждения. В конце 20-х годов в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х годов - Дворцы культуры, в сельской местности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 года стали появляться первые районные библиотеки и районные Дома культуры.
С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников "первой борозды", "урожая" и др.
Русская эстрада, сформировавшаяся
в самостоятельный вид
Одновременно с эстрадой в начале века не менее стремительно развивалось и другое молодое искусство - кино. В городах один за другим открывались кинотеатры, или, как они тогда назывались, синематографы. На этом этапе, т.е. в предреволюционное десятилетие, два молодых искусства - кино и эстрада шли рядом, рука об руку, завоёвывая зрителей, принадлежащих к самым разным общественным и социальным группам.
Мода на эстраду не могла не привести к штампованности продукции, рассчитанной на обывательский запрос и вкусы городского населения. Популярная тогда "рваные куплетисты", т.е. исполнители, выходившие на эстраду в костюме и гриме босяка, среди которых были и люди талантливые, развлекали аудиторию низкопробными куплетами. Примерно этот же процесс просматривается и в кино, которое Эл. Андреев называл "молохом", пожирающим литературу. Всё это не могло не породить презрительного отношения части интеллигенции к новым видам искусства - кино и эстраде, как низшим, рассчитанным на вкусы обывателя. Но если к кинематографу очень скоро, уже в 20-е годы, удалось завоевать авторитет одного из высших видов искусства, то эстрада продолжала вызывать, а порой и сей час ещё вызывает недоверчивое отношение, как "малая" форма, находящаяся где-то в периферии общего поступательного процесса художественного творчества.
Однако уже на
Так на общем фоне серости и штампованности дореволюционной эстрады, серийности её продукции, что эстетики считают типичными признаками "массовой" культуры, загорались огоньки, которые освещали дальнейший пуль эстрадного искусства, свидетельствовали о его потенциальных возможностях.
Бурно развивающаяся советская действительность ставила перед всем искусством, и в том числе перед эстрадой, интереснейшие творческие задачи. Руководствуясь указанием партии, советская эстрада стремилась решать эти задачи, активно участвовать в воспитании советских людей, в обогащении их духовной культуры.
На ряду с этим стало заметно тенденция к уменьшению форм досугового времяпрепровождения, характерных для быта российского населения в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церковь и отмечающих религиозные праздники.
1941 - 1945 года
Великая Отечественная война, длившаяся 1418 бесконечных дней и ночей и унесшая почти 27 млн. жизней людей, была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.
С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, Домов культуры, уменьшалась их сеть. Уже во второй половине 1941 года количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось на половину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военный госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения.
Деятельность учреждений культуры была подчинена организации масс на защиту Родины и решению насущных народохозяйственных задач военного времени.
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского союза. Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема советского патриотизма стала ведущей в их деятельности.
Были созданы разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки -передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времён гражданской войны.
Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов и др.
Пожалуй, наиболее полно это время отразилось в таких эстрадных жанрах, как песня и танец. Песня героическая, патриотическая, массовая постоянно звучит с эстрадных подмостков и оказывает влияние на песню лирическую. В результате такого взаимопроникновения возникают песни, в которых лирика приобретает гражданскую окраску.
Не только песни, но и танец идёт на прямое, открытое сближение с современностью. Бурной жизнерадостностью мироощущения, стремительностью темпа, активным утверждением положительных начал нашей жизни покоряли сюжетные композиции А. Редель и М. Хрусталёва, Н. Мирозоянц и В. Резцова.
Несколько медленнее осваиваются
новые темпы разговорными жанрами.
Трудности усугубляются тем, что
в это период, когда главным
для художника становится пристальное
внимание к разработке характера
советского человека, к его психологии,
изображение его жизни и
В ноябре 1944 года СНК РСФСР
принял постановление "О мерах
по улучшению работы изб-читален, сельских
клубов и районных домов культуры".
Предусматривались меры по восстановлению
закрывшихся в годы войны учреждений
культуры. Ставилась задача иметь
в каждом сельском Совете клуб, в
каждом районном центре - Дом культуры.
Постановлением СНК в феврале 1945
года был создан Комитет по делам
культурно-просветительных
Предстояло так же расширить сеть средних и высших учебных заведений, готовящих кадры для клубов, библиотек, музеев и других учреждений культуры.
1945-1990 года
В послевоенный период наметились изменения в культурных потребностях людей, способах проведения ими своего свободного времени. Это было обусловлено целым комплексом факторов: постепенным сокращением трудового дня для рабочих и служащих на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, способствующем увеличению количества свободного времени; повышением образовательного уровня населения, улучшением его жилищных условий, ростом доходов; процессами урбанизации, развитием СМИ и, особенно, появлением и распространением телевидения.
В течении 1945 - 1970 годов деятельность культурно-досуговых учреждений обогатилось новым содержанием по всем направлениям. Стала развиваться лекционная работа. Тематика лекций охватывала вопросы политики, экономики, науки, искусств, морали и т.п. В значительной степени оживлению лекционной работы способствовало возникновение в 1947 году Общества политический и научных знаний. Со второй половины 50-х годов в клубных учреждениях активно стало использоваться такая форма работы, как "тематический вечер". Это были вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой славы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов. Получили распространение "устные журналы", "световые газеты", а с конца 50-х годов возродились "воскресные чтения".
С середины 50-х годов получили
распространение агтационно-
Активизировалась работа клубных учреждений по проведению массовых праздников. С начала 50-х годов в стране начинает складываться традиция отмечать дни, посвященные различным профессиям.
Уделялось внимание работе с детьми. Во дворах жилых домов создавались детские клубы, кружки художественной самодеятельности, детские "комнаты". Организацию культурной работы брали на себя женсоветы домоуправлений или домовые комитеты при содействии культурно-досуговых учреждений: Дворцов и Домов культуры, библиотек, кинотеатров и др.
В 70 - 80-е годы в отличие
от предыдущего периода в
В 70 - 80-е годы продолжал
интенсивно развиваться туризм.
Широкий размах получили его
неорганизованные и
С середины 70-х годов начало развиваться самодеятельное фольклорное движение, представленное фольклорными ансамблями, любительскими фольклорными объединениями.
Несмотря на увеличившиеся
масштабы социально-культурной инфраструктуры
к концу 80-х годов в стране сохранялось
значительная региональная дифференциация
в особенности населения
Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличало клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты на селе. Основными причинами такого положения было отсутствие работы, соответствующей квалификации специалистов, плохие жилищные условия, низкая оплата труда. Для клубных работников особая трудность заключалась в нерегламентированности работы клубных учреждений, а также в моральном плане - падение престижа этих учреждений в глазах населения.
Телевидение сыграло тоже немаловажную роль. Телевизионный спектакль, телевизионный фильм и др. сложились быстрее, чем телевизионный концерт, специфика которого ещё осваивается голубым экраном.
И всё же такие завоевавшие завидную популярность передачи, как "Голубой огонёк", "Кабачок 13 стульев", "Бенефис", свидетельствует о тех органических связях, которые уже устанавливаются между искусством эстрады и телевидением. Свободное взаимодействие артистов с гостями на "Голубом огоньке" по-своему развивает традиции эстрадного театра, которые предстают в современном телевизионном варианте.
Информация о работе История развития досуговой сферы в России