История развития досуговой сферы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 17:11, курсовая работа

Описание работы

Досуг - часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу досуга можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач.

Файлы: 1 файл

курсовая рамис.docx

— 597.38 Кб (Скачать файл)

Введение

Досуг - часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу досуга можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д. Важное место в сфере досуга занимает общение с другими людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.). Часть досуга расходуется на пассивный отдых. Социалистическое общество ведёт борьбу за вытеснение из сферы досуга различных явлений "антикультуры" (алкоголизм, антиобщественное поведение и др.).

Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием, в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.

Отличительным качеством  культурного досуга является его  эмоциональная окрашенность, возможность  привнести в каждую форму занятий  душевные переживания. Досуговая сфера, кроме того, даёт субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

 

Объект исследования : культурно-досуговая деятельность

Предмет исследования: исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России

 

Цель исследования: Выявить и раскрыть исторические этапы развития культурно-досуговой деятельностью в России

 

Задачи исследования:

Изучить: Дореволюционную культуру в России и послереволюционную культуру в России.

Выявить: Культуру России в 90-хх и наши дни.

Обосновать: Использование лучших традиций культурно-досуговой деятельности в современном обществе

Анализировать: Старинный русский праздник Масленица в наши дни.

“Исторические этапы  развития культурно-досуговой деятельности в Росси ”

 

§1 “Дореволюционное и послереволюционное культура в России ”

 

XBVIII - XIX Века

XVIII век для России был  переходным моментом, а для ярмарочной  площадной культуры стало и  отправной точкой, началом яркого  и сложного, хотя и сравнительно  короткого пути, но об этом  погодя.

Эпоха Петра I

Эпоха Петра I знаменовала  глубочайшие перемены в жизни  страны. Становлению Российской империи  способствовали глубокие сдвиги в экономике  и политике: всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении  и психологии людей и, разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые  преобразования.

Из многочисленных явлений  культуры и быта, возникших или  начавших "новую жизнь" в Петровскую эпоху, обращу внимание на следующее.

Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению  торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок  и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу к 1830-х годов в России насчитывалось  более тысячи семисот ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, и к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек. Любопытно, что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба, "полагая по три фунта (примерно по 1.2 кг) на человека в сутки".

Площадь, бывшая центром  общественной торговли жизни города, стала с XVIII века и местом проведения массовых празднеств.

 

 Многолюдные гуляния  и праздники всегда входили  в городской быт, но на протяжении  долгого времени они полностью  копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и в тех же формах (ряженные на святках, катание на лошадях и с ледяных гор на масленицу, качели на пасху, завивание венков и хороводы "на природе" на троицу и т.п.). Сами гуляния назывались в народе "под горами" или "под качелями".

С XVIII века заметно различается  быт городов и деревень. Перемещение  традиционных земледельческих в новые, городские условия на могло не сказаться на их характере. В атмосфере промышленного города нарушаются такие существенные черты крестьянского праздника, как его строгая регламентация и обрядность, перестаёт ощущаться магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки языческая предназначенность празднеств. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, сфер быта, культуры, искусства.

В.О. Ключевский отмечал, что  ещё с середины XVII века на русское  общество "стала действовать иноземная  культура, богатая опытами и знаниями", причём это западное влияние неравномерно протекало в разные слои населения, коснувшись прежде всего его верхних кругов. Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор.

Слишком решительные и  смелые реформы не редко встречали  непонимание и отпор в различных  кругах патриархальной России, поэтому  Пётр "настойчиво искал новые  формы и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний".

Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления которого могли  приходить все желающие. Для популяризации  своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным зрелищам, как  уличные маскарады, торжественные  шествия (обязательно предполагавшее возведение триумфальных ворот), иллюминации, пародийные обряды и т.п. Здесь, с  одной стороны, использовались традиции народного святочного и масленичного ряженья, с другой - символы и аллегории  школьного театра.

Пётр увлекался фейерверками и часто принимал в них непосредственное участие, не жалея на их устройство денег, поскольку фейерверки обладали огромной зрелищной эффектностью и  доступны были широкому кругу зрителей. В то самый день, когда Петра I торжественно провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся храм Януса, освещенный двадцатью тысячами разноцветных огней. Опыт фейерверочного театра, "огненных действ", как их тогда называли, позднее использовался и для создания сценических эффектов в театральных постановках и в балаганных феериях.

XVIII век не без основания  называют "играющим веком". Действительно,  игровая стихия захватила многие  стороны общественной жизни и  быта, сама культура носила от части игровой характер. Однако, это столетие по праву считается и временем просвещения. Изменения в экономической, политической и культурной жизни России требовали всё большего числа грамотных, знающих людей. Развивалось книгопечатание, расширялся круг читателей, зарождалась и новая литература, отвечающая интересам демократических слоёв городского населения.

Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население (прежде всего городское) с европейским  ярмарочным искусством.

Формирующийся площадной  фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь  впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала  его к требованиям основного  своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.

Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит  и своеобразие площади придавала  также разнообразная реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому  виду следует отнести громкие  зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и  афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а  также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным явлением. Широко распространённая в обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением представлений в балаганах.

В XIX веке возникает новый  по содержанию и форме жанр устного  народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX века.

 

 Частушки - главный жанр  крестьянской лирической поэзии  в последнее столетие. Мир и  взаимоотношения людей в них  изображаются с точки зрения  деревенского человека. Они исходят  от крестьянина (преимущественно  в образе девушки или парня), к нему же обращены.

Сами частушки вполне определённо  говорят о своих возможностях и значении в жизни людей. Вот  одна из них:

 

 В песнях радость,  в песнях горе,

 

 В песнях и весельице.

 

 Только в песнях  нахожу

 

 Сердечку утешеньице.

 

 Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". В послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождало и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

Конец XVIII века

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины I, "ассамблей" (неотъемлемыми элементами которых  были музыка и танцы) постепенно стали  уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших  торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII века отмечен особо активной ролью императорского двора в  проведении балов, маскарадов, ужино  для дворянства.

С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные  формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных  учреждений. Уже в XVIII веке стали  появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге, создание в  Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, которые  я уже упоминала, организовываться художественные выставки.

 

Конец XIX- начало XX веков

 

 В конце XIX-XX веков  получили распространение аристократические  клубы и кружки по интересам  различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей  балета и др., которые объединяли  узкий круг людей из высших  слоев дворянского сословия.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного  образования. Их силами создавались  бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах.

К началу XX века хороводы у  сельских жителей практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались.

Последние десятилетия XIX-XX веков были отмечены расширением  сети образовательных учреждений в  сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные  образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные  учреждения посещались малоимущими  и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный  слой в среде городского населения. В начале XX века в целях своего собственного просвещения рабочие  стали создавать самодеятельные организации: "общества самообразования  рабочих". На рубеже XIX-XX веков в  России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию  разумных развлечений для народа.

Информация о работе История развития досуговой сферы в России