История развития музыкального искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:16, шпаргалка

Описание работы

Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще VI в. н. э. Славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в военных походах.
Была известна в России и четырехструнная гитара. В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включающие в себя как сольные, так и ансамблевые пьесы.
В конце XVIII в. в России появляется шестиструнная гитара. В начале XIX в. она становится модным инструментом и привлекает к себе поклонников из великосветского общества.

Файлы: 7 файлов

ВОПРОС 1.docx

— 62.46 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 2.docx

— 139.59 Кб (Скачать файл)

Вопрос 3

 

История развития гитары в России.

 

Ответ

 

 

 

 Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах. 
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще VI в. н. э. Славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в военных походах. 
     Была известна в России и четырехструнная гитара. В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включающие в себя как сольные, так и ансамблевые пьесы. 
     В конце XVIII в. в России появляется шестиструнная гитара. В начале XIX в. она становится модным инструментом и привлекает к себе поклонников из великосветского общества. 
     Появляются первые школы игры на этом инструменте. Старейшей школой, изданной в России, является "Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или руководство играть самоучкою на гитаре" Игнатия фон Гельда. Она вышла в начале XIX в. на русском и немецком языках. 
     Тогда же в Петербурге издаются "Этюды" и "Четыре сонаты для фортепиано и шестиструнной гитары" П. Гальяни, известного исполнителя и педагога, "Новый журнал для шестиструнной гитары" А. Березовского, "Концерт для шестиструнной гитаре с сопровождением оркестра" композитора Ашанина (1815г.). 
     В 1821-1823 гг. в Москве и Нижнем Новгороде были открыты "Музыкальные академии", в которые принимались юноши и девушки для обучения игре на гитаре. 
     Появляются выдающиеся русские исполнители на этом инструменте: Марк Данилович Соколовский (1818-1883) и Николай Петрович Макаров (1810-1890). 
     Большой вклад в развитие российского гитарного искусства внесли П. Петтолети (ок. 1800-1875), И. Деккер-Шенк (1826-1899), И. Клингер (ум. 1897), Ю. Штокман (1839-1905), В. Лебедев (1867-1907), Ю. Дьяков (1840-ок. 1910) и другие. 
     Названные гитаристы были известными исполнителями и педагогами, авторами школ и самоучителей, оригинальных сочинений, обработок и переложений для шестиструнной гитары. 
     Во второй половине XIX столетия наступает упадок гитарного искусства, коснувшийся как стран Западной Европы, так и России. 
     На несколько десятилетий гитара была отодвинута на второй план, и только к концу XIX в. она вновь начинает завоевывать симпатии и признание широкой общественности. 
Новое поколение гитаристов-виртуозов и композиторов продолжило лучшие классические традиции и подняло гитарное искусство на невиданную до этого времени высоту. 

 

В России шестиструнная гитара до XVIII в. не имела большого распространения. Позже постепенно она начала завоевывать популярность. Этому в немалой степени способствовали приезжавшие на гастроли гитаристы, в том числе такие виртуозы как Цани де Ферранти, Ф.Сор, М.Джулиани.

В начале XIX в. в России печатаются первые Школы игры на этом инструменте и различные нотные издания. Старейшей Школой, изданной в России, является "Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре" Игнатия фон Гельда.

В тот же период в Петербурге издаются "Этюды" и "Четыре сонаты" для фортепиано и шестиструнной гитары известного виртуоза, композитора и педагога П. Гальяни, "Новый журнал для шестиструнной гитары" А. Березовского, "Концерт для шестиструнной гитары в сопровождении оркестра" композитора Ашанина .

В 1821 - 1823 годах в Москве и Нижнем Новгороде были открыты "Музыкальные академии", в которых юноши и девушки обучались игре на гитаре. Появляются выдающиеся русские гитаристы-виртуозы - М. Соколовский, Н. Макаров, В. Лебедев.

Во второй половине XIX века наступает упадок гитарного искусства. Достигшая своего полного расцвета оперная, симфоническая и инструментальная музыка отодвинула гитару на задний план и задержала ее развитие на многие десятилетия. Но в еще большей степени способствовали этому мещанская мода и вкусы, распространившиеся во всех слоях общества. Основным назначением гитары стали считать примитивный аккомпанемент песенкам и романсам, музыканты перестали относиться к ней как к серьезному инструменту. Многие старые традиции сошли на нет, погибло несчетное количество редких нот и манускриптов; талантливых исполнителей и композиторов становилось все меньше - дилетантство и невежество захлестнули гитарное искусство. Это в полной мере коснулось и России.

Знаменитый гитарист Марк Данилович Соколовский после блистательных выступлений в Москве в 1847 г. и других городах России, после огромного успеха в Лондоне, Париже, Берлине мечтал всю жизнь преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные уроки.

Не менее известный Николай Петрович Макаров, гитарист-концертант, тоже старался доказать, что этот инструмент заслуживает большего внимания. В 1856 г. он попытался организовать международный конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а также мастеров, изготавливающих эти инструменты. Таким путем он рассчитывал выявить новых прекрасных музыкантов, новые произведения и новых мастеров. Но это большое дело никто не поддержал. Свое намерение Макаров все же осуществил, но не в России, а в столице Бельгии – Брюсселе.

И все же гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России того времени. В произведениях композиторов XIX в. явно ощущается ее влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М.Глинки и А.Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения. Путешествуя по Италии, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильосоздал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: «Арагонскую охоту» и «Ночь в Мадриде». Композиторы А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилев и другие свои широко популярные романсы и песни написали в расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанименту. Свои задушевные романсы, полные элегической грусти или романтической взволнованности, Варламов пел, сопровождая их мягкими переборами на гитаре.

В начале XX в. в России гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением.

Преподавать гитару в музыкальных училищах и школах в России начали только в 30-х годах прошлого столетия. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П.С. Агафошин и П.И.Исаков. До этого времениАгафошин участвовал как исполнитель во многих концертах. Аккомпанировал выдающимся певцам Ф. Шаляпину, Д. Смирнову, Т. Руффо. Признанием исполнительского искусства Агафошинаявилось приглашение участвовать в опереМассне "Дон Кихот" в Большом театре в 1916 году, где он аккомпанировал Ф.И. Шаляпину. Более 40 лет Агафошинпроработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. За 20 лет работы в Музыкальном училище им. Октябрьской Революции и Московской государственной консерватории он подготовил огромное количество гитаристов, исполнителей, педагогов, среди которых многие получили широкое признание (А. Иванов-Крамской, Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю. Михеев, А. Кабанихин, А. Лобиков и другие).

Александр Иванов-Крамской (1912 - 1973) - выдающийся русский гитарист, композитор, дирижер, педагог, автор "Школы игры на шестиструнной гитаре", один из немногих советских музыкантов-гитаристов, удостоенных звания заслуженного артиста РСФСР (1959). Родился 26 июля 1912 года в Москве. Учился в музыкальном техникуме имени Октябрьской революции у Петра Спиридоновича Агафошина(шестиструнная гитара), затем в Московской консерватории (курсы повышения квалификации). Сыграл огромную роль в развитии шестиструнной гитары в России.

Выступал как солист и в ансамбле с певцами (Н. А. Обуховой, И. С. Козловским). С 1932 года работал на Всесоюзном радио. В 1939 году получил 2-ю премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. В 1939-45 гг. дирижёр Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. В 1947-52 годах дирижер Русского народного хора и оркестра народных инструментов Всесоюзного радио. Автор пьес и школы для шестиструнной гитары. Его гитарные сочинения (среди которых два концерта для гитары с оркестром) пользуются большой популярностью среди гитаристов.

Педагогическая деятельность А. М. Иванова-Крамского протекала в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, где с 1960 по 1973 год он возглавлял класс гитары, подготовив немало талантливых музыкантов. Затем преподавал в Институте культуры.

Александр Михайлович Иванов-Крамской был видным музыкально-общественным деятелем, отдавшим все свои силы пропаганде гитарного искусства. После долгих лет забвения, благодаря выдающемуся исполнителю и педагогу, гитара вновь обрела статус профессионального концертного инструмента и стала преподаваться в средних и высших музыкальных заведениях нашей страны.

 


ВОПРОС 3.docx

— 151.30 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВОПРОС 4.docx

— 22.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВОПРОС 5.docx

— 15.84 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 6.docx

— 17.37 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Перечень вопросов по методике ЭО гитара.docx

— 11.10 Кб (Скачать файл)

Информация о работе История развития музыкального искусства