История развития музыкального искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:16, шпаргалка

Описание работы

Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще VI в. н. э. Славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в военных походах.
Была известна в России и четырехструнная гитара. В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включающие в себя как сольные, так и ансамблевые пьесы.
В конце XVIII в. в России появляется шестиструнная гитара. В начале XIX в. она становится модным инструментом и привлекает к себе поклонников из великосветского общества.

Файлы: 7 файлов

ВОПРОС 1.docx

— 62.46 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 2.docx

— 139.59 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВОПРОС 3.docx

— 151.30 Кб (Скачать файл)
  1. ВОПРОС

 

Начальный период обучения. Основы звукообразования на гитаре. Устройство инструмента. Способы и приёмы звукоизвлечения. Посадка.

 

ОТВЕТ

  Электрогитара. Постановка игрового  аппарата. Основные

приёмы игры.

Электрогитара подвешивается и фиксируется в определённом, удобном

положении при помощи ремня, как при игре стоя, так и при игре сидя. Сидя,

электрогитару можно держать на правом или на левом бедре. Корпус играюще-

го держится прямо, свободно, не напряжённо, может слегка наклоняться к ин-

струменту. Правая рука касается инструмента пальцами (медиатром) и пред-

плечьем. При игре пальцами применяется такая же постановка руки и исполь-

зуются в основном те же приёмы игры, что и на классической гитаре. Широко

распространён способ звукоизвлечения медиатром. Медиатор (иначе плектр)

предназначен для защипывания струн на гитаре и некоторых других струнных

музыкальных инструментов и обычно представляет собой пластинку различных

размеров и форм. Современные медиаторы могут изготавливаться из различных

материалов – металла (существует мнение, что такой медиатор портит струны

намного сильнее, чем любой другой), кости, дерева, пластмассы. Пластик явля-

ется наиболее дешевым и распространенным.

Медиатор не используют при игре на классической гитаре. Обычно им

играют на эстрадной гитаре, а также, безусловно, на электрогитаре. Медиатор

даёт резкий, агрессивный звук.

Толщина медиатора может сильно варьироваться, но наиболее ходовые

значения лежат в пределах 0.38 – 3 мм. Не секрет, что от толщины медиатора

тембр извлекаемого звука может кардинально меняться. В общем случае, чем

тоньше медиатор, тем больше высокочастотных составляющих появляется в

спектре сигнала. Однако при игре толстым медиатором звучание становится

более плотным и напряженным. Обычно толстые медиаторы используют при

игре сольных партий, «тяжёлых» ритм - гитарных партий и т.п., поскольку вы-

разительность гитары в данной ситуации ставится во главу угла. В случае, ко-

гда гитарист исполняет какую-либо аккомпанирующую «бренчащую» партию,

можно порекомендовать использовать медиатор малой толщины (0.46 мм или

чуть толще)- аккорды будут звучать по динамике гораздо более равномерно.

При игре аккомпанемента на акустической гитаре также рекомендуется приме-

нение тонкого медиатора. Это связано с тем, что акустическая гитара ощущает-

ся в группе других инструментов как некий высокочастотный «звон», а, как

было сказано выше, тонкий медиатор способствует такому звучанию. Конечно,

при игре на акустической гитаре сольных партий следует применять толстые

медиаторы.

Медиаторы также бывают разной формы и размера. Каждый гитарист

выбирает для себя наиболее удобную форму. Способов держания медиатра мо-

жет быть несколько, главное условие здесь –возможность включения всех

мышц руки и максимальное количество степеней свободы. Держат медиатр

достаточно плотно, следя за тем, чтобы он не перемещался в пальцах при ударе

по струне. Нужно слегка поджимать пальцы в самый момент контакта и рас-

слаблять их после удара. Существует два различных способа игры медиатром.

Один из них –п ер ем ен ны й ш тр их, а другой с ви п Переменный штрих -удар

производится вниз или вверх и направлен по возможности перпендикулярно

направлению струн под небольшим углом к плоскости деки. Кисть и пальцы

при ударе слегка поворачиваются, и медиатор может либо остановиться на сле-

дующей струне или закончить движение, находясь после удара в воздухе. С ви п

(скользящий  удар) –медиатор не останавливается, а продолжает движение, из-

влекая поочерёдно звук из каждой следующей струны. Переменный штрих раз-

вивает хорошее чувство ритма. Регулярное движение помогает лучше ориенти-

роваться в ритмической пульсации, что совершенно необходимо. Кроме того,

каждой ноте соответствует определённый «удар», поэтому переменный штрих

способствует получению ясного, артикулированного звука, причём с его помо-

щью можно сыграть любую последовательность нот, не вычисляя заранее схе-

му ударов медиатором. Преимущества с ви па- в экономичности; чем меньше

движения, тем выше скорость. С помощью свипа можно исполнить то, что пе-

ременным штрихом сыграть невозможно.

П ос та но вк а л ев ойр ук и, с ме нап оз иц ий а пп ли ка ту рал ев ойр ук и, б ол ь-

ш ин ст воп ри ём овб аз ир ую тс я н а п ри нц ип ахи гр ы н а к ла сс ич ес ко й г ит ар е. Не-

смотря на это, есть масса чисто электрогитарных тонкостей дающих ей своё,

неповторимое звучание. Название многих терминов, приёмов игры имеет анг-

лоязычную, в отличие от классической испано-итальянской, основу.

Табулатура –специфическое понятие свойственное только электрогита-

ре либо бас гитаре. Это 6 горизонтальных линеек (очень похожих на нотоно-

сец), графически представляющих гриф гитары. Линейка обозначает струну

(верхняя  –1-я струна, нижняя –6-я), а цифра  на них –номер лада, на котором

рекомендуется её прижать. При записи гитарной музыки на бумаге табулатура

обычно располагается под нотной строкой и объединена с ней окаладой. Если

табулатура не сопровождается нотоносцем, то к цифрам, обозначающим номера

ладов приписываются «штили» и «рёбра» для обозначения длительности (це-

лые ноты пишутся цифрой обведённой кружком). Таким образом, можно ска-

зать, что на нотном стане написано то, что звучит (музыка), а в табулатуре даны

указания по исполнению (т. е. «где и как»), то есть использование табулатуры

позволяет не перебирать все возможные варианты, а использовать авторскую

аппликатуру.

Бенд. Суть приёма в том, что взятая нота тянется пальцами поперёк

грифа (как правило, 1, 2, 3-я струны вверх, т. е. к 6-й, а 4, 5, 6-я в низ, т. е. к 1-

й). Таким образом, происходит усиление натяжения струны и, следовательно,

повышается её строй и получается новый звук «ниоткуда», без атаки (вторая

нота не извлекается). Ещё один плюс бенда в возможности получить «не темпе-

рированные» ноты –повышенные на четверть тона или на восьмую его часть

или плавное повышение высоты звука на 1.5, 2, а иногда и 2.5 тона.

Для обозначения бенда в тексте ноту, от которой необходимо подтяги-

вать пишут мелкой (наподобие форшлага, но без штиля), ноту до которой тя-

нется струна, пишут обычной. Обе ноты объединяют видоизменённой лигой

больше напоминающей вершину треугольника. В табулатуре ноту, от которой

тянуть обозначает первая цифра, до которой тянуть –следующая за ней в скоб-

ках, а сам приём изображается стрелкой вверх. Над стрелкой пишут букву «B».

Другой вариант записи, когда и на нотоносце и в табулатуре пишется только

исходная нота (та от которой тянут), над ней стрелка вверх и дробью количе-

ство тонов и полутонов до требуемой высоты (1/2 или 2/1). Целотоновый бенд

пишется либо просто стрелочкой вверх, либо стрелочкой и надписью «full».

Медленный бенд. В отличие от обычного бенда, когда подтяжка произ-

водится с минимальным опозданием от удара медиатора и создаётся впечатле-

ние форшлага, при медленном бенде, процесс растянут во времени и укладыва-

ется в указанную длительность. Над значком подтяжки при этом пишут «slow».

Нота извлекается только один раз и самом начале приёма.

Бенд и возврат. Струна ударяется медиатором, подтягивается и возвра-

щается в исходное (неподтянутое) состояние в рамках указанных длительно-

стей. Возврат обозначается в нотах всё той же видоизменённой угловатой ли-

гой, а в табулатуре стрелкой вниз и буквой «R». В этом случае стрелки подтяж-

ки и возврата соединены, потому что эти два приёма не разделяются ударом

медиатора.

Пребенд (предварительная подтяжка). Прием, при котором струна бы-

стро и беззвучно подтягивается, извлекается и опускается в пределах указанной

длительности. Беззвучное подтягивание в табулатуре обозначается пунктирной

стрелкой, а сам приём буквами «PB».

Возврат. Приём обратный бенду по звучанию похож на нисходящий

форшлаг. Исполняется как пребенд, но возврат происходит быстро. Обознача-

ется так же как бенд, только стрелка направлена вниз и буква «R» вместо буквы

«B».

Составной бенд. Исполняется как бенд с быстрым возвратом плюс ещё

один бенд, причём обычно на разные высоты (на тон и полтора или на пол тона

и тон). Медиатором извлекается только первая нота. В табулатуре это три со-

единённых стрелки и буквы «BRB».

«Держать подтяжку». Исполняется бенд и удерживая его извлекаются

следующие ноты в указанном ритме. Приём может закончиться возвратом или

беззвучным возвратом. Обозначается пунктирной линией (наподобие переноса

на октаву) и надписью «hold».

Дабл-стоп. Одновременно извлекаются и подтягиваются две струны.

Сложность заключается в том, чтобы контролировать высоту бендов особенно

когда подтяжку необходимо сделать на разную высоту.

Вибрато. Прием, позаимствованный у предка –классической гитары, но

изрядно изменённый. Если на нейлоновых струнах возможно только продоль-

ное вибрато, суть которого в раскачивании (перекатывании) пальца прижи-

мающего струну вдоль грифа, так как они не тянутся, то на электрогитаре воз-

можно всё! В основном, за исключением Би Би Кинга, конечно, который при

исполнении вибрато снимает большой палей с грифа и использует его как про-

тивовес мизинцу, раскачивая палец удерживающий струну так, что получается

мельчайшее вибрато, используется поперечное вибрато. Фактически оно состо-

ит из серии последовательных бендов и релизов. Глубина вибрации (т.е. высота

подтяжки) зависит от конкретной ситуации и варьируется от ¼тона в блюзе до

1 и ½тона в стиле «неоклассик» (струны –0.08). Скорость чередования бендов

и релизов также может быть различной. Вибрато обычно обозначают волнистой

линией, расположенной над нотой, которую следует вибрировать.

Широкое вибрато. Надпись «Wide» («широкий») над волнистой линией

обозначающей само вибрато говорит о том, что его следует играть широко.

Глубина вибрации в этом случае составляет 1 –1 ½тона.

Легато. Как и в классической гитаре, легато –это связное исполнение

звуков, при котором они плавно (без атаки) переходят один в другой.

Хаммер. В этом случае первая нота извлекается медиатором. Вторая

рождается от удара пальцем левой руки по струне на указанном ладу. В табула-

туре обозначается буквой «H» над лигой.

Пулл. Вторая нота расположена ниже первой. Чтобы сыграть легато, на

струну ставятся два пальца на две соответствующие ноты. Первая нота извлека-

ется медиатором, а вторая путём сдёргивания пальца левой руки прижимающе-

го верхнюю ноту. При этом сдёргивающий палец цепляет струну подушечкой,

чтобы звук получался громким и плотным.

В классической гитаре рекомендуется производить сдёргивание с опо-

рой на соседнюю, более тонкую, струну. Таким образом, усилие сдёргивания

направлено не вверх, а вниз параллельно грифу (что делает этот вид легато по-

хожим на зацеп струны медиатором, когда усилие направлено вбок) издавая

действительно плотный и громкий звук.

Хаммер-из-ниоткуда. Палец левой руки сильно ударяет струну, плотно

прижимая её к грифу. Удар медиатором не производится. Этот приём очень

любят Джо Сатриани, Нано Беттенкурт, Ингви Малмстин, Стив Вай и многие

другие, разница лишь в способе глушения соседних струн при исполнении се-

рии залигованных нот без медиаторной атаки. Если Сатриани и Малмстин глу-

шат струны ладонью правой руки прижатой к струнам ниже извлекаемых левой

рукой нот, что больше напоминает элемент сценического поведения, то Беттен-

курт и Вай (не смотря на то, что его учитель не кто иной, как сам Сатриани) ис-

пользуют для этого пальцы правой руки при её стандартном расположении над

звукоснимателями.

Мелизмы. Мелизмы, играющиеся легато на электрогитаре по исполне-

нию идентичны классическим.

Слайд. Данный приём в электрогитаре, в отличие от классики (глиссан-

до), где звучание отдельной струны меньше по времени, получил довольно ши-

рокое применение. Стандартный слайд исполняется следующим образом: пер-

вая нота извлекается медиатором, а затем, не отпуская струны, палец левой ру-

ки движется по ней до указанной ноты. Фактически это легато, но при медлен-

ном исполнении становятся слышны ноты лежащие между двумя основными, а

стандартный хаммер или пулл даёт только две ноты. Обозначается соединением

двух нот прямой, лигой и буквой «S».

Слайд с ударом. Исполняется, как и обычный слайд, но вторая нота из-

влекается медиатором и в нотации отсутствует лига. Слайд-форшлаг. Зачастую

слайд используется как форшлаг, причём иногда вспомогательная нота выпи-

сывается, а иногда нет (т.е. в этом случае важен характер атаки, а не сами но-

ты). В этом случае, как правило, играется стандартный легатный слайд. (Стив

Вай просто обожает этот приём, им пестрит, практически, каждая его компози-

ция).

Слайд-сброс. После того как нота отзвучала нужное время, не отпуская

пальца левой руки от струны, делается длинный слайд к началу грифа, а затем

струна отпускается и замолкает.

Слайд вверх. После окончания длительности ноты исполняется слайд

вверх в сторону подставки, обычно к неопределённой ноте.

Медленный слайд. Так же как и медленный бенд медленный слайд ис-

полняется в течение всей длительности ноты. Обозначается надписью «slow

ВОПРОС 4.docx

— 22.83 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВОПРОС 5.docx

— 15.84 Кб (Скачать файл)

ВОПРОС 6.docx

— 17.37 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Перечень вопросов по методике ЭО гитара.docx

— 11.10 Кб (Скачать файл)

Информация о работе История развития музыкального искусства