Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:16, шпаргалка
Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.
Русский историк Н. Карамзин писал, что еще VI в. н. э. Славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в военных походах.
Была известна в России и четырехструнная гитара. В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включающие в себя как сольные, так и ансамблевые пьесы.
В конце XVIII в. в России появляется шестиструнная гитара. В начале XIX в. она становится модным инструментом и привлекает к себе поклонников из великосветского общества.
Вопрос 2
Развитие творческих навыков и образности музыкального мышления учащихся.
Ответ
Развитие основных музыкальных способностей. Общие вопросы
развития мелодико-гармонического мышления.
Исполнителю на гитаре, так же как и всем другим музыкантам, необхо-
димо иметь хороший относительный слух, хотя обладающий абсолютным слу-
хом имеет некоторое преимущество. Зачастую развиваясь при условии дли-
тельных и систематических упражнений, исполнении, прослушивании музыки
относительный слух приобретает качество абсолютного. Развитие музыкально-
го слуха с помощью сольфеджирования давно утвердилось и хорошо себя заре-
комендовало в системе музыкального образования. Однако типовой школьный
курс сольфеджио по своему объёму и задачам ни в коей мере нельзя считать
достаточным. Безусловно, в изучении теории музыки нельзя отказываться от
традиций и основ, сложившихся в XIX веке в европейской и национальной му-
зыкальной культуре, потому что это и есть Школа. Но мы то живём в XXI веке,
всё в мире изменилось, и вместе с миром изменилась и музыка. И особенно это
касается вопросов подготовки учащихся эстрадной специализации. Необходима
адаптация методики и занятий по развитию музыкального слуха под требова-
ния и задачи, которые ставит перед учащимися освоение современной музыки,
в том числе и эстрадно-джазовой.
Как известно понятие музыкальный слух делится на два основных под-
вида: слух мелодический и слух гармонический. Как правило, развитию перво-
го, мелодического, уделяется гораздо больше внимания, чем гармоническому. В
результате большинство выпускников музыкальной школы, а зачастую и музы-
кальных училищ, не могут подобрать аккомпанемент к не очень сложной песне.
Они просто не слышат гармонической основы.
Например, надо уделять больше внимания изучению и слуховому ана-
лизу различных септаккордов: большому мажорному (мажорное трезвучие с
большой септимой), малому мажорному и минорному (трезвучие с малой сеп-
тимой), полууменьшенному (малому вводному, уменьшенное минорное трезву-
чие с малой септимой), уменьшенному (уменьшенное трезвучие с уменьшенной
септимой). А главное объяснять, как применяются в различных стилях эстрад-
ной музыки, в отличие от традиционной классики. Целесообразны упражнения
в диктантах, состоящих из записывания знакомых мелодий, а потом подбор ак-
компанемента к ним (в буквенно-цифровой системе) сначала с инструментом,
потом без него. Постоянное внимание и тренировка в определении высоты му-
зыкального звука, выстраивание мелодической линии, построение гармониче-
ских функций являются полезными занятиями по улучшению слуха. Здесь це-
лесообразна такая последовательность упражнений: сначала учащийся играет
сам, потом определяет высоту отдельных звуков своего инструмента, когда иг-
рает другой музыкант, определяет аккорды аккомпанемента (сначала характер и
вид, потом высоту в данной тональности), а потом определяет высоту отдель-
ных звуков, мелодических линий, аккордов на фортепиано и других инструмен-
тах.
Разумеется, приведёнными упражнениями не исчерпываются все воз-
можные приёмы развития слуха. Каждый педагог может разнообразить и ум-
ножить эти приёмы, приспосабливая их к условиям, в которых происходит ра-
бота.
Чувство ритма, являющееся одной из существеннейших музыкальных
способностей, также должно воспитывается с первых шагов обучения. Занима-
ясь с начинающими, преподаватель всегда встречается с трудностями в дости-
жении ритмического исполнения. Арифметическое объяснение соотношений
музыкальных длительностей (учащийся) понимается обычно очень скоро, но
исполнение при этом продолжает ещё оставаться неритмичным. Для воспита-
ния этого навыка требуется время и систематическая тренировка под наблюде-
нием преподавателя.
Известный швейцарский педагог Е.Жак-Далькроз в своей книге «Ритм»
так изложил принципы ритма:
1. Всякий ритм есть движение.
2. Всякое движение протекает во времени и пространстве.
3. Внести порядок в движение человека, значит, воспитать в нём чувство
ритма [22, 92].
И с этим легко согласиться, ибо неритмичный человек –это зажатый человек,
не имеющий управлять своими мускулами.
В эстрадной музыке необходимо изучить ритмические основы стиля
блюз, так как на нём основаны все стили современной эстрадной музыки от
диксиленда до фьюжн и фанка, от рок-н-ролла до хард-рока и металла. Блюз,
прежде всего, отличается особой энергией, которая достигается с помощью ак-
центов и артикуляции. Такая энергетическая наполненость блюзовой фразы на-
зывается «свинг» (буквально –качать, раскачивать). Чтобы раскачать фразу,
влить в неё энергетический импульс, нужно научиться трём основным приемам,
на которых основан свинг.
1) Т ри ол ьн ыйт ай ми нг Восьмые в блюзе, подчиняясь триольной пульсации аккомпанемента,
становятся триольными. Пульс в блюзе называется тайминг. Чтобы выработать
триольное деление восьмых - триолъный тайминг - нужно сначала играть три-
оль, а затем лиговать первые две ноты, сохраняя триольное наполнение вось-
мых.
2) А кц ен т « ОФ Ф –Б ИТ »
Когда станет получаться триольный тайминг, переходите к выработке
акцента "ОФФ-БИТ" Суть его заключается в том, что, поскольку бас и бараба-
ны играют четвертями, сильные доли уже "заняты" и солисту приходится про-
биваться между долями ("офф" буквально - между). Для этого нужно делать ак-
цент "на и", т. е. на каждую вторую восьмую: 1-И-2-И-3-И-4-И.
3) Т ем бр ал ьн ыйа кц ен т « ДУ–Б АП »
Кроме того, что каждую вторую акцентируют, разницу между ударной и
безударной восьмой в блюзе подчеркивают с помощью тембрального акцента
"ДУ-БАП".
Когда первую восьмую
слоге "ДУ", а вторую "высветляют", артикулируя гласной "А" в слоге "БАП". И
не важно, на каком инструменте вы играете, на духовых, струнных и клавиш-
ных можно добиться тембральной разницы между восьмыми. Для этого нужно
во время игры продевать восьмые, артикулируя их слогами «ДУ-БАП». (При-
ложение 4)
Все эти приёмы лучше отрабатывать непосредственно в процессе обу-
чения, например, при изучении ладов и гамм или непосредственно перед изуче-
нием той или иной пьесы, а также в процессе развития мелодико - гармониче-
ского мышления и освоении курса импровизации.
Вообще практика показывает, что именно ритмичность исполнения,
чувство свинга, умелое синкопирование и т.д. –наиболее трудные моменты в
обучении игры в эстрадно-джазовых стилях, поэтому этим компонентам испол-
нения следует уделять большое внимание в процессе работы с учащимися.
Необходимо строить учебный процесс исходя из знаний о свойствах памя-
ти и путях её развития.
Например, зачастую ученик готовит к конкретному академическому кон-
церту, зачёту или экзамену определённые гаммы, этюды и пьесы. После выступ-
ления на концерте или сдачи экзамена и зачёта весь этот материал отбрасывается
и изучается новый. Что мы получаем? Учащийся ввёл эту информацию, на уро-
вень оперативной памяти, а до уровня долговременной памяти, т.е. формирования
знаний, умений и навыков дошло очень мало этой информации. Отсюда страдает
и выразительность и техника исполнения, хуже развивается чувство метро-
ритмической пульсации, музыкальный слух, да и музыкальное мышление в целом.
Необходимо строить учебную работу так чтобы ученик к концу учебного
года играл наизусть хотя бы 10-12 пьес и этюдов, не забывал повторять их на лет-
них каникулах. В этом случае прогресс в музыкальном развитии учащегося более
реален.
Музыканты и музыкальные психологи придают большое значение спо-
собности, которое называется музыкально-слуховыми представлениями. Под этим
понятием подразумевается способность оживлять в сознании слуховые впечатле-
ния и особым образом преобразовывать услышанную ранее музыку –из сферы
деятельности наглядно-практического и наглядно-образного мышления в теоре-
тическо-образное. Однако не все традиционные методы обучения приводят к ак-
тивному формированию музыкально-слуховых представлений. Аккомпаниаторы
и дирижёры часто рассказывают поразительные вещи о не музыкальности извест-
ных певцов и инструменталистов. И, в основном, это не их вина, а скорее их беда,
ведь обучение, которое развивает только репродуктивное мышление, часто при-
водит к таким печальным последствиям.
Программа обучения эстрадно-джазового гитариста должна быть мак-
симально сбалансирована по всем основным предметам: специальность, ан-
самбль (оркестр), музыкальная грамота, сольфеджио, общее фортепиано, пото-
му что музыкант, играющий эстрадную музыку на приличном уровне, совме-
щает в себе функции сольного и оркестрового исполнителя, а также импровиза-
тора и аранжировщика. Понятно, что в задачи образования в музыкальной шко-
ле не входит подготовка профессиональных музыкантов, но необходимо зало-
жить основы нужных теоретических знаний и технических навыков, а главное
научить юного музыканта осмысленной игре на гитаре. Поэтому проблема раз-
вития опосредованных связей между моторикой движений при игре на инстру-
менте и слуховыми ощущениями музыканта особенно актуальна. В контексте
обучения игре на гитаре речь идёт о развитии аппликатурного мышления.
В эстрадно-джазовой музыке широко применяется буквенно-цифровая
система обозначения нот и аккордов:
C - до; D - ре; E - ми; F - фа; G - соль; A - ля; H-
си, B-си бемоль (в класс.);В-си (в эстр.); m-минор; Am-ля минор (трезв.).
Для того чтобы ученик хорошо усваивал теоретические знания, а глав-
ное успешно применял их практике, целесообразно применять параллельное
обучение по трём направлениям:
1) Изучение материала на нотоносце; пропевание интервалов, аккордов,
мелодических построений.
2) Игра пройденного материала на фортепиано.
3) Игра пройденного материала на гитаре.
В практике преподавания в музыкальной школе такой подход преду-
сматривает согласованные действия трёх педагогов разных специальностей
1) Преподавателя теории музыки и сольфеджио.
2) Преподавателя по общему фортепиано.
3) Преподавателя по спец. инструменту (гитаре).
На практике это достаточно сложно осуществимо, но как представляет-
ся, это самый верный путь для достижения хороших результатов. Например,
возможно совмещение преподавания теории музыки и общего фортепиано од-
ним педагогом, конечно при условии его достаточной компетенции во всем, что
касается обучения именно эстрадно-джазовой музыке. То есть он должен знать
и теоретическую основу, и уметь играть всё это на инструменте.__