История возникновения фарфора в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos - глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается.
Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..1
Глава 1. Разновидности фарфора, использующегося для изготовления предметов интерьера …...…………………………………………………………..2
1.1 Виды фарфора …………………………………….……………………………..2
1.2 Производства фарфора ………………………………………………….………5
1.3. Украшения на фарфоре ………………………………………………………...7
1.4. Классификация фарфоровых изделий ………………………………………...8
Глава 2. История фарфора ………………………………………………………….9
2.1. Возникновение промысла ……………………………………………………...9
2.2. Рецепт фарфора в России ……………………………………………………..10
2.3. Развитие фарфорового производства ………………………………………..13
2.4. Расцвет русского фарфора ……………………………………………………14
2.5. Агитационный фарфор ……………………………………………………….15
2.6. Русский фарфор в наше время ……………………………………………….16
Глава 3. История становления и развития Ломоносовского (Императорского) фарфорового завода ……………………………………………………………….18
3.1. Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод ……………………..18
3.2. Русский ампир. Александр I. Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III …………………………………………………….20
3.3 Развитие завода в конце XIX и на протяжении XX века ……………………23
3.4. ЛФЗ - Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод сегодня …….26
Заключение …………………………………………………………………………29
Список литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная работаистории искусств по фарфору.docx

— 1.59 Мб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Кемеровский государственный  университет культуры и искусств"

Кафедра культурологии

 

 

 

 

История возникновения фарфора в России

Контрольная работа по дисциплине

"Теория и история  народно декоративно прикладного  творчества "

 

 

Профиль подготовки: народная художественная культура

071500.62

(бакалавриат)

 

 

 

 

Исполнитель: Киселева Наталья Михайловна

группа ДПТ-131

Научный руководитель: Попова Наталья Сергеевна

 

 

 

Кемерово 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………..1

Глава 1. Разновидности фарфора, использующегося для изготовления  предметов интерьера …...…………………………………………………………..2

1.1 Виды фарфора …………………………………….……………………………..2

1.2 Производства фарфора ………………………………………………….………5

1.3. Украшения на фарфоре ………………………………………………………...7

1.4. Классификация фарфоровых изделий ………………………………………...8

Глава 2. История фарфора ………………………………………………………….9

2.1. Возникновение промысла ……………………………………………………...9

2.2. Рецепт фарфора в России ……………………………………………………..10

2.3. Развитие фарфорового производства ………………………………………..13

2.4. Расцвет русского фарфора ……………………………………………………14

2.5. Агитационный фарфор ……………………………………………………….15

2.6. Русский фарфор в  наше время ……………………………………………….16

Глава 3. История становления и развития Ломоносовского (Императорского) фарфорового завода ……………………………………………………………….18

3.1. Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод ……………………..18

3.2. Русский ампир. Александр I. Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III …………………………………………………….20

3.3 Развитие завода в конце XIX и на протяжении XX века ……………………23

3.4. ЛФЗ - Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод сегодня …….26

Заключение …………………………………………………………………………29

Список литературы ………………………………………………………………...30

Приложение ………………………………………………………………………...33

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, рожденным из его жизненно необходимых потребностей. В первобытные времена ее производство определялось исключительно факторами пользы. Творческих замыслов сначала не было. Высокоразвитые культуры древности заявляли, однако, в этой сфере весьма определенные притязания, со временем все более усиливающиеся. Экспериментировали не только в технологическом плане, но сознательно обращали внимание на художественную ценность изделия. Совершенствовалось качество черепка, и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а оформление наружной поверхности делать богаче. Так, в конце концов, керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история, неуклонно направленная все к более высоким целям.

Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos - глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается.

Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Производство фарфора в России неразрывно связано с историей Ломоносовского завода. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры.

Цель данного исследования: проследить историю возникновения и

 

 

1

развития промышленного производства фарфора в России.

Задачи:

1. Изучить рецептуру производства  различных видов фарфора в  России.

2. Ознакомиться с основными  видами декорирования фарфоровых  изделий.

3.Систематизировать исторические сведения о происхождении, становлении и развитии Императорского фарфорового завода в России. 

Гипотеза

Гипотезой данной работы является, предположение о том, что фарфоровое производство в России, на протяжении своего существования, не однократно претерпевало серьёзные изменения, положительно влияющие на утилитарные и декоративные функции производимых предметов интерьера.

Контрольная работа логически разделена на три главы, в каждой из которых представлен определённый аспект исследуемой темы: даётся исторический экскурс по развитию фарфора, проводится тщательный анализ сохранившихся ранних и современных образцов фарфоровых изделий, рассматриваются различные технологические приёмы изготовления.   

 

Глава 1. Разновидности фарфора, использующегося для изготовления    предметов интерьера

 

1.1.Виды фарфора

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина

 

2

содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту

перемалывают, замешивают, промалывают и затем высушивают до степени

способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Готовые предметы обжигают дважды: сначала без глазури при температуре 600-800 градусов С, потом с глазурью – при 1500 градусах С. В качестве плавней используют полевой шпат или пегматит.

«Иногда для усиления просвечиваемости дополнительно вводят доломит, известковый шпат. Покрывают твердый фарфор, твердой глазурью. Тонкие сорта покрывают глазурью из шпата без извести, поэтому изделия получаются матовыми, молочно-кремового оттенка. А вот более простые сорта покрывают совсем прозрачной известковой глазурью. Глазурь и фарфоровая масса состоят из одних веществ, только в разной пропорции. Благодаря этому они соединяются, и глазурь ни отбить, ни отслоить уже нельзя»  [2.C.38]. 

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком. Изобретён в Европе, в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером (Приложение,рис.1.С.41).

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, те есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца и содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь.

 

 

 

3

Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100оС, когда глазурь соединяется с черепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет еще более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия севра. Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи) (Приложение, рис.2.С.41).

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем перемешивания пережженной кости делается мягче.

Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким фарфором. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого. Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем (Приложение, рис.3.С.41).

Из выше изложенного можно сделать вывод; что основных, для изготовления фарфора, существует три вида, которые отличаются по составу, температуре обжига и используются для разных видов изделия. Так же для каждого вида изготовляется своя глазурь.

 

 

 

4

1.2. Производства фарфора

Производственный процесс изготовления керамических изделий состоит из нескольких этапов:

·        подготовка сырья;

·        приготовление массы;

·        формирование изделия, обжиг;

·        глазурование и декор.

Подготовка сырья заключается в очистке исходных материалов от примесей, тщательном измельчении, просеивании, сушке и т. д. Приготовление массы состоит из смешивания сырьевых материалов в определенных пропорциях и перемешивании смеси с водой до получения однородной жидкой фарфоровой массы. Массу пропускают через сито, очищают (электромагнитом) от примесей железа и обезвоживают (на фильтр-прессах или вакуум-прессах) для получения формовочного теста.

Далее следует процесс формования изделия. Существует несколько способов формования изделия:

·   свободное формование на гончарном круге;

·   пластическое формование ручным оттиском в форме;

·    пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующего шаблона или ролика;

·   Формование сосуда способом кругового налепа. Формование способом шликерного литья в гипсовые формы;

·   изготовление керамических изделий сочетанием нескольких способов формовки.

Способ свободного формования керамических изделий на гончарном круге заключается в механическом воздействии рук гончара на заготовку глины в виде пластического теста. Вначале мастер готовит гончарный круг к работе. Первая стадия - первичная обработка заготовки. Затем формуют внутреннюю полость изделия, края заготовки, вновь внутреннюю полость. После этого

 

5

мастер вытягивает заготовку до нужной высоты. Во время всех этих операций он вращает ногой или приводным механизмом гончарный круг. Заканчивается процесс отделкой наружных поверхностей, подрезкой дна, сушкой. Во время сушки изделие можно украсить лепными деталями печатками, отштампованными налепками (Приложение, рис.4.5.С.41,42).

Пластическое формование ручным оттиском осуществляется с помощью гипсовых форм. Формы могут быть открытыми и разъемными; открытые применяют для формования плоских изделий; разъемные - при выработке изделий по объемным моделям сложных форм (Приложение,рис.6.С.42).

Пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью шаблона или ролика происходит следующим образом. Форму, раскрывающуюся на две половины, в собранном виде устанавливают во вращающуюся чашу станка. Во внутреннюю полость формы подают ком глины, рассчитанный на объем изготавливаемого изделия. В полость формы опускают формующий шаблон, который равномерно распределяет глиномассу во внутренней стороне формы, после чего поднимают и выводят из формы. Затем форму с изделием снимают с установочного станка, сушат, раскрывают, изделие вынимают и продолжают дальнейшую обработку (приставка деталей - носиков, ручек, крышки и другая дополнительная монтировка).

Формование способом шликерного литья в гипсовые формы основано на свойстве гипса, впитывать влагу, и способности глины при снижении влажности переходить из жидкого шликера в состояние пластического теста. Изделия формуют следующим образом. Шликер заливают во внутреннюю полость гипсовой формы, в результате чего происходит перераспределение влаги между шликером, который отдает влагу, и гипсовой формой, которая эту влагу впитывает. После перераспределения влаги на внутренней рабочей поверхности гипсовой формы из шликера образуется слой глиномассы, переходящей в состояние пластического теста. Когда форма "набрала" заданную толщину слоя глиномассы, шликер выливают из внутренней полости

6

формы, а слой глиномассы на внутренней поверхности формы остается. Этот слой загустевшего шликера представляет собой отформованное пустотелое керамическое изделие - сырец. По мере высыхания находящийся в форме сырец, уменьшаясь, отделяется от ее стенок (Приложение,рис.7.С.42).

Изготовление керамических изделий сочетанием нескольких способов формования позволяет получать изделия сложной формы. Сочетание пластического способа формования во вращающейся гипсовой форме металлическим шаблоном или роликом со шликерным литьем и монтировкой приставных деталей широко распространено при выработке чайников, сахарниц, чашек, графинов, пиал и других фарфоровых и фаянсовых изделий, состоящих из корпуса и отдельных деталей. После формования изделия высушивают на воздухе и обжигают [31.C.39].

Информация о работе История возникновения фарфора в России