История возникновения фарфора в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 19:07, контрольная работа

Описание работы

Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos - глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается.
Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………..1
Глава 1. Разновидности фарфора, использующегося для изготовления предметов интерьера …...…………………………………………………………..2
1.1 Виды фарфора …………………………………….……………………………..2
1.2 Производства фарфора ………………………………………………….………5
1.3. Украшения на фарфоре ………………………………………………………...7
1.4. Классификация фарфоровых изделий ………………………………………...8
Глава 2. История фарфора ………………………………………………………….9
2.1. Возникновение промысла ……………………………………………………...9
2.2. Рецепт фарфора в России ……………………………………………………..10
2.3. Развитие фарфорового производства ………………………………………..13
2.4. Расцвет русского фарфора ……………………………………………………14
2.5. Агитационный фарфор ……………………………………………………….15
2.6. Русский фарфор в наше время ……………………………………………….16
Глава 3. История становления и развития Ломоносовского (Императорского) фарфорового завода ……………………………………………………………….18
3.1. Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод ……………………..18
3.2. Русский ампир. Александр I. Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III …………………………………………………….20
3.3 Развитие завода в конце XIX и на протяжении XX века ……………………23
3.4. ЛФЗ - Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод сегодня …….26
Заключение …………………………………………………………………………29
Список литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

контрольная работаистории искусств по фарфору.docx

— 1.59 Мб (Скачать файл)

 

14

Впервые годы революции художники, работавшие на фарфоровых и керамических предприятиях, активно включились в создание новой пролетарской культуры. В это трудное и напряженное время не погасли горны фарфорового завода в Петербурге, являвшегося в течение полутораста лет школой для русского прикладного искусства. Было создано основное ядро мастеров и художников, окончивших петербургские художественные школы. Подготовка кадров в художественных школах России оказалась настолько высокой, что дала возможность создать одно из ярчайших и знаменательных явлений советского искусства - агитационный фарфор первых послереволюционных лет [17.C.38].

Следовательно, с появлением нескольких частных заводов, стали появляться новое идеи и изделия усложнённых форм, с выразительной росписью, нагромождением деталей.             

 

 

                                        2.5. Агитационный фарфор

Агитационный фарфор наряду с плакатом оказался в 20-х годах XX века в числе самых революционных, передовых видов искусства. Было создано много интересных работ с росписью по фарфору, где революционные лозунги компоновались с рисунками, включающими новые советские эмблемы и жанровые сцены нового быта (Приложение,рис.9.С.43).

Советский агитационный фарфор был рожден Октябрьской революцией и явился не только свидетелем этой удивительной эпохи, но и активным проводником идей революции. Он был обращен к широким массам, а не к отдельным любителям и эстетам.

Новизна тематики принесла мастерам-керамистам определенные трудности, тем более что работать приходилось лишь по портретам и фотографиям. Новая техника потребовала и новых средств выражения. Сначала это была роспись на тарелках черным шрифтом различных агитационных лозунгов (Приложение,рис.10.С.42) . Затем агитационный фарфор сближается с

 

15

плакатом и оформлением революционных праздников. Немалое место в оформлении художественных изделий - чашек, тарелок - приобретает советская эмблематика - изображение серпа и молота, шестеренки, различных надписей. Иногда текст вплетается в орнамент. Роспись становится более сочной и декоративной.

С 1921 года художественный фарфор подчиняется задачам мирного строительства. Мастера и художники расписывают сервизы и отдельные предметы, украшают быт советских людей. К этому же времени относится и изготовление скульптуры из фарфора, изображающей людей эпохи революции (например "Красногвардеец", "Партизан в походе", "Матрос с цветком", "Матрос со знаменем", "Работница, вышивающая знамя" и др.). В агитационном фарфоре были широко использованы традиции крестьянского быта XIX века. Эта близость вызвала большой интерес советских людей [25.C.36].

Необходимо отметить, что наряду с переменами жизни  в 20 годы, изменилась и политика художественного фарфора. Роспись подчёркивала особенности этого времени.                            

                               

  2.6. Русский фарфор в наше время

Традиции старинного народного промысла фарфоровых изделий в настоящее время продолжают мастера Петербургского государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, Дулевского фарфорового завода и Вербилковского (Дмитровского) фарфорового завода. Художественное направление Вербилковского завода - народное. Эта народность была заметна и в старых вещах того периода, когда завод принадлежал Гарднеру. Кроме того, здесь стали работать художники с завода А. Попова, расположенного неподалеку и затем закрытого. А поповский фарфор славился своим ярким, праздничным русским характером . В советское время народная линия

 

 

 

16

еще больше укрепилась в силу того, что художественное руководство было поручено К. Тихонову, глубоко ценившему национальные традиции. В свою очередь, Тихонов воспитал отличную смену. Сейчас главный художник - Е.Смирнов. Вместе с группой старых и молодых художников - А.Чекулиной, В.Лосевым, В. Папихиным и другими - он продолжает традиционную линию. Народная основа в современном понимании - вот тот плодотворный принцип, которому следуют заводские художники - фарфористы из Вербилок.

В их рисунках может почудиться и цветочный узор из старых басен, и заметна народная трактовка изобразительных элементов, народная манера в мазке и т.д. Но вместе с тем это вещи, лишенные аляповатого "украшательства", они современны и отличаются высоким вкусом.

В настоящее время производство фарфора по числу предприятий и объему выпускаемой продукции занимает одно из первых мест среди предприятий народных художественных промыслов [32.C.39].

В заключении я хочу сказать несколько слов об экономическом положении фарфорового производства. Сейчас, к сожалению, на производственную группу Б отпускается очень маленькая доля бюджета РФ, а предприятия народных художественных промыслов (в том числе и фарфоровое производство) относятся к предприятиям легкой промышленности, следовательно развитие этого производства сейчас практически невозможно. Тем не менее, даже в это сложное время фарфоровые заводы не останавливаются и приносят государству немалый доход, производя различные сувениры, сервизы, статуэтки и др. Сейчас остается только надеяться на то, что президент РФ вспомнит о русской культуре, и русский фарфор расцветет, как когда-то он цвел во времена Екатерины Великой [33.C.39].

Можно сделать вывод, что многие заинтересованы в продолжении развития производства, поэтому опытные мастера,  молодые художники, из разных заводов объединяются, вводят новые, и вспоминают старые русские традиции. Результатами их совместного творчества мы можем гордиться.

 

17

Глава 3. История становления и развития Ломоносовского (Императорского) фарфорового завода

 

3.1. Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод.

Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого Императрицы Елизаветы, стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Именно здесь талантливый русский ученый Д. И. Виноградов ( 1720 - 1758 ) открыл секрет изготовления "белого золота". Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства, близкое к новейшим понятиям керамической химии. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к  китайскому.

Впервые годы на Невской порцелиновой мануфактуре изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки для Императрицы Елизаветы Петровны, которые она, в свою очередь, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза "Собственного", принадлежавшего лично Императриц (Приложение,рис.11.С.43). С 50-х годов начали делать фарфоровые "куклы" - фигурки людей и животных. Несмотря на увеличение производства фарфора, изделия были доступны лишь узкому кругу приближенных. В ХVIII веке фарфор держали для престижа, в специальных кладовых, наряду с другими драгоценными вещами, и только спустя десятилетия им стали сервировать столы.

По положению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора - в первую очередь монарха.

С воцарением Екатерины II  ( 1762 - 1796 ) мануфактура была

 

18

реорганизована и с 1765 года стала называться Императорским фарфоровым заводом, с поставленным перед ним задачей - " удовольствовать всю Россию фарфором". Большое влияние на русский фарфор оказала деятельность талантливого французского скульптора Ж. -Д. Рашета, приглашенного на ИФЗ модельмейстером. При нем на заводе утвердилось влияние французского искусства, где господствовал классицизм.” Конец ХVIII века стал временем расцвета русского фарфора, а Императорский завод - одним из ведущих в Европе. Вершину славы Императорского завода составили заказанные Екатериной II роскошные сервизные ансамбли - "Арабесковый", "Яхтинский" , "Кабинетский", насчитывающие до тысячи предметов. Центральную часть ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись также прославляла добродетели Екатерины и отражала события ее царствования. С одобрения императрицы на заводе изготовили серию скульптур "Народы России" (около ста фигур), расширенную в дальнейшем типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев. В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочеталась с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури ” [15.C.38].

Современники очень ценили "екатерининский фарфор" и воспринимали его наряду с картинами и скульптурой знаменитых мастеров. "Нынешний фарфор,- отмечал в описании  Санкт - Петербурга 1794 года известный этнограф и путешественник И. Г. Георги,- есть прекрасный как в рассуждении чистоты массы, так и в рассуждении вкуса и образования (т. е. формы) и живописи. В магазине видны весьма большие и с наипревосходнейшим искусством выработанные вещи".

С вступлением на престол, Павел I (1796 - 1801) унаследовал интерес матери к фарфоровому заводу. Он обеспечил завод крупными заказами, бывал здесь сам и с удовольствием показывал его своим высоким гостям. Сервизы

 

19

Павловского периода не отличаются пышностью и торжественностью как екатерининские: они были рассчитаны на узкий круг приближенных лиц. Тогда же вошли в моду сервизы на 2 персоны - дежене.

Управление заводом князем Б.Юсуповым большим знатоком и ценителем искусства, во многом способствовало развитию художественного направления Павловского фарфора, который стал блистательной вершиной в деятельности Императорского завода.

Последним сервизом  ХVIII века оказался сервиз, заказанный Павлом I в свою новую резиденцию - Михайловский замок. Им был сервирован стол в канун гибели императора. По воспоминаниям камер-пажа: "Государь был в чрезвычайном восхищении, многократно целовал росписи на фарфоре и говорил, что это один из счастливейших дней его жизни".

Из выше изложенного можно сделать вывод, что основание императорского завода стало ключевым моментом в производстве российского фарфора и обогащения императорского двора предметами интерьера (Он славился своими знаменитыми сервизами). 

 

3.2. Русский ампир. Александр I. Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III.

В период царствования Александра I (1801 - 1825) заводом управлял доверенное лицо императора граф Д. Гурьев. При нем началась большая реорганизация завода, которая проводилась под руководством профессора технологии Женевского университета Ф. Гаттенбергера.

Для привлечения лучших отечественных и иностранных мастеров Гурьев не жалел средств. Заведовать скульптурной палатой назначили профессора Академии художеств С. Пименова, одного из выдающихся мастеров своего времени.

“Для утверждения на заводе стиля ампир были приглашены лучшие живописцы из Севрской фарфоровой мануфактуры. Однако, русский ампирный

 

20

фарфор существенно отличался от севрского, служившего в то время эталоном художественных достижений в Европе. Русский фарфор не столько прославлял деяния императора, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве, как, например, "Гурьевский" сервиз, ставший одой народу - победителю в Отечественной войне 1812 года. Отечественная война послужила и рождению серии "военных тарелок", изображавших солдат и офицеров в мундирах всех родов войск. Широкое распространение получила и портретная живопись. На Императорском заводе вошло в обычай изображать на чашках коронованных особ и известных деятелей того времени. Особенно прославленных полководцев”[20.C.38].

“Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Золото стало одним из излюбленных декоративных материалов. Живопись была главным образом видовой и батальной. Вторую по значимости группу изделий составили дворцовые сервизы. В Александровскую и Николаевскую (1825 - 1855) эпохи были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга. Они отличались различными стилевыми направлениями. В числе других заявило о себе "русское" направление. По проектам ученого - археолога, знатока русских древностей Ф. Солнцева на заводе был сделан сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Николаевский фарфор отличался виртуозной живописью. На вазах воспроизводились полотна старых мастеров - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Корреджо, Мурильо др., в основном из коллекции Эрмитажа. Копии поражали точностью и тонкостью пунктирных линий. Гамма цветов, чистота и блеск красок в полной мере были адекватны оригиналу. Развитие получили также портретная, иконная и миниатюрная живопись на вазах и пластах. Первенство завода в живописи по фарфору было подтверждено получением дипломов на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене [3.C.37].

 

21

В 1844 году, к столетнему юбилею Императорского фарфорового завода,

здесь основали музей, пополненный вещами из кладовых Зимнего дворца (решение изготавливать вещи в двух экземплярах - один для двора, другой - для музея - было принято лишь при императоре Александре III) [4.C.37].

В отличие от своих предшественников, Александр II (1855 - 1881) личного интереса к заводу не проявлял. В 70-е годы производство фарфора сократилось, сохранялись лишь праздничные пасхальные и рождественские поднесения ко двору, установленные еще при Павле I, завод продолжал работать на пополнение сервизов дворцовых кладовых. Размеры изделий были уменьшены, отделка и декорирование стали гораздо скромнее. При всем разнообразии форм, это были в основном копии старой европейской и восточной керамики. Появилась идея о закрытии "бесполезного и убыточного" предприятия.

Спас завод Александр III (1881 - 1894): "Государю Императору благоугодно…, чтобы Императорский фарфоровый завод был поставлен в самые наилучшие условия, как в отношении техническом, так и в художественном. Да бы мог он достойно носить наименование Императорского и служить образцом для всех частных заводчиков по этой отрасли промышленности". На заводе началась работа по созданию крупных сервизов: "Коронационного" и по мотивам Рафаэлевских лоджий в Ватикане, рисунки для которого были лично откорректированы императором. На выбор художественного пути завода влияние оказали личные вкусы и пристрастия самого императора. Он отдавал предпочтение китайским и японским вазам, терракоте, цветным глазурям, подглазурной живописи, которую ввела в моду Копенгагенская королевская мануфактура. Подглазурная живопись получила на ЛФЗ широкое применение, еще и потому, что супругой императора была датская принцесса Мария Федоровна [27.C.38]. 

Информация о работе История возникновения фарфора в России