Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 19:07, контрольная работа
Выражение "керамика" следует возводить к греческому обозначению горшечной глины, от которого происходит и греческое слово keramos - глиняная посуда. Под керамикой, следовательно, понимаются такие изделия, для которых глина (при случае каолин), смешанная с полевым шпатом, кварцем или известью, служит главным сырьем. Эти исходные вещества перемешиваются и перерабатываются в массу, которая либо от руки, либо на поворотном круге формуется и затем обжигается.
Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики.
Введение ……………………………………………………………………………..1
Глава 1. Разновидности фарфора, использующегося для изготовления предметов интерьера …...…………………………………………………………..2
1.1 Виды фарфора …………………………………….……………………………..2
1.2 Производства фарфора ………………………………………………….………5
1.3. Украшения на фарфоре ………………………………………………………...7
1.4. Классификация фарфоровых изделий ………………………………………...8
Глава 2. История фарфора ………………………………………………………….9
2.1. Возникновение промысла ……………………………………………………...9
2.2. Рецепт фарфора в России ……………………………………………………..10
2.3. Развитие фарфорового производства ………………………………………..13
2.4. Расцвет русского фарфора ……………………………………………………14
2.5. Агитационный фарфор ……………………………………………………….15
2.6. Русский фарфор в наше время ……………………………………………….16
Глава 3. История становления и развития Ломоносовского (Императорского) фарфорового завода ……………………………………………………………….18
3.1. Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод ……………………..18
3.2. Русский ампир. Александр I. Исторический период при Николае I, Александре II, Александре III …………………………………………………….20
3.3 Развитие завода в конце XIX и на протяжении XX века ……………………23
3.4. ЛФЗ - Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод сегодня …….26
Заключение …………………………………………………………………………29
Список литературы ……………………………………
Следовательно, Русский фарфор этого периода не столько прославлял деяния императора Александра I, а явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве. Начиная с эпохи Александра I и до конца 60-х годов ХIХ
22
века, особое место в выпуске завода занимали вазы. Фарфор в это время
отличался виртуозной живописью. В следующий период правления Александра II (1855 - 1881) в отличие от своих предшественников не проявлявшего личного интереса к заводу, возник спад производства. Положение дел стабилизировалось во время нахождения у трона Александр III.
3.3 Развитие завода в конце XIX и на протяжении XX века
Фарфор, с его белоснежной поверхностью, монументальностью архитектуры, пластичностью скульптуры и красочностью живописи, который до этого времени был воплощением рафинированного искусства, доступного узкому кругу лиц, стал первым, самым ярким и образным глашатаем идей революции. Одновременно, он явился благодатным материалом для воплощения нового направления в искусстве - супрематизма.
В годы царствования последнего российского императора Николая II (1894 - 1917) , благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достигает образцового состояния в техническом и технологическом отношениях.
Богатство художественной технологии является гордостью завода, а в дальнейшем, в годы первой мировой войны, служит рождения целых отраслей химического и электротехнического фарфора. В числе крупных заказов были два, сделанные императрицей Александрой Федоровной, под патронатом которой находился завод после его провала на Всемирной парижской выставке в 1900 году. Это сервизы Александринский и Царскосельский. По заказу Николая II завод изготовил серию "военных тарелок" с изображением войск в мундирах времени Александра III и скульптурную серию "Народы России" по моделям П. Каменского. Серия продлевала во времени начинание Екатерины II и служила идее утверждения русской государственности. Отличительная черта фигур - их этнографическая достоверность. С середины 1900-х годов устанавливаются связи завода с художниками объединения "Мир искусства" К.
23
Сомовым, Е. Лансере, С. Чехониным, способствовавшие утверждению неоклассики. Цепь русских революций начала ХХ века надолго развела жизнь России на два исторических периода. И если предыдущие 150 лет Императорский фарфоровый завод шел в направлении развития европейских королевских и национальных мануфактур, то революция 1917 года в Петрограде коренным образом изменила ситуацию.
Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200 - летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М. В. Ломоносова.
В 30-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на Ленинградском фарфоровом заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К. Малевича, Н. Суетина творческий коллектив предприятия создает новый стиль советского фарфора, созвучный "социалистическому быту". Талантливый художник и руководитель, Суетин органично воплотил супрематические идеи с мирискуксническим декоративизмом и реалистическим отображением мира природы. Индивидуальные особенности творчества А .Воробьевского, И. Ризнича, М. Моха, Т. Безпаловой, Л.Протопоповой, Л. Блак, А. Яцкевич ,С. Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, выявленной белизной материала, конкретностью образов в росписи и сочностью красок.
Установки социалистического реализма на решение идеологических задач и официальный стиль государственных заказов 1930 - 1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.
В шестидесятые годы, годы "хрущевской оттепели", искусство вновь
24
обратилось к девизам 20 - годов: "Искусство - в быт" и "Искусство - в производство". После помпезности и чрезмерного украшательства сталинского периода, вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. В эти годы особенно активно работают на заводе такие художники и скульпторы как Э. Криммер и А. Лепорская, В. Семенов и С. Яковлева, формируется творчество самобытного и большого мастера В. Городецкого. Активно заявляют о себе выпускники 50 – х. годов ЛВХПУ им. В. И. Мухиной - С. Богданова, К. Косенкова, Н. Павлова, Н. Семенова, В. Жбанов, П. Веселов и др. В число ведущих мастеров декоративно-прикладного искусства страны выдвигаются Н. Славина и И.Олевская, которые расширили представление о фарфоре созданием многопредметных грандиозных композиций.
Поэтапная реконструкция старейшего в стране предприятия, внедрение новой техники и технологии производства фарфора, позволили значительно увеличить и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из тонкостенного костяного фарфора - повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. А художники получили возможность расширить свой творческий диапазон в создании новых форм и росписей из этого удивительного материала.
В 70-е годы завод активно участвует в отечественных и международных художественно - промышленных выставках. Творческий коллектив сохраняет свое лидерство в создании замечательных произведений. Эталоном искусства и высокого качества называет продукцию завода этих лет известный советский искусствовед Н. Воронов. В 1980 году "в знак особого признания вклада в развитие производства и международное сотрудничество" завод имени М. В. Ломоносова награждается престижной международной премией "Золотой Меркурий" [26.32.C.36.37].
25
Бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и
постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора. Это можно увидеть в работах Т. Афанасьевой и Г. Шуляк, Н. Петровой и О. Матвеевой, М. Сорокина и С. Соколова и др., каждый из них нашел свой творческий почерк в искусстве фарфора, что позволяет создавать продукцию с маркой "ЛФЗ" живописно разнообразную и эмоционально образную. А заводу - сохранять свою отличительную особенность, продолжая оставаться заводом искусства фарфора.
По мнению авторитетного историка русской художественной культуры Л. В. Андреевой, чьи исследования по фарфору использованы в данном материале. Русский фарфор последних десятилетий со свойственным ему романтизмом, обращенным к национальной культуре во всей ее полноте - одно из живых и творческих явлений европейской художественной культуры второй половины ХХ века. А Ломоносовский фарфор - одна из самых ярких и привлекательных страниц этого явления.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ЛФЗ пережил много перемен и перестроек, но благодаря техническим новшествам предыдущего периода, завод достиг образцового состояния в технологических процессах производства фарфора.
3.4. ЛФЗ - Ломоносовский (Императорский) фарфоровый завод сегодня
В канун 300–летия Санкт – Петербурга история Ломоносовского фарфорового завода вызывает повышенный интерес. Это один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Северной Пальмиры.
На протяжении десятилетий повышенным спросом пользуется фирменный сервиз завода «Кобальтовая сетка», удостоенный золотой медали на Всемирной
26
выставке в Брюсселе. В настоящее время завод выпускает более 500 наименований изделий, включая чайные, кофейные и столовые сервизы. Отдельные предметы посудного назначения, сувенирно-подарочные изделия, жанровую и анималистическую скульптуру, вазы, декоративные блюда, тарелки и т.д., из твердого, мягкого и костяного фарфора, декорированы надглазурной и подглазурной росписью. Их обрабатывают ручным, механизированным и комбинированным способами с использованием в декоре красок и редких драгоценных металлов.
Фарфор с маркой "ЛФЗ" выпускают по образцам известных художников России А. Воробьевского, и И. Ризнича, С. Яковлевой и Н. Славиной, П. Веселова и В. Жбанова, Н. Павловой и А. Семеновой, С. Богдановой и И. Олевской, Н. Петровой, Т Афанасьевой, Г. Шуляк, О. Матвеевой и др. Завод изготавливает также реплики XVIII - XIX вв. из музейной коллекции, фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика.
Изделия с маркой "ЛФЗ" можно встретить в коллекциях крупнейших музеев России: в Эрмитаже, Русском музее Санкт-Петербурга, Государственном историческом музее в Москве. В музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Метрополитен музее в Нью-Йорке и других музеях по всему миру. В банкетных залах Кремля и в резиденции Патриарха Русской Православной Церкви, их вручают как правительственные подарки главам зарубежных государств и как призы на соревнованиях и фестивалях.
Продукция ЛФЗ экспортируется в десятки стран мира, включая Германию, США, Англию, Швецию, Норвегию, Канаду и др. За многолетнее плодотворное сотрудничество в области коммерческих и культурных связей Ломоносовский фарфоровый завод удостоен Международной премии "Золотой Меркурий".
В перспективе планируется завершение строительства нового литейно-формовочного цеха, установка в нем оборудования для новых технологий, что позволит значительно улучшить качество продукции, разнообразить ассортимент, увеличить долю экспорта. Намечено увеличение доли выпуска
27
уникальных высокохудожественных изделий, включая реплики из коллекции императорского фарфора. Планируется создание и выпуск серии новых произведений, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга [4.10.21.C.37..38].
Отрадно отметить, что завод в наше время процветает, выпускает огромное количество разного ассортимента фарфоровых изделий, и для быта, и для пышных торжеств. Работы наших мастеров можно встретить и за рубежом. До сих пор, с большой гордостью, отзываются о первых работах мастеров Ломоносовского (Императорского) фарфорового завода, которые бережно хранятся в музеях (Приложение,С.43).
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Была сделана попытка отразить как можно больше информации о таком художественном промысле, как фарфор. Представлены интересные сведения о технике производства фарфора, о различных видах фарфора, о его истории.
Было доказано, что в России для производства различных предметов интерьера, использовались все существующие виды фарфора; твёрдый, мягкий и костяной.
Из твёрдого и костяного фарфора изготавливали в основном посуду. Из мягкого фарфора, преимущественно изящные, изогнутые изделий и статуэтки. Очень серьёзное внимание уделялось декоративной отделке фарфоровых изделий.
Благодаря Д.И.Виноградову, создавшему самобытный русский фарфор, в России был выработан собственный рецепт изготовления фарфора, так называемое «белое золото».
Но всемирную известность Российский фарфор обрёл после становления его производства на Императорском заводе. Здесь выпускали разнообразный ассортимент, начиная от не больших сувениров, посуды, украшений, заканчивая большими сервизами для знатных господ, которые восхищают своим изяществом до сих пор. За время существования завода сменилось не одно поколение, кроме того, с приходом новых хозяев, менялась и выпускаемая продукция.
Очень большую роль так же играли на развитие фарфорового промысла и частные заводы, которые, вносили свою лепту в ассортимент российского фарфора.
На современном этапе изготовление фарфора продолжается, внедряются новейшие технологии производства, разнообразные способы декоративной отделки, сочетания материалов. Изделия, выполненные мастерами Ломоносовского (Императорского) фарфорового завода становятся победителями престижных международных выставок (Приложение,С.43) .
29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://www.kefa.ru Официальный сайт Народные промыслы/ Виды фарфора
2. http://farforushka.ru Официальный сайт Фарфорушка/ Твёрдый фарфор
3. http://lfz.cybtrade.ru Официальный сайт /Ломоносовского фарфорового завода
4. http://www.ipm.ru Официальный сайт/ Imperial Porcelain 1744/ St. Peterburg
5.http://www.konakovo.org/
6. http://www.faience.ru Официальный сайт ОАО Конаковский фаянсовый завод
7. Безбородов, Н.А.,Д.И. Виноградов
создатель русского фарфора М.:
8.Попов, В.А.Русский фарфор Л.:1980г.
9. Розенталь, Р.,Ратцкая, Х. История прикладного искусства нового времени
М.:1971г.
10. Соловейчик, Р. С.,Западный европейский фарфор Л.:1956г.
11. Анри де Моран, История ДПИ М.:1958-1962г.г.
12. Берикова, Н.Ю. Французкая фарфоровая пластина XVI-XIXв.в. Л.:1956г.
13. Бубнова, Е.А.Конаковский фаянс М.:1978г.
14. Бублерок ,Мейсенская фарфоровая пластика XVIIIв./ В собрании эрмитажа
Л.,1972г.
15. Суслов, И.М.Русский фарфор Виноградовского периода./ Собрание госуд. ист. музея М.:-1961г.-с.54-65.