Изобразительная детская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:41, реферат

Описание работы

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, по мнению Т.С.Комаровой, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Файлы: 1 файл

изо.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных  материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, по мнению Т.С.Комаровой, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Детское изобразительное творчество, как считает Т.С.Комарова, может  успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога. Такое руководство возможно в том случае, когда воспитатель знает, чему и как учить детей, имеет необходимую подготовку в области искусства, сам владеет изобразительными навыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения.

Положительное эмоциональное состояние  ребенка на занятии - обязательное условие  для развития его творчества.

Детям небезразлично, как относятся  к результату их творческой деятельности родители, воспитатели, сверстники. Они  стараются вызвать интерес окружающих к изображенному, стремятся показать свою работу. Об этом важно помнить  начинающему педагогу, чтобы правильно относиться к творчеству своих воспитанников и активно направлять их развитие.

Под руководством воспитателя творчество ребенка-дошкольника приобретает  еще одну особенность: овладев самыми элементарными изобразительными умениями, он выражает желание выполнить рисунок, лепку, аппликацию для кого-то (в подарок маме, папе, бабушке к празднику, ко дню рождения), сделать что-то полезное другим, например коробочку, чтобы посеять семена травки для птичек, игрушку для брата или сестры и т.п. Учитывая эту особенность, педагог сможет более эффективно с учетом интересов воспитанников подбирать такие задания, которые будут вызывать положительный эмоциональный отклик у каждого, способствовать развитию общественного характера творчества.

Развитие детского творчества под влиянием педагогических условий, которые Т.С.Комарова определила как успех в обучении детей изобразительной деятельности и развития их творчества - индивидуальный подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, отмечая, что характерно для каждого: что удается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, лепки или аппликации, как он относится к этим занятиям, какому из них отдает предпочтение и т. п. Дети отличаются друг от друга и характером восприятия, который зависит от того, как ребенок владеет способами восприятия. Так, некоторым детям, имеющим богатый опыт восприятия, достаточно посмотреть на предмет, и у них складывается отчетливый образ, позволяющий отразить предмет в рисунке, лепке или аппликации (при условии владения способами изображения). Другим же недостаточно и тщательного наблюдения. А от этого зависит то, какое изображение будет создано. Разумеется, индивидуальные особенности детей, сказывающиеся на их изобразительной деятельности, этим не ограничиваются, и воспитателю надо их знать. Это позволит ему эффективно руководить детским изобразительным творчеством, оказывать необходимую помощь, тактично направлять те или иные действия детей.

Освоив знания, навыки и умения, необходимые для работы с детьми по развитию изобразительного творчества, воспитатель не должен останавливаться  на достигнутом. Очень важно продолжать поиски новых методов воспитания детей средствами изобразительной деятельности. Только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность.

В первой младшей группе изобразительная  деятельность вводится впервые и  основная задача состоит в том, чтобы  привлечь детей к  рисованию и  лепке.

Одной из основных задач изобразительной деятельности во второй младшей группе является обучение детей изображению предметов округлой и прямоугольной форм, формообразующим движениям, благодаря которым дети овладевают изображением предметов и явлений окружающего мира. В связи с этим вводится обследование предметов перед их изображением, что способствует началу развития аналитического (зрительного и осязательного) восприятия детей. В этом процессе необходимо предоставить детям больше самостоятельности в изображении предметов, исключить постоянный показ приемов изображения и образец воспитателя.

В средней группе продолжается обучение формообразующим движениям, но более  дифференцированно (различие пропорций, величин, положения в пространстве) в связи с расширением представлений  детей о внешнем виде окружающих предметов (цвет, величина, форма).

Важное место в обучении детей  старшей группы должны занимать уточнение  и усложнение пространственных представлений, с чем связано изображение  пропорциональности предметов, их величин  и пространственных отношений. Овладев умением передавать строение предметов, дети получают возможность при изображении людей, животных в движении изменять положение частей тела, туловища. Воспитателям необходимо уделять особое внимание развитию цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

В подготовительной группе должно продолжаться решение тех изобразительных  задач, которые были поставлены в  старшей группе: передача пространственных и цветовых отношений, характерной формы и строения предметов, выражения сюжетного содержания. Вместе с тем частично решаются те задачи, которые ставятся перед школой: передача конкретных свойств натуры, знакомство с элементарными закономерностями декоративного искусства. Важно, чтобы в этой группе ознакомление с произведениями изобразительного и декоративного искусства и отдельными художниками носило систематический и планомерный характер.

Творчество детей седьмого года жизни приобретает более индивидуальный характер, и его следует поддерживать, поощрять во всех видах изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

Говоря о детском изобразительном  творчестве, Т.С. Комарова исходит из понимания творчества как процесса создания человеком объективно и  субъективно нового посредством  специфических интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий.

 

Применительно к изобразительному творчеству дошкольника - это процесс  создания субъективно нового (для  ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация), в который малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства.

 

 

В детском саду ребенок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой (иллюстрации к книгам, эстампы), скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства - как на различных занятиях, так и в повседневной жизни, если в оформлении дошкольного учреждения широко используются эти виды искусства. Такое сочетание создает условия для полноценного восприятия детьми произведений разных жанров. Дальнейшее приобщение к искусству происходит в школе, где для этого отводятся специальные уроки.

 

Важно помнить: не каждое произведение живописи или скульптуры доступно детям. Восприятие искусства развивается постепенно. Поэтому к произведениям, отобранным для дошкольников, предъявляются определенные требования. Рисунок должен отчетливо, ярко и выразительно передавать наиболее характерные признаки предмета - форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы по тем или иным признакам дети поняли, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

 

Мир, в котором мы живем, полон  красок. И это интуитивно чувствуют  дети. Цвет привлекает и радует их. Вот  почему большинство иллюстраций  для детей выполняется в цвете, который придает большую полноту  изображению, создает впечатление  живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать, рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцветного материала.

 

Опираясь на общие требования к  отбору произведений, воспитатель знакомит детей с различными видами изобразительного искусства.

 

Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с  которым встречаются дети дошкольного  возраста. Воплощая идейное содержание литературных произведений в художественных образах, ярких, выразительных, конкретных, искусство иллюстрации - одно из сильных средств воспитания. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание.

 

Эстетическое воздействие книги  определяется не только содержанием, иллюстрациями, но и обложкой, заставками, концовками, виньетками, а также форматом, бумагой.

 

Обложка в детской книге играет большую роль: она в первую очередь  привлекает внимание ребенка; поэтому  обложка красочная, нарядная передает всегда самую суть содержания.

 

Из произведений станковой графики - эстампы, изображающие природу в  различные времена года, общественную жизнь, труд людей в городе и селе, игры и быт детей, мир животных, сказочные сюжеты. Из скульптуры малых  форм наиболее доступно восприятие ясно выраженного действия жанрового характера («Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник»; сказочные образы: «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе»). Вот почему, знакомя детей с произведением, педагог обращает внимание на характер движений, постановку фигуры, выражение лица. Тем самым он учит детей точно называть и определять характер действия.

 

Таким образом, детей дошкольного  возраста можно знакомить с разными  видами изобразительного искусства, произведениями высокохудожественными, богатыми по идейному содержанию и совершенными по художественной форме, доступными как по содержанию, так и по средствам выразительности.

 

 

Рисование, лепка, аппликация, конструирование  как виды изобразительной деятельности дошкольников.

 

 

Правила рисования карандашом и кистью, которые должны усвоить дети.

 

Важно, чтобы дети запомнили: инструменты  разные и работать ими нужно по-разному.

Правила рисования карандашом:

1.Карандаш нужно держать тремя  пальцами (между большим и средним,  придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

2. Когда рисуешь линию сверху  вниз, рука с карандашом идет  сбоку линии, а когда рисуешь  линию слева направо, рука - внизу  линии. Так вести руку нужно  для того, чтобы видеть, как рисуешь,  тогда получится прямая линия.

3. Линию нужно рисовать снизу,  не останавливаясь, не отнимая  карандаша от бумаги, иначе она  может получиться не ровной. Не  надо проводить одну линию  несколько раз.

4. Предметы прямоугольной и квадратной  формы нужно рисовать с остановками  на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы надо  рисовать одним движением, без  остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом  нужно неотрывным движением туда - обратно.

7. При закрашивании рисунка штрихи  надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8. При закрашивании рисунка нельзя  заходить за контур нарисованного  предмета.

9. Закрашивать рисунок нужно  без просветов.

10. Закрашивая рисунок нужно  равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче и слабо - если нужно закрасить посветлее.

 

Правила рисования краской:

1. Кисть нужно держать между  тремя пальцами (большим и средним,  придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не  сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий  нужно опираться на весь ворс  кисти, палочку держать наклонно  к бумаге.

4. Чтобы нарисовать тонкую линию,  кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги кончиком кисти.

Информация о работе Изобразительная детская деятельность