Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:41, реферат
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, по мнению Т.С.Комаровой, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
лежащие в этом кошельке.
Растет ребенок, развивается и усложняется его рисунок, в точности повторяя
логику развития самого маленького художника.
Когда-то его собственные руки стали его первой игрушкой: он долго их
рассматривал, крутил, лизал, трогал их, прежде чем использовал по назначению
- стал хватать настоящие
Так и на рисунках вслед за головой первыми "оживают" руки. Они обретают пять
пальцев-палочек, торчащих в разные стороны из палочек-рук; и опять-таки
заметьте: как правило, пальцев именно пять, а не три и не семь - у ребенка,
который еще не имеет представления ни о разнице между этими числами, ни о
самом понятии числа.
Тело постепенно приобретает приятную округлость, появляются и первые признаки
одежды: пояс и пуговицы. Потом у пятилетних детей одежда будет тщательно
вырисовываться как признак не биологического, а социокультурного
существования, но это позже. Пока она - важнейшее средство индивидуализации
портрета: малышам довольно долго приходится усваивать, что один и тот же
человек может явиться перед ними в разных одеждах. Взрослые родственники
иногда даже обижаются на "забывчивость" малыша, когда он вдруг не узнает их.
А ребенок просто запомнил, что в последний раз в прихожей видел тетю в шубе и
шапке, а эта - в платье и с бусами - это для ребенка совершенно разные люди.
Интересно, что дети одевают своих героев так, как одевают их самих: на тело
платье, на платье пальто - те же "слои" - три параллельные линии - на
множестве рисунков. На платье карманы - их не видно под пальто, но они же там
есть! Рисуют и то, что лежит в карманах. Такие "рентгеновские" рисунки могут
продержаться лет до семи. Только скелет дети не рисуют никогда - они его не
чувствуют, не ощущают - потому и не рисуют.
Последними материализуются ноги - и снова через непропорционально большие
стопы. Все, человечек собран, первый этап освоения тела на рисунке закончен
так же, как в жизни, - первыми шагами. И действительно, человечек-огуречик
готов двигаться - вот чуть-чуть согнул ногу в коленке и пошел! Теперь с ним
будут происходить другие чрезвычайно важные изменения. Постепенно он будет
становиться все более и более пропорциональным, его станет окружать не только
реальный, бытовой предметный, но и вымышленный фантастический мир. Рисованный
человечек окажется включенным во множество ситуаций и отношений с другими
персонажами.
В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит -
от человека к его окружению.
Пропорции первыми
человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек
рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний
автор не понимает нашего недоумения: "Да, этот человек приехал на своей машине,
он живет в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон". А
нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его
мира: "Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?" На самом деле это
нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со
временем в рисунке все "уравновесится", а правильные пропорции установятся и в
окружающем мире.
Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают
внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого
ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится
добиться максимального
семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие
родственники. Рисунки подобного содержания могут служить ценным материалом
для диагностики внутрисемейных отношений
и условий семейного
автопортретах ребенок обычно отражает
положительное отношение к
персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в
желаемых обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному
новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство
доверия к внешнему миру и чувство личной ценности. Когда ребенок начинает
рисовать себя в неприятных ситуациях, это свидетельствует о его
неблагополучном эмоциональном состоянии.
Несмотря на значительное несовершенство рисунков стадии правдоподобных
изображений, ребенок, не обладающий художественной одаренностью, редко
самостоятельно, без специального обучения поднимается на следующую ступень.
Поэтому и взрослые, не обучавшиеся рисованию, обнаруживают в своем творчестве
очень много черт, сходных с уже отмеченными. Но если ребенок получает
систематические указания на несовершенство его произведений и наставления о
способе их исправить, он достигает четвертой стадии - правильных изображений.
Здесь мы встречаемся с рисунками
различной степени
зависит от индивидуальных художественных способностей и не имеет в своей
основе какую-либо общую закономерность. При этом изображение в значительной
мере утрачивает свою "детскость" - те специфические особенности, которые
присущи именно детскому рисунку.
К подростковому возрасту рисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои
психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к
более высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово,
позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность
событий и отношений.
На собрании, с которого не уйдешь, где сказать то, что думаешь на самом деле,
нельзя, а слушать не хочется, скованные в движениях и эмоциях мы начинаем
рисовать. Поразительно: мы рисуем точно так, как рисовали тогда, когда
подростком в последний раз держали карандаш. Это чисто спонтанный рисунок -
конечно, с некоторыми купюрами, вкраплениями стандартных частей, выполненный
более зрелой рукой, но тем не менее в главном - все тот же рисунок,
апеллирующий к архаике, к детству человечества и собственному детству. Что-то
похожее возникает и в ситуации затянувшегося телефонного разговора, активного
только с одной стороны: вынужденно слушающий хмыкает, поддакивает и черкает,
чертит,...
Мы так рисуем не только в ситуациях, когда движения и свобода самовыражения
ограниченны, в моменты, когда наше подсознательное вырывается наружу.
Неожиданно для самих себя и окружающих мы начинаем рисовать в период
жесточайших личностных кризисов, жизненных потрясений и драм. Прежняя жизнь с
ее стереотипами
и установками резко
выстраивать себя, как это давным-давно уже происходило однажды.