Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:41, реферат
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, по мнению Т.С.Комаровой, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.
5. При закрашивании рисунков
кистью линии нужно
6. Каждую линию при закрашивании и при рисовании нужно проводить только один раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
0000000
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ДЕТСКОГО РИСУНКА
Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка:
доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся
на несколько стадий.
Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей,
которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти
случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш.
Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по
бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с
рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В
этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому
научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.
Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает
возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то,
что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые
замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать
задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других
сфер деятельности.
Стадия
каракуль длится по-разному,
всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль,
учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая
проблема в это время - остановиться. Ребенку приходится специально осваивать
это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по
стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. По рисункам видно, как
это сложно дается. Самый известный тип каракулей - бесконечная спираль;
взрослые пытаются ее по-своему интерпретировать, говорят: "Это он рисует звук,
движение..." - на самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с
которой рука начала движение.
Часто стадию каракулей или стадию "мараний" (какой понятный, почти житейский
термин!) сравнивают с младенческим гулением, возникающим задолго до появления
речи, когда, порождая
разнообразные новые
звуки, ребенок стремительно овладевает "звуковой материей". Каракули
заканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур - "круг".
Очень важно уметь замкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. У
ребенка еще нет четкого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для
освоения предметного мира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму,
чем, например, на цвет. Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и
попросить выбрать из них "вот такие", показав зеленый квадрат, то ребенок
будет искать и тащить квадраты любого цвета, но именно квадраты.
Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало
отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на
этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или
«Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках
невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как
таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним
миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии
и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение
окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок
овладевает движениями своей руки.
Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия
которого – стадия предметного рисования (схематичного
изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются
специально, они "узнаются" в том, что нарисовано. Например, изобразив множество
довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: "Это снег?" Рука
опережает образ. Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в
какой бы точке мира он ни жил, становится изображение человека. Более того,
человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а образ
его будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунков.
Предметное рисование проходит множество периодов, угасает и переходит в
почерк. Интересно, что, "зарождаясь" внутри спонтанного рисования, почерк
первоначально строится по образцу прописей и меняется лишь к десяти-
одиннадцати годам. Именно в этом возрасте дети стараются выразить в почерке
что-то свое, перестают следовать за образцом. Правда, в основном это касается
правшей. Если ребенок - левша и его не переучивают, то при письме он долго
ищет такое положение своей левой руки, при котором может видеть написанное.
Поэтому у левшей почерк индивидуален по происхождению и очень усточив, он
практически не меняется в течение жизни. Почерк правшей постоянно меняется,
совершенствуется и принимает окончательную форму к 25 годам. Кстати, и
судебно-медицинскую экспертизу почерка проводят только у лиц старше 25 лет,
потому что почерк сформирован и теперь может измениться только при
органических поражениях мозга, при прогрессивном развитии психического
заболевания и в ситуации жизненного слома.
Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму - они изображают человека
"вообще", просто человека. - Первое, что у них получается, - знаменитый
"головоног", созданный буквально по инструкции детской песенки: "Точка,
точка, запятая, минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел
человечек". Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта);
"огуречик" же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище,
из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратите внимание:
ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менее на
первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две
ноги, а рот всегда один - никто еще из трехлетних детей ни разу в этом не
ошибался.
У современных городских детей головоног может лишь промелькнуть, продержаться
от нескольких дней до двух недель: усложненная среда, усилия родителей
подстегивают развитие. Но в любом случае он становится первым, еще неясным,
недифференцированным образом самого себя, отражением целостного переживания
своей "самости".
Все первые изображения основываются на собственном "телесном" опыте ребенка
(другого у него пока нет), повторяют - всю недолгую историю его жизни.
Вспомним, что физически, двигательно, младенец развивается как бы "сверху
вниз". Первое изменение ощущений своего тела: малыш поднимает голову. Она
первой выделяется из сложного нерасчлененного сгустка ощущений. Как только
малыш начинает держать головку, его восприятие мира меняется, обогащается -
по-другому начинают работать зрительные и звуковые анализаторы. И он уже
требует, чтобы его все время держали вертикально. Так и на детских рисунках
первой из "головонога" вычленяется
голова, затем подробнее
глаза, нос, а все остальное достаточно долго не меняется: какое-то общее
туловище, из которого торчат палочки-ручки и палочки-ножки. Волосы могут,
например, вообще долго отсутствовать, а появившись, "не растут", а
"надеваются" на голову, как
шапка. Человек сначала
упрощенно. Его фигура слагается из двух основных частей -головы и какой-
нибудь подпорки. В качестве опоры выступают часто только ноги, которые в силу
этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Постепенно в
человеческой фигуре выделяются новые части, прежде всего -туловище и руки.
Туловище может иметь самую различную форму - квадратную, овальную, в виде
удлиненной полоски и т.п.
Там, где из общей массы туловища выделяется шея, она получает
непропорционально большую длину. Лицо, фигурирующее во всех рисунках,
получает некоторое
глаза, рот, намек на нос. Уши и брови появляются на детских рисунках не
сразу. Однако неявные в обычных условиях части, например - зубы, выступают
довольно часто. Эти несовершенные портреты ребенок как правило старается
снабдить некоторыми "эмблемами", соответствующими статусу человека. Особенно
часто такой эмблемой выступает шляпа или сигарета у мужчины, пышная прическа
с крупным бантом у женщины. Наличие одежды отображается лишь рядом пуговиц.
Подобные изображения
овладевает профильным изображением. При этом он продолжительное время
задерживается на промежуточной ступени: лишь часть фигуры рисуется в профиль,
остальное обращено к наблюдателю лицом. Иногда это даже приводит к удвоению
отдельных органов - рта, носа и др.
Полные профили также имеют свою особенность. На них отмечаются и те части
тела, которые реально не могут быть наблюдаемы в профиль. Особенно часто
изображается скрываемая туловищем рука. Пропорции изображаемых таким образом
фигур обычно не соответствуют
редко имеет наибольший объем, либо его длина непропорционально велика.
Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений
- характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести
действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый
изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук
начинает наполняться
какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в
тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи -
округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается
не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его
оформляется еще почти совершенно схематически.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают
оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде,
представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они
имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-
вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может
превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется
зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его
положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная
особенность детского рисунка - его прозрачность. Например, на рисунке
человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты,