Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся к повышению технического уровня и исполнительской культуры.
Актуальность темы исследования «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», обусловлена тем что, в настоящий период развития художественной самодеятельности, требования к исполнительской культуре становятся едиными как в профессиональных, так и в самодеятельных коллективах. Требования едины, а процесс подготовки различен, Профессиональные исполнители получают знания и навыки в области танца с детских лет, их тщательно отбирают в соответствии с критериями профессиональной пригодности к данному виду творчества, с ними ежедневно занимаются высококвалифицированные мастера хореографического искусства. А в самодеятельность приходят люди потому, что любят танцевать и занятия проводятся два-три раза в неделю.

Содержание работы

Введение
II. Глава I. Роль ансамблей народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества.
1.1. История создания танцевальных самодеятельных коллективов
1.2. Структура ансамбля народного танца
1.3. Историко-эстетические основы и виды народного танца
III. Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры.
2.1 Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры
2.2. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца
2.3. Структура и содержание экзерсиса у станка народного и классического танцев
2.4 Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры
IV. Заключение
V. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 75.89 Кб (Скачать файл)

Экзерсис начинается у палки, затем по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.

Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги [19. c.9].

Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения [14. c.10].

В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie (приседание); постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге [35. c.23].

Движения в экзерсисе у станка классического танца включают: 1) приседание, 2) батманы, 3) круговращения ног.

Приседание. Plie - общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание».

Plie исполняется на пяти позициях; сначала оно делается в половинном размере - demi-plie, а затем переходят на большое приседание или grand-plie [6. c.38].

В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело танцовщика подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с приседаний.

Полуприседание - demiplie и глубокое, большое приседание - grandplie развивают ахиловое сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и крепость ног. В приседаниях, особенно глубоких, активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы.

Полуприседание (demiplie) является неотлучным спутником прыжков: эластичным и сдержанным полуприседанием начинается и заканчивается любой прыжок, поэтому ему следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в различных комбинациях движений [18. c.23].

Батманы. Слово battement (батман) обозначает в танцевальной терминологии отведение и приведение ноги. В классическом танце это отведение и приведение вылилось в многообразные формы.

Battementstendus -это батман основа всего танца. Он найден так гениально, что, кажется, его создатель проник в самую суть строения и функций связочного аппарата ноги.

«Чтобы разогреть ноги перед танцем», как обычно говорят, принято делать battementstendus. Но ноги не только разогреваются этим движением, они приводятся в состояние полной «воспитанности» для предстоящей им деятельности [35. c.51].

Double battements tendus (battements tendus pour le pied) являетсяразновидностью battement tendu. Исполняется с опусканием пятки на пол во II позиции (реже в IV позиции). Doublebattementtendu может быть исполнен с однократным, двукратным, трехкратным и более опусканием пятки на пол. Исполнение doublesbattementstendus, особенно с многократным опусканием пятки, способствует развитию ступни, укрепляет связки, вырабатывает упругость ахиллова сухожилия, подъема и пальцев.

Battementstendusjete -- движение ноги вперед, в сторону и назад из I и из V позиций с броском на высоту 45°. Battementstendusjetes органически связаны с battementstendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battementstendus, ускоряется в два раза. [36. c.25].

Французское обозначение этого батмана - jete (брошенный) - передает характер его движения. Этот батман имеет громадное воспитательное значение, и его необходимо исполнять очень точно, следя за выполнением правил. [35. c.53]. Бросок и возвращение вытянутой ноги происходят равномерно, без акцента. В заключение движения акцент приходится на момент возвращения работающей ноги к опорной, после энергичного и резкого броска [36. c.25].

Battementsfrappe и doublesfrappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).

Вырабатывает быстрое, свободное сгибание нижней части ноги (от колена до носка) на surlecou-de-pied и разгибание ее. Выполняется при выворотном и неподвижном бедре.

Petitbattementsurlecoudepied- движение развивает подвижность колена и голеностопа. Состоит из быстрого и четкого чередования положения surlecoudepied впереди и сзади.

Battementbattu- движение завершает группу ударныхbattements. развивает подвижность колена, низа ноги при неподвижном бедре.

Battementsfondu-вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. Эти движения можно сравнить с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.

Battementfondu (тающий, текучий) --сложное движение, состоящее из сгибания работающей ноги в условное положение surlecou-de-pied при одновременном demiplie на опорной и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной из demiplies.

Battementsdeveloppes-это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90° и выше и требует всесторонней подготовки.

Developpes развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на предельной высоте.

Developpes подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола и мягкого полуприседания после прыжка.

Grandbattementsjete-это большие battements, исполняемые из I и V позиций в направлении вперед, в сторону и назад с броском ноги на 90° и выше.

Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага.

Grand battement jete pointe-являетсядополняющимупражнениемк grand battements jete.Это легкое касание ногой (вытянутой в колене и подъеме) земли в крайней точки battementstendus, после нога снова поднимается и продолжает движение, лишь при последнем движении возвращается в V позицию.

Ускорение темпа развивает быстроту броска ноги на большую высоту.

Grandbattementjete (мягкое)-это большие мягкие battements; они исполняются из V позиции в V в направлении вперед, в сторону и назад на 90°. Работающая нога выбрасывается наверх посредством developpe. Несмотря на энергичный бросок, прием developpe придает движению мягкость, которая и определяет характер исполнения этих battements.

Grandbattementjetebalance. Battementsbalances (качающиеся) исполняются в направлении вперед и назад на 90° через I позицию. В сторону их делают только на середине зала по I или V позиции попеременно одной и другой ногой [19 с. ]

Круговращения ног. Ronddejambeparterre-описать круг носком работающей ноги по полу в направлениях endehors и endedans. Круговращательные движения тазобедренного сустава укрепляет его и разрабатывает выворотность.

Ronddejambeenl'air-. круговые движения ноги в воздухе на высоте 45° и 90. Разрабатывает подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.

Рекомендуется исполнять ronddejambeenl'air и на 90°: они вырабатывают силу бедра, и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте [36. c.25].

Кроме того, хорошо развитая (в части ниже колена) нога, послушная и гибкая, придает выразительность каждому движению ноги в танце [14 c.68].

Grandronddejambejete -- это усложненное продолжение ronddejambeparterre, исполняемое энергичным броском ноги на 90°. Оба эти движения, наиболее эффективные во всем экзерсисе, выполняют общие (но различные по степени сложности) функции, направленные на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которой зависит диапазон выворотности ног.

Grandronddejambejete развивает подвижность в суставе, охватывает всю площадь деятельности бедра.

В заключение комбинаций rondsdejambe исполняются portdebras, подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их участие становится шире и активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и повороты.

Подводя итог экзерсису у палки, мы видим, что каждое упражнение вносит в работу мышц, тазобедренного и коленного суставов новое дополнение: вводится подъем на полупальцы, комбинации становятся более сложными, в ряде движений ускоряется темп (например: rondsdejambeenl'air, petitsbattementssurlecou-de-pied и т. п. сначала исполняются четвертями, затем на восьмые и шестнадцатые доли).

Большая нагрузка падает в экзерсисе и на опорную ногу, сильно вытянутую, выворотную и принимающую на себя тяжесть всего тела.

Корпус во всех упражнениях находится в вертикальном и подтянутом положении, за исключением моментов, когда его наклона, перегиба или поворота требует комбинация.

В движениях рук по позициям и в позах вырабатывается мягкость. Постановка рук и закрепление правильной формы происходят главным образом на II позиции.

Всевозможные наклоны и повороты головы сопровождают все движения экзерсиса, начиная с первого упражнения у палки [19 с.37].

Классификация движений в экзерсисе у станка русского народного танца повторяет таковую в экзерсисе у станка классического танца. Вместе с тем, движения в экзерсисе народного танца имеют ряд особенностей и отличаются отдельными элементами движений.

Приседания в народном танце, также как и в классическом, делятся на два вида: полу приседания и полные приседания, включая в работу соответствующие мышцы. Но у станка народного танца есть ряд отличительных особенностей, а именно: полуприседания и полные приседания подразделяются на медленные (мягкие, плавные) и быстрые (резкие, отрывистые), и исполняются по всем открытым и прямым позициям (как медленные, так и быстрые).

Упражнения на развитие подвижности стопы. В упражнении этого раздела заложена основа идентичная battementstendus в классическом танце. Отличительным движением является движение в переводе стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты. Исполняются варианты этого упражнения, включающие в себя сочетания основного движения с другими - полуприседанием на опорной ноге в момент перевода работающей ноги с носка на пятку; полуприседанием в момент возвращения работающей ноги в позицию; подъемом пятки опорной ноги при возвращении работающей ноги в позицию; ударом работающей ногой об пол и полуприседанием на обе ноги; с двойным ударом работающей ногой об пол; проведением работающей ногой по полукругу и переводом ее с носка на пятку и обратно и т.п.

Маленькие броски. В основе упражнения лежат элементы классического танца. Элементами, принадлежащими народному танцу, являются исполнение движения на полуприседании, где в работу включается пятка опорной ноги, которая при броске работающей ноги опускается на пол, а в момент возвращения ее в позицию, переводится на полупальцы.

Круговые движения ногой по полу или по воздуху. Движения данного раздела являются важной составной частью урока русского народного танца у станка и отличаются всеми составляющими элементами от классического. При исполнении круговых движений ступня работающей ноги проводится ребром внешней стороны от пятки до носка опорной ноги (положение скошенного подъема) и далее вытянутым подъемом проводится по полукругу до II позиции или назад. В результате попеременного сокращения мышц внутренней и наружной стороны голеностопного сустава развиваются и укрепляются мышцы стопы, вырабатывается подвижность в голеностопном и тазобедренном суставах. Круговые движения ногой исполняются по полу носком или пяткой, тяжесть корпуса - на вытянутой в колене опорной ноге. Движения могут усложняться полуприседанием на опорной ноге, поворотом пятки опорной ноги, «восьмеркой», «растяжкой». Круговые движения ногой по воздуху исполняются с вытянутым подъемом, с сокращенным подъемом, с добавлением полуприседания на опорной ноге, с поворотом пятки опорной ноги, с подъемом на полупальцы, с подскоком, с подъемом и поворотом пятки опорной ноги.

Каблучные упражнения являются спецификой народного танца. Упражнения исполняются на полуприседании, при этом участие в выполнении упражнения принимают обе ноги. Каблучные упражнения можно разделить: 1) низкие, 2) средние и 3) высокие. Они развивают подвижность в коленных суставах, укрепляют голеностоп, ахиллесово сухожилие, икроножную мышцу, мышцы бедра.

Низкие и высокие развороты ноги. Как видно из названия, есть два вида упражнения: низкие и высокие развороты ноги. Они по характеру и темпу исполнения могут быть медленными и быстрыми. Упражнение этого раздела, также как и в классическом танце, развивают плавность движений, подвижность в коленных и тазобедренных суставах, укрепляют икроножные мышцы, мышцы бедра. Важным отличием народного танца от классического является чередование медленных и быстрых разворотов ноги, которые могут усложняться подъемом на полупальцы, наклонами и перегибами корпуса, «растяжками», прыжком. На уроке низкие и высокие развороты ноги комбинируются с «круговыми движениями», с «раскрыванием ноги на 90?».

Раскрывание ноги на 90? - еще одно из упражнений схожее со станком классического танца, имеющее ряд дополнений, которые присутствуют в народном станке. Выполнять движение ноги можно как в медленном, так и в бастром темпе - на вытянутой опорной ноге, в сочетании с полуприседанием или подъемом на полупальцы опорной ноги. С ударом пятки, с прыжком и т.п.

Информация о работе Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца