Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся к повышению технического уровня и исполнительской культуры.
Актуальность темы исследования «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», обусловлена тем что, в настоящий период развития художественной самодеятельности, требования к исполнительской культуре становятся едиными как в профессиональных, так и в самодеятельных коллективах. Требования едины, а процесс подготовки различен, Профессиональные исполнители получают знания и навыки в области танца с детских лет, их тщательно отбирают в соответствии с критериями профессиональной пригодности к данному виду творчества, с ними ежедневно занимаются высококвалифицированные мастера хореографического искусства. А в самодеятельность приходят люди потому, что любят танцевать и занятия проводятся два-три раза в неделю.

Содержание работы

Введение
II. Глава I. Роль ансамблей народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества.
1.1. История создания танцевальных самодеятельных коллективов
1.2. Структура ансамбля народного танца
1.3. Историко-эстетические основы и виды народного танца
III. Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры.
2.1 Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры
2.2. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца
2.3. Структура и содержание экзерсиса у станка народного и классического танцев
2.4 Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры
IV. Заключение
V. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 75.89 Кб (Скачать файл)

 

Упражнение этого раздела можно дополнить движениями народного станка, а именно переводы стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты, а так же могут, исполняются варианты этого упражнения, включающие в себя сочетания основного движения с другими - полуприседанием на опорной ноге в момент перевода работающей ноги с носка на пятку; полуприседанием в момент возвращения работающей ноги в позицию. Исключаются варианты, где исполняются удары каблуком опорной ноги, мягкая обувь этого сделать не позволит. Эти дополнения необходимы, т.к. исполнителям народного танца следует усиленно развивать пяточное (ахиллесово) сухожилие [37. с.601].

Маленькие броски (battements tendus jete) Маленькие броски развивают мышцы голени опорной ноги, а также способствуют развитию движения в коленном суставе работающей ноги, которая то резко вытягивается «от себя», то сильно сгибается. Упражнения эти повышают также способность учащихся четко выполнять мелкие и сильные движения.

В этом упражнении можно использовать прием сокращения стопы, что позволит растяжению ахилового сухожилия, в момент, когда работающая нога находится на высоте 30?. Варианты с ударом каблучка также исключаются [37. с.608].

Наиболее характерный элемент народной хореографии - танцевальные шаги. Они являются основой всех танцев. Чаще всего шаги встречаются в хороводах и в плясках. В народном танце большое количество шагов - шаг с переступанием, простой шаг, переменный шаг и т.п. Батманы играют большую роль и в соединении отдельных движений между собой.

Battements frappe и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).

Низкие и высокие развороты ноги(battements fondus) вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. Это упражнение можно сочетать с battements fondus народного экзерсиса, т.к оно дополнительно развивает подвижность, мягкость, эластичность движения в тазобедренном и коленном суставах [37. с.622].

Раскрывание ноги на высоту 90? (developpe) - это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90° и выше и требует всесторонней подготовки. Все силы здесь направлены на развитие шага и силы движения, на укрепление тазобедренных, икроножных и голеностопных мышц, а также на повышение подвижности в тазобедренном и коленном суставах. Упражнение может исполняться как в чистом виде, так и в сочетании с народным экзерсисом [3 с.633].

Большие броски работающей ногой на высоту 90? (grand battements jete) упражнения направлены на развитие шага, укрепление тазобедренных, икроножных и голеностопных мышц. Броски выполняются с силой, но без напряжения. В разделе этих упражнений, так же возможно сочетание классических и народных вариантов движений. Упражнения с ударами каблучком опорной ногой исключить [37. с.642].

Круговращения ног (Rond de jambe par terre). Круговращательные движения тазобедренного сустава укрепляет его и разрабатывает выворотность. В разделе этого упражнения возможно сочетание классического и народного экзерсисов.

Упражнения с не напряженной стопой (flic-flac). При упражнении этого раздела мышцы стопы и голеностопного сустава должны быть расслаблены. Эти упражнения подготавливают учащихся к чечеточным движениям, а также приучают то сокращать, то расслаблять мышцы в голеностопном суставе.

Подготовка к «веревочке». Эти движения вводят в работу коленный и тазобедренный суставы и подготавливают учащихся к выполнению на «середине» движения «веревочки», встречающихся в русском, украинском и других народных танцах [37. с.619].

Зигзаги (змейка). Это упражнения развивает преимущественно подвижность в голеностопном суставе, подготавливают учащихся к исполнению на середине класса движений типа «гармошка», «елочка», его также необходимо включить в экзерсис классического танца для коллектива народного танца [37. с.635].

Дробные выстукивания, каблучные упражнения, не могут быть использованы в экзерсисе классического танца, исполнение этих движений подразумевает обувь с каблучком.

Данный экзерсис поможет учащимся овладеть исполнительской культурой и подготовить мышцы и суставы для исполнения народных композиций.

Сравнивая экзерсис классического танца и экзерсис народного танца, мы приходим к выводу, что система народного танца Т.С. Ткаченко является самодостаточной и универсальной.

А, что же такое система? Система (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство[43. с.1226].

Метод (от греческого methodos - путь исследования, теория учение), способ достижения цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов [43. с. 808].

Да действительно система Ткаченко Т.С. состоит из множества элементов, которые благотворно влияют на технику и исполнительскую культуру танцовщика. Развивают весь организм учащегося, в частности его двигательный аппарат, к которому относятся как кости и их соединения, суставы, связки, так и мышцы. Упражнения содействуют развитию подвижности в суставах, укреплению и эластичности связок, развиваю определенные группы мышц.

Повышают техническую сторону танца, вырабатывают силу и гибкость, мягкость и точность движений. Развивают в учащихся выразительность, танцевальность.

При грамотном подходе к преподаванию народного танца, можно ограничится только народным экзерсисом.

 

Заключение

Данная работа явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов Т.С. Ткаченко, А.Я Вагановой, Г.П. Гусева, В.С. Костровицкой, Н.П. Базаровой, А.А. Климова, А.М. Мессерера и других исследователей изучавших классический и народный танец.

В результате исследования темы «Классический танец как средстве формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», я обосновала! актуальность темы, достигла цели и решила поставленные задачи, обосновала теоретическую и практическую значимость работы.

Установлено, что развитие хореографической культуры на современном этапе находится во взаимосвязи с требованиями времени, но порой теряет связь с накопленными веками теоретическими и практическими знаниями в хореографическом образовании.

Выявлено, что танцевальное искусство до реорганизации художественной образования в России носило характер клубно-кружковой самодеятельности и преследовало цели культурно-досуговой организации, в то время как современные тенденции тяготеют к профессионализации ансамблей, что позволило нам сделать выводы:

Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся:

1. К повышении технического уровня и исполнительской культуры танцовщиков — любителей и имеют перспективу развития, благодаря выстроенной системе образовательного процесса.

2. Приведению в соответствие формы и содержания образовательного процесса, в котором сбалансированы средства народного и классического танца, где экзерсис классического танца является эффективным средством формирования исполнительской культуры.

Несмотря на то, что в процессе работы мной установлено, что система народно сценического танца Т.С. Ткаченко, построенная на классических образцах национальной танцевальной культуры является самодостаточной и универсальной не только в подготовке технических возможностей исполнителей, но и благодаря музыкальной основе, содержит в себе духовно-нравственный потенциал, способствующий формированию исполнительской культуры, что противоречит моей гипотезе, цель исследования достигнута, задачи решены, а неожиданные результаты позволяют сделать ещё один вывод, о том, что как бы не была хороша обучающая система, ее транслируют педагоги, от мастерства, знаний и умений которых зависит качество образования и соответственно культура учащихся.

Таким образом, гипотеза не подтверждена, цель достигнута, задачи решены.

 

Список используемой литературы.

1. Античные мысли об  искусстве. В сб.: Эстетическое учение  Платона («Закон»). М.:-1991.-308с.

2. Балет: Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н.Григорович. М.:-1981.-623с.

3. Бахрушин О.А. История  русского балета. М 1973 с.314

4. Белов М. Эстетическое  воспитание средствами хореографического  искусства. М.:-1953.- 46с.

5. Борзов А.А. Народный  танец на самодеятельной сцене. М.:-1986.

-274с.

6. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-П.:-2002.-192с.

7. Васильева Е. Танец. М.:-1968.-248с.

8. Голейзовский К. Обряды русской народной хореографии. М.:-1954 -252с.

9. Головкина С.К. Уроки  классического танца в старших  классах. М.:-1989.-160с.

10. Гусев Г.П. Методика  преподавание народного танца. М.:-2002.-208с.

11. Дорога к танцу Государственный  академический ансамбль народного  танца СССР под руководством  И. Моисеева. М.:-1989.-89с.

12. Захаров В.М. Радуга  русского танца. М.:-1986.-128с.

13. Зацепина К., Климов А., Рихтер К. Народно - сценический танец. М.:-1976.-224с.

14. Звездочкин В.А. Классический танец. Ростов н/Д.:-2005.-410с.

15. Ивановский. Н. А.Я. Ваганова  статьи, воспоминания, материалы. Л-М.:-1958.

16. Иноземцева Г.В. Народный танец. М.:-1971.-48с.

17. Климов А.А. Основы русского  народного танца. М.:-1981.-272с.

18. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л.:-1981.-262с.

19. Костровицкая В, Писарев А.. Классический танец. Л.:-1968-264с.

20. Кутасова Т. Самодеятельный танцевальный коллектив. М.:-1954.-112с.

21. Ленин В.В. Полное собрание  сочинений,т.38.

22. Лопухов Ф. Хореографические  откровенности. М.:-1972.-216с.

23. Лукиан

24. Луначарский А.В. В мире  музыки. М.:-1971.-379с.

25. Лыткина И.Н. Хореографический  коллектив художественной самодеятельности. М.:-1957.-156с.

26. Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М-Л.:-1940.-237с.

27. О партийной и советской  печати (сборник документов). М.:-1954.-344с.

28. Пасютина В. Волшебный мир танца. М.:-1985.-223с.

29. Повесть временных лет. Ч. 1. М-Л.:-1950.

30. Рогозин И.В. Танец в  коллективе художественной самодеятельности. М.:-1960.-160с.

31. Русские народные танцы. М.:-1957.-184с.

32. Соковикова Н.В. Ст. Кризис хореографии в России. Взгляд изнутри./Ввдение в психологию балета. Новосибирск. 2006.

33. Соковикова Н.В. Рукопись, лекция.

34. Станиславский К.С. Собрание  сочинений. Т 3.

35. Стенюшина А., Ткаченко Т.С. Танцевальный коллектив в клубе. М.:-1962.

36. Тарасов Н. Школа мужского  исполнительства. 2-е издание. М.:-1981.-479с.

37. Ткаченко Т.С. Народный  танец. М.:-1967.-656с.

38. Уральская В.И. Природа  танца. М.:-1881.-112с.

39. Уральская В.И. Поиски и решения. М.:-1881.

40. Устинова П. Русский  народный танец. М.:-1976.-151с.

41. Чижова А. Танцует «Берёзка». М.:-1983.

42. Франгопуло М. На уроке  А.Я. Вагановой.


Информация о работе Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца