Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:14, курсовая работа
Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся к повышению технического уровня и исполнительской культуры.
Актуальность темы исследования «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», обусловлена тем что, в настоящий период развития художественной самодеятельности, требования к исполнительской культуре становятся едиными как в профессиональных, так и в самодеятельных коллективах. Требования едины, а процесс подготовки различен, Профессиональные исполнители получают знания и навыки в области танца с детских лет, их тщательно отбирают в соответствии с критериями профессиональной пригодности к данному виду творчества, с ними ежедневно занимаются высококвалифицированные мастера хореографического искусства. А в самодеятельность приходят люди потому, что любят танцевать и занятия проводятся два-три раза в неделю.
Введение
II. Глава I. Роль ансамблей народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества.
1.1. История создания танцевальных самодеятельных коллективов
1.2. Структура ансамбля народного танца
1.3. Историко-эстетические основы и виды народного танца
III. Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры.
2.1 Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры
2.2. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца
2.3. Структура и содержание экзерсиса у станка народного и классического танцев
2.4 Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры
IV. Заключение
V. Список используемой литературы
Упражнение этого раздела можно дополнить движениями народного станка, а именно переводы стопы с носка на пятку и обратно, при этом колени обеих ног вытянуты, а так же могут, исполняются варианты этого упражнения, включающие в себя сочетания основного движения с другими - полуприседанием на опорной ноге в момент перевода работающей ноги с носка на пятку; полуприседанием в момент возвращения работающей ноги в позицию. Исключаются варианты, где исполняются удары каблуком опорной ноги, мягкая обувь этого сделать не позволит. Эти дополнения необходимы, т.к. исполнителям народного танца следует усиленно развивать пяточное (ахиллесово) сухожилие [37. с.601].
Маленькие броски (battements tendus jete) Маленькие броски развивают мышцы голени опорной ноги, а также способствуют развитию движения в коленном суставе работающей ноги, которая то резко вытягивается «от себя», то сильно сгибается. Упражнения эти повышают также способность учащихся четко выполнять мелкие и сильные движения.
В этом упражнении можно использовать прием сокращения стопы, что позволит растяжению ахилового сухожилия, в момент, когда работающая нога находится на высоте 30?. Варианты с ударом каблучка также исключаются [37. с.608].
Наиболее характерный элемент народной хореографии - танцевальные шаги. Они являются основой всех танцев. Чаще всего шаги встречаются в хороводах и в плясках. В народном танце большое количество шагов - шаг с переступанием, простой шаг, переменный шаг и т.п. Батманы играют большую роль и в соединении отдельных движений между собой.
Battements frappe и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).
Низкие и высокие развороты ноги(battements fondus) вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. Это упражнение можно сочетать с battements fondus народного экзерсиса, т.к оно дополнительно развивает подвижность, мягкость, эластичность движения в тазобедренном и коленном суставах [37. с.622].
Раскрывание ноги на высоту 90? (developpe) - это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90° и выше и требует всесторонней подготовки. Все силы здесь направлены на развитие шага и силы движения, на укрепление тазобедренных, икроножных и голеностопных мышц, а также на повышение подвижности в тазобедренном и коленном суставах. Упражнение может исполняться как в чистом виде, так и в сочетании с народным экзерсисом [3 с.633].
Большие броски работающей ногой на высоту 90? (grand battements jete) упражнения направлены на развитие шага, укрепление тазобедренных, икроножных и голеностопных мышц. Броски выполняются с силой, но без напряжения. В разделе этих упражнений, так же возможно сочетание классических и народных вариантов движений. Упражнения с ударами каблучком опорной ногой исключить [37. с.642].
Круговращения ног (Rond de jambe par terre). Круговращательные движения тазобедренного сустава укрепляет его и разрабатывает выворотность. В разделе этого упражнения возможно сочетание классического и народного экзерсисов.
Упражнения с не напряженной стопой (flic-flac). При упражнении этого раздела мышцы стопы и голеностопного сустава должны быть расслаблены. Эти упражнения подготавливают учащихся к чечеточным движениям, а также приучают то сокращать, то расслаблять мышцы в голеностопном суставе.
Подготовка к «веревочке». Эти движения вводят в работу коленный и тазобедренный суставы и подготавливают учащихся к выполнению на «середине» движения «веревочки», встречающихся в русском, украинском и других народных танцах [37. с.619].
Зигзаги (змейка). Это упражнения развивает преимущественно подвижность в голеностопном суставе, подготавливают учащихся к исполнению на середине класса движений типа «гармошка», «елочка», его также необходимо включить в экзерсис классического танца для коллектива народного танца [37. с.635].
Дробные выстукивания, каблучные упражнения, не могут быть использованы в экзерсисе классического танца, исполнение этих движений подразумевает обувь с каблучком.
Данный экзерсис поможет учащимся овладеть исполнительской культурой и подготовить мышцы и суставы для исполнения народных композиций.
Сравнивая экзерсис классического танца и экзерсис народного танца, мы приходим к выводу, что система народного танца Т.С. Ткаченко является самодостаточной и универсальной.
А, что же такое система? Система (от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство[43. с.1226].
Метод (от греческого methodos - путь исследования, теория учение), способ достижения цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов [43. с. 808].
Да действительно система Ткаченко Т.С. состоит из множества элементов, которые благотворно влияют на технику и исполнительскую культуру танцовщика. Развивают весь организм учащегося, в частности его двигательный аппарат, к которому относятся как кости и их соединения, суставы, связки, так и мышцы. Упражнения содействуют развитию подвижности в суставах, укреплению и эластичности связок, развиваю определенные группы мышц.
Повышают техническую сторону танца, вырабатывают силу и гибкость, мягкость и точность движений. Развивают в учащихся выразительность, танцевальность.
При грамотном подходе к преподаванию народного танца, можно ограничится только народным экзерсисом.
Заключение
Данная работа явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов Т.С. Ткаченко, А.Я Вагановой, Г.П. Гусева, В.С. Костровицкой, Н.П. Базаровой, А.А. Климова, А.М. Мессерера и других исследователей изучавших классический и народный танец.
В результате исследования темы «Классический танец как средстве формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», я обосновала! актуальность темы, достигла цели и решила поставленные задачи, обосновала теоретическую и практическую значимость работы.
Установлено, что развитие хореографической культуры на современном этапе находится во взаимосвязи с требованиями времени, но порой теряет связь с накопленными веками теоретическими и практическими знаниями в хореографическом образовании.
Выявлено, что танцевальное искусство до реорганизации художественной образования в России носило характер клубно-кружковой самодеятельности и преследовало цели культурно-досуговой организации, в то время как современные тенденции тяготеют к профессионализации ансамблей, что позволило нам сделать выводы:
Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся:
1. К повышении технического уровня и исполнительской культуры танцовщиков — любителей и имеют перспективу развития, благодаря выстроенной системе образовательного процесса.
2. Приведению в соответствие формы и содержания образовательного процесса, в котором сбалансированы средства народного и классического танца, где экзерсис классического танца является эффективным средством формирования исполнительской культуры.
Несмотря на то, что в процессе работы мной установлено, что система народно сценического танца Т.С. Ткаченко, построенная на классических образцах национальной танцевальной культуры является самодостаточной и универсальной не только в подготовке технических возможностей исполнителей, но и благодаря музыкальной основе, содержит в себе духовно-нравственный потенциал, способствующий формированию исполнительской культуры, что противоречит моей гипотезе, цель исследования достигнута, задачи решены, а неожиданные результаты позволяют сделать ещё один вывод, о том, что как бы не была хороша обучающая система, ее транслируют педагоги, от мастерства, знаний и умений которых зависит качество образования и соответственно культура учащихся.
Таким образом, гипотеза не подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Список используемой литературы.
1. Античные мысли об искусстве. В сб.: Эстетическое учение Платона («Закон»). М.:-1991.-308с.
2. Балет: Энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н.Григорович. М.:-1981.-623с.
3. Бахрушин О.А. История русского балета. М 1973 с.314
4. Белов М. Эстетическое
воспитание средствами
5. Борзов А.А. Народный танец на самодеятельной сцене. М.:-1986.
-274с.
6. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-П.:-2002.-192с.
7. Васильева Е. Танец. М.:-1968.-248с.
8. Голейзовский К. Обряды русской народной хореографии. М.:-1954 -252с.
9. Головкина С.К. Уроки классического танца в старших классах. М.:-1989.-160с.
10. Гусев Г.П. Методика преподавание народного танца. М.:-2002.-208с.
11. Дорога к танцу
12. Захаров В.М. Радуга русского танца. М.:-1986.-128с.
13. Зацепина К., Климов А., Рихтер К. Народно - сценический танец. М.:-1976.-224с.
14. Звездочкин В.А. Классический танец. Ростов н/Д.:-2005.-410с.
15. Ивановский. Н. А.Я. Ваганова статьи, воспоминания, материалы. Л-М.:-1958.
16. Иноземцева Г.В. Народный танец. М.:-1971.-48с.
17. Климов А.А. Основы русского народного танца. М.:-1981.-272с.
18. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л.:-1981.-262с.
19. Костровицкая В, Писарев А.. Классический танец. Л.:-1968-264с.
20. Кутасова Т. Самодеятельный танцевальный коллектив. М.:-1954.-112с.
21. Ленин В.В. Полное собрание сочинений,т.38.
22. Лопухов Ф. Хореографические откровенности. М.:-1972.-216с.
23. Лукиан
24. Луначарский А.В. В мире музыки. М.:-1971.-379с.
25. Лыткина И.Н. Хореографический
коллектив художественной
26. Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М-Л.:-1940.-237с.
27. О партийной и советской печати (сборник документов). М.:-1954.-344с.
28. Пасютина В. Волшебный мир танца. М.:-1985.-223с.
29. Повесть временных лет. Ч. 1. М-Л.:-1950.
30. Рогозин И.В. Танец в
коллективе художественной
31. Русские народные танцы. М.:-1957.-184с.
32. Соковикова Н.В. Ст. Кризис хореографии в России. Взгляд изнутри./Ввдение в психологию балета. Новосибирск. 2006.
33. Соковикова Н.В. Рукопись, лекция.
34. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Т 3.
35. Стенюшина А., Ткаченко Т.С. Танцевальный коллектив в клубе. М.:-1962.
36. Тарасов Н. Школа мужского исполнительства. 2-е издание. М.:-1981.-479с.
37. Ткаченко Т.С. Народный танец. М.:-1967.-656с.
38. Уральская В.И. Природа танца. М.:-1881.-112с.
39. Уральская В.И. Поиски и решения. М.:-1881.
40. Устинова П. Русский народный танец. М.:-1976.-151с.
41. Чижова А. Танцует «Берёзка». М.:-1983.
42. Франгопуло М. На уроке А.Я. Вагановой.