Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 11:14, курсовая работа
Ансамбли народных танцев в современных условиях стремятся к повышению технического уровня и исполнительской культуры.
Актуальность темы исследования «Классический танец как средство формирования исполнительской культуры в ансамбле народного танца», обусловлена тем что, в настоящий период развития художественной самодеятельности, требования к исполнительской культуре становятся едиными как в профессиональных, так и в самодеятельных коллективах. Требования едины, а процесс подготовки различен, Профессиональные исполнители получают знания и навыки в области танца с детских лет, их тщательно отбирают в соответствии с критериями профессиональной пригодности к данному виду творчества, с ними ежедневно занимаются высококвалифицированные мастера хореографического искусства. А в самодеятельность приходят люди потому, что любят танцевать и занятия проводятся два-три раза в неделю.
Введение
II. Глава I. Роль ансамблей народного танца в формировании танцевальной культуры современного общества.
1.1. История создания танцевальных самодеятельных коллективов
1.2. Структура ансамбля народного танца
1.3. Историко-эстетические основы и виды народного танца
III. Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры.
2.1 Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры
2.2. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца
2.3. Структура и содержание экзерсиса у станка народного и классического танцев
2.4 Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры
IV. Заключение
V. Список используемой литературы
В соответствии с имеющимся в хореографии видами танца (народно - сценическим, классическим, эстрадным и бальным) создаются и коллективы, позволяющие заниматься именно тем видом танца, интерес к которому проявил участник самодеятельности.
Различаются и типы хореографических коллективов. Это в первую очередь проявляется в формах их организации. Существуют так называемые танцевальные кружки, студии танца, ансамбли и театры. Соответственно видам хореографии это могут быть ансамбли народного, классического, эстрадного танца, соответственно - кружки и студийные коллективы.
Особо важным для художественной самодеятельности является вопрос самобытности репертуара, отличающий один коллектив от другого и делающий занятия в нем увлекательными и творческими. Для ансамблей народного танца, ведущего жанра в художественной самодеятельности, эта проблема решается на основе освоения местного «для каждого коллектива» хореографического материала.
Изучение традиционного хореографического фольклора позволяет выполнять две задачи: собственно научную - фольклористическую, то есть знание материала для сохранения традиций, приемов творчества и самих художественных творений как образа, а также их освоение современными исполнителями и авторами фольклорной хореографии с целью творческой интерпретации в современном сценическом искусстве.
Многообразие фольклора, его локальный колорит позволяют самодеятельным авторам и исполнителям обогатить репертуар своих коллективов самобытными произведениями.
Понимание этого процесса очень важно в общем, потоке взаимосвязей, которые происходят хореографическом искусстве. Необходимо это и для уточнения функций художественной самодеятельности, и определения ее места в развитии искусства танца. Наиболее правильно было бы определить эту роль художественной хореографической самодеятельности, прежде всего как воспитание в самом широком смысле слова, воспитание художественно - творческое, средствами танцевального искусства участников наших многочисленных коллективов, а также формирование подготовленного зрителя [38. с.94].
1.3 Историко-эстетические основы и виды русского танца
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце отражаются мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям этноса, нации, народа. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т.п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.)
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика [17. с.7].
Исследователи В. И. Даль, Ю. А. Бахрушин, С. Н. Худеков и др., считают хоровод древнейшим русским танцем культового происхождения, который на определённых ступенях развития встречается у всех народов. Это подтверждает этимологическое родство слов: хоро (болг., молд, сербск), koro(n) (турецк.), ёхор (бурят), хоруми (груз) с греческим чпсoт - танец, который и стал основой данного термина. Танец в Греции всегда был составной частью триады - музыки, рифмованного слова и ритмичного движения - «совмещения речи, музыки и танца, в своей основе никогда не терявшей преемственности и связи с ритуально-культовыми обрядами» [9. с.81, 23, 130,192]. Для того чтобы участвовать в празднествах, необходимо было знать определённое количество хороводных песен, то есть, владеть определённым репертуаром: знать тексты песен, тексты танцев различные мелодии, а так же уметь технически исполнять танцевальные движения и владеть вокальными навыками, то есть в целом владеть определённой музыкальной, танцевальной культурой и телесной культуры.
Танец можно считать одним из путей формирования такого тела, на которое указывают слова Сократа: «...Я сделал еще одно наблюдение, что при этом танце ни одна часть тела не оставалась бездеятельной; одновременно упражнялись и шея, и ноги, и руки; так и надо танцевать тому, кто хочет иметь тело легким». Его воспитательное значение заключалось в том, что он должен был на деле показывать, что прекрасно и что безобразно. Платон говорил, «...всякое телодвижение и напевы, выражающие душевную и телесную добродетель -- ее самое или какое-либо ее подобие, - прекрасны, а все, выражающее порок, -- не прекрасно» [1. с.109].
«...Скажу о том, что пляска не только услаждает, но также приносит и пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты»[41. с.52].
На родство с греческой культурой и в частности с аполлиническим культом указывает, то, какое важное значение в русской танцевальной традиции отводилось солярным танцам, которые были частью культа поклонения Солнцу. Ю. А. Бахрушин солярными хороводами называет «массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой песней, раньше посвящавшейся Солнцу. К солярным хороводам относились танцы, исполняемые в дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. В последствии танцы древних славян, были приспособлены к пришедшей из Византии христианской религии и дошли до наших дней, такие, как например, Троицкие и Купальские, Святочные, Сретенские хороводы. [3. с.7]. По форме русский хоровод имеет сходство с греческимхоросом, который водили по кругу, олицетворяя движение солнца вокруг земли.
Своим рисунком, олицетворяя Солнце, хоровод обычно движется по кругу слева направо и заканчивается замыканием круга…. В некоторых местностях хоровод, начинаясь на вечерней заре, оканчивался на восходе солнца, охватывал несколько деревень». Таким образом, замкнутый хоровод являлся кульминацией праздника посвящённого Солнцу, которого разные славянские племена называли Даждьбог, Хорс и Велес. [бахр.] «Основой любого хоровода является хорея- единство ритмов: рифмованного слова, музыки и танца» [32].
Древнейшим видом русских народных плясок культового происхождения являются пляски-игры, отображающие трудовой процесс [3. с.7], эти танцы, как правило, носили воспитательный характер и не исключали наличие шутки и иронии.
В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложил отпечаток земледельческий быт славян. На игрищах славяне не только совершали обряды, но веселились, и добывали себе жен. Об этих древнейших игрищах и обычаях славянских племен радимичей, вятичей и северян свидетельствует летопись: «…и браци не бываху в них, но игрища межюселысхожахуся на игрища, на плясанье и навсябесовьская песни и ту умыкахужены собе…» [38. с.12]. Наиболее распространённой игрой для умыкания «девки» была игра в «Горелки».
Замечено, что даже у первобытных людей каждому труду соответствовал свой ритм, напев. Их танцы носили имитационный характер, отражая разделение труда между мужчинами и женщинами племени. Женщины не принимали участия в охотничьих плясках, так как охота - не женское занятие, но шитьё, вышивание, приготовление пищи и другие женские занятия были основой содержания танцев примитивных народов. Примечательно то, что история не сохранила в русских танцах аналогичных сюжетов.
Введение на Руси в конце X в. христианства повлекло за собой изменение в идеологической и культурной жизни государства, отразилось на жизненном укладе русского человека. Церковь вела борьбу с некоторыми языческими обрядами и народными традициями, складывавшимися веками, в частности с рудиментами «дионисийского культа», атрибутами которого были ряжение, маски, или мазанье лица, сопровождающиеся чрезмерным потреблением алкоголя и бесконтрольным весельем, переходившим в оргии. Подобные языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, пляски заводимые скоморохами осуждались и преследовались церковью, они были объявлены «сатанинским прельщением». .[17. c.7]. Понимая, насколько сильны традиции и привычки в жизни русского человека, церковь не только боролась, но и была вынуждена приспосабливаться. Она сближала христианские праздники с языческими, давала имена христианских святых языческим божествам. Так, Перун-громовержец превратился в Илью-пророка, божество Велес в святого Власия и т. д.[17. c.9].
Развитие русского народного танца шло по трем основным линиям: хороводы, пляски импровизационного характера - трепаки и танцы, имеющие определенную последовательность фигур [37. с.15].
Хороводы в русском народном танце весьма многообразны. Их характерным признаком является сочетание движения большой массы участников с песней, а зачастую и с разыгрыванием в лицах содержания песни [37. с.15].
Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. К массовым относятся пляски-игры, хороводы, а также всевозможные виды кадрилей.
Сольныё русские народные пляски
в основном делятся на три вида: перепляс,
парная и импровизационно-
«Перепляс обычно исполняется мужчинами и является танцевальным соревнованием. После того как начавший пляску танцор проделает несколько виртуозных колен, его сменяет другой, стремящийся выполнить колена сложнее. Вслед за этим в пляс опять включается первый, снова усложняя движения. Перепляс рассматривается народом как поединок и исполняется с соблюдением нарочитой серьезности. Шуточные частушки, которые поет в это время хор, стремятся рассмешить танцующих. Если исполнители засмеялись, то они выходят из круга. Виртуозность мужской пляски достигает здесь очень высокого уровня; вся пляска требует большого мастерства и изобретательности» [3. с.10].
Парная пляска исполняется одновременно девушкой и парнем или супругами на второй день празднования свадьбы и состоит в том, что пляшущая «завлекает» своего партнера грациозными и кокетливыми движениями, а тот в свою очередь стремится покорить ее лихостью и удальством. Эта пляска, изобилующая импровизационными моментами, отличается яркой мимикой и большой выразительностью. Сопровождается она плясовой песней или игрой на народных инструментах.
Одиночная импровизационно-
Из русских танцев повсеместно распространены: кадриль с ее многочисленными разновидностями, ланце, метелица. Поразительно, что, взяв за основу форму английской (Лансье) и французской кадрили, с крестив их с танцевальными играми, русские наполнив её собственным содержанием и танцевальной техникой сделали кадриль национальным танцем.
Существуют кадрили из четырех, пяти, шести и более фигур. Исполняются они под песни или под гармонь, причем каждой фигуре обычно соответствует своя песенная мелодия [37 с.17].
Народная пляска, бережно сохраняя национальные традиции, все время находится в состоянии развития, связанного с особой одаренностью русского народа в этом виде искусства. Разнохарактерность мужской и женской народной пляски -- героика первой и лиричность второй -- исключает одностороннее развитие, а большие художники из народа, существующие поныне, постоянно ее обогащают и поднимают на новые ступени совершенства.
Народный былинный эпос сохранил много описаний древних русских плясок, причем сказители с исключительной яркостью передали манеру исполнения танца -- «выходку», присущую отдельным лицам в зависимости от их пола и социального положения (например, былина о Садко).
В отличие от большинства западноевропейских государств, где народная пляска, попадая в среду правящих классов, обычно подвергалась полному видоизменению, в России до начала XVIII века она повсюду сохраняла свой основной рисунок, отличаясь лишь манерой исполнения.
Таким образом, русский народный танец или пляска, - не музейное искусство прошлого, и он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. До сих пор все его виды - хороводы, трепаки, переплясы - бытуют в народе. Сообразно с требованиями современной жизни содержание танцев творчески перерабатывается и дополняется народом. Все эти дополнения и видоизменения отражают сдвиги, происходящие в социальной, бытовой и культурной жизни общества [17 с.267].
Глава II. Классический танец как средство формирования исполнительской культуры.
2.1 Понятия и
принципы танцевальной
Танец - искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше он будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык [35. с.25].
Говоря о культуре исполнения танцевальных постановок участниками самодеятельных коллективов, мы подразумеваем под этим сочетание выразительности исполнения, музыкальности, свободы и законченности жеста, танцевальной техники.
Регулярно проводимые учебно-тренировочные занятия являются непременным условием творческих успехов коллектива. Без этих занятий, ограничиваясь только работой над репертуаром, нельзя добиться высокой танцевальной техники, выразительного исполнения.
Отсутствие тренировочных упражнений, прежде всего, отразиться на технике исполнения: движения рук танцоров будут однообразны, скованны, лишены выразительности. Неправильное поставленное дыхание помешает хорошо провести весь танец: уже к середине его исполнители начнут уставать, выдыхаться, особенно если танец идет в быстром темпе, и к концу неизбежен значительный спад в его эмоциональной насыщенности. Совершенно по иному будет выглядеть танец в исполнении коллектива, в котором систематически проводятся учебно-тренировочная работа. Умение владеть своим телом, четкость исполнения, правильно поставленное дыхание и тренированное сердце дадут возможность танцорам исполнить танец со всеми его характерными особенностями, не только, не снижая общего тонуса, но, наоборот, повышая его до полной кульминации.