Классицизм в контексте эпохи просвящения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:45, доклад

Описание работы

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной,философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Общей датировки эпохи не существует. Одни историки относят ее начало к концу 17 века, другие к сер 18. Конец эпохи связывают со смертью Волтера (1778) или с началом Наполеоновских войн.

Файлы: 1 файл

Классицизм.docx

— 26.61 Кб (Скачать файл)

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной,философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

 

Общей датировки эпохи не существует. Одни историки относят ее начало к концу 17 века, другие к сер 18. Конец эпохи связывают со смертью Волтера (1778) или с началом Наполеоновских войн.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию,Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум».

 

Эпоха просвящения, прежде всего, революция в умах. Ее знаменосцами стали мыслители эпохи Просвещения в Англии (где оно зародилось) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (где достигло высшего расцвета) — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев— все они провозглашали, что люди в своем поведении должны руководствоваться разумом и стремлением ко всеобщему благу, а не традициями и признанными авторитетами.

 

 

 

Вольтер

один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века:поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист.

 

1)Критика религии- критика  атеизма. Деизм Вольтера

Борясь против церкви, духовенства и религий «откровения», Вольтер был вместе с тем врагом атеизма; критике атеизма Вольтер посвятил специальный памфлет («Homélie sur l’athéisme»). Деист в духе английских буржуазных вольнодумцев XVIII века, Вольтер всевозможными аргументами старался доказать существование Божества, сотворившего вселенную, в дела которой однако не вмешивается, оперируя доказательствами

 

2) Идя пресвященного абсолютизма 

 Убеждённый и страстный  противник абсолютизма, он остался до конца жизни монархистом, сторонником идеи просвещённого абсолютизма, монархии, опирающейся на «образованную часть» общества, на интеллигенцию, на «философов». Просвещённый монарх — его политический идеал, который Вольтер воплотил в ряде образов: в лице Генриха IV (в поэме «Генриада»), «чувствительного» царя-философа Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), ставящего своей задачей «просветить людей, смягчить нравы своих подданных, цивилизовать дикую страну», и короля дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающего в борьбе с феодалами во имя принципа, выраженного Тевкром в словах: «Королевство — великая семья с отцом во главе. Кто имеет другое представление о монархе, тот виновен перед человечеством».

 

3) Драматургия

Продолжая культивировать аристократические жанры поэзии — послания, галантную лирику, оду и т. д., Вольтер в области драматической поэзии был последним крупным представителем классической трагедии — написал 28; среди них главнейшие: «Эдип» (1718), «Брут» (1730), «Заира» (1732), «Цезарь» (1735), «Альзира» (1736), «Магомет» (1741), «Меропа» (1743), «Семирамида» (1748), «Спасённый Рим» (1752), «Китайская сирота» (1755), «Танкред» (1760).

 

4) Поэзия

5)Философская проза

Вольтер завоевал всеобщее внимание и признание аргументами логики и стрелами сарказма.

Свои произведения Вольтер был вынужден издавать часто анонимно, отрекаясь от них, когда молва объявляла его автором, печатать их за границей, провозить во Францию контрабандой. В борьбе против доживающего свой век старого порядка Вольтер мог, с другой стороны, опираться на огромную влиятельную аудиторию как во Франции, так и за границей, начиная от «просвещённых монархов» и до широких кадров новой буржуазной интеллигенции, вплоть до России, которой он посвятил свою «Историю Петра» и отчасти «Карла XII», находясь в переписке с Екатериной II и с Сумароковым, и где его именем было окрещено, хотя и без достаточного основания, общественное течение, известное под названием вольтерианства.

 

 Идеи Просвещения  оказали значительное влияние  на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX-XX вв. идеология  Просвещения нередко подвергалась  критике за идеализацию человеческой  природы, оптимистическое толкование  прогресса как неуклонного развития  общества на основе совершенствования  разума. В широком смысле просветителями  называли выдающихся распространителей  научных знаний

 

Отличительные черты культуры эпохи Просвещения

:

  1. Деизм.
  2. Космополитизм. Интересы человечества выше интересов нации. Осуждение нацизма.
  3. Научность. Явления природы объяснялись исключительно естественными причинами.
  4. Рациональность. Представления о рациональной суверенности человека. «Век разума»
  5. Идея прогресса. «Вера в прогресс через разум»
  6. Значимость воспитания в формирования нового человека.

 

Классицизм- это художественное направление в европейском искусстве 17-19 веков.

Художники классицизма:

  1. Признавали высшим образцом античное искусство
  2. Опирались на тенденции высокого Возрождения
  3. Стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных законах разума.

 

Главные особенности стиля:

 

  1. Воспитательная форма искусства. Герои классицизма обладают стойкостью, храбростью, добротой. Четкая градация отрицательных и положительных героев. Стиль стал выражением гражданских идеалов и идеалогии.
  2. Четкие нормативные правила в искусстве
  3. Классицизму присуще черты утопизма, идеализации, отвлеченности.
  4. Апелляция к идеалам античного искусства.

 

Классицизм в архитектуре

Возникновение классицизма связано с Италией, которая явилась центром идейно-теоретических изысканий в области становления в архитектуре и в искусстве новых принципов. Именно в Италии и главным образом в Риме были сосредоточены основные памятники античности, которые на протяжении веков не переставали оказывать воздействие на архитекторов. Вместе с тем было бы неверно рассматривать изолировано от других стран Европы те идеологические процессы, которые обозначились в Италии. В это время, в середине XVIII века, во всех странах Европы, и особенно сильно во Франции и Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике и соответственно укрепление буржуазии в политической жизни государств. Крепнущая буржуазия ведет борьбу в области идеологической. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы.

Естественно, буржуазия, создавая свою культуру, стремилась опереться на прошлое, использовать культуру минувших эпох. Формы античного искусства больше всего соответствовали буржуазным представлениям о новом создаваемом стиле; в основу последнего была положена античность. Древнее искусство и древняя архитектура стали предметом изучения, заимствования, подражания. Растущий интерес к античности усилил отрицательное отношение к барокко.

Происходил второй «круг» изучения и освоения античного наследия: первый был связан с эпохой Возрождения — временем первого пробуждения буржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями о мире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре.

Для создания нового — классицистического стиля имели большое значение многие философские труды этого времени, публикации результатов исследовательских работ в области античной культуры, а также начавшиеся в 1748 году раскопки Помпеи, расширившие представление о римском искусстве. Из общетеоретических работ следует отметить «Речи об искусстве» (1750) Ж.-Ж. Руссо, проповедовавшего натурализм и естественность в искусстве.

Идейным руководителем классицизма был Винкельман — основатель истории искусств как науки, автор трудов «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности», вышедших в 1750—1760-х годах и получивших всеевропейскую известность. Он считается основоположником научной археологии. Его толкование сущности греческого искусства как «благородной простоты и спокойной величественности» определяет идеал красоты «археологического классицизма».

 

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности.

Хрестоматийные признаки архитектуры классицизма – продуманная симметричная композиция, меру торжественности и величия которой определяет, отчасти, неизменный портик с колоннадой греческого или римского ордера и фронтоном с барельефами. Типичные детали – акцентированные лестницы, классический античный декор, в общественных зданиях - купол. На фоне пастельного тона стен хорошо виды важнейшие белые элементы здания.

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение[1].

Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов.

 

Площадь Звезды в Париже – уникальная в мировом градостроительстве площадь, увенчанная классической Триумфальной аркой.

Первые памятники классицизма построены в Англии. Выдающийся зодчий И.Джонс оставил нам Квинс-хауз в Гринвиче (1635 г.), ансамбль площади Ковент-Гарден в Лондоне (1630г.) Эти постройки поражают лаконизмом и чистотой классической архитектуры, подчеркнутой отсутствием декора.

Величественный собор св.Павла в Лондоне архитектора К.Рена демонстрирует некоторые черты барокко, но ясная, выразительная ордерная композиция собора является классической.

Потрясающий памятник классицизма – Версаль (окончен в 1708г.) Этот огромный дворцово-парковый комплекс мощнейшей симметричной композиции давно уже стал именем нарицательным, обозначающим целый пласт образов и явлений, далеко выходящий за пределы архитектурно-исторических рамок. Архитектура дворца Ж.А Мансара и парка А.Ленотра по сей день остаются непревзойденными по красоте и величию.

Площадь Вандом. Париж

Архитектуру Петербурга создавали многие зодчие, но ключевое значение ансамблей имеют здание Биржи (А. Тома де Томон,1816г.)., Академия наук, Ансамбль дворцовой площади 

Классические сооружения и их ансамбли должны были подчеркивать логичность и величие статус-кво. Эту работу произведения классицизма выполняли. Но теперь, спустя много лет стало совершенно очевидным, что утилитарная идеологическая роль искусства и архитектуры классицизма в плане социальной пропаганды – лишь малая часть колоссального историко-культурологического потенциала этого стиля. Присущие любому произведению классицизма бесспорные красота и величие оказались теми незаменимыми качествами, которые, надо полагать, еще долго будут оставаться надежными реперами развития цивилизации. Неудивительно, что самые бурные модификации социального устройства в Западной Европе и тем более в России всегда считались с величием и красотой классицизма. Самые ярые критики догмата классицизма до сих пор так и не нашли, чем заменить классическое образование в искусстве.

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.


Информация о работе Классицизм в контексте эпохи просвящения