Колористика города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Среда обитания, окружающая современного человека, включает в себя
природную среду, искусственно преобразованную человеком "вторую природу",
искусственную среду, созданную человеком (третью природу), социальную
среду. Искусственная среда созданная человеком включает в себя среду вещей,
в которой живет человек, в том числе и архитектурную среду.
Каждый день, живя в городе, прогуливаясь, работая, обучаясь человек
удовлетворяет широчайший круг потребностей. В системе потребностей человека
(биологических, психологических, этнических, социальных, трудовых,
экономических) можно выделить потребности связанные с экологией восприятия
среды обитания.

Файлы: 1 файл

колористика города.docx

— 88.20 Кб (Скачать файл)

         для обзора).

       Эти условия  соответствуют  высказыванию  известного  архитектора  П.

Аберкраиби: "здание  может быть  и красивым,  но  если  его не  приемлет

окружение – лучше его не строить." Он считал, что главное в  архитектуре  –

гармоничное соответствие всего построенного пейзажу.

 

 

 ПРИРОДОПОДОБИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ-СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТОЙ СРЕДЫ ГОРОДА.

 

       Типы архитектурных  форм гармоничного, красивого города  должны  быть

"очаровательно  разнообразны"  и гармонично  сочетаться   с   ландшафтами.

Возможно, природоподобие форм зданий является  одним из  наиболее  простых

способов достижения гармонии с  ландшафтом. Подобие форм зданий и  окружающих

холмов, деревьев и т.д. не только позволяет  зданиям органично  сливаться  с

ландшафтом,  но  и  дает  возможность  получить  неожиданные   архитектурно

выразительные фасады: например, здание оперы в Сиднее (см. приложение), или

построенный недавно храм в Индии  в форме цветка лотоса и т.д.

 

КОЛОРИСТИКА ГОРОДА.

 

 Цвет является  одним  из  мощных  факторов,  формирующих   комфортную

визуальную среду.  За  счет  использования  широкой  цветовой  гаммы  можно

обогатить визуальную среду и насытить её зрительными элементами. Общая  идея

колористики заключается в том, что информационная  макросреда  участвует в

формировании регионального (национального) характера;  структура характера

человека  диагностируется  по  предпочтению   и   служит   основанием   для

цветотерапии; цветотерапевтическое воздействие оказывает микросреда,  влияя

на деятельность и производительность труда; в  свою  очередь,  деятельность

вырабатывает язык цветов и цветовые каноны  искусства.  Цветоэкология,  как

составная  часть  информационной  экологии,  обеспечивает   взаимосвязь   и

гармонию естественной и искусственной  макросреды,  а  также  макросреды  с

микросредой, чтобы цвет служил всем людям и каждому  человеку,  обеспечивая

необходимое информационное питание, комфорт  и  красоту.  Чтобы  интересно,

полезно  и  приятно  было  смотреть  вокруг, чтобы  ничего  не  кричало,  не

отвлекало, не навязывало себя,  не  пряталось,  не  вызывало  отрицательных

эмоций. Таким образом, ставится задача  регулирования  цветового  равновесия

между природой и обществом, чтобы  не причинять вреда и первой и  второму.

       В последнее  время в колористике  усилился  социально-психологический

аспект   цветовосприятия,   выражаемый   в   языке    цветов.    В    нашей

многонациональной стране, обладающей широчайшим  диапазоном  географических

условий, осознание региональной специфики  и внедрение методов  ее  учета  в

архитектурное  пректирование  особенно  необходимо.  В таком   подходе   к

обоснованию  цветовой  стратегии  остро  нуждается   градостроительство   в

экстремальных климатических условиях  – на  крайнем Севере,  в Сибири  и

Средней Азии.

       В ряду региональных  факторов можно выделить две  основные их группы –

природные и социально-культурные. Для  колористики  наиболее  существенными

характеристиками природных условий  являются:  световой  климат,  состояние

атмосферы,   температуро-влажностный    режим,    многоцветие    природного

окружения,а  также естественные  строительные  материалы.  Под социально-

культурными    предпосылками    подразумеваются:    социально-экономические

особенности местного населения, традиции и современные  тенденции  цветовой

культуры региона. Например, скупые краски монгольского  пейзажа  заставляют

жителей этой страны создавать свой искусственный цветовой мир: замысловатый

,полный глубокого смысла орнамент  и  яркие  цвета  в   архитектуре  храмов.

Северные народы, живущие в богатой  гамме серо-голубых  тонов  хроматизируют

ее.

       Каждая культура  имеет свою  систему  цветовых  символов,  свой  язык

цвета, по-своему выражающий содержание произведений  архитектуры и других

искусств. Символический характер носила полихромия  в  архитектуре  древних

времен – Египта, Вавилона, Индии,  Китая.  В  архитектуре  азиатских  стран

символизм цвета доминировал и  в  дальнейшем.  У  мусульманских  же  народов

контрастные цветовые  палитры  трактуются  как  неразрывные  части  единого

целого. Главное, чем западная христианская цветовая символика отличалась от

восточной – оппозиционность значений цвета.

      

 

Надо отдать должное церкви: она  давно  оценила  значение  управления

средой,  являясь  неиссякаемым  источником  информации  –   формы,   цвета,

семантика интерьеров и  экстерьеров.  Яркие  цветовые  акценты  размещались

обычно в основных декоративно-пластических  узлах:  на  ставнях  окон,  под

фасадом крыши, на колоннах, куполах. Обилие внешней и  внутренней  позолоты

православных храмов создает представление  трансцедентальности, объединяющей

пространство и время. Другой способ цветовой отделки, своего рода  прототип

первого,  предполагал  интенсивный  цветовой  фон.  Как  правило,   красно-

коричневый  кирпич  контрастировал  с   белокаменными   резными   деталями.

Стремление русских к многоцветию  выражалось в применении насыщенной окраски

стен в  голубой,  зелено-голубой,  оранжевые  цвета  в  сочетании  с  белой

колоннадой, лепными украшениями  и обильной  позолотой  деталей.  Виртуозная

декоративность   форм   содействовала   созданию   большого    разнообразия

визуального поля и, безусловно, создавала  комфортную среду.

   Грамотно  подобранный   цвет  способен   снять   зрительное   напряжение,

облегчить процесс различения цветов, оптимизировать условия для  зрительной

работы, в частности, обеспечить надежную фиксацию после саккады.

   Проблема восприятия цветопространства городской среды является сложной и

неоднозначной. Воздействие цвета  на  человека  проявляется  -при  уровнях:

психофизиологическом,  психологическом,  социальном.  Цвет  может  изменить

физическое самочувствие, настроение, повлиять на субъективную  эстетическую

сферу личности.

   Цвет в архитектуре города  призван выполнять ряд  важнейших   функций:  он

ориентирует  человека  в  пространстве  и  во  времени,  придает   значение

отдельным  компонентам   среды,   создает   психофизиологический   комфорт,

формирует содержательное и эмоционально насыщенное городское пространство.

Процесс восприятия  в  значительной  мере  коррелирован  с  многоуровневыми

функциями цвета в архитектуре. В  зависимости  от  избирательной  установки

личности или от перцептивной задачи, восприятие может быть:

     - ориентировочным.  Цветоформа  выделяется  из  окружения.  Происходит

        распознавание  с помощью цвета. В этот случае он рассматривается как

        естественная  окраска предмета;

      - регламентирующим. Цвет может накладывать  определенные  ограничения

на  поведение,  диктовать  предпочтения.  Тогда   он   является   носителем

определенной социальной функции;

      -  художественным,  дающим  эмоционально-духовную   оценку   объекта,

позволяющим осмыслить его как символ,  метафору.  Здесь можно говорить  о

знаково-символической  функции  света.  Так,  например,   в   древнерусской

традиции белый цвет считался символом чистоты и веры, красный —  красоты  и

радости, черный означал траур.

  В современном урбанизированном  обществе  нарушены  многие  тонкие  связи.

Среда потеряла разноцветие – важнейший  элемент полноценной  работы  глаз  и

эмоциональных  переживаний  человека.  Тем  не  менее,  система   символов,

предметов культуры,  язык,  природные  условия  мощно,  хотя  и  не  всегда

осознанно, воздействует на человека.

 

 

 

 

ЦВЕТ ГОРОДА.

 

Сегодня можно говорить о том, что  в столице серьезно нарушена видеоэкология восприятия среды жизнедеятельности москвичей. Огромное количество не к месту расположенных рекламных носителей, изобилие безвкусных, пестрых, разностилевых киосков искажает облик Москвы, одного из самых красивых городов мира.

Бурные темпы социально-экономического развития Москвы на рубеже XX-XXI веков  привели к ощутимому обострению экологических проблем столицы. В условиях интенсификации использования  и усиливающейся многофункциональности  городского пространства значение цветовой  среды для жителей города существенно возросло.

Создание гармоничного городского пространства, экологичного во всех отношениях, невозможно без комплексного решения проблем, связанных с колористикой, архитектурным освещением, с определением площадей для размещения рекламы. Нельзя также забывать о благоустройстве территорий, цветочном оформлении столицы, использовании современного дизайна остановочных пунктов и торговых павильонов.

В решении этих задач на помощь может и должен прийти цвет. Он выступает  неким связующим звеном между  элементами архитектуры и дизайна. Цвет может придать городскому пространству конкретную стилевую направленность, объединить разнохарактерные и разностилевые постройки, создать цветовые акценты, организовать ансамблевое восприятие фрагмента урбанизированной среды или разрушить его. 

Цветовая среда оказывает огромное влияние на жизнедеятельность горожан. Колористика окружения обладает способностью воздействовать на человека, на его эмоциональное состояние, волновать или успокаивать, создавать определенное настроение, вызывать ассоциативные сравнения и, самое главное, формировать в сознании людей ощущение красоты и гармонии или раздражения и дискомфорта. В основе цветовосприятия человека лежит свойство света вызывать соответствующее зрительное ощущение, передающееся в головной мозг и провоцирующее те или иные эмоциональные реакции.

Колористика города характеризуется совокупностью множества цветоносителей, которые образуют подвижную пространственную цветовую палитру, связанную с изменением природной полигамии и городской среды, с развитием художественной культуры и техническим прогрессом, а также с уровнем общественного интеллекта.

 

Колористика города характеризуется совокупностью множества цветоносителей, которые образуют подвижную пространственную цветовую палитру, связанную с изменением природной полигамии и городской среды, с развитием художественной культуры и техническим прогрессом, а также с уровнем общественного интеллекта.

Люди, живущие в городе, постоянно  сталкиваются с окружающим их пространственно-предметным миром, где все имеет цвет. Все  в городе воспринимается не само по себе, а в отношении к окружению, которое всегда динамично и изменяется с определенной периодичностью. Цвет  подвижен и находится в тесной связи с природными особенностями и расположением города, постоянным изменением архитектуры и  дизайна  зданий, вкусами и материальными возможностями общества, развитием культуры и технического прогресса.

Чем крупнее город, тем большее  количество цветоносителей участвует в формировании цветового облика визуально воспринимаемого пространства, тем более трудной становится задача создания гармонии его восприятия, поддержания  колористического своеобразия его среды.

 

Для современного города чрезвычайно  важен поиск путей упорядочения цветовых характеристик визуально  воспринимаемого пространства. Целью  цветового проектирования является разработка способов колористической  гармонизации цветовой среды, в которой  человек должен чувствовать себя комфортно в эстетическом и в психоэмоциональном аспектах. Предметом проектирования является сама среда, а объектом служит все: от малых форм (транспорта, элементов  дизайна, цветочного и праздничного оформления, рекламы, мощения дорожных покрытий) до макроэлементов города (зданий, улиц, кварталов, микрорайонов и округов).

 

В крупных городах из-за хаотичности размещения вывесок, информационных щитов, рекламы, пестрых торговых точек  в сознании человека нарушается цветовой баланс, создается беспокойство, внутренний дискомфорт, что нередко приводит к стрессовым состояниям и болезням. Не случайно во многих городах мира существуют запреты на размещение рекламы  в исторических центрах.

 

Невозможно переоценить организующую роль цвета в создании  целостности восприятия урбанистического пространства. При этом необходимо иметь в виду, что колористика представляет собой специальный объект архитектурно-градостроительного и дизайнерского проектирования. Подобно тому как существуют архитекторы-градостроители, архитекторы-"ландшафтники",  архитекторы-"объемщики", должны существовать архитекторы-колористы, рассматривающие специфические вопросы цвета в архитектуре и дизайне города.

Проектируя отдельный объект, автор-архитектор, как правило, решает локальную задачу колористики фасадов своего здания, не анализируя цветовое окружение нового строения в контексте уличной или квартальной застройки.

Художественно-эстетическая функция  колористического проектирования заключается  в формировании гармоничного визуально  воспринимаемого пространства улицы, площади, двора, а также в создании запоминающихся городских образов, позитивно влияющих на эмоциональное  состояние человека. Не случайно в  последнее время цвет становится объектом пристального внимания архитекторов, дизайнеров, психологов и социологов. В развитых странах появляется все  больше учреждений и организаций, профессионально занимающихся исследованием роли цвета в городской среде.

Каждый исторический город уникален в своем колористическом проявлении. Формируясь во времени на протяжении определенного периода, каждый из них  имеет характерную цветовую палитру, зависящую от объективных, субъективных, социальных, экономических и культурно-эстетических факторов.

Информация о работе Колористика города