Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:55, реферат
Изучать природу цвета можно с различных позиций. С точки зрения физики изучается сущность электромагнитных колебаний или световых квантов. С точки зрения химии – химический состав материалов и пигментов, вопросы выцветания, прочности и т.д.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «КОЛОРИСТИКА»
ЛЕКЦИЯ 1
Изучать природу
цвета можно с различных
Для дизайнеров
особое значение имеют два
аспекта – психология восприятия
цвета зрителем и различное
отношение к конкретным
Эстетические аспекты воздействия цвета могут быть изучены по трём направлениям:
- чувственно-оптическому ( импрессивному );
- психическому (экспрессивному);
- интеллектуально-символическому (конструктивному).
КОМПОЗИЦИЯ
Поскольку практически всегда мы видим сочетание двух или более цветов, которые могут отличаться по различным признакам, можно говорить о том, что колористика - наука которая изучает гармоничность построения цветовых композиций. Следовательно необходимо определить понятия композиционность и гармония, позволяющие в дальнейшем профессионально говорить о самой цветовой композиции.
Признаки, по которым можно судить о композиционности произведения искусства. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Это:
1. Принцип целесообразности.
2. Принцип единства сложного (целостность произведения).
З. Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала).
4. Принцип соподчинения частей в целом.
5. Принцип динамизма (движение — основа жизни и искусства).
6. Принцип равновесия, уравновешенности частей целого.
7. Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).
Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом.
Восприятие форм связано
с теми или иными биологическими
потребностями организма. «Человеку
присущи некоторые
5:8) успешно сочетается
единство и достаточная
Разбивка целого на ограниченное число групп, группировка элементов. Этот метод обусловлен наличием физиологического по_ рога восприятия, наш мозг одновременно может воспринять не более 5-7 элементов или групп одновременно. При большом количестве элементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать», чтоб опознать объект, является свойством человеческой психики. группировка зависит от того,
1) — Насколько пространственно близко расположены элементы по отношению друг к другу;
2) — Насколько близки они друг другу качественно (родственность форм и пр.)
3) - От стремления
к «продолжению», логически
4) - От стремления
к замкнутым фигурам (разрознен
Художественные приемы композиции связаны с психофизическим восприятием человека окружающего мира. Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения. Асимметрия, т.е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения. Движение же — форма существования материи, «движение есть жизнь». Асимметрия всегда соседствует с симметрией в формах органического мира. Абсолютная симметрия встречается только в неорганическом мире (в кристаллах).
Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения связана с особенностями направленного и периферического зрения, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации. Эта способность, обусловленная неравномерным строением сетчатки, не только позволяет выделить нужные сведения из прочих, но в художественном композиционном произведении диктует весь строй объекта.
Ритм — важнейшее средство организации художественного произведения; необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью, — ритм форма движения и органически присущ материи как ее свойство.
Ритмическое чередование различных ощущений вызывает положительные эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впечатления, наоборот, угнетают психику.
Необходимость смены состояний, впечатлений, напряжения и расслабления и т.д. заложена в биологической природе человека. Очевидно та же потребность лежит в основе и другого явления — контраста, связанного с усилением зрительных импульсов в пограничных зонах; чем сильнее импульс, тем резче контрастируют формы. Контраст — одно из самых сильных выразительных художественных средств.
Предметы, окружающие человека, должны быть гармонизованы не только по отношению друг к другу, но и связаны с человеком единой мерой, с физическим его строением.
Масштабные отношения между вещами, предметным окружением и человеком выступают как средство гармонизации, ибо масштаб является одним из проявлений соразмерности, устанавливающим относительные размеры между человеком и предметом — в архитектуре, в дизайне и в прикладном искусстве.
Принцип целесообразности заключается в том, что авторский замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творческий процесс переработки материала в художественную форму.
2. Принцип единства.
Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные композиционные принципы рассматривают различные проявления связи, различные аспекты зависимости между частями и элементами произведения).
3. Принцип доминанты.
Внутреннее организующее начало в композиции с первого взгляда обнаруживается благодаря наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой.
4. Соподчинение частей в целом. Группировка.
Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей; Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение.
Благодаря группировке элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в то же время целое воспринимается единовременно и цельно.
5. Принцип динамизма
Даже если на картине изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в картине, в изображении.
Композиционное построение произведения изобразительного искусства может быть представлено в виде схемы из линий, показывающих направление движения. Движение в композиции имеет организованный характер, ритмизовано. С его помощью осуществляется гармония целого.
7. Принцип гармонии.
Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие.
Средства гармонизации
Теперь несколько слов
о том, какие же средства можно
использовать для гармонизации( в
том числе и цветового
Средства гармонизации условно можно разделить на несколько групп, исходя из того, какого рода отношения между элементами целого они представляют.
1 группа — симметрия и асимметрия, — характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения.
Симметрия придает изображению статичность. Асимметрия ее нарушает, сохраняя, однако ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамическое начало.
2 группа — характеризуется размерными отношениями между частями целого и между частями и целым. Сюда относятся — тождество, пропорции, модуль, масштаб. Благодаря им части целого соизмеримы между собой и с целым: тождество — повторение, абсолютное равенство; модуль повторение одной величины в другой целое число раз; масштаб указывает на соотнесение размеров — увеличение или уменьшение в определенное число раз
3 группа — нюанс и контраст указывает на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения. Нюансные отношения, сближенные по форме, по тону, по цвету, по фактуре, объему, размеру и пр., — обогащают форму игрой оттенков, деталей. Контрастные же отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы.
4 — группа — метр и ритм — характеризует движение. Метр — простейшее повторение одного и того же элемента (кирпичная кладка). Всегда он вносит организующее начало вхаотическое движение и без него немыслима гармония.
Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.
Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением
приятного-неприятного или
привлекательного-
Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.
Двенадцатичастный цветовой круг
Для введения
в систему цветового
Все цвета второго порядка должны быть смешаны весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это не легкая задача - получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком желтым, а фиолетовый - ни слишком красным и ни слишком синим.
Затем на некотором расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор.
В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создается благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем: желтый + оранжевый = желто-оранжевый; красный + оранжевый = красно-оранжевый; красный + фиолетовый = красно-фиолетовый; синий + фиолетовый = сине-фиолетовый; синий + зеленый = сине-зеленый; желтый + зеленый = желто-зеленый.