Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:55, реферат
Изучать природу цвета можно с различных позиций. С точки зрения физики изучается сущность электромагнитных колебаний или световых квантов. С точки зрения химии – химический состав материалов и пигментов, вопросы выцветания, прочности и т.д.
Таким образом, возникает правильный цветовой круг из двенадцати цветов, в котором каждый цвет имеет свое неизменное место, а их последовательность имеет тот же порядок, что в радуге или в естественном спектре.
Воздействие отдельных видов контрастов
Сильные контрасты создают ощущение ясности, четкости, уверенности, силы и твердости. Светлотные контрасты разграничивают плоскости, они могут быть формообразующим, но также и разделяющим средством. Сильные хроматические контрасты производят кричащее впечатление и усиливают воздействие контрастирующих цветов. Сильные контрасты по чистоте цвета увеличивают чистоту и силу излучения более чистого цвета.
Слабые контрасты производят в общем мягкое, неопределенное впечатление. Светлотные контрасты сглаживают границы, производят невыразительное, вялое впечатление. Слабые хроматические контрасты кажутся мягкими, нежными.
Имеются цветовые сочетания, которые отличаются только каким-либо одним видом контрастов. Так, при ахроматических цветах наблюдаются только светлотные контрасты. В большинстве цветовых сочетаний одновременно наблюдается три-четыре вида контрастов.
Семь типов цветовых контрастов
(первичные контрасты)
Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между собой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой - маленький, белый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимается короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов. Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контрастных проявлений. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.
Гете, Бецольд, Шеврель и Хельцель указывали на смысловое значение различных цветовых контрастов. Шеврель посвятил огромный труд «симультанным контрастам». Однако наглядного и снабженного соответствующими упражнениями практического введения в изучение своеобразного проявления цветовых контрастов до настоящего времени не существует. Предпринятое в данной книге исследование цветовых контрастов является существенной частью моего труда о цвете.
Начнем с перечисления семи типов цветовых контрастов:
7. Контраст по площади цветовых пятен.
ЛЕКЦИЯ 2
Вторичные контрасты
Активные — пассивные. Яркий оранжево-красный цвет — самый активный цвет спектра. Противоположный ему пассивный цвет находится в средней части области зеленых цветов.
Внутри группы цветов одного цветового тона самыми активными цветами будут наиболее светлые и насыщенные. В сумерках синий цвет активнее красного.
«Близкие» — «далекие». Все теплые цвета при дневном освещении производят впечатление близких; это цвета переднего плана. Они как бы приближаются к нам. Холодные цвета как бы отдаляются. В живописи такие цвета используют для передачи глубины пространства.
В сумерках соотношения меняются. В этом случае—цвета спектра, имеющие короткие длины волн, — синий и зеленый производят впечатление более светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый из области длинных волн — более отдаленных и глубоких.
«Громкие»—«тихие». Ярко выраженные теплые цвета производят впечатление «громких», почти кричащих. Зеленый, напротив, кажется спокойным, тихим, смягчающим.
Однако светлый яркий зеленый цвет, находясь на красно-коричневом фоне, может быть более резким и кричащим, чем красный.
«Сухие»—«влажные». Все теплые тона кажутся сухими. Охра желтая кажется выжженной, как песок пустыни. Синевато-зеленый цвет производит впечатление влажного, как тающий лед.
«Распространяющиеся»—«
Однако на темно-красном фоне и светло-голубой цвет кажется излучающим; он напоминает голубой цвет неба.
Легкие — тяжелые. Все светлые цвета кажутся легкими, все темные — тяжелыми. Из цветов одинаковой светлоты красноватые кажутся более тяжелыми, цвета же, тяготеющие к синему, — более легкими. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет - тоже легкий и парящий.
Статичные — динамичные. Статичным можно назвать сочетание таких двух цветов, которые полностью уравновешивают друг друга, как, например, желтый и фиолетово-синий. Особенно статичным воспринимается сочетание зеленого и пурпурного цвета, поскольку ни один из входящих в это сочетание цветов не выделяется (цветной рис. 61).
Динамичными будут сочетания красного с синим или оранжевого с зеленым (цветной рис. 62).
Возбуждающие и успокаивающие. Цветовой ряд от зеленого к желтому или от красного к желтому успокаивает. Цветовой ряд от желтого к красному или от желтого к зеленому возбуждает (цветной рис. 63).
Одновременный контраст
Под одновременным контрастом понимают изменение цветового впечатления, вызванное другими, расположенными по соседству цветами. Сила воздействия любого цвета увеличивается под влиянием противоположного цвета, безразлично, идет ли речь о светлотном или хроматическом контрасте. Серый цвет под влиянием черного больше приближается к белому, а под влиянием белого — к черному. Один и тот же оранжевый цвет в красном окружении кажется светлее, а в желтом - темнее (цветной рис. 43). Поскольку любой цвет, появляющийся в поле зрения, всегда понимается как часть целого, явление одновременного контраста приводит к взаимодействию части и целого.
Например, на зеленом фоне красный цвет выделяется, светится; этим фоном подчеркивается его выразительность (цветной рис. 44) (влияние целого на часть).
Но красный цвет в свою очередь изменяет действие целого. Зеленый цвет под влиянием красного становится более определенным, как бы более зеленым, и приобретает живость, выразительность (влияние части на целое, см. раздел 5.3).
Всмотритесь в ахроматический ряд на цветном рис. 45. Каждое отдельное серое поле на границе с более светлым соседним полем становится как бы темнее. Причины этого явления еще недостаточно изучены. Гельмгольц объясняет его оптическим обманом. Геринг, напротив, предполагает взаимное влияние друг на друга отдельных частей сетчатой оболочки глаза (индукцию).
Если рядом расположены дополнительные цвета приблизительно равной светлоты (цветной рис. 27), то это взаимное влияние их друг на друга едва ли можно отрицать.
Последовательный контраст
Последовательным контрастом называют способность зрительного аппарата, выражающуюся в возникновении после любого цветового ощущения последовательного образа противоположного цвета. Если, например, из глубины комнаты смотреть на окно и оконный переплет, а затем закрыть глаза, то в зрительном аппарате возникнет образ окна, но цвет и светлота его будут обратны цвету и светлоте раздражителя (в нашем случае окна). Небо будет темным, а оконный переплет светлым. Чем больше света, тем больше энергии, т. е. большая нагрузка на сетчатую оболочку глаза и, следовательно, более быстрая ее утомляемость в тех местах, на которых запечатлевается небо.
Когда мы закрываем глаза, эти места сетчатки особенно утомлены, и вследствие этого в последовательном образе здесь появляется темная или обладающая лишь слабым светом зона. Части же сетчатки, на которые попадает изображение темного оконного переплета, раздражаются мало и, следовательно, так же мало и утомляются. При закрытых глазах через веки проникает еще достаточно света, чтобы вызвать раздражение мало утомленных частей сетчатки и тем самым слабое световое ощущение. Таким образом, при закрытых глазах оконный переплет кажется светлым (рис. 74, слева). Если же при этом опыте полностью исключить всякое попадание света в глаза, то отрицательный последовательный образ превращается в положительный. Небо опять кажется более светлым, а переплет — темным .
Константность цвета. Особую способность нашего зрения оценивать, несмотря на различное освещение, цвет предмета, основываясь на знании его цвета в условиях дневного освещения, называют константностью цвета. Верная оценка цвета предмета (цветовая константность) достигается главным образом самопроизвольным изменением чувствительности сетчатки и сужением или расширением зрачка. Кроме того, в нашей окончательной оценке видимого цвета участвуют очень сложные факторы, связанные с деятельностью головного мозга. Эта приближенная константность цвета видимых предметов, несмотря на значительные качественные и количественные изменения в освещении поля зрения,— одно из самых замечательных и важных факторов физиологической оптики. Без этой способности зрения кусок мела нам казался бы в пасмурный день такого же цвета, как кусок угля при ярком солнечном свете, а в течение дня он принимал бы все возможные цвета, лежащие между белым и черным.
Легко понять, насколько велико практическое значение константности величины, формы и цвета. Если бы наше восприятие не обладало константностью, то при малейшем повороте головы или изменении освещения, т. е. практически беспрерывно, в нашем восприятии изменялись бы свойства, по которым мы узнаем предметы. В этом случае вообще не существовало бы восприятия предмета, а наблюдалось лишь непрерывное мерцание находящихся в постоянном движении и изменяющих свою форму пятен и световых бликов, обладающих чрезвычайно большой пестротой.
Цветовая память и трансформация. Мы фиксируем в нашей памяти цветовые характеристики, присущие предметам и неоднократно наблюдавшиеся нами в связи с данными предметами. Так, многие предметы мы узнаем по их цвету: кровь, снег, медь, цемент. Даже вещи, которые могут иметь различную окраску, мы узнаем как знакомые нам раньше, например синее платье, красную книгу или коричневую вазу.
Если осветить такой предмет цветным светом малой насыщенности или если надеть цветные очки, то мы оказываемся в состоянии установить цвет данных предметов по памяти, несмотря на изменение цвета из-за освещения. Мы до известной степени обладаем способностью абстрагироваться от цветного освещения и достаточно правильно определить цвет предметов.
Способность нашего зрения постепенно привыкать к слабо окрашенному освещению, например свету лампы накаливания, и судить о цвете так же, как и при нормальном освещении, называется трансформацией. Если же насыщенность цвета освещения превышает определенные границы, то корригирующий аппарат зрения перестает действовать и явления трансформации (перестройки) не наблюдается.
Например, зеленый при нормальном освещении лист при рассмотрении через красный фильтр или при насыщенном красном свете кажется черным. При незнакомом окружении для неизвестного заранее цвета достаточно даже света незначительной насыщенности, чтобы создать иллюзию цвета, отличающегося от цвета предмета при нормальном освещении.
Цветные тени
Неприятное, утомляющее действие на глаз двойного света достаточно известно. Большей частью двойной свет наблюдается при одновременном освещении естественным светом и светом ламп накаливания. Но он может вызываться также двумя или большим числом искусственных источников света, тогда как один и тот же объект освещается несколькими источниками, излучающими свет различной насыщенности и разного цвета.
Действие двойного света будет незначительным, когда: разница в насыщенности дневного света и света ламп накаливания невелика;
источники света излучают
свет из одного места (например,
когда лампа накаливания
Отрицательное действие двойного света усиливается при большой разнице в насыщенности (дневной свет и красный свет) и когда свет нескольких источников падает с разных сторон (например, слева дневной свет, справа искусственный свет).
Под действием двойного света изменяется цвет предметов и наблюдаются цветные тени. Эти неприятные цветовые явления, возникающие в поле зрения из-за двойного освещения, не могут быть устранены нашим анализатором путем трансформации. В нашем восприятии не достигается постоянства (константности) цвета. Цвет предметов кажется нам иным, чем мы его привыкли видеть и сохранили в нашей памяти. Вследствие этого возникает состояние неуверенности при определении цвета. Это состояние может привести к нервозности и беспокойству.