Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:55, реферат
Изучать природу цвета можно с различных позиций. С точки зрения физики изучается сущность электромагнитных колебаний или световых квантов. С точки зрения химии – химический состав материалов и пигментов, вопросы выцветания, прочности и т.д.
Динамичность цветовой среды города снижается по мере уменьшения в нем удельного веса естественных элементов, т. е. с развитием урбанизации. Это обстоятельство заставляет искать пути преодоления цветовой статичности архитектуры, возможно, за счет развития в архитектурной полихромии цветовой динамики природного окружения, что позволяет поддержать в городской среде ритм цветовых перемен, которые человек считает естественными, обеспечивающими привычный ритм жизнедеятельности, несущими смысловую и эмоциональную информацию, побуждающими к эстетическим переживаниям. Моделирование динамики цветового поля города на основе интерпретации цветовой динамики природного ландшафта требует глубокого изучения ее законов. Познав процесс цветовой природной саморегуляции, архитекторы смогут действовать заодно с ним в городской среде.
Цветовая картина природного ландшафта зависит от множества компонентов. Среди них — климатические условия, в частности, состояние атмосферы, ее чистота или степень загрязнения; температурный режим, вызывающий туман и осадки в виде дождя и снега; морфологические особенности территории, в том числе ее рельефность, создающая игру светотени, холодных и теплых оттенков; фактура поверхности, от которой во многом зависит ее общая светлота и, конечно, цвет собственно покрытия. Эрозированные земли, лишенные травяного покрова, непосредственно проявляются в полихромии природного ландшафта и, кроме того, при сильном ветре могут запылять атмосферу, изменяя общий колорит местности. Флора значительно влияет на хроматические составляющие природного ландшафта.
Каким же образом каждый из компонентов может влиять на цветовые характеристики природного ландшафта?
Атмосфера является компонентом природного окружения, способным привести к визуальному единству почти любой природный или искусственный ландшафт. Атмосфера влияет не только на характер освещенности, прямой или рассеянный свет, но и обладает собственными цветовыми оттенками: в зависимости от наличия в ней взвешенных частиц и водяных паров, придает ландшафту цветовую характерность, смягчая светлотные и хроматические контрасты, создавая общий валёр.
Рельеф существенно влияет на структуру цветового бассейна природного ландшафта, задает пространственные планы, подчеркнутые цветовой перспективой, потенциально содержит значительные возможности цветовой динамики при восприятии этого ландшафта с различных видовых точек.
В соответствии с предложенной нами классификацией пространств все многообразие цветовых бассейнов, обусловленных строением рельефа природного ландшафта, может быть представлено шестью основными типами: 1 — замкнутый (небольшая площадка, окруженная горами), 2 — перетекающий (небольшая площадка, окруженная горами, имеющими сквозные прорывы), 3 — направленный (вытянутая площадка, фланкированная параллельными цепями гор), 4 — односторонний (площадка, окруженная горами с одной из сторон), 5 — сквозной (площадка, частично окружен-
Виды пространств: замкнутое, перетекающее, направленное, одностороннее, сквозное, открытое
ная горами), 6 — открытый (площадка, не имеющая вертикально означенных границ) [1]. Каждый из типов цветового бассейна складывается из различных компонентов природного ландшафта, являющихся цветоносителями, и предполагает поэтому определенный характер цветовой палитры и ее динамики.
Гидрография природного окружения тесно связана с состоянием атмосферы и характером рельефа местности. Насыщенность атмосферы водяными парами, ее прозрачность зависят от наличия рек, озер и других водоемов. Зеркало водных поверхностей, отражающее доминирующие природные цвета, усиливает их, а поскольку они изменчивы, усиливается хроматическая динамика природы.
Флора — наиболее динамичная составляющая природного окружения. Лесные массивы, степная, альпийская растительность существенно влияют на хроматическое содержание природной цветовой среды. Сезонные изменения флоры — самый активный фактор природной цветодинамики. Почва — важнейший компонент природного окружения. Ее цвета в основном зависят от минеральных составляющих и поэтому могут значительно колебаться по цветовому тону. В Японии, например, различают до 400 цветовых оттенков почв [I].
Все компоненты природного окружения тесно взаимосвязаны. Так, например, низкие температуры существенно преображают природный ландшафт: изменяется цвет растительности, почвы и замерзшие водные поверхности покрываются снежным покровом. Зимний период отличается увеличением доли ахроматических составляющих в цветовой палитре природного окружения. Цветовые оттенки природного ландшафта могут меняться в зависимости от направления и скорости ветра, который приводит в движение растительность, создавая подвижную фактуру, наполняет атмосферу взвешенными частицами. Среди всех климатических особенностей наиболее мощное цветовое воздействие на природный ландшафт производит солнечное сияние. Его качество (спектральный состав) и продолжительность (в течение суток и по сезонам) довершают цветовой образ природного ландшафта.
Итак, полихромия природного ландшафта понимается как определенный тип цветового бассейна, обладающего конкретным хроматическим содержанием и динамикой. Такое представление о ландшафтной полихромии согласуется с установкой исследователей природной среды как некоей емкости, состоящей из пространственных единиц, что способствует более полной оценке природного ландшафта, в частности, его визуальных характеристик.
Комплексное изучение объемно-пространственной структуры ландшафта включает его анализ не только по ландшафтоведческим территориальным единицам, но и по структурам оптическим. Такой подход плодотворен и для изучения ландшафтной полихромии.
Объемно-пространственная структура визуальных пространственных единиц ландшафта типа емкостей характеризуется: 1 — величиной и размерами; 2 — высотой невидимого потолка; 3 — масштабом (соотношениями высоты зрительных барьеров с шириной и длиной ячейки; 4 — пространственной целостностью (визуальными связями меж. ду точками пространственной единицы, а также между этими точками -и окружением) ; 5 — конфигурацией зрительных барьеров; 6 — зрительными фокусами. Эти характеристики разработаны М. Пурвинасом, М. Пурвиненс, Д. Буатро, Л. Леопольдом, Ю. Курбатовым и ДР- [3].
Характеристики объемно-
Аналитический подход к полихромии природного ландшафта, безусловно, должен сочетаться с тонким видением ее особенностей, что немыслимо без пристального внимания к цветовым изменениям природы и большой наблюдательности.
Однако широкий спектр исследований игнорирует вопросы цвета. Культурологический и структурный анализ средовой полихромии мог бы существенно обогатить их результаты. Смысловые и визуальные характеристики ландшафта, абстрагированные от цветовой данности, не в состоянии с достоверностью охарактеризовать природный ландшафт. Компоненты природного ландшафта вне их цветовой выраженности не являются истинным материалом для изучения. К тому же обнадеживающие гипотезы исследователей без изучения природной полихромии не могут быть проверены. Это относится к действиям по определению «психолого-эстетических ресурсов природной среды», «емкости окружающей среды» и ее «визуальной доступности». Сохранение общекультурного потенциала городского ландшафта также не может стать действенным без учета цветовой значимости природных элементов городской среды. Отсутствие внимания к полихромии, недопустимое в деятельности, изначально связанной с визуальным восприятием, неумолимо заявляет о неполноте результатов данных исследований.
Остановимся на исследованиях полихромии природных ландшафтов, проводимых французскими специалистами. Их методика получила значительный резонанс в мире. Основная особенность работ французских колористов в архитектуре и градостроительстве — осмысление в течение двух последних десятилетий роли цвета в масштабе городов и даже регионов, что вызвало необходимость цветового изучения ландшафтов целых провинций страны.
ЛЕКЦИЯ 8
Методика Ланкло и Кле
Наиболее систематичны исследования колориста Ж. Ф. Ланкло, который рассматривает природный ландшафт вместе с результатами человеческой деятельности (исторической, архитектурной) как целостную среду. В 1967 г. Ланкло начал изучение полихромии некоторых районов Франции. В течение нескольких лет были проанализированы Бретань и долина Луары, Нормандия и Прованс, Бургундия, Лимузен и другие провинции.
Методика Ланкло включает три фазы; анализ ландшафта, визуальный синтез, выработку «алфавита цветов», адаптированного к местности. Методика использовалась в исследованиях любого типа местности, сельской или городской, позволяла анализировать природные ландшафты с незначительным включением архитектурных объектов и городских ландшафтов, в которых компоненты природы оказываются в окружении архитектуры. Методика вызвана к жизни пониманием природы и архитектуры как целостной системы [6].
Первая фаза предполагает анализ компонентов, относительно постоянных по цветовым характеристикам: земля, песок, нагромождения камней, скалы и др., а также компонентов с ясно выраженной цветовой динамикой: небо и зелень при изменяющемся освещении. Важную роль играет постоянная подвижность полихромии в городах: витрины, транспорт, реклама, пешеходы и т. д., которая в основном наблюдается в пределах первого этажа. Пример старого порта в Бастии (Франция) показывает, что фасады зданий светлых охристых тонов и крыши из серого сланца повторяют доминирующие цвета окружающего природного ландшафта, а цветовое оживление наблюдается лишь на уровне пешехода. Палитра здесь непостоянна и состоит из мелких элементов. Цветовой декор этой части города резко изменяется по сезонам. Лодки, автомобили, навесы — движущиеся и обновляющиеся цветовые мазки, формирующие динамичную цветовую среду этого городка.
Первая фаза включает также анализ образцов материалов, входящих в состав земли, стен, крыш и деталей зданий, а также вегетативных элементов. При сборе информации Ланкло прибегает к цветовым наброскам, рисункам, фотографированию местности, чтобы накопить исчерпывающий иконографический материал.
Задачей второй фазы стало выявление хроматических общностей как результат упорядочения цветовых образцов. Эти общности Ланкло использует как базу для цветовых решений зданий, которые будут возводиться в данной местности. Цветовая комбинаторика в пределах выявленного множества цветов позволяет получить серии вариантов, отвечающие основному требованию — цветовой взаимосвязи с местностью. Кроме того, полученные данные соотносятся как статистический материал для использования тех или иных цветов или сочетаний в какой-либо местности, районе, городе.
И, наконец, третья фаза — выработка «алфавита цветов», практического пособия по использованию цвета. «Алфавит» состоит из двух палитр — общей и точечной, скоординированных между собой и гарантирующих гармоничность всех комбинаций, полученных на их основе. Общая палитра содержит мягкие цвета и используется для больших поверхностей (стены, крыши, мощения земли), точечная палитра содержит насыщенные цвета и предназначена для деталей зданий (двери, окна, ставни, цоколи и др.).
Исследования Ланкло полихромии района Hop-Па-де-Кале показало, что основные материалы архитектуры — кирпич и деревянные брусья — образуют неповторимое сочетание с обширной цветовой гаммой земель этого района, включающей желто- и розово-охристые, фиолетово-красные и темно-пурпурные оттенки. Красные кирпичные здания Араса, одного из городов этого района, частично окрашены желтой и красной охрой или белым цветом, а столярные изделия — белым, зеленым, серым и коричневым, что в целом создает неповторимый фламандский колорит.
Ланкло обратил внимание на сочетание природной и архитектурной полихромии на примере двух небольших городов, находящихся в одинаковых природных условиях в 50 км друг от друга. Один из них — Суассон с собором и зданиями из тесаного камня — выглядит серо-монохромным и легко вписывается в природный ландшафт, другой — Сен-Квэнтен, целиком построенный из кирпича, отличающийся пестротой дверей и ставен,— контрастирует с пейзажем.
Рассматривая эти города издалека вместе с их природным фоном («глобальное восприятие»), нетрудно убедиться в существовании двух гармоничных цветовых комплексов, один из которых строится на цветовом нюансе, другой — на контрасте.
Результаты многолетней работы Ланкло были систематизированы им в форме своеобразной карты региональных цветов многих французских провинций. Эта работа уникальна и может оказаться полезной для аналогичного исследования природной полихромии в нашей стране, отличающейся исключительным разнообразием и контрастностью природных ландшафтов.