Колористика в интерьере и экстерьере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:04, реферат

Описание работы

Изучать природу цвета можно с различных позиций. С точки зрения физики изучается сущность электромагнитных колебаний или световых квантов. С точки зрения химии – химический состав материалов и пигментов, вопросы выцветания, прочности и т.д.

Файлы: 1 файл

LEKTsII_KOLORISTIKA_5_kurs_9_semestr.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

КУРС  ЛЕКЦИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «КОЛОРИСТИКА» 

 

 

 ЛЕКЦИЯ 1

 

 Изучать природу  цвета можно с различных позиций.  С точки зрения физики  изучается   сущность электромагнитных колебаний  или световых квантов. С точки  зрения химии – химический  состав материалов и пигментов, вопросы  выцветания, прочности и т.д.

  Для дизайнеров  особое значение имеют два  аспекта – психология  восприятия  цвета зрителем и  различное  отношение  к конкретным цветам, а также эстетическая сторона  воздействия цвета, «отношения  между цветовой реальностью и цветовым воздействием, тем, что воспринимается глазом, и тем, что возникает в сознании человека. При этом проблемы субъективного восприятия цвета оказываются особенно важными в художественном воспитании, искусствоведении, архитектуре, дизайне и для художников, работающих в области рекламы и моды.

 

  Эстетические аспекты  воздействия цвета могут быть  изучены по трём направлениям:

  - чувственно-оптическому  ( импрессивному );

  - психическому (экспрессивному);

  -  интеллектуально-символическому (конструктивному).

 

 

  КОМПОЗИЦИЯ

Поскольку практически всегда мы видим сочетание двух или более цветов, которые могут отличаться по различным признакам, можно говорить о том, что колористика - наука которая изучает гармоничность построения цветовых композиций. Следовательно необходимо определить  понятия композиционность и гармония, позволяющие в дальнейшем профессионально говорить о самой цветовой композиции.

Признаки, по которым можно судить о композиционности произведения искусства. Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Это:

1. Принцип целесообразности.

2. Принцип единства сложного (целостность произведения).

З. Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала).

4. Принцип соподчинения частей в целом.

5. Принцип динамизма (движение — основа жизни и искусства).

6. Принцип равновесия, уравновешенности частей целого.

7. Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

 

Зрительное  восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом.

 

Восприятие форм связано  с теми или иными биологическими потребностями организма. «Человеку  присущи некоторые биологические  потребности, — пишет Р. Арнхейм, — для ориентации ему необходима четкость и простота; для уравновешенности и правильного функционирования — единство и равновесие; для стимулирования — разнообразие и напряженность. Эти потребности удовлетворяются одними формами лучше, чем другими. Квадрат и круг просты и уравновешенны. Прямоугольник с соотношениями 2:1 внушает страх, что распадается на 2 квадрата. В отношении «золотого сечения» (пример

5:8) успешно сочетается  единство и  достаточная напряженность».

 

Разбивка целого на ограниченное число  групп, группировка элементов. Этот метод обусловлен наличием физиологического по_ рога восприятия, наш мозг одновременно может воспринять не более 5-7 элементов или групп одновременно. При большом количестве элементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Потребность «организовать», «группировать», чтоб опознать объект, является свойством человеческой психики. группировка зависит от того,

1) — Насколько пространственно  близко расположены элементы  по отношению друг к другу;

2) — Насколько близки  они друг другу качественно (родственность форм и пр.)

3) -    От стремления  к «продолжению», логически вытекающему  из местоположения элемента, стремления  следовать по знакомым контурам  к целостному образу.

4)  -   От стремления  к замкнутым фигурам (разрозненные элементы, разорванные линии стремятся замкнуться и образовать фигуру).

 

Художественные приемы композиции связаны с психофизическим восприятием человека окружающего мира. Симметрия связана с чувством равновесия и обусловлена законом тяготения.  Асимметрия, т.е. нарушение симметрии, вызывает эмоциональный импульс, который сигнализирует о возникновении изменений, движения.  Движение же — форма существования материи, «движение есть жизнь». Асимметрия всегда соседствует с симметрией в формах органического мира. Абсолютная симметрия встречается только в неорганическом мире (в кристаллах).

 

   Ведущая роль доминанты, главного участка, центра изображения связана с особенностями направленного и периферического зрения, благодаря которым мы различаем детали только вокруг точки фиксации. Эта способность, обусловленная неравномерным строением сетчатки, не только позволяет выделить нужные сведения из прочих, но в художественном композиционном произведении диктует весь строй объекта.

Ритм — важнейшее средство организации художественного произведения; необходимость все подчинить ритму в композиции связана с биологической потребностью, — ритм форма движения и органически присущ материи как ее свойство.

Ритмическое чередование  различных ощущений вызывает положительные  эмоции. Длительное однообразное состояние или однородные впечатления, наоборот, угнетают психику.

Необходимость смены  состояний, впечатлений, напряжения и  расслабления и т.д. заложена в биологической  природе человека. Очевидно та же потребность  лежит в основе и другого явления — контраста, связанного с усилением зрительных импульсов в пограничных зонах; чем сильнее импульс, тем резче контрастируют формы. Контраст — одно из самых сильных выразительных художественных средств.

 

Предметы, окружающие человека, должны быть гармонизованы не только по отношению друг к другу, но и связаны с человеком единой мерой, с физическим его строением.

Масштабные отношения  между вещами, предметным окружением и человеком выступают как  средство гармонизации, ибо масштаб  является одним из проявлений соразмерности, устанавливающим относительные размеры между человеком и предметом — в архитектуре, в дизайне и в прикладном искусстве.

 

1.Принцип целесообразности.

Принцип целесообразности заключается в том, что авторский  замысел и весь строй произведения предполагают наличие цели, идеи, смысла, художественной задачи, что и определяет, в конечном счете, развитие содержания произведения и направляет творческий процесс переработки материала в художественную форму.

2. Принцип единства.

Композиция выступает как система внутренних связей, объединяющая все компоненты формы и содержания в единое целое. (Все остальные композиционные принципы рассматривают различные проявления связи, различные аспекты зависимости между частями и элементами произведения).

3. Принцип доминанты.

Внутреннее организующее начало в композиции с первого  взгляда обнаруживается благодаря  наличию доминанты — смыслового центра, где завязывается основное действие, возникают основные связи. С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально смысловой и структурный центр. Характеристики доминанты в более приглушенном звучании повторяются в отдельных частях формы, связывая их между собой.

 

4. Соподчинение частей в целом.  Группировка.

Чтобы целое было воспринято, необходима определенная последовательность в восприятии частей; Эта последовательность обеспечивается благодаря группировке родственных или контрастирующих элементов. Части целого составляют группы, связанные друг с другом по признакам подобия или по контрасту. Тот же принцип повторяется и внутри каждой из групп (подобие или контраст), возникает ритм, пронизывающий насквозь все произведение.

Благодаря группировке  элементов и частей происходит последовательное восприятие частей целого, и в то же время целое воспринимается единовременно и цельно.

5. Принцип динамизма

Даже если на картине  изображено статическое состояние, симметричная композиция, устойчивая и неподвижная, в ней есть движение, ибо детали, элементы художественной формы всегда выражают движение: их цветовые и тоновые отношения, взаимодействие линий и форм, контрасты, напряженность вызывают сильные зрительные импульсы, а следовательно, ощущение движения, жизни. Композиционные приемы обладают способностью направлять и усиливать это ощущение движения в картине, в изображении.

Композиционное построение произведения изобразительного искусства  может быть представлено в виде схемы  из линий, показывающих направление  движения. Движение в композиции имеет  организованный характер, ритмизовано. С его помощью осуществляется гармония целого.

 

7. Принцип гармонии.

Внесение гармонического начала в композиционное построение и в моделировку формы означает не одно только соблюдение количественных отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность, равновесие.

 

Средства гармонизации 

Теперь несколько слов о том, какие же средства можно  использовать для гармонизации( в  том числе и цветового пространства).

 

Средства  гармонизации  условно можно разделить на несколько групп, исходя из того, какого рода отношения между элементами целого они представляют.

1 группа — симметрия и асимметрия, — характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения.

Симметрия придает изображению  статичность. Асимметрия ее нарушает, сохраняя, однако ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее.  Асимметрия несет динамическое начало.

2 группа — характеризуется размерными отношениями между частями целого и между частями и целым. Сюда относятся — тождество, пропорции, модуль, масштаб. Благодаря им части целого соизмеримы между собой и с целым: тождество — повторение, абсолютное равенство; модуль повторение одной величины в другой целое число раз; масштаб указывает на соотнесение размеров — увеличение или уменьшение в определенное число раз

3 группа — нюанс и контраст указывает на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения. Нюансные отношения, сближенные по форме, по тону, по цвету, по фактуре, объему, размеру и пр., — обогащают форму игрой оттенков, деталей. Контрастные же отношения, противопоставляя основные элементы, характеризующие форму, являются движущим стимулом развития формы.

4 —  группа — метр и ритм — характеризует движение. Метр — простейшее повторение одного и того же элемента (кирпичная кладка). Всегда он вносит организующее начало вхаотическое движение и без него немыслима  гармония.

 

Когда люди говорят о  цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

Для большинства  цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких по своему характеру цветов или же различных цветов близких по светлоте. В основном эти сочетания не обладают сильной контрастностью. Как правило, оценка гармонии или диссонанса вызвана ощущением

приятного-неприятного или привлекательного-непривлекательного. Подобные суждения построены на личном мнении и не носят объективного характера.

Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область  объективных закономерностей.

 

Двенадцатичастный цветовой круг

Для введения в систему цветового конструирования  создадим двенадцатичастный цветовой круг, опираясь на основные цвета — желтый, красный и синий. Три основных цвета первого порядка размещаются в равностороннем треугольнике так, чтобы желтый был у вершины, красный - справа внизу и синий - внизу слева. Затем данный треугольник вписывается в круг и на его основе выстраивается равносторонний шестиугольник. В образовавшиеся равнобедренные треугольники мы помещаем три смешанных цвета, каждый из которых состоит из двух основных цветов, и получаем, таким образом, цвета второго порядка: желтый + красный = оранжевый; желтый + синий = зеленый; красный + синий = фиолетовый.

Все цвета  второго порядка должны быть смешаны  весьма тщательно. Они не должны склоняться ни к одному из своих компонентов. Запомните, что это не легкая задача - получить составные цвета посредством их смешения. Оранжевый цвет не должен быть ни слишком красным, ни слишком желтым, а фиолетовый - ни слишком красным и ни слишком синим.

Затем на некотором  расстоянии от первого круга мы чертим другой и делим полученное между ними кольцо на двенадцать равных частей, размещая основные и составные цвета по месту их расположения и оставляя при этом между каждыми двумя цветами пустой сектор.

В эти пустые сектора вводим цвета третьего порядка, каждый из которых создается благодаря смешению цветов первого и второго порядка, и получаем: желтый + оранжевый = желто-оранжевый; красный + оранжевый = красно-оранжевый; красный + фиолетовый = красно-фиолетовый; синий + фиолетовый = сине-фиолетовый; синий + зеленый = сине-зеленый; желтый + зеленый = желто-зеленый.

Информация о работе Колористика в интерьере и экстерьере