Концепция и методы проектирования в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Освоение композиционных и формообразующих законов, приемов, правил, средств выразительности, способов достижения целостности, эмоционально-образной и смысловой значимости произведений в области дизайна особенно актуально для тех, кто создает «вторую природу», организует окружающую среду по законам красоты и гармонии. Формообразование, как специфическая учебная дисциплина, обладающая богатейшим исторически сложившимися арсеналом методов, принципов и средств визуальной организации, образной выразительности и художественной трансформации является объективно мощным фактором формирования и развития творческого мышления и профессионального мастерства дизайнера.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Концепция в дизайне 4
1. Раскрытие понятия концепция 4
2. Концепция и проектная культура 6
3. Концепция в проектировании 8
4. Концепция сегодня 9
3. Методы проектирования в дизайне 11
1. Понятие метода проектирования 11
2. Метод проектирование: анализ и обзор 13
3. Специфика методов проектирования 14
4. Заключение 19
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая7.docx

— 50.46 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГОУ ВПО “Бурятский государственный  университет”

Педагогический институт

Кафедра технологии и предпринимательства

 

 

 

 

Курсовая работа:

Концепция и методы проектирования в дизайне

 

 

 

 

Выполнила: Халзанова Саяна  В.

Студентка гр.07780 ПИ

Проверил: Корытов  Г. А.

 

 

 

Улан-Удэ

2011

ВВедение

Освоение композиционных и формообразующих законов, приемов, правил, средств выразительности, способов достижения целостности, эмоционально-образной и смысловой значимости произведений в области дизайна особенно актуально  для тех, кто создает «вторую  природу», организует окружающую среду  по законам красоты и гармонии. Формообразование, как специфическая  учебная дисциплина, обладающая богатейшим исторически сложившимися арсеналом  методов, принципов и средств  визуальной организации, образной выразительности  и художественной трансформации  является объективно мощным фактором формирования и развития творческого  мышления и профессионального мастерства дизайнера.

Теоретические знания, которые  студенты приобретают на занятиях по основным темам формообразования, являются исходной базой для профессионального  глубокого понимания законов, принципов, методов и средств художественно-композиционного  формообразования, как существенной составляющей профессиональной грамоты  и творческого мышления. Полученные знания будут способствовать более  осознанному выполнению практических заданий, направленных на формирование у профессиональных дизайнеров художественно-композиционного  и проектного мышления, навыков управления зрительными ощущениями восприятия формы и цвета, овладение методическими  принципами художественно-образного  формообразования.

«Формообразование» –  это процесс создания формы в  деятельности художника, архитектора, дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и требованиями эстетической выразительности  будущего объекта, его функции, конструкции  и используемых материалов. В художественном проектировании формообразование включает пространственную организацию элементов  изделия, определяемую его структурой, компоновкой, технологией производства, а также эстетической концепцией дизайнера. В связи с этим, формообразование имеет широкие межпредметные  связи с композицией, проектированием, материаловедением, эргономикой и  др. Они имеют отражение не только в теоретическом курсе, но и в  большей степени в практических заданиях. Именно на практике учащиеся в полную силу реализуются в дизайнерском творчестве, объединяя в процессе формообразования функциональные характеристики объекта проектирования и его  образное решение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение                                                                                                                                                 2
  2. Концепция в дизайне                                                                                                                     4
    1. Раскрытие понятия концепция                                                                                   4
    2. Концепция и проектная культура                                                                             6     
    3. Концепция в проектировании                                                                                     8
    4. Концепция сегодня                                                                                                              9
  3. Методы проектирования в дизайне                                                                                   11
    1. Понятие метода проектирования                                                                             11
    2. Метод проектирование: анализ и обзор                                                             13
    3. Специфика методов проектирования                                                                   14
  4. Заключение                                                                                                                                           19
  5. Список литературы                                                                                                                         20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Концепция и методы проектирования в дизайне, именно так звучит выбранная  тема. Дизайн, слышится сейчас от многих, о нём говорят и пишут.  О дизайне написано много и напишут еще больше. Вполне понятно, на глазах одного поколения возникла и утвердилась новая профессиональная деятельность, которую нужно как-то осмыслить. Сначала писали о терминах, о том, что английское "design" - производное от итальянского "disegno", а означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - едва ли не всю область работы художника, за исключением станкового искусства.

Потом писали о предметах, сделанных с участием дизайнеров, о том, какие это красивые и  удобные вещи. Потом о самих  дизайнерах - что они делают, как  получается дизайнерское решение и  чем оно отличается от обычного инженерного. Писали уже о многом, но по отдельности - оказалось, что все эти отдельные  фрагменты знаний вовсе не просто соединить в единое целое, для  этого нужны особые средства.

Целью данной работы - является рассмотрения сути такого понятия как концепция, а так же различных методов проектирования в дизайне

В данной работе главной  задачей является выявление более  эффективных методов проектирования и последовательности разработки дизайн-концепции

Именно поэтому раскрывая  тему, важно разобраться, что же такое  дизайн? Дизайн - явление импортное, поэтому естественным является убеждение, что уж о западном дизайне известно все, и нужно только хорошо узнать, что о нем написано.

Достаточно часто "дизайн" означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще - продукт этой деятельности (вещь или  система вещей), а иногда - область  организации деятельности, взятую как  целое. В некоторых случаях "дизайн" трактуется предельно расширительно  и далеко выходит за рамки обозначения  деятельности художника по решению  задач промышленного производства.

При множестве частных  определений дизайна, выработанных в западной литературе, наибольшей четкостью отличается определение, принятое в 1964 году международным семинаром  по дизайнерскому образованию в  Брюгге: "Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств  промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные  и функциональные взаимосвязи, которые  превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя". Это определения не является окончательным. Существует множество точек зрения на определения дизайн. В этой работе будет обращено особое внимание  на этот вопрос. 

Основной смысл творческой деятельности архитектора - дизайнера  состоит в формировании материального  окружения и организации пространства в интересах людей с углубленным  учетом индивидуальных потребностей каждого  человека в определенных эмоционально - психологических условиях жизнедеятельности. Важно понимать, какими методами проектирования это может быть достигнуто, подробно рассмотреть  путь методической организации позволит эта работа.

В работе использовались данные письменных и устных источников, электронные  ресурсы, а так же труды некоторых  ученых и теоретиков в области  дизайн проектирования. А именно, статья О. Генисаретского, произведения Грашина  А. А. и Джонса Дж. К. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Концепция в дизайне

1. Раскрытие  понятия концепция

В жизни современного общества все чаще и чаще произносят слов «концепция». Мы слышим его по телевизору, по радио, в рекламе, в информационно  аналитических передачах, видим  в газетах, журналах и т.д.

Слово концепция встречается  во многих сферах деятельности человека: в дизайне, архитектуре,  политике, экономике, менеджменте,  инженерии, рекламе, в разных отраслях научных исследованиях. А что именно обозначает это слово не многие имеют представление об этом. Кто-то сравнивает его со словами «идея», «замысел». Ставят равенство между ними.

Слово «концепция» образовано от латинского conceptio. «Концепция» - это  система взглядов на что-нибудь, основная мысль. В разных дисциплинах оно  имеет свое значение. В экономике  обозначает генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении  реформ, проектов, планов, программ, а  так же система взглядов на процессы и явления в природе и в  обществе. В общественных науках это  основополагающая идея теории, ведущая  смысл. В философии «концепция»  рассматривается как система  взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую  идею или конструктивный принцип, реализующие  определенный замысел в той или  иной теоретической знаниевой практике. Это исходный способ оформления, организации  и развертывания дисциплинарного  знания, объединяющий в этом отношении  науку, теологию и философию как  основные дисциплины, сложившиеся в  европейской культурной традиции.

Данная работа рассматривается  в рамках обучения по специализации  Дизайнер. Интересно, какое же значение имеет слово «концепция» в  дизайне? Дизайн-концепция - это проектный  замысел, обобщенной конструкции, излагающий идею решения актуальной научно-обоснованной задачи и указывающий пути достижения цели.

Дизайн-концепция состоит  из четырех блоков:

1. Выработка профессиональной  идеологии (результат проектного  анализа);

2. Выработка системы принципов  проектирования;

3. Формирование принципиальной  модели, видимого образа объекта;

4. Предварительное обоснование,  социально-экономическое решение  проблемы. Естественно достижение  целостности, завершенности главного  замысла осуществляется поэтапно.

Существует иерахия становления  концепции, которая складывается из трех пунктов: 1.Формулирование проектных  проблем; 2. Формулирование проектных  задач; З. Формулирование проектных  требований.

Важно обратить внимание на цели и задачи концепции:

Дизайном является проектная  художественно-техническая деятельность по разработке инновационных промышленных изделий, формированию гармоничной  предметно-пространственной жилой,  производственной и социально-культурной среды.

Основной целью настоящей  Концепции является развитие дизайна  как интегральной инновационной  деятельности, обеспечивающей повышение  конкурентоспособности экономики  и рост качества жизни населения.

Основными задачами развития дизайна являются:

1. Обеспечение эффективности  использования дизайна как важного  фактора повышения качества жизни  населения, в т.ч. дизайна городской  среды и сельских поселений,  транспорта, учреждений образования  и здравоохранения и др.

2. Повышение эффективности  использования дизайна как фактора  роста конкурентоспособности продукции  и услуг предприятий различных  секторов экономики, в условиях  повышения значимости уровня  дизайна и эргономичности в  оценке потребительских свойств  товаров.

3. Содействие развитию  предприятий сектора дизайна,  с учетом роста вклада услуг  по маркетингу и дизайну в  структуре добавленной стоимости  товаров как потребительского, так  и производственного назначения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Концепция  и проектная культура

В одной из статей О. Генисаретского говорится о том, что концепция  является составляющей частью проектной  культуры. Творческие концепции, являются содержанием творческого сознания, и программы, являются содержанием  творческой воли, вместе с выраженными  в них ценностными ориентациями субъектов проектирования.  Очень ярко смысл концептуальности в проектной культуре проявлен вокруг функционализма. Точка зрения в этой полемике заключается в признании неудовлетворительности наивно-реалистических формул, причем вне зависимости от того, какая категория подставляется далее в формулы - функция, конструкция, технология, организация, социальная потребность и т.д.

Информация о работе Концепция и методы проектирования в дизайне