Концепция и методы проектирования в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Освоение композиционных и формообразующих законов, приемов, правил, средств выразительности, способов достижения целостности, эмоционально-образной и смысловой значимости произведений в области дизайна особенно актуально для тех, кто создает «вторую природу», организует окружающую среду по законам красоты и гармонии. Формообразование, как специфическая учебная дисциплина, обладающая богатейшим исторически сложившимися арсеналом методов, принципов и средств визуальной организации, образной выразительности и художественной трансформации является объективно мощным фактором формирования и развития творческого мышления и профессионального мастерства дизайнера.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Концепция в дизайне 4
1. Раскрытие понятия концепция 4
2. Концепция и проектная культура 6
3. Концепция в проектировании 8
4. Концепция сегодня 9
3. Методы проектирования в дизайне 11
1. Понятие метода проектирования 11
2. Метод проектирование: анализ и обзор 13
3. Специфика методов проектирования 14
4. Заключение 19
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая7.docx

— 50.46 Кб (Скачать файл)

Второй критерии. Соответствие. Это методы, относящиеся к видам  деятельности проектировщика, а именно, дивергенция, трансформация, конвергенция. В данном разделе используется поиск  необходимой литературы, анкетный опрос, стоимостный анализ.

Третий критерий. Удобство. К ним относятся такие методы как проектирование системы человек-машина, метод поиска границ, метод оценки надежности и т.д.

Четвертый критерий. Известность. Эти методы относятся к проблемам  управления избыта в неменьшем значении, чем к проектированию. Этот критерий учитывает различные аспекты проблемы создания искусственной среды.

Пятый критерий. Критика. Методы, входящие в этот критерий на первый взгляд позволяют преодолеть все  трудности проектирования, но на самом  деле имеют множество недостатков.

Это такие методы как: стратегия  упорядоченного поиска, исследование структуры проблемы посредством  определения компонентов, ранжирование и взвешивания и т.д.

 

 

 

 

3. Специфика   методов проектирования

При поиске и анализе все  существующих методов проектирования большое внимание привлек такой  метод как унификация и агрегативность. В последнее время он стал все  более активнее использоваться дизайнерами. Джонс в своей научной работе не перечисляет такие методы проектирования, видимо, потому что в то время  они были менее выражены. Автор  сам говорит, что «многие методы, достаточно эффективные и соответствующие  задачам проектирования, не были включены в книгу, если автор сам недостаточно был знаком с ними.

Этот метод наиболее заинтересовал, и было решено подробно рассмотреть  его. В теоретическом сознании представителей технической сферы унификация рассматривается  как один из главных органов управления индустриальным воспроизводства предметной среды. Считается, что она играет ведущую роль по внедрению достижений научно технического прогресса.

Развитие научно технического процесса предполагает непрерывное  увеличение производства новых видов  и типов предметов с одновременным  повышением эффективности. Поэтому  цель унификации такова - «повышение эффективности  общественного производства путем  упорядочивания, рационального сокращения числа видов возможных объектов и приведение их к единообразию.

Отсюда основная задача унификации состоит в определении количества изделий, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Для этого  были разработаны свои методы и средства, основными из них является метод  унификации и агрегативности. Унификация понимается как многоаспектная, многоуровневая деятельность во всех сферах человеческой деятельности со своими целями, объектами  и методами осуществления. Унификация предшествует стандартизации и проводится как в рамках работ стандартизации, так и самостоятельно. Результат  унификации совместимость, заменяемость, повторяемость объектов на основе преемственности. Основной принцип унификации - повышение  разнообразия систем при минимуме элементов.

Агрегативность определяется в связи с процессом унификации и применению типовых решений - как  «метод проектирования изделий, разнообразных  по назначению, из ограниченного количества элементов многократного использования  путем изменения характера соединений и пространственного сочетания  этих элементо. Так же агрегативность понимается как метод стандартизации в целом и унификации в частности  по созданию изделий и их совокупностей.

Агрегативность есть метод  создания и эксплуатации изделий, основанный на геометрической и функциональной взаимозаменяемости отдельных элементов  и узлов, каждый из которых может  быть использован при создании различных  модификаций изделия. Использование  этого метода проектирования позволяет  создать необходимые для потребителя  новые изделия и ограничить возможное  многообразие совокупности составных  вещей.

Рассмотрение возможного использование унификации и агрегативности в идеологии промышленного дизайна, началось более полувека назад. Ставиться  под сомнение, использовать или нет  проектной практики дизайна. Несмотря на это, дизайнер с легкость осознал  унификацию и агрегативность, принял их как свои собственные дизайнерские средства проектирования промышленных изделий. При более глубоком внедрении  этих методов в проектную практику дизайна, возникает целый ряд  трудностей внутри профессионального  развития и методологического осмысления. Появляется проблема трактовки унификации и агрегативности как специфических  средств формообразования.

Дизайн-проектирование - специфическое  проектирование, которое ориентируется  не просто на создание материальных объектов, но и на культурные идеалы и ценности, ставит задачу гуманизации и упорядочения предметного мира. В этом случае, отношение дизайна к стандартизации, ее принципам и методам, совершенно иное.

Дизайн начинает выполнять  функции, которые раньше пыталась решить стандартизация, а именно - управление качеством, упорядочением и гармоничным развертыванием предметного мира, целесообразной кооперацией разных сфер производственной деятельности людей и т.д. Для гармонизации предметного мира происходит превращение методов стандартизации в дизайнерские проектные средства формообразования. 

С развитием промышленного  производства актуальна стала проблема массового создания вещей с учетом потребности человека и установление стандартов и размерных систем, рассчитанных на удовлетворение различных потребностей человека.

Актуализируется задача гармонизации структурных связей между человеком  и промышленным изделием, включенный в процесс жизнедеятельности  человека в социально бытовой  сфере. Для этого применяются  сложившиеся в практике дизайна, средства и приемы формообразования. Первоначально казалось, что невозможно совместить творчество дизайнера и  унификацию. Такая несовместимость  при ближайшем рассмотрении оказывается  мнимой.

В этом случае, подход к дизайну - процессу несколько другой, чем  при проектировании единичного объекта. В основе формообразующего смысла унификации и агрегативности лежит ориентация на социально-культурные потребности  человека, на его духовно-ценностное отношение к предметной среде, выражающейся в определенной эстетике и ощущения гармонии. При проектировании каждого  нового объекта выгоднее решать его  не отдельно, а в определенной совокупности - параметрического ряда. В этом случае в ряду объединяются изделия одинакового  назначения конструкции и градациями показателей. В основу ряда кладется единый тип изделия. 

Такой методический подход позволяет представить все изделия  ряда в композиционном отношении, как  одно взаимосвязанное целое, как  комплекс. В первую очередь прорабатывается  выбранный образец - «эталон» относительно всего ряда  изделий. Найденное, обязательно характерное, композиционно-пластическое решение этого образца переносится на все изделия ряда (или в пределах градации ряда) для их объединения. В конечном счете, это дает не только ясно читаемую композиционную общность и стилевое единство всего ряда, но и существенно облегчает и обогащает сам процесс поиска наиболее выразительной в художественно-конструкторском отношении формы каждого изделия.

Выделяется два основных направления внедрения унификации в проектную практику:

1. Типовая, осуществляемая  путем создания и выпуска унифицированных рядов однородных изделий, с базовыми моделями и модификациями, либо с помощью типоразмерных рядов;

2. Межтиповая, достигаемая  путем создания и применения  в разнородных изделиях одних  и тех же унифицированных элементов  (агрегатов, узлов и деталей). Межтиповая унификация связана с пространственной перемпановкой однородного или разнородного состава унифицированных элементов, то есть агрегатированием.

Метод агрегатирования позволяет  представить все многообразие конструкторов  лишь в трех его формах, как типоразмерный (размерно-подобный) конструктор, базово - модификационный  конструктор  и  агрегатный (модульный) конструктор, в которых все их элементы - конструктивны определены по составу и номенклатуре и представляют собой своеобразные минимальные наборы.В агрегатном конструкторе (который может быть и модульным) все его конструктивны имеют унифицированную взаимосвязь по своим основным параметрам, линейным размерам и геометрической форме. Модульность конструктора предполагает создание и использование его элементов, размеры которых связаны единым размерным модулем, как своеобразных исходных «строительных» конструктивных модулей.

Практика показывает, что  сложность задач, решаемых дизайнером в условиях унификации и агрегатирования, меняется при переходе от менее сложных к более сложным функциональным решениям дизайн - объекта. Для удобства проектирования и учитывая степень сложности задач, все элементы унифицированной совокупности изделия необходимо располагать иерархически, в виде ряда уровней. С точки зрения методики проектирования, расчленение любой сложной системы на элементы, располагаемые по уровням, позволяет вести ее проектирование последовательно-параллельно с учетом соподчиненности и взаимообусловленности уровней, выполнить все элементы такой системы в едином стиле и максимально их унифицировать.

Дизайн проектирование очень  часто обращается к проектированию комплексных объектов. К ним относятся  комплексы мебели, бытовые приборы, средовой комплекс. Можно сказать, комплексные  объекты это основная часть окружающих нас вещей. Специфика проектирования любого комплексного объекта состоит  в том, что каждый предметный комплекс рассматривается во взаимосвязи  и взаимопроникновении всех типов  комплексности, при доминировании  точки потребителя. Дизайнер должен предусмотреть исследовательские  и проектные мероприятия, направленные на формирование технического комплекса  и его элементов в контекстах среды и функциональных систем деятельности. Здесь важно снабдить эти элементы единой проектной концепцией, чтобы  обеспечить их типологическую взаимосвязь  с точки зрения потребителя.

Подводя итог в рассмотрении метода проектирования унификации и  агрегативности, можно выявить их принципиальные отличия. Изделия, построенные  по методу унификации элементы конструкции  многократно применяются в различных  изделиях ряда, имея ту же неизменную конструкцию  и выполняя ту же рабочую функцию, может легко конструктивно и  композиционно входить во все  изделия конструктивно - унифицированного ряда.

Совсем иначе обстоит  дело построения изделия по методу агрегатирования. Агрегатирование  предусматривает изменение первоначальной инструментальной функции изделия. Геометрическая форма и образный строй определенным образом меняется, трансформируется. Первоначальная композиция изделия изменяется, хотя при перекомпоновки количество исходных элементов и  характер морфологии и визуальной формы  каждого агрегативного элемента остается без изменений. Форма изделия  рассматривается как различные пространственные комбинации форм отдельных функциональных унифицированных элементов.

По схеме поиска стратегии  бывают линейные (последовательная цепочка  действий, ведущая к результату), цикличные (с возвращением какому - либо из предыдущих этапов), разветвленные (включающие параллельные этапы и  альтернативные этапы проектирования). Адаптивный поиск- стратегия, где определен  лишь первый шаг. Случайный поиск  отличается абсолютным отсутствием  плана.

Методы управления стратегией предназначены для ее оценки  в целом и для сохранения выбранной стратегии на всех этапах проектного процесса, пока она действует, и изменения ее, если она перерастет соответствовать окружающей обстановке. Выбор той или иной стратегии определяется условиями «дано» и «требуется».

Принципиальные особенности  целей и задач архитектурно - дизайнерского  проектирования наиболее наглядно отражаются в условной привязке методов и  приемов проектной работы к отдельным  этапам творческого  процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объектами проектирования могут  быть как материальные (мебель, бытовая  техника, автомобили и т.д.), так и  нематериальные объекты (социальное проектирование).

В тоже время сам процесс  проектирования является нематериальным, характеризуемая как художественно - конструкторская деятельность создания концептуальных, идеальных объектов, которые должны служить человеку, решать многие его проблемы. Это  так же информационно - аналитическая  деятельность, направленная на выработку  множества методов, средств и  процедур для реализации задуманных концептов.

Проектирование - протекающее  действие проектной концепции, мыслительного  и знакового оформлении проекта.

Концепция в современном  мире является первоначалом в процессе проектирования. Поэтому выбор методов  проектирования объектов основывается на теоретическом выражении концепции.

С помощью различных методов  проектирования задуманная концепция  оформляется в материальный объект, идеи становятся вещественными. Работа позволила  выяснить взаимоотношение концепции и методов проектирования. Они  взаимодействуют, влияют друг на друга. Их совокупность организует целостность проектируемого объекта. Отсутствие какого-либо компонента приводит к невозможности правильного создания предмета. Предмет, в этом случае, становиться реорганизованным, бессмысленным, бесполезным для социума.  Работа не является окончательно законченной, она может быть продолжена и изучена в дальнейшем.

Закончить работу можно перефразируя фразу: «Сколько людей - столько и  концепции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм// Режим        доступа: http://www.procept.ru/publications/proj_cult&conceptualism.htm.
  2. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Учеб.пос. М.: Архитектура - С, 2004. - 232 с.
  3. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986.4.     
  4. Ожегов С. И. и Щведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
  5. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов. М.: Архитектура-С, 2006 -504с.,ил.
  6. Российский Энциклопедический словарь Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы методологии и теории дизайна. М., 2001.
  7. А.Н. Лаврентьев, История дизайна. - М.: Гардарики, 2006
  8. Л. М. Холмянский, А. С. Щипанов, Дизайн: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1985.
  9. Бхаскарян Л. Дизайн и время/ Пер. с английского.-м.: "Издательство АРТ-РОДНИК",2006.
  10. Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки теории  практике дизайна на Западе.-М.: Искусство, 1970.
  11. Глазычев В.Л Дизайн как он есть.- М.: Издательство "Европа", 2006.
  12. Пол Кларк, Дж. Фриман «Дизайн»    АСТ , Москва, 2003
  13. Мартынов Ф.Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявления в архитектуре и дизайне. Екатеринбург, 1992г
  14. Мосоров А.М., Мосорова Н.Н. Теория дизайна. Екатеринбург, Печатный дом «Солярис», 2004 
  15. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург… 
  16. Беренгау З.Г. Функция. Форма. Качество.
  17. Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2001 
  18. Дизайн: Основные положения. Виды дизайна. Особенности дизайн-проектирования. Мастера и теоретики. Илл. слов.-справ. Под общей ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004
  19. Вертгеймер М., Продуктивное мышление. М., 1987

Информация о работе Концепция и методы проектирования в дизайне