Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:21, курсовая работа
Освоение композиционных и формообразующих законов, приемов, правил, средств выразительности, способов достижения целостности, эмоционально-образной и смысловой значимости произведений в области дизайна особенно актуально для тех, кто создает «вторую природу», организует окружающую среду по законам красоты и гармонии. Формообразование, как специфическая учебная дисциплина, обладающая богатейшим исторически сложившимися арсеналом методов, принципов и средств визуальной организации, образной выразительности и художественной трансформации является объективно мощным фактором формирования и развития творческого мышления и профессионального мастерства дизайнера.
1. Введение 2
2. Концепция в дизайне 4
1. Раскрытие понятия концепция 4
2. Концепция и проектная культура 6
3. Концепция в проектировании 8
4. Концепция сегодня 9
3. Методы проектирования в дизайне 11
1. Понятие метода проектирования 11
2. Метод проектирование: анализ и обзор 13
3. Специфика методов проектирования 14
4. Заключение 19
5. Список литературы
Второй критерии. Соответствие. Это методы, относящиеся к видам деятельности проектировщика, а именно, дивергенция, трансформация, конвергенция. В данном разделе используется поиск необходимой литературы, анкетный опрос, стоимостный анализ.
Третий критерий. Удобство. К ним относятся такие методы как проектирование системы человек-машина, метод поиска границ, метод оценки надежности и т.д.
Четвертый критерий. Известность. Эти методы относятся к проблемам управления избыта в неменьшем значении, чем к проектированию. Этот критерий учитывает различные аспекты проблемы создания искусственной среды.
Пятый критерий. Критика. Методы, входящие в этот критерий на первый взгляд позволяют преодолеть все трудности проектирования, но на самом деле имеют множество недостатков.
Это такие методы как: стратегия упорядоченного поиска, исследование структуры проблемы посредством определения компонентов, ранжирование и взвешивания и т.д.
3. Специфика методов проектирования
При поиске и анализе все существующих методов проектирования большое внимание привлек такой метод как унификация и агрегативность. В последнее время он стал все более активнее использоваться дизайнерами. Джонс в своей научной работе не перечисляет такие методы проектирования, видимо, потому что в то время они были менее выражены. Автор сам говорит, что «многие методы, достаточно эффективные и соответствующие задачам проектирования, не были включены в книгу, если автор сам недостаточно был знаком с ними.
Этот метод наиболее заинтересовал, и было решено подробно рассмотреть его. В теоретическом сознании представителей технической сферы унификация рассматривается как один из главных органов управления индустриальным воспроизводства предметной среды. Считается, что она играет ведущую роль по внедрению достижений научно технического прогресса.
Развитие научно технического
процесса предполагает непрерывное
увеличение производства новых видов
и типов предметов с
Отсюда основная задача унификации
состоит в определении
Агрегативность определяется
в связи с процессом унификации
и применению типовых решений - как
«метод проектирования изделий, разнообразных
по назначению, из ограниченного количества
элементов многократного
Агрегативность есть метод
создания и эксплуатации изделий, основанный
на геометрической и функциональной
взаимозаменяемости отдельных элементов
и узлов, каждый из которых может
быть использован при создании различных
модификаций изделия. Использование
этого метода проектирования позволяет
создать необходимые для
Рассмотрение возможного
использование унификации и агрегативности
в идеологии промышленного
Дизайн-проектирование - специфическое
проектирование, которое ориентируется
не просто на создание материальных объектов,
но и на культурные идеалы и ценности,
ставит задачу гуманизации и упорядочения
предметного мира. В этом случае,
отношение дизайна к
Дизайн начинает выполнять функции, которые раньше пыталась решить стандартизация, а именно - управление качеством, упорядочением и гармоничным развертыванием предметного мира, целесообразной кооперацией разных сфер производственной деятельности людей и т.д. Для гармонизации предметного мира происходит превращение методов стандартизации в дизайнерские проектные средства формообразования.
С развитием промышленного производства актуальна стала проблема массового создания вещей с учетом потребности человека и установление стандартов и размерных систем, рассчитанных на удовлетворение различных потребностей человека.
Актуализируется задача гармонизации структурных связей между человеком и промышленным изделием, включенный в процесс жизнедеятельности человека в социально бытовой сфере. Для этого применяются сложившиеся в практике дизайна, средства и приемы формообразования. Первоначально казалось, что невозможно совместить творчество дизайнера и унификацию. Такая несовместимость при ближайшем рассмотрении оказывается мнимой.
В этом случае, подход к дизайну - процессу несколько другой, чем при проектировании единичного объекта. В основе формообразующего смысла унификации и агрегативности лежит ориентация на социально-культурные потребности человека, на его духовно-ценностное отношение к предметной среде, выражающейся в определенной эстетике и ощущения гармонии. При проектировании каждого нового объекта выгоднее решать его не отдельно, а в определенной совокупности - параметрического ряда. В этом случае в ряду объединяются изделия одинакового назначения конструкции и градациями показателей. В основу ряда кладется единый тип изделия.
Такой методический подход
позволяет представить все
Выделяется два основных
направления внедрения
1. Типовая, осуществляемая путем создания и выпуска унифицированных рядов однородных изделий, с базовыми моделями и модификациями, либо с помощью типоразмерных рядов;
2. Межтиповая, достигаемая
путем создания и применения
в разнородных изделиях одних
и тех же унифицированных
Метод агрегатирования позволяет представить все многообразие конструкторов лишь в трех его формах, как типоразмерный (размерно-подобный) конструктор, базово - модификационный конструктор и агрегатный (модульный) конструктор, в которых все их элементы - конструктивны определены по составу и номенклатуре и представляют собой своеобразные минимальные наборы.В агрегатном конструкторе (который может быть и модульным) все его конструктивны имеют унифицированную взаимосвязь по своим основным параметрам, линейным размерам и геометрической форме. Модульность конструктора предполагает создание и использование его элементов, размеры которых связаны единым размерным модулем, как своеобразных исходных «строительных» конструктивных модулей.
Практика показывает, что сложность задач, решаемых дизайнером в условиях унификации и агрегатирования, меняется при переходе от менее сложных к более сложным функциональным решениям дизайн - объекта. Для удобства проектирования и учитывая степень сложности задач, все элементы унифицированной совокупности изделия необходимо располагать иерархически, в виде ряда уровней. С точки зрения методики проектирования, расчленение любой сложной системы на элементы, располагаемые по уровням, позволяет вести ее проектирование последовательно-параллельно с учетом соподчиненности и взаимообусловленности уровней, выполнить все элементы такой системы в едином стиле и максимально их унифицировать.
Дизайн проектирование очень
часто обращается к проектированию
комплексных объектов. К ним относятся
комплексы мебели, бытовые приборы,
средовой комплекс. Можно сказать, комплексные
объекты это основная часть окружающих
нас вещей. Специфика проектирования
любого комплексного объекта состоит
в том, что каждый предметный комплекс
рассматривается во взаимосвязи
и взаимопроникновении всех типов
комплексности, при доминировании
точки потребителя. Дизайнер должен
предусмотреть
Подводя итог в рассмотрении
метода проектирования унификации и
агрегативности, можно выявить их
принципиальные отличия. Изделия, построенные
по методу унификации элементы конструкции
многократно применяются в
Совсем иначе обстоит
дело построения изделия по методу
агрегатирования. Агрегатирование
предусматривает изменение
По схеме поиска стратегии бывают линейные (последовательная цепочка действий, ведущая к результату), цикличные (с возвращением какому - либо из предыдущих этапов), разветвленные (включающие параллельные этапы и альтернативные этапы проектирования). Адаптивный поиск- стратегия, где определен лишь первый шаг. Случайный поиск отличается абсолютным отсутствием плана.
Методы управления стратегией предназначены для ее оценки в целом и для сохранения выбранной стратегии на всех этапах проектного процесса, пока она действует, и изменения ее, если она перерастет соответствовать окружающей обстановке. Выбор той или иной стратегии определяется условиями «дано» и «требуется».
Принципиальные особенности целей и задач архитектурно - дизайнерского проектирования наиболее наглядно отражаются в условной привязке методов и приемов проектной работы к отдельным этапам творческого процесса.
Заключение
Процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объектами проектирования могут быть как материальные (мебель, бытовая техника, автомобили и т.д.), так и нематериальные объекты (социальное проектирование).
В тоже время сам процесс
проектирования является нематериальным,
характеризуемая как
Проектирование - протекающее действие проектной концепции, мыслительного и знакового оформлении проекта.
Концепция в современном
мире является первоначалом в процессе
проектирования. Поэтому выбор методов
проектирования объектов основывается
на теоретическом выражении
С помощью различных методов проектирования задуманная концепция оформляется в материальный объект, идеи становятся вещественными. Работа позволила выяснить взаимоотношение концепции и методов проектирования. Они взаимодействуют, влияют друг на друга. Их совокупность организует целостность проектируемого объекта. Отсутствие какого-либо компонента приводит к невозможности правильного создания предмета. Предмет, в этом случае, становиться реорганизованным, бессмысленным, бесполезным для социума. Работа не является окончательно законченной, она может быть продолжена и изучена в дальнейшем.
Закончить работу можно перефразируя фразу: «Сколько людей - столько и концепции».
Список литературы
Информация о работе Концепция и методы проектирования в дизайне