Концепция и методы проектирования в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:21, курсовая работа

Описание работы

Освоение композиционных и формообразующих законов, приемов, правил, средств выразительности, способов достижения целостности, эмоционально-образной и смысловой значимости произведений в области дизайна особенно актуально для тех, кто создает «вторую природу», организует окружающую среду по законам красоты и гармонии. Формообразование, как специфическая учебная дисциплина, обладающая богатейшим исторически сложившимися арсеналом методов, принципов и средств визуальной организации, образной выразительности и художественной трансформации является объективно мощным фактором формирования и развития творческого мышления и профессионального мастерства дизайнера.

Содержание работы

1. Введение 2
2. Концепция в дизайне 4
1. Раскрытие понятия концепция 4
2. Концепция и проектная культура 6
3. Концепция в проектировании 8
4. Концепция сегодня 9
3. Методы проектирования в дизайне 11
1. Понятие метода проектирования 11
2. Метод проектирование: анализ и обзор 13
3. Специфика методов проектирования 14
4. Заключение 19
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая7.docx

— 50.46 Кб (Скачать файл)

Концептуализм нередко оправдывается  направленностью на инновационные  процессы. Это связано в сознательной свободе ориентироваться на одно, другое или третье основание своего проектного творчества. Благодаря концептуализации творчества в истории проектной  культуры прослеживаются нити актуализации той или иной творческой концепции  и связанных с нею приемов  формообразования. Концептуализация творчества есть вместе с тем и установка  на осознание ценностного содержания, на проявление тех жизненных, художественных и духовных ценностей, которые утверждаются или отвергаются в данном произведении, проекте. Это не означает, что все  концептуализируемые в творчестве ценности могут быть обозначены, изображены или "промыслены". Нет, большая  часть представленного в концепции  ценностного материала все равно  останется в области подразумеваемого, духовно осязаемого. Проектная культура смыкается с концептуальностью  и это свидетельствуют о том, сколь важно помнить не только о содержании ценностей, означенных в соответствующих концепциях, но и о способе их бытия: о роли сознания в проектном творчестве, о единстве личной творческой активности, с одной стороны, и жизненного пути и окружения творческой личности, с другой.

В художественной и проектной  культуре 70-80-х годов термины "концепция", "концепт", "концептуальность" приобрели широкий смысл. Здесь  и концептуализм как одно из направлений  живописного авангарда, и художественные концепции, предваряющие начальные  этапы художественного проектирования, и собственно творческие концепции, как авторские самообразы творчества, и многое другое. Типологический вопрос о творческой сути концептуализма- это прямое, открытое использование  рассудка, мышления, интеллекта в создании, обращении и потреблении произведений искусства, других эстетических и культурных ценностей, включая средовые.

Переходность современной  культурной ситуации,  включение ее в процесс развития, ее обновлении, модернизации образа жизни, свидетельствует об увеличении и многозначности творческой концепции. Помимо живописного, поэтического или проектного концептуализма как группового стиля, творческой манеры сегодня в культуре обращается большое число всякого рода концепций, программ, установок и подходов, разделяющих с концептуализмом самую характерную его черту - прямое, открытое применение рассудка в художественных целях. Творческая концепция оповещает наблюдателей о ценностях, составляющих внутреннюю структуру личности и отвечающих за ее, личности, образно-жизненную целостность.

В творческой концепции проявляется  основной способ бытия личности, определяющий ее ценностное постоянство, способность  переживать естественность и свободообразность  человеческой жизни. Поэтому все  видимое, представляемое и воображаемое благодаря творческому усилию художника, творчески предопределены своеобразным этическим взглядом к миру.

В силу способности и призванности выражать основное понимание, основную ценностную ориентацию художника творческие концепции становятся отправной  точкой критического толкования и авторского замысла. Он всегда имеет  жизнетворческий, личностно-духовный и этнокультурный смысл. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Концепция в проектировании

Множественность концепций  и разнообразных связанных с  ними типов рациональности - это  две стороны рефлексивности проектной  культуры. Рефлексивность означает возможность  свободного, самосознательного и  самопроизвольного, намеренного осуществления  проектного действа, проектирования как  способа существования. И уже  одним этим интерес к концептуальности как качеству проектной культуры вполне оправдан.

Но кроме этого концептуализация проектной деятельности, имеет еще  одно следствие для развития проектной  культуры - это свобода проектировщика в отношении выполняемой им деятельности, о существенных изменениях ее смысла, содержания, основных аксиологических  и экологических функций.

Таким образом, проектирование - это не только создание проекта  и внедрение его. Проектирование - это одновременно протекающее действие проектной концептуализации, мыслительного  и знакового изготовления проекта, усвоения продумывания проекта и  управляющего проектного влияния на образ жизни пользователя, его  социально-функциональную и предметно-пространственную среду.

Следует признать влияние  концептуализма на проектную культуру заслуживающем дальнейшего изучения. Ближайшими его проблемами, являются: влияние типа рациональности концепций  на структуру проектного исследования; структура проектного хозяйства  и предмет проектной информатики; социально-культурные аспекты критической  концепции проектов; восприятие проектных  инноваций пользователями, возможность  управления этим восприятием путем  воздействия на их жизненные концепции, в частности на процесс поиска символической идентификации.

Одна из специфических  сторон проектной деятельности заключается  в изучении комплекса проблем, возникающих  при проектировании архитектурной  среды. Результатом этих исследований является понимание сущности проектирования функционально целесообразных, технически совершенных, эстетически выразительных  объектов, составляющих в совокупности оптимальную среду для жизнедеятельности  человека.

 

 

 

 

 

 

 

4. Концепция  сегодня 

Дизайн - концепции сегодняшнего дня направлены на решение, на осмысление проблемы человека и общества эпохи  постиндустриальных потрясений: алкоголизм, телеманию и теленаркоманию, распространение  азартных игр, безработицу среди  молодежи, склонность к криминогенному поведению части населения и  т.д. Дизайн выдвигает серию новых  профессиональных идей. Вызов и эффект по-новому осмысленных профессиональных принципов заключен в пересмотре профессиональных основ, в синтезировании противоположных, даже взаимоисключающих  индивидуальных и социальных ценностей. Большинство концепций гуманистично, если не в результатах, то во всяком случае, в намерениях. Влияния, которые  проникают в дизайн - концепции, раскрепощая  воображение проектировщика, используются из различных, не связанных между  собою сфер деятельности. Иногда это  идеи философских наук, иногда из сферы  культуры и техники.

Дизайнер сегодня более, чем когда либо, переосмысливает, переиначивает значение потребляемого  человеком объекта, дизайнер становится посредником, резонатором между  человеком и его объектно-информативной  средой, становится создателем не только предмета, но и сопутствующего этому  предмету человеческого опыта.

Осмысливая новые функции  дизайна как функции по созданию опыта, стилей жизни, средств установления межличностных контактов, дизайн - концепции  тем самым направлены на решение  острых социальных проблем и проблем  личности.

Механизмы реализации концепции:

Основными организационными механизмами реализации настоящей  концепции должны стать:

1. Формирование межведомственной  рабочей группы по развитию  дизайна.

2. Формирование экспертных  советов по развитию дизайна  при федеральных органах исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации и местного самоуправления.

3. Формирование сети центров  развития дизайна федерального  и субфедерального уровней.

Финансирование мероприятий  настоящей Концепции должно быть обеспечено в рамках реализации федеральных  и ведомственных целевых программ в области образования, здравоохранения, транспорта, жилищного строительства, регионального и муниципального развития, развития сельского хозяйства, программ содействия  развитию инновационной инфраструктуры, программ государственной поддержи субъектов малого предпринимательства, программ поддержки внешнеэкономической деятельности и др.

В целях обеспечения реализации эффективной государственной политики развития дизайна в секторах экономики  с высоким уровнем государственного участия и в социальной сфере, будет осуществлена разработка и  утверждение ведомственными нормативными актами отраслевых (секторальных) концепций  и планов действий в сфере содействия эффективному использованию дизайна.

Основные результаты реализации концепции:

Реализация мер, предусмотренных  в концепции, позволит:

обеспечить улучшение  качества дизайна городской среды  и дизайна среды сельских поселений;

повысить эффективность  работы учреждений образования и  здравоохранения; 
повысить уровень инновационной активности отечественных предприятий; 
повысить конкурентоспособность промышленной продукции, выпускаемой отечественными предприятиями;

увеличить долю услуг дизайна  в ВВП;

увеличить объем экспорта услуг дизайна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы проектирования  в дизайне

1. Понятие  метода проектирования

Теоретическое понятии методов  проектирования впервые появляется в середине 19 века. До это времени  было понятно, что проектирование это  то, чем занимаются  архитекторы, инженеры, художники и т.д. Стремление выявить сущность проектирования и изложение ее в виде некоторого стандартного метода, дать своего рода рецепт, на который можно было положиться во всех ситуациях, привело к тому, что стали появляться новые значения проектирования.

В Архитектурном словаре  говорится, что проектирование - это  процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или  возможного объекта, состояния. Многие личности при определение сущности проектирования высказываются следующим  образом:- «целенаправленная деятельность решению задач»

Создается впечатление, что  имеется такое же количество процессов  проектирования, и у каждого автора оно будет свое. Из этих цитат  ясно, что в зависимости от обстоятельств  характер проектирования может меняться в очень широких пределах.

Вследствие этого теоретиками  проектирования разработаны различные  методы для решения поставленных задач, отличающиеся друг от друга так  же как определения процесса проектирования. Но все же всем приведенным выше определениям свойственна одна общая  черта: они являются составной частью процесса проектирования, а не итоговым результатом проектирования.

Какими бы методами не решалось проектирование, в любом случае проектирование имеет направленное действие. А именно проектирование направленно на создание определенного предмета, который  включает в себя производство, сбыт, потребление. После появление это  предмета общество становиться иным, чем было до появления. Следовательно, можно выявить главную «цель  проектирования - положить начало изменениям в окружающей человека искусственной  среды».

Проектированием предметов  окружающей среды занимается, естественно, занимается проектировщик. Он обладает необходимыми навыками и знаниями, которые помогают ему решить цели и задачи, поставленные передним. Все  необходимые требования излагаются заказчиком. В соответствии с полученными  заданиями проектировщик должен подготовить свои предложения. Получается что задачей проектировщика является тем или иным способом решить множество  свойств объекта, его правильное функционировании, его эстетические ценности, а также предсказать реакцию заказчика и общества.

Трудности возникающие при  процессе проектирования прежде всего  связаны с тем что проектировщик  должен на основании данных прогнозировать будущий образ объекта. Часто  случается, что послеживание на одном  из промежуточных этапах обнаруживаются непредвиденные трудности, или открываются  новые, более благоприятные условия. В этом случае характер исходной проблемы может измениться.

Именно эта не стабильность первоначально поставленной задачи и придает процессу проектирования более сложный и интересный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Метод  проектирование: анализ и обзор

Выше было выяснено что  количество методов для процесса проектирования достаточно огромное. В первую очередь их выбор зависит  от поставленных целей и задач. Так  же выбор метода основывается на обстановке, ситуации в которой решается данный объект. Однако при более глубоком анализе методов является не столько  проектирование в общепринятом смысле этого слова, сколько мыслительная деятельность.

Существует большое количество методов проектирования. Автор книги  «Методы художественного проектирования»  Джонс Д.К. выделяет 35 методов. Каждый метод автор тщательно описывает. Они отобраны по определенным критериям.

Первый критерий. Эффективность. С помощью этого критерия проектировщик  получает более ценные результаты, чем на основе традиционных методов здравого смысла. Предполагается, что проектировщик сталкивается с непривычной проблемой, требующей новаторства. Эти проблемы решаются следующими методами: мозговой штурм, трансформация системы, проектирование новых функций, проектирование нововвидений путем смещения границ и т.д.

Информация о работе Концепция и методы проектирования в дизайне