Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 02:21, курсовая работа
Освоение композиционных и формообразующих законов, приемов, правил, средств выразительности, способов достижения целостности, эмоционально-образной и смысловой значимости произведений в области дизайна особенно актуально для тех, кто создает «вторую природу», организует окружающую среду по законам красоты и гармонии. Формообразование, как специфическая учебная дисциплина, обладающая богатейшим исторически сложившимися арсеналом методов, принципов и средств визуальной организации, образной выразительности и художественной трансформации является объективно мощным фактором формирования и развития творческого мышления и профессионального мастерства дизайнера.
1. Введение 2
2. Концепция в дизайне 4
1. Раскрытие понятия концепция 4
2. Концепция и проектная культура 6
3. Концепция в проектировании 8
4. Концепция сегодня 9
3. Методы проектирования в дизайне 11
1. Понятие метода проектирования 11
2. Метод проектирование: анализ и обзор 13
3. Специфика методов проектирования 14
4. Заключение 19
5. Список литературы
Концептуализм нередко оправдывается
направленностью на инновационные
процессы. Это связано в сознательной
свободе ориентироваться на одно,
другое или третье основание своего
проектного творчества. Благодаря концептуализации
творчества в истории проектной
культуры прослеживаются нити актуализации
той или иной творческой концепции
и связанных с нею приемов
формообразования. Концептуализация творчества
есть вместе с тем и установка
на осознание ценностного
В художественной и проектной
культуре 70-80-х годов термины "концепция",
"концепт", "концептуальность"
приобрели широкий смысл. Здесь
и концептуализм как одно из направлений
живописного авангарда, и художественные
концепции, предваряющие начальные
этапы художественного
Переходность современной культурной ситуации, включение ее в процесс развития, ее обновлении, модернизации образа жизни, свидетельствует об увеличении и многозначности творческой концепции. Помимо живописного, поэтического или проектного концептуализма как группового стиля, творческой манеры сегодня в культуре обращается большое число всякого рода концепций, программ, установок и подходов, разделяющих с концептуализмом самую характерную его черту - прямое, открытое применение рассудка в художественных целях. Творческая концепция оповещает наблюдателей о ценностях, составляющих внутреннюю структуру личности и отвечающих за ее, личности, образно-жизненную целостность.
В творческой концепции проявляется основной способ бытия личности, определяющий ее ценностное постоянство, способность переживать естественность и свободообразность человеческой жизни. Поэтому все видимое, представляемое и воображаемое благодаря творческому усилию художника, творчески предопределены своеобразным этическим взглядом к миру.
В силу способности и призванности выражать основное понимание, основную ценностную ориентацию художника творческие концепции становятся отправной точкой критического толкования и авторского замысла. Он всегда имеет жизнетворческий, личностно-духовный и этнокультурный смысл.
3. Концепция в проектировании
Множественность концепций и разнообразных связанных с ними типов рациональности - это две стороны рефлексивности проектной культуры. Рефлексивность означает возможность свободного, самосознательного и самопроизвольного, намеренного осуществления проектного действа, проектирования как способа существования. И уже одним этим интерес к концептуальности как качеству проектной культуры вполне оправдан.
Но кроме этого
Таким образом, проектирование - это не только создание проекта и внедрение его. Проектирование - это одновременно протекающее действие проектной концептуализации, мыслительного и знакового изготовления проекта, усвоения продумывания проекта и управляющего проектного влияния на образ жизни пользователя, его социально-функциональную и предметно-пространственную среду.
Следует признать влияние
концептуализма на проектную культуру
заслуживающем дальнейшего
Одна из специфических
сторон проектной деятельности заключается
в изучении комплекса проблем, возникающих
при проектировании архитектурной
среды. Результатом этих исследований
является понимание сущности проектирования
функционально целесообразных, технически
совершенных, эстетически выразительных
объектов, составляющих в совокупности
оптимальную среду для
4. Концепция сегодня
Дизайн - концепции сегодняшнего
дня направлены на решение, на осмысление
проблемы человека и общества эпохи
постиндустриальных потрясений: алкоголизм,
телеманию и теленаркоманию, распространение
азартных игр, безработицу среди
молодежи, склонность к криминогенному
поведению части населения и
т.д. Дизайн выдвигает серию новых
профессиональных идей. Вызов и эффект
по-новому осмысленных профессиональных
принципов заключен в пересмотре
профессиональных основ, в синтезировании
противоположных, даже взаимоисключающих
индивидуальных и социальных ценностей.
Большинство концепций
Дизайнер сегодня более,
чем когда либо, переосмысливает,
переиначивает значение потребляемого
человеком объекта, дизайнер становится
посредником, резонатором между
человеком и его объектно-
Осмысливая новые функции дизайна как функции по созданию опыта, стилей жизни, средств установления межличностных контактов, дизайн - концепции тем самым направлены на решение острых социальных проблем и проблем личности.
Механизмы реализации концепции:
Основными организационными механизмами реализации настоящей концепции должны стать:
1. Формирование межведомственной рабочей группы по развитию дизайна.
2. Формирование экспертных
советов по развитию дизайна
при федеральных органах
3. Формирование сети центров развития дизайна федерального и субфедерального уровней.
Финансирование мероприятий
настоящей Концепции должно быть
обеспечено в рамках реализации федеральных
и ведомственных целевых
В целях обеспечения реализации
эффективной государственной
Основные результаты реализации концепции:
Реализация мер, предусмотренных в концепции, позволит:
обеспечить улучшение качества дизайна городской среды и дизайна среды сельских поселений;
повысить эффективность
работы учреждений образования и
здравоохранения;
повысить уровень инновационной активности
отечественных предприятий;
повысить конкурентоспособность промышленной
продукции, выпускаемой отечественными
предприятиями;
увеличить долю услуг дизайна в ВВП;
увеличить объем экспорта услуг дизайна
2. Методы проектирования в дизайне
1. Понятие метода проектирования
Теоретическое понятии методов проектирования впервые появляется в середине 19 века. До это времени было понятно, что проектирование это то, чем занимаются архитекторы, инженеры, художники и т.д. Стремление выявить сущность проектирования и изложение ее в виде некоторого стандартного метода, дать своего рода рецепт, на который можно было положиться во всех ситуациях, привело к тому, что стали появляться новые значения проектирования.
В Архитектурном словаре говорится, что проектирование - это процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Многие личности при определение сущности проектирования высказываются следующим образом:- «целенаправленная деятельность решению задач»
Создается впечатление, что имеется такое же количество процессов проектирования, и у каждого автора оно будет свое. Из этих цитат ясно, что в зависимости от обстоятельств характер проектирования может меняться в очень широких пределах.
Вследствие этого теоретиками проектирования разработаны различные методы для решения поставленных задач, отличающиеся друг от друга так же как определения процесса проектирования. Но все же всем приведенным выше определениям свойственна одна общая черта: они являются составной частью процесса проектирования, а не итоговым результатом проектирования.
Какими бы методами не решалось проектирование, в любом случае проектирование имеет направленное действие. А именно проектирование направленно на создание определенного предмета, который включает в себя производство, сбыт, потребление. После появление это предмета общество становиться иным, чем было до появления. Следовательно, можно выявить главную «цель проектирования - положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среды».
Проектированием предметов окружающей среды занимается, естественно, занимается проектировщик. Он обладает необходимыми навыками и знаниями, которые помогают ему решить цели и задачи, поставленные передним. Все необходимые требования излагаются заказчиком. В соответствии с полученными заданиями проектировщик должен подготовить свои предложения. Получается что задачей проектировщика является тем или иным способом решить множество свойств объекта, его правильное функционировании, его эстетические ценности, а также предсказать реакцию заказчика и общества.
Трудности возникающие при
процессе проектирования прежде всего
связаны с тем что
Именно эта не стабильность первоначально поставленной задачи и придает процессу проектирования более сложный и интересный характер.
2. Метод проектирование: анализ и обзор
Выше было выяснено что количество методов для процесса проектирования достаточно огромное. В первую очередь их выбор зависит от поставленных целей и задач. Так же выбор метода основывается на обстановке, ситуации в которой решается данный объект. Однако при более глубоком анализе методов является не столько проектирование в общепринятом смысле этого слова, сколько мыслительная деятельность.
Существует большое количество
методов проектирования. Автор книги
«Методы художественного
Первый критерий. Эффективность. С помощью этого критерия проектировщик получает более ценные результаты, чем на основе традиционных методов здравого смысла. Предполагается, что проектировщик сталкивается с непривычной проблемой, требующей новаторства. Эти проблемы решаются следующими методами: мозговой штурм, трансформация системы, проектирование новых функций, проектирование нововвидений путем смещения границ и т.д.
Информация о работе Концепция и методы проектирования в дизайне