Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:20, реферат
Первые в истории человечества тканые изображения были обнаружены в Египте, в гробнице фараона Тутмоса IV. Относятся они ко времени Нового царства (XVI-XI веков до нашей эры). А на одной из фресок Бен-Хассана, датируемой X веком до нашей эры, показан весь процесс ткачества в том виде, в каком мы знаем его сегодня. В массовом сознании «искусство Египта» сводится к пирамидам. Однако не эпоху фараонов, а Египет времен поздней античности искусствоведы сравнивают с возрожденческой Италией – по уровню художественных достижений.
Древние греки называли жителей страны фараонов «айгиптос», то есть египтяне. Арабы, подчинившие Египет в середине VII века, переиначили на свой лад это греческое слово. Они стали именовать египтян, большинство из которых исповедовало христианство, «кобтами». Отсюда – «копты», так называли жителей долины Нила, и «коптский» для обозначения языка, культуры и искусства древнего народа.
Коптское искусство охватывает IV–XII века. Впитав в себя художественное наследие Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии, оно превратилось в своеобразный сплав языческих и христианских представлений. Самая известная область этого искусства – ткачество.
Введение……………………………………………….стр.1
Этапы развития коптских тканей……………………стр.4 1.1.Позднеантичный (раннехристианский период) стр.5-6
1.2. Ранневизантийскей период..стр.6-7
1.3. Исламский период…стр.
3. Символика и защитная функция коптских тканей-медальонов.стр.8
4. Заключение……………………………………..стр.12
5. Приложения…стр.13
6. Дополнительные Материалы стр.17
7. Список использованных информационных ресурсов…стр.22
Уральская Архитектурно-Художественная Академия
Реферат по дисциплине история декоративной ткани на тему:
«Коптские Ткани»
Выполнил: студент 3-го курса 03гр. ИИ
Андриенко Виктория Витальевна
Принял: Пичугина Ольга Кузьминична
Екатеринбург 2012г.
Содержание
1.2. Ранневизантийскей период..стр.6-7
1.3. Исламский период…стр.
3. Символика и защитная функция коптских тканей-медальонов.стр.8
4. Заключение……………………………………..стр.
5. Приложения…стр.13
6. Дополнительные Материалы стр.17
7. Список использованных информационных ресурсов…стр.22
Введение.
Первые в истории человечества тканые изображения были обнаружены в Египте, в гробнице фараона Тутмоса IV. Относятся они ко времени Нового царства (XVI-XI веков до нашей эры). А на одной из фресок Бен-Хассана, датируемой X веком до нашей эры, показан весь процесс ткачества в том виде, в каком мы знаем его сегодня. В массовом сознании «искусство Египта» сводится к пирамидам. Однако не эпоху фараонов, а Египет времен поздней античности искусствоведы сравнивают с возрожденческой Италией – по уровню художественных достижений.
Древние греки называли жителей страны фараонов «айгиптос», то есть египтяне. Арабы, подчинившие Египет в середине VII века, переиначили на свой лад это греческое слово. Они стали именовать египтян, большинство из которых исповедовало христианство, «кобтами». Отсюда – «копты», так называли жителей долины Нила, и «коптский» для обозначения языка, культуры и искусства древнего народа.
Коптское искусство охватывает IV–XII века. Впитав в себя художественное наследие Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии, оно превратилось в своеобразный сплав языческих и христианских представлений. Самая известная область этого искусства – ткачество.
Этапы развития коптских тканей.
Коптский текстиль является уникальным источником, содержащим важную информацию о бытовании тканей и той значительной роли, которую они играли в позднеантичном и средневековом Египте. Большинство тканей было найдено в погребениях, где они хорошо сохранились благодаря сухому климату и песчаной почве. Назначение сотканных изделий разнообразно. Главным образом это льняные одежды и предметы домашнего обихода – занавесы, покрывала, ковры, скатерти, салфетки, чехлы для подушек, а также церковные завесы и алтарные покровы. Все они были украшены орнаментальными вставками, как правило, выполненными льняными и шерстяными нитями в традиционной для коптов гобеленовой технике. Именно такие вставки привлекали особое внимание собирателей со времени первых открытий коптских памятников в 1880-е годы. Часто их вырезали из изделий, чтобы продать по отдельности, и в таком виде они попадали в частные и музейные коллекции. Поэтому целиком сохранившиеся памятники встречаются в них гораздо реже, чем отдельных фрагменты.
Открыли коптские ткани сто лет назад, раскапывая христианские захоронения в египетских селениях: Ахмиме, Фаюме, Саккаре и др. В музейных и частных собраниях мира до 150 тысяч фрагментов коптских тканей.
В нашей стране собрание произведений древнеегипетского искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина – одно из наиболее значительных среди мировых музеев. В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина собраны уникальные образцы коптского текстиля 3—12 веков поступившие в коллекцию музея в 1946-м – из собраний Берлина и Лейпцига. А найдены были в конце XIX века, когда Европа начала открывать для себя загадочных коптов, чья церковь, по преданию, была основана самим евангелистом Марком.
Археологические раскопки доказывают, что еще, по крайней мере, шесть тысяч лет тому назад человек уже знал и использовал четыре важнейших природных волокна: лен, хлопок, шерсть и шелк. Прочные льняные нити служили основой, а легко поддающиеся окраске шерстяные – утком. Они применяли все известные в то время техники: гобеленную, петельную, петельчатое плетение, вышивки, брошэ, набойку, резерваж. Из тканей делали одежду, покрывала, занавесы и предметы разнообразного назначения.
Коптский текстиль датируют III–XII веками и выделяют три периода: позднеантичный (раннехристианский), ранневизантийский и исламский. После завоевания Египта арабами в середине VII века христианство не прекратило своего существования; христианские памятники продолжали создаваться вплоть до XII века. И только в середине XIII века насильственная массовая исламизация населения привела к заметному упадку христианской культуры и искусства.
Коптские ткани является своеобразной «энциклопедией» мотивов, образов, а также орнаментов, имеющих древнеегипетское, греко-римское, а также ближневосточное происхождение. В позднеантичном и христианском искусстве особое внимание уделялось темам благоденствия, удачливой человеческой судьбы, циклического обновления природы и возрождения. В связи с этим на тканях часто появляются персонификации земли, воды, месяцев, сезонов и так называемые «нильские сцены»; близкими им по значению являются изображения охоты, отдельные образы всадников-охотников и мотив «населенной лозы» с фигурами бегущих животных.
Важное
место среди ранних
Особое значение в эллинистическом Египте приобрел культ умирающего и воскресающего бога Диониса, выступавшего гарантом плодородия и даровавшего спасение; этим он уподоблялся Осирису, а в христианский период Христу. Бога веселья представляли одного или с пляшущими, музицирующими и поющими сатирами, менадами, Паном, Семеном. Полна скрытой символики сиена на многокрасочной круглой вставке IV-V веков. В ветвях виноградной лозы, вырастающей из вазы, стоит, скрестив ноги и подняв вверх руки. Дионис в наброшенном на плечи п к. не. Здесь же олени, птицы и пантера. На белом фоне яркие пурпурные силуэты с вкраплениями красного, розового, зеленого и желтого цветов (Приложение №2).
Одним из самых популярных античных героев у коптов был Геракл. Его изображения встречаются в скульптуре, поделках из металла, кости, особенно много – на тканях. Интересна среди них пурпурная прямоугольная вставка V века. В центре ее вытканы Дионис и Ариадна на колеснице, влекомой пантерами. Их сопровождает Геракл с палицей на плече. На бордюре вставки представлено двенадцать подвигов легендарного героя, порядок расположения которых от левого верхнего угла вниз следующий: удушение Немейского льва, поединок с царицей амазонок Ипполитой, поимка Керинейской лани, борьба с Лернейской гидрой, охота на Стимфалийских птиц, метавших железные перья, укрощение могучих коней Диомеда, покорение Цербера – трехголового пса-стража подземного царства, расправа с коварным египетским царем Бусирисом, схватка с Критским быком, очистка Авгиевых конюшен, демонстрация Эриманфского вепря царю Эврисфею, трусливо спрятавшемуся в кувшине, и, наконец, – добыча молодильных яблок в саду Гесперид. Небольшие по размерам фигурки довольно условны, но им нельзя отказать в образной выразительности и динамичности (Приложение №3).
Любим был коптскими ткачами и сказочный певец Орфей. В этом герое воплощались представления древних о возвышающей, облагораживающей силе искусства. Его музыка воздействовала не только на людей, но и на животных, птиц, деревья и камни. На пурпурной вставке-медальоне V–VI веков представлен легендарный певец. На его голове фригийский колпачок, в руках – лира. Вокруг завороженные игрой бог лесов и полей Пан, кентавр, пантера, верблюд, грифон, лев, кабан, заяц и разные птицы. Ясный линейный ритм и четкие силуэты определяют запоминающийся образ (Приложение №4).
Но ткачи не ограничивались только изображением персонажей античной мифологии. В их работах встречаются и сцены повседневной жизни. Одна из них – на парных вставках-кругах V–VI веков выполнена вышивкой. Скорее всего памятник происходит из Александрии. На нем представлен мальчик, играющий с собакой. Незамысловатый сюжет проникнут беззаботностью и радостным восприятием жизни (Приложение №5).
Часто сюжетом для коптских тканей служили сцены охоты и борьбы. Битва героя с врагом или с диким зверем воспринималась как аллегория борьбы добра со злом. На круглой многокрасочной вставке IV века мы видим эпизод охоты на медведя. В круглящиеся листья аканфа удачно вписана фигура животного. Ткач выразительно передал кульминационный момент схватки человека со зверем, когда пронзенный дротиком медведь теряет силы (Приложение №6).
В IV–V веках на тканях появляются новые, христианские символы и сюжеты, количество которых возрастает в VI–VIII веках. С утверждением христианства изменилась образная система коптских тканей. Все чаще в них воспроизводятся сюжеты христианской истории, появляется мотив креста – символа новой веры. В связи с этим претерпевает изменения и характер самих изображений. Коптские ткани V в. позволяют проследить, как меняются художественные средства при изображении новой тематики. Рисунок становится обобщеннее, схематичнее, исчезают правильные пропорции, вместо реалистической передачи светотени краски кладутся все более условно, сюжетные коллизии приобретают незамысловатый характер.
Эти качества в полной мере преобладают на медальоне VII–VIII веков с эпизодами истории Иосифа Прекрасного Христианские (сюжеты в коптском текстиле представлены сценами из Ветхого и Нового Заветов). Наибольшей популярностью в Египте пользовался цикл с эпизодами «Истории патриарха Иосифа», многие из которых воспринимались как прообраз земной жизни Христа. (Приложение №7). В этот период в коптском текстиле, как и во всем византийском искусстве, находят отражение идеи и образы, соответствующие новым духовным ценностям. Крест и Хризма (монограмма имени Христа) считались главными христианскими символами защиты и спасения. Особый вид креста с петлей являлся заимствованием древнеегипетского иероглифа «анх» – «жизнь». Eвангельским сценам в целом, подобно амулетам, приписывали охранительные свойства.
Также сюжетом изображения можно увидеть женские персонажи. Погребальный портрет знатной дамы. Высокий статус подтверждает зеленая головная повязка и богато украшенная рама.(Приложение №8).
В первые годы правления арабского Халифата в текстильном производстве не наблюдалось значительных изменений. На тканях позднего периода – с середины VII по VIII века под воздействием исламского искусства появляются растительные и геометрические орнаменты, реалистические изображения стилизуются, грубеют. В ткацких мастерских под государственным контролем по-прежнему работали опытные и искусные ткачи-копты. При Аббасидах (750–1258) коптское искусство начинает испытывать все возрастающее влияние исламского искусства, тяготевшего к абстракции. Особенно важным новшеством, привнесенным исламом в украшение тканей, стало применение арабских надписей, выполненных шелковой вышивкой или вытканных в гобеленовой технике. Украшенная таким образом ткань или одежда называлась «т*ирāз». При Фатимидах (969–1171), которые были шиитами (шииты, в отличие от суннитов, допускали изображения живых существ), ткани начинают украшать широкими цветными гобеленовыми полосами с миниатюрными стилизованными фигурками животных и птиц, которые сочетались с надписями. В таких орнаментах изображения животных превращаются в чисто декоративные элементы. После периода правления Фатимидов традиция гобеленового ткачества исчезает. Новая мода проникает в Египет при Айюбидах, султанах курдского происхождения (1171–1250), а затем Мамлюках, тюрках (1250–1382), и приносит с собой материалы, техники и орнаменты, известные, главным образом, в Восточной и Центральной Азии.
3.Символика и защитная функция коптских тканей-медальонов.
Технология гобеленовой вышивки льняных и шерстяных тканей у коптов была отработана до совершенства. Европе времен раннего Средневековья подобное качество и не снилось. Но технология в данном случае отнюдь не единственный и даже не самый важный аспект. Очень любопытны символические смыслы и пластические особенности этих изображений. В них действительно перемешаны разные стили, эпохи, религии. Взять хотя бы дионисийский культ, который в эллинистическом Египте был весьма распространен. Именно из этого культа происходят фигурки сборщиков винограда или кентавров. А орнаменты в виде корзин с цветами и плодами – это уже персидское влияние, как и мотив «населенной лозы» с очертаниями бегущих животных. Символика Древнего Египта проглядывает в космограммах (восьмиконечниках в форме двух пересекающихся квадратов) – это знак извечной гармонии. И даже в сугубо христианских символах можно отыскать признаки языческих культур. Скажем, характерный для коптов петлеобразный крест изначально был древнеегипетским иероглифом «анх», означавшим «жизнь».
Как уже говорилось ранее, изображение на коптских тканях играли не только декоративную функцию, но и роль охранительных защитных амулетов.
Один такой медальон поступил в коллекцию музея в 1938 г. из Музея Института истории АН СССР, два других были привезены из Египта хранителем Эрмитажа В. Г. Боком в 1889—1898 гг. в составе собранной им коллекции (Приложение №9).
Медальон на красном фоне изображен святой воин верхом на белой лошади, с копьем в руке. На нем богатая одежда: темная (черная?) рубаха, украшенная на груди цветным узорным медальоном и обшитая по вороту цветной узорной каймой. За спиной развевается зеленый плащ. Голова окружена желтым нимбом, по-видимому, имитирующим золото; того же цвета сбруя коня. Под ногами коня — распростертая обнаженная, вероятно женская, фигура с закинутой за голову рукой. Медальон обрамлен тройной узорной каймой: внутренней линейной белой и желтой полосой, средней — ее узор восходит, видимо, к завиткам виноградной лозы (которые теперь имеют вид крестов того же цвета, что общий фон медальона), и внешней цветной полосой, представляющей изменившийся до неузнаваемости меандр. По манере выполнения ткань датируется временем не ранее VI в. Возможность появления таких сюжетов на предметах широкого распространения в этот период может быть связана с данными о деятельности текстильных мастерских— до того, как она была ограничена исламом. Иконографию образа можно проследить с более раннего времени. Культ святых всадников появился в Египте с распространением христианства и, очевидно, в то же время, когда он возник в Византии; по-видимому, и причины возникновения его первоначально были те же самые — возросшее значение конных армий. Сюжет — святой всадник, убивающий поверженного врага, — известен в христианском искусстве. В Египте он был особенно популярен, — это святые Сисиний, Феодор, Деметрий, Меркурий, Георгий; в Византии — Георгий. Сходный сюжет был известен и римскому искусству в более ранний период. Здесь были распространены изображения скачущего на коне воина или императора, попирающего варвара. В раннехристианское искусство этот образ пришел не позже IV в. В качестве египетского примера этого сюжета можно указать на рельеф с изображением Гора в одежде римского воина верхом на лошади, гарпунирующего Сета в образе крокодила. Смысл борьбы Гора и Сета — это столкновение доброго и злого начала, борьба света и тьмы. Этот образ в Египте имел космогоническое значение. Таким образом, иконография исследуемого образа, как мы и увидим далее, стоит в тесной связи с его идейным содержанием.