Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:20, реферат
Первые в истории человечества тканые изображения были обнаружены в Египте, в гробнице фараона Тутмоса IV. Относятся они ко времени Нового царства (XVI-XI веков до нашей эры). А на одной из фресок Бен-Хассана, датируемой X веком до нашей эры, показан весь процесс ткачества в том виде, в каком мы знаем его сегодня. В массовом сознании «искусство Египта» сводится к пирамидам. Однако не эпоху фараонов, а Египет времен поздней античности искусствоведы сравнивают с возрожденческой Италией – по уровню художественных достижений.
Древние греки называли жителей страны фараонов «айгиптос», то есть египтяне. Арабы, подчинившие Египет в середине VII века, переиначили на свой лад это греческое слово. Они стали именовать египтян, большинство из которых исповедовало христианство, «кобтами». Отсюда – «копты», так называли жителей долины Нила, и «коптский» для обозначения языка, культуры и искусства древнего народа.
Коптское искусство охватывает IV–XII века. Впитав в себя художественное наследие Древнего Египта, Греции, Рима, Сирии, оно превратилось в своеобразный сплав языческих и христианских представлений. Самая известная область этого искусства – ткачество.
Введение……………………………………………….стр.1
Этапы развития коптских тканей……………………стр.4 1.1.Позднеантичный (раннехристианский период) стр.5-6
1.2. Ранневизантийскей период..стр.6-7
1.3. Исламский период…стр.
3. Символика и защитная функция коптских тканей-медальонов.стр.8
4. Заключение……………………………………..стр.12
5. Приложения…стр.13
6. Дополнительные Материалы стр.17
7. Список использованных информационных ресурсов…стр.22
Фрагмент ковра с орнаментом. Некрополь Дронка близ Асьюта. V–VI вв. Лён, шерсть
Фрагмент ромбовидного медальона с орнаментом «плетенка». Некрополь Дронка близ Асьюта. IV–V вв. Лён, шерсть
Петельные и ворсовые техники ткачества считают изобретением египтян. Копты продолжали древнюю традицию. Петельной техникой ткали туники, накидки, завесы, настенные ковры. Петли делали разной длины и если нужно, потом разрезали.
Фрагмент туники. IV–V вв. Лён, шерсть. Высота нагрудной вставки: 24,2 см.; ширина клава 6,6 см. Плотность: ткани – 21х35 нитей, вставок – 12 нитей основы х 28 нитей утка на 1 см. Из коллекции В. С. Голенищева. Контраст темных и светлых пятен и линий придает изображениям графическую четкость и строгость. Римлян привлекала ясность и простота форм греческого искусства, что привело к моде на подобные узоры тканей.
Сцены сбора винограда на коптских тканях указывают на погребальную символику, связь с богом Дионисом. Создатель виноградной лозы и вина в свободное время царил в загробном мире и имел власть над смертью – даровал воскресение. В маленьких овальных медальонах клавов изображены стремительно бегущие собаки и зайцы, а охота на зайцев также связана с потусторонним миром. В целом орнамент туники можно воспринимать как сцены беззаботной райской жизни.
В тканях ранневизантийского периода середины V – середины VII веков все больше ощущается влияние христианства. Появляются многочисленные библейские сюжеты. Встречается много небольших вставок с популярными в Египте циклами эпизодов из жизни Иосифа. В центре изображён «Второй сон Иосифа», где родители и братья поклоняются ему в виде небесных светил.
Список использованных ресурсов: