Критические воззрения Крамского и их отражение в портретах.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Иван Николаевич Крамской был одним из основоположников «критического реализма». Именно благодаря этому направлению, мы можем видеть, как мастерски художник обличает эпоху.

Содержание работы

1.Введение
2.Глава 1. Крамской-портретист. Общая характеристика его критических воззрений в тесной связи с художественной практикой
3.Глава 2. Раскрытие основных особенностей творческого своеобразия художника.
3.1 Портрет художника Шишкина
3.2 Портрет Мины Моисеева
3.3 Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина
4. Заключение
5. Список использованной литературы
6. Приложения

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. А.И. ГЕРЦЕНА»

 

Факультет изобразительного искусства

 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

по учебной дисциплине

«История и теория изобразительного искусства»

 

Критические воззрения Крамского.

 и их отражение в портретах.

 

 

 

 

студентка 3 курса

дневного отделения

Щипанкова Ксения Анатольевна

 

Научный руководитель:

Королькова  Елена Валерьевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

  1. Введение…………………………………………………………3
  2. Глава 1. Крамской-портретист. Общая характеристика его      критических воззрений в тесной связи с художественной практикой……………………………………………………………..8
  3. Глава 2. Раскрытие основных особенностей творческого своеобразия художника.

3.1    Портрет художника Шишкина………………………..…………..…13

3.2    Портрет Мины Моисеева………………………………………….…17

3.3    Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина.…23

4.       Заключение…………………………………………………………...32

5.      Список использованной литературы……………………...………..35

6.        Приложения……………………………………………………….....36

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Мне кажется, что описать

человека собственно нельзя; но

можно описать, как он на меня

подействовал.

(Л. Н. Толстой)

 

Воззрения каждого художника неизменно отражаются в его полотнах. Ведь содержание и смысл такие же важные составляющие как свет и цвет. Поэтому для более ясного понимания произведения, важно обладать определенными знаниями об эпохе, в которую жил и творил художник, о ее влиянии. Также важно знать и о самом художнике, о том, что он хотел донести до нас. Иван Николаевич Крамской был одним из основоположников «критического реализма». Именно благодаря этому направлению, мы можем видеть, как мастерски художник обличает эпоху. Кроме того, не стоит забывать о том, что помимо художественного наследия, Крамской оставил нам свои труды, связанные с критической деятельностью, что помогает лучше понять воззрения данного художника. Также одним из самых важных элементов изучения  взглядов художника является текст его писем, которые неоднократно переиздавались.

Актуальность темы состоит в том, что сопоставляя критическую деятельность Крамского и художественную, наиболее полно разрываются его обличительные взгляды. В них отражаются основные моральные и нравственные, социально-эстетические жизненные принципы и черты характерные как для старого, так и для нового времени.

Иван Николаевич Крамской один из виднейших представителей русской живописи XIX века, работы которого проникнуты ясным пониманием социальных, обличительных явлений, и вместе с тем,  глубоким осознанием специфики всего русского искусства в целом.

Также, по мнению автора данной курсовой работы, обоснованием выбранной темы может служить тот факт, что не всегда, мы воспринимаем смысл, заложенный в художественном произведении, таким образом, как хотел донести до нас автор. Далеко не каждый раз мы в силах прочесть тот текст, что скрывается между строк, именно поэтому важно, при трактовке того или иного произведения, учитывать не только критическую литературу, но и очерки самого художника, его  письма.

Для написания данной курсовой работы были изучены основные труды наиболее значимых исследователей (С. Н Гольдштейн «Жизнь и творчество», Порудоминский. «В. И. Иван Крамской», Лифшиц М. А. «Собрание сочинений») истории и теории искусства, просмотрены выдержки из писем Крамского, его теоретические и критические исследования, неизменным фундаментом послужили работы Ивана Николаевича представленные в Русском музее: «Портрет издателя и публициста Алексея Сергеевича Суворина», 1881. Холст, масло. 109 x 88; «Портрет художника Ивана Шишкина», 1880. Холст, масло. 115 x 83; «Портрет Мины Моисеева»,  1882. Холст, масло. 57х45, а также репродукции некоторых работ художника (необходимые для более глубокого аналитического сравнения и выявления основных особенностей портретных черт): «Портрет И.И. Шишкина», 1873, холст, масло, 110.5 х78, ГТГ.

Особенно важным подспорьем для написания данной работы стали  письма и статьи В. В. Стасова, проницательные суждения которого явственно дают понять читателю как бесценна не только творческая деятельность Крамского, но и его критическая идеология. События и факты из жизни художника, его творческая деятельность, влияние эпохи — данным вопросам также уделено весомое внимание в данной курсовой работе. Но несмотря на единый, в определенном отношении, базис, при более внимательном изучении отдельной литературы, можно выделить различные аспекты, к которым в большинстве своем направлены суждения того или иного автора.   Так, например, В. И. Порудоминский сумел показать связь Крамского — идеолога и вдохновителя передвижничества, опираясь при этом на суждения современников того времени. Выполнение этих задач также прослеживается в «Собрании сочинений» Лифшиц М. А., а также в журнале Панфилова А. "Художественная галерея". Историко-культурное исследование А. Цомакион являет собой не только библиографический очерк, раскрывающий основные моменты жизни И. Н. Крамского, но и представляет собой ценнейший труд, посвященный истории и психологии того времени. Несколько иным библиографическим повествованием является труд Болдырева Н. Ф., раскрывающий различные периоды творческой биографии художника и уделяющий особое внимание извечным темам, заключенным в творчестве художника. Совершенно иным аспектам просвещенно исследование Елышевской Г. В. «Модель и образ». Автор, словно через призму собственных суждений и общих теоретических данные о художнике и портретируемом, говорит об основных психологических моментах творчества Крамского. Однако, несмотря на обильное количество различных точек зрения, и высказываний, каждое из них в той или иной мере является объективным и, несомненно, явилось важным подспорьем для создания данной курсовой работы.

Ивана Николаевича можно смело причислить к новому типу – художник-мыслитель, чье творчество и критическая деятельность являет собой ту возможность, позволяющую нам проанализировать в полной мере содержание его произведений, более полно раскрыть ту или иную, заложенную в произведение, идею сюжетно или философско-эстетической направленности. И хотя некоторые высказывания И. Н. Крамского порой противоречивы, но они весьма значимы для русского искусства и способствуют его более глубокому изучению и постижению определенных вопросов в сфере творчества самого художника.

Проводя свое исследование, автор курсовой работы попытался обобщить основные данные, изданные о Крамском, выделить самое значимые особенности портретного творчества художника, являющиеся важным этапом развития реалистической портретной живописи XIX века.

Целью работы является выявление основного замысла, смысла, заложенного в каждую рассмотренную нами работу, на примере его теоретических воззрений, и практической деятельности. В соответствии с этим определяются задачи исследования: проанализировать основные особенности портретного творчества художника и влияние эпохи на его формирование; раскрыть сущность портретов Крамского, суть его философско-эстетической позиции. Таким образом, в ходе исследования, мы сможем более глубоко и полно оценить тот вклад в реалистическое направление, идейным руководителем которого был сам Иван Николаевич.

 

 

ГЛАВА 1.

 

Крамской-портретист. Общая  характеристика его эстетических взглядов в тесной связи с художественной практикой.

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

(А. А. Фет).

 

Шестидесятые годы девятнадцатого века – эпоха антикрепостных реформ, которая ознаменовалась отменой крепостного права. Это время острых политических конфликтов и напряженной идеологической борьбы, что, несомненно, не могло не повлиять на творчество Ивана Николаевича Крамского. Именно в эти годы окончательно сформировалось его мировоззрение. Его вклад в развитие реалистической живописи неоценим. Он принадлежит не только к представителям данного направления русской живописи, но и считается ее основоположником. И это не удивительно. Ведь именно направление «критического реализма» позволило Крамскому в живописи высказать все то, что он привык излагать в письмах и своих исследовательских трудах.

С раннего этапа становления творчества Крамского можно судить о нем как о сформировавшейся личности, обладающий определенными установившимися взглядами, которые несомненно менялись с течением времени, но все то основное, чем обладала личность Крамского оставалось неизменным. Он пишет: «Помню я мечты юности об Академии, о художниках; как все это было хорошо! Мальчишка и щенок, я инстинктом чувствовал, как бы следовало учиться и как следует учить… Но действительность не дала возможности развиваться правильно, и я, увядая, рос и учился. Чему? вы знаете; делал что-то спросонья, ощупью»1. Неудивительна позиция Ивана Николаевича – годы его поступления совпали с неспокойным для России временем: Чернышевский защищает диссертацию, народовольничество достигло своего пика. В этой обстановке художник и стал предводителем движения, известным в истории живописи как «Бунт 14», бунт 9 ноября 1863 года. Группа молодых художников выступила против официальной власти Академии. 1863 год для Крамского был годом, когда он начал второй этап своего пути.

После ухода из Академии художеств Крамской посвящает все свое свободное время рисованию портретов. В основном он пишет заказные портреты, тем самым зарабатывая себе на жизнь.

«Расширяется» мысль, замысел: от «я», от «каждого человека» - до «человечества вообще», от «моего маленького аршина», от «момента в жизни каждого» - до «исторических кризисов». И это общее, грандиозное, всеобъемлющее сосредоточено в каждом образе запечатленным на полотне, на каждом портрете.»2

Крамской изображает в каждом наброске, живописном полотне фигуру, лица. Он ищет чистую форму, совершенную его замыслу. Он стремиться в личности и в моменте, в раскрыть всемирное и вечное (драму человеческого сердца). В его поисках можно почувствовать боль сердца художника, его жизнь, личное, человеческое. «Художник есть служитель истины путем красоты», – говорит Крамской, строго различая красоту в искусстве и красоту в действительности. Красота в искусстве состоит во внутренней гармонии формы и содержания. Искусство может взять своим сюжетом явление в действительности безобразное, но произведение искусства будет, тем не менее, прекрасно. Он требовал от живописи жизненной правды.

И в этой критической позиции, в  полной мере раскрывается та «историческая  задача на сегодня», та злободневность, проницательность и современность, которой наполнены работы Крамского. Будь то «Мина Моисеев», являющий собой целый прототип определенной социальной прослойки, или «Портрет Суворина», наиболее полно раскрывающий характерные качества, присущие современному человеку. Художник всегда остается искренен, претворяя в жизнь тот или иной замысел. Крамской считал, что портрет должен явиться суммой впечатлений от модели, которые живописец осмыслил и подытожил для себя. Таким образом, можно говорить о том, что основные мысли и воззрения художника, отраженные в его критической деятельности нашли достаточно полное отражение в его практической деятельности – в каждом его портрете. И чем ближе мы знакомимся с Иваном Николаевичем, тем яснее мы это пониманием, замысел, который является лейтмотивом всего его творчества: «Художник есть критик общественных явлений: какую бы картину он ни представил, в ней ясно отразится его миросозерцание, его симпатии, антипатии и, главное, та неуловимая идея, которая будет освещать его картину. Без этого художник ничто… Не в том еще дело, чтобы написать ту или другую сцену из истории или из действительной жизни. Она будет простой фотографией с натуры, этюдом, если не будет освещена философским мировоззрением автора и не будет носить глубокого смысла жизни, в какой бы форме это ни появилось. Почитайте-ка Гете, Шиллера, Шекспира, Сервантеса, Гоголя… Их искусство неразрывно связано с глубочайшими идеями человечества… Да, мир верен себе, он благоговеет только перед вечными идеями человечества, не забывает их и интересуется глубоко только ими».3

Таким образом, знакомство с исторической эпохой, в которую жил и работал  художник, позволило говорить о том, как формировалось его мировоззрение, критическая позиция. Рассмотрение основных критических воззрений Крамского помогают нам говорить о художественном своеобразии художника. О чем более подробно будет упомянуто в следующих главах.

 

ГЛАВА 2.

Раскрытие основных особенностей творческого своеобразия художника.

 

2.1. Портрет художника Ивана Шишкина.

 

Анализируя художественное творчество Крамского, стоит прежде всего отметить «Портрет художника  Ивана Шишкина» 1880 г.  Эта работа опережает по времени «Портрет журналиста Суворина» и «Портрет Мины Моисеева». Она написана предельно просто. Статичный темный силуэт фигуры художника на светлом фоне. И это не случайно, ведь Крамской понимал как важно чтобы все элементы живописной системы составляли единую целостность. Создавая в красках условную реальность, Иван Николавич, используя контрастные цвета, достигал условной глубины пространства и времени в соответствии с устремлениями своей эпохи.

На формирование условной глубины  пространства и простоту восприятия изображения повлиял прежде всего  мягкий колорит. Его сдержанные, лаконичные цвета помогают в передаче общего настроя, характера и внутреннего мира портретируемого. Также нет активных свето-теневых контрастов, на которых зритель мог бы изначально сакцентировать свой взгляд. Таким образом, художник подчиняет две важные составляющие живописи: свет и цвет. Что  позволяет нам детально рассмотреть основные черты его внешнего облика. Темные, небольшие глаза, маленький носик, сухая кожа, слегка посеребренная борода, отсутствие улыбки на губах. Весь его внешний облик серьезен. Он будто бы задумался о чем-то, о чем-то очень важном и значимом.

Условность фона помогает нам сосредоточить  все наше внимание на изображенной фигуре. Кроме того, нельзя не отметить простоту композиционного решения, которым воспользовался автор. Он помещает фигуру почти по центру, чуть сдвигая в лево, что также способствует более простому восприятию модели, лишний раз акцентируя внимания на взгляде портретируемого. Почему Крамской изображает своего друга художника Шишкина, внимательно всматривающегося, прищуривающегося и чего-то ожидающего от зрителя?

Для Крамского, в каждом портрете было важно передать не только внешние  сходства человека изображенного на портрете, не только его род деятельности, а уловить основные психологические  черты, качества. Ведь именно внутренние черты и качества человека и составляют тот портрет эпохи, который всегда пытался изобразить Крамской. Он в каждом человеке находил, те индивидуальные черты, в большей степени характрезующие не только его, но и эпоху в целом. 

Информация о работе Критические воззрения Крамского и их отражение в портретах.