Культура 17-18 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:05, реферат

Описание работы

Культура - это бесценное наследие, доставшееся нам от наших предков. На сегодняшний день, в условиях глобализации, важно не растерять те этнические и национальные особенности и черты, которые делают из совокупности людей нацию. Однако для того, чтобы ощущать себя частью какого-либо этноса, необходимо знать хотя бы поверхностно историю появления тех или иных обычаев и традиций, историю появления тех или иных нововведений.

Содержание работы

1: ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Введение………………………………………………………………….
1.Культура Московского государства………………………………….
2.Реформы Петра I в формировании светской культуры……………...
Заключение……………………………………………………………….
2: РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII – XVIII в.в.
Введение…………………………………………………………………
1.Русская архитектура XVII – XVIII в.в……………………………….
2.Живопись………………………………………………………………
3.Театр……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

реферат история изо.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

НОУ СПО

«Вятский колледж управления и  новых технологий»

 

 

 

Реферат

 

по Истории ИЗО

 

на тему:

«Культура 17-18 веков»

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка группы-Д-21

факультета Дизайн

Суторихина Виктория.

 

Преподаватель:

Малкова О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров 2013.

 

 

 

1: ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………….

 

1.Культура Московского государства………………………………….

2.Реформы Петра I в формировании светской культуры……………...

 

Заключение……………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2: РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII – XVIII в.в.

 

 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………

1.Русская архитектура XVII – XVIII в.в……………………………….

2.Живопись………………………………………………………………

3.Театр……………………………………………………………………

 

Заключение……………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Светская культура

Введение

 
Культура - это бесценное наследие, доставшееся нам от наших предков. На сегодняшний день, в условиях глобализации, важно не растерять те этнические и национальные особенности и черты, которые делают из совокупности людей нацию. Однако для того, чтобы ощущать себя частью какого-либо этноса, необходимо знать хотя бы поверхностно историю появления тех или иных обычаев и традиций, историю появления тех или иных нововведений. И что еще более важно, необходимо знать историю в Лицах, для того, чтобы иметь возможность сказать «моя страна - это Родина таких великих людей как…».

 

Петр I относится к числу людей, которые оказали огромное влияние  на формирование светской культуры.

 

1. Культура Московского государства

 

Московское Государство - это название единого Российского государства конца XV--XVII вв., употреблявшееся в письменности, сочинениях иностранцев XV--XVII вв. и исторической литературе XVI--XX вв. Официальным названием государства было Русское царство. 
 
С конца XIV в. развитие культуры русских земель характеризуется значительным подъемом. Основным содержанием культурного процесса в XV в. является задача национального освобождения и укрепление могущества единого Русского государства. Москва становится истинным центром общерусской национальной культуры. В этот период укрепляются роль и значение русского языка, создаются произведения литературы, все более подчиняющиеся единой теме государственного строительства. Растет интерес к истории Отечества. В современной литературе русскую культуру этого периода оценивают как "русское Возрождение". 

В XV в. практически во всех крупных  городах Северо-Восточной Руси восстанавливаются  и расширяются монастырские школы  и училища, переписываются старые и  создаются новые рукописные книги. Растет грамотность различных слоев населения, особенно городского. 

В области литературы особое место  в этот период занимает московское летописание. В 1408 г. при митрополичьем дворе складывается традиция составления общерусских летописных сводов, к первым из которых относится Троицкая летопись, а к 1480 г. восходит создание Московского летописного свода, являвшегося идеологическим обоснованием объединения русских земель вокруг Москвы. 
 
Победа на Куликовом поле вызвала к жизни такие выдающиеся литературные произведения, как "Сказание о Мамаевом побоище" и поэтическая повесть "Задонщина", записанная монахом Кирилло-Белозерского монастыря Ефросином в конце XV в. 

Подъем русской культуры и искусства, охвативший русские земли, объединенные Москвой, обуславливался восстановлением  и расширением культурных связей со странами Европы и Востока. 
Помимо этого в Московском государстве был широко распространен фольклор как эпического, так и сатирического содержания. 

Русское зодчество XV в. характеризуется  дальнейшим развитием двух главных  архитектурных школ  новгородско-псковской и московской. Примером первого направления является храм Василия на Горке (1410), построенный в Пскове. Московская архитектурная школа, основанная на традициях владимирского и новгород-ско-псковского зодчества, постепенно приобретает доминирующее значение. Уникальными памятниками ранней московской архитектуры являются соборы Успения на Городке в Звенигороде, а также храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского и Андроникова монастырей. 
 
В правление Ивана III огромное значение отводится развитию московской архитектуры, что напрямую было связано с укреплением великокняжеского могущества. В этот период была развернута широкомасштабная перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими. В 1479 г. итальянец Аристотель Фиораванти завершил возведение главного храма Русского государства - Успенского собора Кремля. 
 
Вслед за этим в Кремле были построены Грановитая палата, храм Ивана Лествичника, дворец великого князя, Архангельский собор, а также кремлевские стены и башни. Наряду с Фиораванти в их создании приняли участие итальянские архитекторы Антон Фрязин, Марко, Пьетро Солари, Алевиз Фрязин и Атевиз Новый. В целом "въезжие" иноземцы-фряги" (итальянцы) - мастеровые, ремесленники, художники - сказали значительное влияние на формирование русской культуры в этот период. Но не меньшим мастерством отличались и творения русских мастеров. Например, псковским зодчим принадлежит со-дание в Кремле в 1489 г. домовой великокняжеской церкви Благовещения. 
 
В этот период на высшую ступень развития поднялась русская церковная живопись. В конце XIV - начале XV в.в Новгороде, о Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии жиписец Феофан Грек (ок. 1340 - после 1405). Им была создана роспись храма Спаса на Ильине улице в Новгороде, вместе с Симеоном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399). 
 
Великим русским художником, творившим в этот период, является Андрей Рублев (ок. 1369 или 1370 - около 1430). Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408), Троицкий собор - в Троице-Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420-е гг.). Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи икона "Троица". 

В конце XV в. огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий. К числу его творений относится знаменитая икона "Спас в силах".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реформы Петра I  в формировании светской культуры

 

Реформы Петра I определили особенности  историко-культурного процесса России в

XVIII в.: дальнейшее обмирщение культуры  и утверждение нового взгляда  на человеческую личность, преодоление замкнутости культурного развития. Развивалось светское образование. В связи с потребностями новой учебной и научной литературы открывались новые типографии в Москве и Петербурге. За четверть века ими было выпущено более 600 книг, ведомостей, манифестов и т.д. (среди них "Первое учение отрокам" Прокоповича Ф., "Арифметика" Магницкого Л.). В 1708г. Пётр I ввёл новый гражданский шрифт, что привело к разделению сферы светской и церковной книжности, к распространению грамотности, повлекло возникновение периодической печати: с 1702 выходила первая печатная газета "Ведомости". 
 
Это время ознаменовалось появлением крупных технических новшеств и изобретений в горном деле и металлургии - де Реннин Г.В., Татищев В.Н.; в военном деле - Брюс Я.В., Нартов А.К. Обострился интерес к истории. Сердюков М. был известен достижениями в строительстве гидротехнических сооружений; Батищев Я. изобрёл машину для водяной обточки ружейных стволов; Никонов Е. представил проект создания "потаённых судов" (подводных лодок); Беляев И. разрабатывал оригинальные оптические инструменты. 
 
По инициативе Петра I в России было положено начало собиранию научных коллекций. В 1719 для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера. Итогом петровских преобразований в области просвещения можно считать открытие Академии наук в Петербурге (по указу от 28 ЯН 1724) в 1725.

 

Большие изменения произошли во всех отраслях искусства. 
В архитектуре появились новые формы, новый художественный язык. Важнейшим атрибутом архитектуры стал ордер. Основные принципы нового зодчества воплотились с наибольшей силой при строительстве новой столицы - Петербурга: переход к градостроительству и регулярной планировке, к рационально спланированному ансамблю. Важнейшие архитектурные памятники того времени - Летний дворец Петра I, Петропавловский собор (арх. Трезини Д.), здание Двенадцати коллегий (Земцов М.Г.), Меньшиков дворец на Васильевском острове (Фонтана Дж. - М. и Шедель Г.), Адмиралтейство (Коробов И.К.). С именами этих архитекторов было связано формирование нового направления в русской архитектуре - барокко. В Москве также возводятся новые здания: здания Арсенала в Кремле (арх. Иванов Д., Конрад Х., Чоглоков М.), Лефортовский дворец (Аксамитов Д.В), Сухарева и Меншикова башни (Зарудный И.П.) и др. 
 
В живописи утверждались новые жанры и техника. Ведущее место заняли картины на светские сюжеты, написанные маслом; появляется прямая перспектива. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Становление этого жанра связано с именами Никитина И.Н. ("Портрет царевны Натальи Алексеевны", ''Портрет канцлера Г.И.Головкина", "Напольный гетман"). 
 
Петровские указы регламентировали общественную и частную жизнь: вводились новые правила хозяйствования, покрой одежды, внешний облик (запрет на ношение бороды), вводились новые формы общения (ассамблеи, маскарады, светские праздники с фейерверками) и правила хорошего тона. Также в петровское время устраивается первый публичный театр на Красной площади в Москве ("Комедийная храмина"). Здесь ставились пьесы на исторические темы и комедии (например, Мольера Ж.-Б. "Амфитрион" и "Доктор принужденный"). 

Заключение

 

С момента образование Московского  государства наблюдается значительный подъем развития культуры на русских  землях. 

Одной из знаковых фигур в истории  России, которая оказала сильное влияние на культурную жизнь, как своих современников, так и грядущих поколений, является фигура Петра I. 

Особенностью политики в области  культуры при Петре I было, прежде всего, то, что государь поощрял сферы, необходимые  для государства, а именно: создание новой системы просвещения, развитие науки, формирование светского искусства, внедрение бытовых новшеств. Все это позволило России в первой четверти XVIII в. вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран, не теряя при этом своей самобытности. Вместе с тем изменения в быту и культуре ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное сословие, все эти его прерогативой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Русская культура

Введение

 

В XVII- XVIII вв. на смену русскому Возрождению  приходит новая эпоха, названная  специалистами русским Просвещением. Происходит радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль переходит от религиозного искусства к светскому. Сквозь строгие схемы иконы проглядывают первые контуры  светского портрета и пейзажи. Из недр иконописи долго и мучительно пробивается на свет живопись. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, а стало быть, к новому экономическому укладу, новому образу стилю жизни.  
 
В XVIII веке закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования, развиваются искусство и наука. Однако полностью процесс перестройки русского общества завершился только в XIX веке. Весь XVIII век шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека.

 

1. Русская архитектура XVII – XVIII в.в.

 

XVIII век был знаменателен для  России заметными переменами  и значительными достижениями  в области искусства. Изменились  его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного  выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена происходил процесс “обмирщения” русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.  
 
Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758г. стараниями М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова (президент Академии 1757-1763 гг.) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н.  Жилле, живописцы С.  Торелли, Ф.  Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура.

В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И.Старов, В. Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф.Гордеев, художники А.Лосенко, Д.Левицкий и др. С основанием Академии художеств эпизодические поездки русских учеников за границу превращаются в постоянную практику учебы и работы за границей, которой удостаивались лучшие выпускники. 

Русское искусство,  продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось, выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе знаменателен.  

Своеобразно нарастает и динамика стилевого  развития русской архитектуры XVIII века. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря “примеряло” себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка, рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стране растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.  
 
Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого “прусского образца”, т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен строившихся зданий без существенного снижения прочности зданий. Например, во дворце А. Меньшикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство, как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в рекордные сроки, временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования Петра I он уже удивлял приезжих иностранцев величием и красотой. В созданном в 1751г. труде о Петербурге автор имел основание записать: “сей град, столько распространен, приукрашен и возвеличен, что перед многими великими и древностью превозносящимися городами в Европе имеет знатное преимущество”. В Петербурге впервые был разработан регулярный план постройки города и ставший градообразующий его основой. Качественно новое лицо приобрели и петербургские площади.

Информация о работе Культура 17-18 веков