Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:05, реферат
Культура - это бесценное наследие, доставшееся нам от наших предков. На сегодняшний день, в условиях глобализации, важно не растерять те этнические и национальные особенности и черты, которые делают из совокупности людей нацию. Однако для того, чтобы ощущать себя частью какого-либо этноса, необходимо знать хотя бы поверхностно историю появления тех или иных обычаев и традиций, историю появления тех или иных нововведений.
1: ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Введение………………………………………………………………….
1.Культура Московского государства………………………………….
2.Реформы Петра I в формировании светской культуры……………...
Заключение……………………………………………………………….
2: РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII – XVIII в.в.
Введение…………………………………………………………………
1.Русская архитектура XVII – XVIII в.в……………………………….
2.Живопись………………………………………………………………
3.Театр……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………...
НОУ СПО
«Вятский колледж управления и новых технологий»
Реферат
по Истории ИЗО
на тему:
«Культура 17-18 веков»
Работу выполнила:
студентка группы-Д-21
факультета Дизайн
Суторихина Виктория.
Преподаватель:
Малкова О.В.
Киров 2013.
1: ФОРМИРОВАНИЕ СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Культура Московского
2.Реформы Петра I в формировании светской культуры……………...
Заключение……………………………………………………
2: РУССКАЯ КУЛЬТУРА XVII – XVIII в.в.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Русская архитектура XVII – XVIII в.в……………………………….
2.Живопись……………………………………………………
3.Театр……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение
Культура - это бесценное наследие,
доставшееся нам от наших предков. На сегодняшний
день, в условиях глобализации, важно не
растерять те этнические и национальные
особенности и черты, которые делают из
совокупности людей нацию. Однако для
того, чтобы ощущать себя частью какого-либо
этноса, необходимо знать хотя бы поверхностно
историю появления тех или иных обычаев
и традиций, историю появления тех или
иных нововведений. И что еще более важно,
необходимо знать историю в Лицах, для
того, чтобы иметь возможность сказать
«моя страна - это Родина таких великих
людей как…».
Петр I относится к числу людей, которые оказали огромное влияние на формирование светской культуры.
1. Культура Московского государства
Московское Государство
- это название единого Российского государства
конца XV--XVII вв., употреблявшееся в письменности,
сочинениях иностранцев XV--XVII вв. и исторической
литературе XVI--XX вв. Официальным названием
государства было Русское царство.
С конца XIV в. развитие культуры русских
земель характеризуется значительным
подъемом. Основным содержанием культурного
процесса в XV в. является задача национального
освобождения и укрепление могущества
единого Русского государства. Москва
становится истинным центром общерусской
национальной культуры. В этот период
укрепляются роль и значение русского
языка, создаются произведения литературы,
все более подчиняющиеся единой теме государственного
строительства. Растет интерес к истории
Отечества. В современной литературе русскую
культуру этого периода оценивают как
"русское Возрождение".
В XV в. практически во всех крупных
городах Северо-Восточной Руси восстанавливаются
и расширяются монастырские школы
и училища, переписываются старые и
создаются новые рукописные книги.
Растет грамотность различных слоев
населения, особенно городского.
В области литературы особое место
в этот период занимает московское
летописание. В 1408 г. при митрополичьем
дворе складывается традиция составления
общерусских летописных сводов, к первым
из которых относится Троицкая летопись,
а к 1480 г. восходит создание Московского
летописного свода, являвшегося идеологическим
обоснованием объединения русских земель
вокруг Москвы.
Победа на Куликовом поле вызвала к жизни
такие выдающиеся литературные произведения,
как "Сказание о Мамаевом побоище"
и поэтическая повесть "Задонщина",
записанная монахом Кирилло-Белозерского
монастыря Ефросином в конце XV в.
Подъем русской культуры и искусства,
охвативший русские земли, объединенные
Москвой, обуславливался восстановлением
и расширением культурных связей
со странами Европы и Востока.
Помимо этого в Московском государстве
был широко распространен фольклор как
эпического, так и сатирического содержания.
Русское зодчество XV в. характеризуется
дальнейшим развитием двух главных
архитектурных школ новгородско-псковской
и московской. Примером первого направления
является храм Василия на Горке (1410), построенный
в Пскове. Московская архитектурная школа,
основанная на традициях владимирского
и новгород-ско-псковского зодчества,
постепенно приобретает доминирующее
значение. Уникальными памятниками ранней
московской архитектуры являются соборы
Успения на Городке в Звенигороде, а также
храмы Троице-Сергиева, Саввино-Сторожевского
и Андроникова монастырей.
В правление Ивана III огромное значение
отводится развитию московской архитектуры,
что напрямую было связано с укреплением
великокняжеского могущества. В этот период
была развернута широкомасштабная перестройка
архитектурного облика Московского Кремля,
осуществленная русскими мастерами совместно
с приглашенными итальянскими зодчими.
В 1479 г. итальянец Аристотель Фиораванти
завершил возведение главного храма Русского
государства - Успенского собора Кремля.
Вслед за этим в Кремле были построены
Грановитая палата, храм Ивана Лествичника,
дворец великого князя, Архангельский
собор, а также кремлевские стены и башни.
Наряду с Фиораванти в их создании приняли
участие итальянские архитекторы Антон
Фрязин, Марко, Пьетро Солари, Алевиз Фрязин
и Атевиз Новый. В целом "въезжие"
иноземцы-фряги" (итальянцы) - мастеровые,
ремесленники, художники - сказали значительное
влияние на формирование русской культуры
в этот период. Но не меньшим мастерством
отличались и творения русских мастеров.
Например, псковским зодчим принадлежит
со-дание в Кремле в 1489 г. домовой великокняжеской
церкви Благовещения.
В этот период на высшую ступень развития
поднялась русская церковная живопись.
В конце XIV - начале XV в.в Новгороде, о Москве,
Серпухове и Нижнем Новгороде работал
приехавший из Византии жиписец Феофан
Грек (ок. 1340 - после 1405). Им была создана
роспись храма Спаса на Ильине улице в
Новгороде, вместе с Симеоном Черным -
росписи московской церкви Рождества
Богородицы (1395) и Архангельского собора
(1399).
Великим русским художником, творившим
в этот период, является Андрей Рублев
(ок. 1369 или 1370 - около 1430). Он участвовал
в росписи старого Благовещенского собора
в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком
и Прохором из Городца, расписывал Успенский
собор во Владимире (1408), Троицкий собор
- в Троице-Сергиевом монастыре и Спасский
собор Андроникова монастыря (1420-е гг.).
Его кисти принадлежит шедевр мировой
живописи икона "Троица".
В конце XV в. огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий. К числу его творений относится знаменитая икона "Спас в силах".
2. Реформы Петра I в формировании светской культуры
Реформы Петра I определили особенности историко-культурного процесса России в
XVIII в.: дальнейшее обмирщение
Это время ознаменовалось появлением
крупных технических новшеств и изобретений
в горном деле и металлургии - де Реннин
Г.В., Татищев В.Н.; в военном деле - Брюс
Я.В., Нартов А.К. Обострился интерес к истории.
Сердюков М. был известен достижениями
в строительстве гидротехнических сооружений;
Батищев Я. изобрёл машину для водяной
обточки ружейных стволов; Никонов Е. представил
проект создания "потаённых судов"
(подводных лодок); Беляев И. разрабатывал
оригинальные оптические инструменты.
По инициативе Петра I в России было положено
начало собиранию научных коллекций. В
1719 для всеобщего обозрения была открыта
Кунсткамера. Итогом петровских преобразований
в области просвещения можно считать открытие
Академии наук в Петербурге (по указу от
28 ЯН 1724) в 1725.
Большие изменения произошли во
всех отраслях искусства.
В архитектуре появились новые формы,
новый художественный язык. Важнейшим
атрибутом архитектуры стал ордер.
Основные принципы нового зодчества воплотились
с наибольшей силой при строительстве
новой столицы - Петербурга: переход к
градостроительству и регулярной планировке,
к рационально спланированному ансамблю.
Важнейшие архитектурные памятники того
времени - Летний дворец Петра I, Петропавловский
собор (арх. Трезини Д.), здание Двенадцати
коллегий (Земцов М.Г.), Меньшиков дворец
на Васильевском острове (Фонтана Дж. -
М. и Шедель Г.), Адмиралтейство (Коробов
И.К.). С именами этих архитекторов было
связано формирование нового направления
в русской архитектуре - барокко. В Москве
также возводятся новые здания: здания
Арсенала в Кремле (арх. Иванов Д., Конрад
Х., Чоглоков М.), Лефортовский дворец (Аксамитов
Д.В), Сухарева и Меншикова башни (Зарудный
И.П.) и др.
В живописи утверждались новые жанры и
техника. Ведущее место заняли картины
на светские сюжеты, написанные маслом;
появляется прямая перспектива. Наибольших
успехов достигло искусство портрета.
Становление этого жанра связано с именами
Никитина И.Н. ("Портрет царевны Натальи
Алексеевны", ''Портрет канцлера Г.И.Головкина",
"Напольный гетман").
Петровские указы регламентировали общественную
и частную жизнь: вводились новые правила
хозяйствования, покрой одежды, внешний
облик (запрет на ношение бороды), вводились
новые формы общения (ассамблеи, маскарады,
светские праздники с фейерверками) и
правила хорошего тона. Также в петровское время устраивается
первый публичный театр на Красной площади
в Москве ("Комедийная храмина"). Здесь
ставились пьесы на исторические темы
и комедии (например, Мольера Ж.-Б. "Амфитрион"
и "Доктор принужденный").
Заключение
С момента образование
Одной из знаковых фигур в истории
России, которая оказала сильное влияние
на культурную жизнь, как своих современников,
так и грядущих поколений, является фигура
Петра I.
Особенностью политики в области культуры при Петре I было, прежде всего, то, что государь поощрял сферы, необходимые для государства, а именно: создание новой системы просвещения, развитие науки, формирование светского искусства, внедрение бытовых новшеств. Все это позволило России в первой четверти XVIII в. вырваться из тисков средневековья, обратиться к культуре передовых западноевропейских стран, не теряя при этом своей самобытности. Вместе с тем изменения в быту и культуре ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное сословие, все эти его прерогативой.
2. Русская культура
Введение
В XVII- XVIII вв. на смену русскому Возрождению
приходит новая эпоха, названная
специалистами русским
В XVIII веке закладываются основы светского
мировоззрения: формируется система светского
образования, развиваются искусство и
наука. Однако полностью процесс перестройки
русского общества завершился только
в XIX веке. Весь XVIII век шла борьба старого
и нового, допетровских порядков и европейских
обычаев, происходила невидимая глазу
кропотливая работа по воспитанию нового
человека.
1. Русская архитектура XVII – XVIII в.в.
XVIII век был знаменателен для
России заметными переменами
и значительными достижениями
в области искусства.
Идея основания в России своей школы разных
художеств появилась еще при Петре I, который
дал указание о разработке проекта такой
Академии, хотя прошло еще не мало времени,
прежде чем удалось реализовать эту идею.
Поначалу подготовка мастеров велась
в различных местах и городах. Это была
и Петербургская типография, и Оружейная
палата в Москве, однако необходимость
дальнейшего развития художественной
школы стала особенно очевидной в середине
XVIII века. И в 1757г., в Петербурге состоялось
открытие Академии трех знатных художеств.
Уже в 1758г. стараниями М.В. Ломоносова и
И.И. Шувалова (президент Академии 1757-1763 гг.)
сюда прибыла группа московских и петербургских
юношей, склонных к художествам. Преподавание
в Академии вели и иностранные учителя:
скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли,
Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана
русская культура.
В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И.Старов, В. Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф.Гордеев, художники А.Лосенко, Д.Левицкий и др. С основанием Академии художеств эпизодические поездки русских учеников за границу превращаются в постоянную практику учебы и работы за границей, которой удостаивались лучшие выпускники.
Русское искусство, продолжающее
в XVIII веке развиваться на новых европейских
началах, по-прежнему оставалось, выражено
национальным явлением со своим специфическим
лицом, и факт этот сам по себе знаменателен.
Своеобразно
нарастает и динамика стилевого
развития русской архитектуры XVIII века.
В стране, с запозданием выходившей
на общеевропейский путь развития,
освоение западноевропейских стилей неизбежно
протекает ускоренными темпами, причем
уже на начальной стадии развития, в петровскую
эпоху, существуют зачатки всех стилевых
линий, через которые предстояло пройти
русской архитектуре на протяжении века.
Сущность переходного времени выражалась
состоянием многостилья, когда русское
искусство образно говоря “примеряло”
себя к разным европейским стилям, еще
не сделав окончательного выбора, совмещая
в себе черты барокко, классицизма и рококо.
Углубление разделения труда, формирование
всероссийского рынка, рост промышленности
и торговли приводит к тому, что в феодальной
по укладу еще стране растут и крепнут
элементы новой, капиталистической формации,
усиливается значение городов в жизни
страны в целом.
Эпицентром передовых веяний в архитектуре
и градостроительстве стала российская
столица Санкт-Петербург – ровесница
века, задуманная как образец новой культуры.
Будущая столица возводилась на пустом
месте, что во многом облегчало внедрение
приемов регулярной планировки и застройки.
В небывалых ранее масштабах использовался
опыт иностранных специалистов, были мобилизованы
материальные и людские ресурсы всей страны.
В первые годы существования Санкт-Петербурга
развернулось широкое мазанковое строительство.
В ходе строительства мастера осваивали
деревянные конструкции так называемого
“прусского образца”, т.е. облегченный
характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных,
общественных и жилых строениях. Технической
новинкой Петербурга явились необычайно
высокие шпили, венчающие важнейшие городские
здания, что было широко распространено
в северно-европейских странах. Выдающимся
сооружением такого типа был шпиль Петропавловского
собора, высота которого достигала 45м.
С размахом же каменного строительства
усовершенствовались и его инженерные
основы, стало возможно уменьшить толщину
стен строившихся зданий без существенного
снижения прочности зданий. Например,
во дворце А. Меньшикова на Васильевском
острове толщина стены в верхних этажах
всего в полтора или даже в один кирпич.
В этот период в Петербурге было налажено
производство, как обычного кирпича, так
и особого, влагоустойчивого, по голландской
рецептуре. Все это не замедлило дать результаты.
Город был создан в рекордные сроки, временный
деревянный Петербург быстро сменился
каменным. К концу царствования Петра
I он уже удивлял приезжих иностранцев
величием и красотой. В созданном в 1751г.
труде о Петербурге автор имел основание
записать: “сей град, столько распространен,
приукрашен и возвеличен, что перед многими
великими и древностью превозносящимися
городами в Европе имеет знатное преимущество”.
В Петербурге впервые был разработан регулярный
план постройки города и ставший градообразующий
его основой. Качественно новое лицо приобрели
и петербургские площади.