Культура древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

Индия — единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Она является одной из самых привлекательных для путешественника стран.

Содержание работы

Культура древней Индии.
а) вторжение ариев.
б) появление каст.
Религия.
а) ведическая культура.
б) индуизм.
в) буддизм.
Математика. Естественные науки
Языки и письменность древних индийцев

Литература и изобразительные искусства
Музыка
Классика танца
Заключение

Файлы: 1 файл

Индия.docx

— 53.55 Кб (Скачать файл)

Стараясь удержать свои позиции, брахманы приспосабливались  к новым условиям, вбирая в своё вероучение прежде чуждые им верования. Мифология, культ, законы ариев подверглись  переработке под воздействием как  доарийских верований, так и новых  учений — буддизма и джайнизма. Таким  образом к концу I тысячелетия  до н. э. сложился комплекс разнородных  религиозных представлений, которые  не вступали в явное противоречие с ведами, но больше соответствовали  новым условиям жизни.

Одновременно возрастало значение исконно индийских, древнейших богов и верований, сохранявшихся  ещё со времён Хараппской цивилизации. Так постепенно образовывалась та совокупность течений, школ, групп, обрядов и богов, которую позже стали называть индуизмом. Как реки и ручейки  вливаются в море, так и в  индуизм входили новые верования, образуя в нём разные течения. Одним из таких течений был  бхагаватизм. Он сложился как синтез брахманической религии с живыми народными верованиями.

Индуизм по числу последователей занимает пожалуй первое место в Азии. Эта религия зародилась в Индии, но Индией же по сути дела ограничивается и сфера ее распространения. За пределами Индии последователи индуизма составляют большинство в Непале и на индонезийском острове Бали.

Основные концепции  индуизма сформировались в 1-ом тысячелетии  до нашей эры на основе своеобразного  сплава ведизма и древних культов  доарийских народов Индии. Некоторые  ведийские боги имели много общего с "чужими", в частности с  греческими, богами. В индуизме сохранилось  много элементов первобытных  верований (поклонение "священным" животным, явлениям природы, культ предков  и т.д.). Индуизм строго регламентирует все права и обязанности человека от рождения до смерти.

Отличительной чертой индуизма является разделение общества по кастовому признаку. Причем среди  четырех основных каст существует деление  по подкасты.

Для индуизма характерно представление об универсальности  и всеобщности верховного божества. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием индуистских божеств. Индусы считают, что вселенная создана  Брахмой. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма - верховное  божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Индуизм так же проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим "святым духом",- мудрость, вера и действие.

Исследуя данную тему я наткнулась на молитву господу, вернее как она называется в Индии "Песнь Господу", она взята  из "Бхагавадгите" и мне кажется, что в ней отражена вся суть индуизма: "Тот, кто считает, что  душа способна убивать, иль тот , кто  думает, что душа может быть убита, не знают Истины, так как душа не убивает и не может быть убита. Душа не рождается, она вечна, она  неизменна, она бесконечна. Ее нельзя уничтожить даже тогда, когда уничтожено тело."

У каждого из богов  есть супруга, обладающая какими-то выдающимися  способностями. Боги и их супруги  передвигаются верхом на определенных животных и держат в руках символические  предметы, по которым их легко можно  распознать.

Многочисленные  индусские храмы посвящены обычно какому-то одному божеству. Из храмов, посвященных Вишну, наиболее известны: на Севере и Востоке Индии - храмы  в Матхуре, Вриндаване, Двараке, Джайпуре, Пури и Навадвипе, а на Юге страны - храмы в Шрирангаме, Тирупати, Канчивараме, Мадрасе и Тривандруме. Из шиваистских  славятся в Северной и Центральной  Индии храмы в Амарнатхе, Варанаси, Бхубанешваре, Каджурахо, и в Южной  Индии - в Танджавуре, Чидамбараме  и Тируваннамалаи. Меньше всего храмов воздвигнуто в честь Брахмы, по всей Индии их всего лишь несколько.

Кастовые традиции строго соблюдаются в том, что  касается семейно-брачных отношений. Межкастовые браки до сих пор  крайне редки, выбор жениха и невесты  в большинстве случаев принадлежит  не самим молодым, а их родителям. Индусская традиция запрещает разводы  и вторичные браки вдов, и, хотя принятые в независимой Индии  законы отменяют эти древние запреты, большинство населения продолжает их придерживаться. Тела умерших индусы сжигают на погребальных кострах.

Буддизм. Число последователей буддизма в Индии не превышает 5млн., хотя Индия место зарождения этой религии. Буддизм был основан в северной Индии примерно в 500г. до н.э., когда Гуатама - по рождению принц - достиг просветления - Стал Буддой. Он также и не является и последним в ряду просветленных. Буддисты верят, что возможность достичь просветления есть у каждого человека. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину. В середине 50-х годов буддизм приняли почти 0,5 млн. хариджанов - махаров Махараштры. Будда никогда не записывал своего вероучения, поэтому, я думаю, что после его смерти образовались две буддийские школы - хинаяна (узкая колесница) - монашеский буддизм, предполагающий индивидуальный путь к спасению - нирване, махаяна (широкая колесница), важнейшим моментом в которой в отличие от хинаяны является не личное спасение ушедшего от всего мирского монаха , а активное религиозное воздействие монахов на мирян. Особое значение в махаяне имеет культ бодхисатв - существ, обладающих способностью стать Буддой. Согласно махаяне, бодхисатвы - небожители, но постоянно занимаются земными делами, добровольно отказываясь от погружения в нирвану из сострадания к людям. В махояме будды и бодхисатвы становятся объектом почитания. Особое значение приобретают ритуал и обрядность. В буддийском искусстве появляется изображение Будды в облике высшего существа. Буддизм в Индии получил быстрое и широкое распространение после того как его последователем стал император Ашока. По мере расширения империи Ашоки распространилось и влияние буддизма. Для индусов Будда - одно из воплощений бога Вишну.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Математика. Естественные науки

 

Для древней индийской  философии характерна широта кругозора  и глубина мысли. Даже философы-идеалисты, как правило, признавали вечность мира, непрерывность его развития (правда, происходящего по циклам и зависящего от божественной воли), понимали, насколько  грандиозна вселенная во времени  и пространстве. Поэтому неудивительно, что древняя индийская философия  оказала глубокое влияние на развитие философских взглядов у многих народов  древности.

Естественные и  точные науки в Индии достигли весьма высокого уровня. Нужды ирригационного земледелия вызвали развитие астрономии, которая создавалась независимо от других народов; только со II в. до н. э. начинает сказываться влияние  греческой астрономии. Древнеиндийские  астрономы делили солнечный год  на 12 месяцев по 30 дней в каждом, причём через каждые пять лет добавлялся тринадцатый месяц. Древнеиндийские  астрономы знали о шаровидности Земли и предполагали её вращение вокруг своей оси.

Огромный вклад  в сокровищницу мировой культуры внесли древнеиндийские математики. Древние индийцы независимо от других народов создали десятичную систему  счисления, впервые ставшую известной  населению Северо-Западной Индии  ещё в период культуры Хараппы, то есть в III тысячелетии до н. э., общепринятую в настоящее время систему  начертания чисел (позиционная система) и цифры (в том числе ноль), заимствованные народами Ближнего Востока и ставшие  известными в Европе в несколько  изменённом виде под названием «арабских  цифр» (арабы их называли «индийскими  цифрами»). Из трактатов древнеиндийских  математиков и астрономов Арьябхаты (V в.) и Варахамихиры (VI в.) видно, что  к V в. н.э. индийцы знали извлечение квадратных и кубических корней, умели  довольно точно исчислить пи (оно  ими определялось в 3,1416), были знакомы  с основами тригонометрии. Независимо от других народов древние индийцы  заложили основы алгебры и явились  в этом отношении учителями арабов и народов Средней Азии, а, как  известно, средневековые европейские  математики заимствовали основы алгебры  от арабов.

Несмотря на то, что развитие медицины задерживалось  религиозными предрассудками, рассматривавшими болезни как результат греховной  жизни, причём анатомирование считалось  делом предосудительным, тем не менее  и здесь было достигнуто многое. Судя по сохранившимся медицинским  трактатам, древнеиндийские врачи  умели распознавать и лечить самые  различные болезни, применять сотни  различных лекарственных растений, многие минеральные вещества (ртуть, квасцы, нашатырь и т. д.). Хирурги  делали сложные операции и славились  своим искусством далеко за пределами  страны.

Древнеиндийские химики-практики умели получать серную, соляную и  азотную кислоты, различные соли, изготовляли краски, лекарства, парфюмерию.

Значительно уступали другим отраслям науки по уровню своего развития географические познания древних  индийцев. Не сохранилось ни одного географического труда, ни одной  географической карты; неизвестно даже, существовали ли они в древней  Индии. Данные античных авторов также  позволяют думать, что многие, даже образованные, индийцы имели довольно смутное представление о своей  стране и о соседних с нею странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Языки и  письменность древних индийцев

 

Как показывают надписи  Ашоки, в Индии в III в. до н. э. уже  существовала очень развитая и совершенная  письменность. Один из шрифтов этих надписей — брахми — лег в  основу шрифта деванагари, который  вследствие своей простоты и удобства получил широкое распространение  в древности и сохранился у  многих народов Индии до настоящего времени.

Практические нужды  жречества, которое стремилось сохранить  в неизменном состоянии священные  книги брахманизма в многоязычной стране, дали толчок развитию языкознания. Священные книги древних индийцев — Веды—были записаны на одном  из племенных языков Восточного Пенджаба, родственном многим языкам Северной Индии. Веды впоследствии были канонизированы. Разговорные языки между тем  развивались, и хотя язык Вед не менялся, потому что тексты выучивались наизусть в их первоначальном виде, но язык более  поздних комментариев и эпоса  под влиянием разговорных диалектов  стал отдаляться от него. Чтобы избежать разрыва между ними, учёный брахман  Панини, живший, возможно, в V—IV вв. до н. э., провёл обработку языка поздневедической литературы. Этот язык, в основу которого лёг, по-видимому, диалект района нынешнего  Дели, преобладавший в поздней  ведической литературе, получил название санскрита, т. е. «очищенного» (подразумевается  очищение от проникших в него более  поздних элементов различных  разговорных языков). Работа, проделанная  Панини, оказалась столь совершенной  по своему научному уровню, что в  дальнейшем отклонение от норм грамматики, составленной Панини, рассматривалось  как признак вопиющего невежества.

В добуддийский период брахманизм распространялся во вновь  возникавших рабовладельческих  государствах, принимавших уже сложившуюся  в более ранних государствах идеологическую систему. Это приводило к распространению  санскрита по всей Индии. Поскольку  обучение и образование в древней  Индии было в основном богословским, непременным признаком образованности стало знание санскрита.

Между тем разговорные  диалекты, ранее близкие санскриту, далеко ушли от него в своём развитии, и он становился всё менее и  менее понятен народу. Это тем  более относится к племенам, языки которых значительно отличались от языка ведических индийцев. Складывание языков народностей происходило в период формирования племенных конфедераций и государств, ломавших племенные перегородки. Во времена Панини был известен ряд таких языков (пракритов) — шаурасени (вероятно, развившийся непосредственно из того диалекта, который был положен в основу санскрита), матсья, махараштри, магадхи и др.

В условиях значительной политической, экономической, этнической и культурной раздроблённости древней  Индии санскрит играл важную роль средства общения между самыми различными племенами и народностями. Всякий учёный и писатель вынужден был писать на санскрите, более или менее  известном образованным людям во всей Индии, иначе его произведения остались бы достоянием узкого круга  его земляков. Таким образом, то, что обычно называется санскритской литературой, является фактически суммой литератур различных народностей  древней Индии. Неизученность санскритской литературы с этой точки зрения, при огромной сложности объекта  изучения (обычное отсутствие данных об авторе, времени и месте написания  того или иного произведения), не даёт пока ещё возможности определить вклад, который внесли в культурную сокровищницу древней Индии отдельные  древнеиндийские народности.

Существование санскрита, как важнейшего литературного языка  древней (и отчасти средневековой) Индии, способствовало проникновению  элементов этого языка, особенно словарного запаса, во все пракриты. Процесс обогащения словарного запаса складывающихся национальных языков за счёт санскрита имеет место до самого последнего времени. Вместе с  тем следует отметить, что господство санскрита, как литературного языка, обучение на этом мёртвом языке ставило  преграду распространению образования  среди широких народных масс, облегчало  жречеству удержание за собой  привилегированного положения в  области культуры.

Буддийские проповедники и вероучители стремились сломить  монополию санскрита в умственной жизни. В отличие от жрецов-брахманов  они писали свои книги на пали, близком  к разговорным языкам Восточной  Индии (в основу его лёг, вероятно, пракрит магадхи). Но поскольку и  буддийская литература была со временем канонизирована, пали постигла участь санскрита: он стал мёртвым языком, языком буддийской литературы, буддийского  монашества. Такую роль он играет и  в настоящее время в странах  Юго-Восточной Азии, где распространён  буддизм (Цейлон, Бирма, Таиланд).

Информация о работе Культура древней Индии