Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 22:12, курсовая работа
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи – XIV-XVI века.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
1. ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………
1.1 Культура эпохи европейского Возрождения и ее особенности……….
2. ГУМАНИЗМ, КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………………
2.1 Особенности итальянского гуманизма как нового типа культуры……
3. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…..
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА «Сервиса и туризма»
Курсовая работа по дисциплине: «История цивилизаций»
Тема: «Культура эпохи Возрождения»
студентка группы 716-9к
Герасименко Ирина Игоревна
Чайковский
А.Е.
Нижний Новгород
2015 г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………
1.1 Культура эпохи европейского Возрождения и ее особенности……….
2. ГУМАНИЗМ, КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………………
2.1 Особенности итальянского гуманизма как нового типа культуры……
3. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…..
Введение
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.
Возрождение, или
Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха
в истории культуры Европы, пришедшая
на смену культуре Средних веков и предшествующая
культуре нового времени. Примерные хронологические
рамки эпохи – XIV-XVI века.
Отличительная черта
эпохи возрождения – светский характер
культуры и её интерес, в первую очередь,
к человеку и его деятельности. Появляется
интерес к античной культуре, происходит
как бы ее «возрождение» – так и появился
термин.
Термин «Возрождение»
встречается уже у итальянских гуманистов,
например, у Джорджо Вазари. В современном
значении термин был введён в обиход французским
историком XIX века Жюлем Мишле.
Новая культурная
парадигма возникла вследствие кардинальных
изменений общественных отношений в Европе. Рост
городов-республик привел к росту влияния
сословий, не участвовавших в феодальных
отношениях: мастеровых и ремесленников,
торговцев, банкиров. Всем им была чужда
иерархическая система ценностей, созданная
средневековой, во многом церковной культурой
и ее аскетичный, смиренный дух. Это привело
к появлению гуманизма – общественно-философского
движения, рассматривавшего человека,
его личность, его свободу, его активную,
созидающую деятельность как высшую ценность
и критерий оценки общественных институтов
[1].
В городах стали
возникать светские центры науки и искусства,
деятельность которых находилась вне
контроля церкви. Новое мировоззрение
обратилось к античности, видя в ней пример
гуманистических, неаскетичных отношений.
Изобретение в середине XV века книгопечатания
сыграло огромную роль в распространении
античного наследия и новых взглядов по
всей Европе.
Цель работы - изучить особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей.
Также необходимо определить основные задачи:
Объект исследования - культура эпохи Возрождения.
Предмет исследования - нравственные и духовные ценности эпохи Возрождения.
1. Основы Возрожденческой культуры
Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие, наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом и мироотрицанием.
Среди определений
культурного явления
— расцвет культуры;
— переворот в культуре;
— переходный культурный этап;
— восстановление античности.
Каждый из этих
признаков может проявляться
независимо от Ренессанса, но
только их комплекс образует
качественно новую ступень
Расцвет характеризуют
повышенная энергия культурной
деятельности, создание и реализация
новых стимулов культурного
— особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров;
— многообразие проявлений творчества, творческая свобода;
— соединение жизненности и эстетичности;
— избыток духовной энергии;
— удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути творчества.
Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело могут быть провозглашены символами культуры Ренессанса.
Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.
Именно в нем и происходит
формирование основ новоевропейского
чувства личности — автономной индивидуалистической
личности, сознающей собственную ценность,
активно действующей и испытывающей ᴨᴏᴛребность
в свободе. С этого момента человеческая
личность, а не мир, впервые становится
исходным моментом для формирования системы
восприятия мира. Этот грандиозный перелом
в культуре как раз и происходит в Ренессансе
— новый способ мировидения формируется
в Италии в первой половине XV в. Происходит
утверждение человеческой личности в
культуре.
В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные и начавшие замыкаться в себе вещи. Но при этом в Возрождении и ϶ᴛόᴛпроцесс не был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо меньше распространяясь на другие вещи мира.
Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятельное начало.
В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.
В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип — «hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».
У человечества есть,
своя биография: младенчество, отрочество
и зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением,
вернее всего уподобить периоду начинающейся
зрелости с её неотъемлемой романтикой,
поисками индивидуальности, борьбой с
предрассудками прошлого. Без Возрождения
не было бы современной цивилизации. Искусство
Возрождения возникло на базе гуманизма (от лат. — «человечный») — течения общественной
мысли, которое зародилось в XIV г- в Италии,
а затем на протяжении второй половины
XV—XVI вв. распространилось в других европейских
странах. Все
основные виды искусства — живопись, графика,
скульптура, архитектура — чрезвычайно
изменились.
В архитектуре утвердились
творчески переработанные принципы античной
ордерной системы, ᴄᴫᴏжились новые типы
общественных зданий. Живопись обогатилась
линейной и воздушной перспективой, знанием
анатомии и пропорций человеческого тела.
В традиционную религиозную
тематику произведений искусства проникало
земное содержание. Усилился интерес к
античной мифологии, истории, быᴛᴏʙым
сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными
настенными росписями, украшающими архитектурные
сооружения, появилась картина, возникла
живопись масляными красками.
Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на главное место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость мастеров Ренессанса — они часто трудились и в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или «ренесссанской» личности стало впоследствии нарицательным.
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной ᴨᴏᴛребностью.
Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры Возрождения сначала были Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение.
1.1 Культура эпохи европейского Возрождения. Ее особенности
Становление эпохи Возрождения, знаменовало собой начало многочисленных экономических, политических и социальных преобразований:
Рамки старого были раздвинуты, в городах возникла интеллигенция- особая группа людей, занимающихся умственным трудом. Наука, бывшая в средние века только «служанкой богословия», освободилась от бесплодного теоретизирования, основой ее становится опыт. Ученые стали наблюдать за движениями планет уже не для того, чтобы составлять гороскопы и предсказывать судьбу, а чтобы познать строение Вселенной, изучением химических веществ; стали заниматься ради познания их реальных свойств, а не в поисках таинственного «философского камня», способного обращать любые металлы в золото.