Культура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи – XIV-XVI века.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
1. ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………
1.1 Культура эпохи европейского Возрождения и ее особенности……….
2. ГУМАНИЗМ, КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………………
2.1 Особенности итальянского гуманизма как нового типа культуры……
3. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…..

Файлы: 1 файл

Курсовая.К-ра эпохи возрождения. Герасименко Ирина. 1 курс. заочка.docx

— 58.85 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

КАФЕДРА «Сервиса и туризма»

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине: «История цивилизаций»

 

Тема: «Культура эпохи Возрождения»

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнила:

студентка группы 716-9к

                                                                                                          направление «Туризм» 

 

Герасименко Ирина Игоревна      

                                                                                         

 

                                                                                 Научный руководитель:

Чайковский А.Е.                                                                     

                              

                                                                                           

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2015 г.

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

1. ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………

1.1 Культура эпохи европейского Возрождения и ее особенности……….

2. ГУМАНИЗМ, КАК ХАРАКТЕРНАЯ  ЧЕРТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА  ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………………

2.1 Особенности итальянского гуманизма как нового типа культуры……

3. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ……………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

       Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.

       Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи – XIV-XVI века. 
       Отличительная черта эпохи возрождения – светский характер культуры и её  интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы ее «возрождение» – так и появился термин. 
       Термин «Возрождение» встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.  
       Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привел к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и ее аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма – общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов [1]. 
       В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

 

       Цель работы - изучить особенности эпохи Возрождения в системе культурных, эстетических и духовных ценностей.

 

 

 

 

       Также необходимо  определить основные задачи:

  1. изучить основы Возрожденческой культуры;
  2. проанализировать основные особенности культуры эпохи европейского Возрождения;
  3. определить отличительные черты гуманизма;
  4. рассмотреть особенности итальянского гуманизма как нового типа культуры;
  5. описать основные достижения литературы, архитектуры и искусства в эпоху возрождения.

 

       Объект исследования - культура эпохи Возрождения.

       Предмет исследования - нравственные и духовные ценности эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основы Возрожденческой культуры

 

 

       Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие, наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре.  Отношение к этой проблеме обнаруживает мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом и мироотрицанием.

       Среди определений  культурного явления Возрождения  нет общепризнанного. Искусствоведы, историки, мыслители, писатели предлагают  свои объяснения этому феномену, обращая внимание на разные  признаки. Если сгруппировать множество  самых общих признаков, можно  понять культурный смысл Возрождения  как:

— расцвет культуры;

— переворот в культуре;

— переходный культурный этап;

— восстановление античности.

 
       Каждый из этих  признаков может проявляться  независимо от Ренессанса, но  только их комплекс образует  качественно новую ступень культуры.     Европейское Возрождение — время  мощного культурного расцвета  и восстановления многих культурных  традиций греко-римской древности; решительная культурная перестройка  и переходный этап к новому  времени в истории европейской  цивилизации.

       Расцвет характеризуют  повышенная энергия культурной  деятельности, создание и реализация  новых стимулов культурного творчества. В данном смысле Возрождение  можно сравнить в истории мировой  культуры с "греческим чудом" VIII—V вв. до н. э. В основе сравнения лежат:

— особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров;

— многообразие проявлений творчества, творческая свобода;

— соединение жизненности и эстетичности;

— избыток духовной энергии;

— удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути творчества.

       Имена Петрарки, Боккаччо, Брунеллески, Боттичелли, Леонардо  да Винчи, Микеланджело могут  быть провозглашены символами  культуры Ренессанса.

       Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.

       Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейского 
чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей собственную ценность, активно действующей и испытывающей ᴨᴏᴛребность в свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, впервые становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый способ мировидения формируется   в Италии в первой половине XV в. Происходит утверждение человеческой личности в культуре. 

        В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные и начавшие замыкаться в себе вещи. Но при этом в Возрождении и ϶ᴛόᴛпроцесс не был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо меньше распространяясь на другие вещи мира.

        Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятельное начало.

       В связи с этим  была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей  стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.

       В итоге всего этого утверждения творческого, деятельного материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип — «hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».

       У человечества есть, своя биография: младенчество, отрочество и зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации. Искусство Возрождения возникло на базе гуманизма (от лат. — «человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV г- в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в других европейских странах. Все 
основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура — чрезвычайно изменились. 

       В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, ᴄᴫᴏжились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. 
       В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, быᴛᴏʙым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

        Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на главное место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость мастеров Ренессанса — они часто трудились и в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или «ренесссанской» личности стало впоследствии нарицательным.

       В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной ᴨᴏᴛребностью.

       Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры Возрождения сначала были Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение.

1.1 Культура эпохи европейского Возрождения. Ее особенности

 

       Становление эпохи Возрождения, знаменовало собой начало многочисленных экономических, политических и социальных преобразований:

  • появление новых, буржуазных производственных отношений, пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям;
  • развитие товарно- денежных отношений;
  • переход от ремесла к мануфактуре;
  • рост городов и появление богатых горожан (буржуа), которые умели зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскими войнами, и которые были заинтересованы в развитии науки и техники;
  • зарождение мирового рынка, первоначальное накопление капитала, рост материального богатства;
  • великие географические открытия (Колумб открыл Америку, Васко да Гамма- морской путь из Европы в Индию, Магеллан совершил первое кругосветное путешествие) привели к началу эпохи колонизации [4, 69].

       Рамки старого были раздвинуты, в городах возникла интеллигенция- особая группа людей, занимающихся умственным трудом. Наука, бывшая в средние века только «служанкой богословия», освободилась от бесплодного теоретизирования, основой ее становится опыт. Ученые стали наблюдать за движениями планет уже не для того, чтобы составлять гороскопы и предсказывать судьбу, а чтобы познать строение Вселенной, изучением химических веществ; стали заниматься ради познания их реальных свойств, а не в поисках таинственного «философского камня», способного обращать любые металлы в золото.

Информация о работе Культура эпохи Возрождения