Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 22:12, курсовая работа
Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры.
Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи – XIV-XVI века.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
1. ОСНОВЫ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ………………
1.1 Культура эпохи европейского Возрождения и ее особенности……….
2. ГУМАНИЗМ, КАК ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ…………………………
2.1 Особенности итальянского гуманизма как нового типа культуры……
3. ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…..
Это был величайший прогрессивный переворот. Эпоха нуждалась в титанах по силе мысли, страсти, характеру, по многосторонности и учености, которых она и породила. Тогда не было ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4- 5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества.
В новых условиях начала возрождаться вера в человека («Воля божья» уходит на второй план), отсюда оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жизнерадостный, жизнеутверждающий характер. Духовная диктатура церкви была сломлена, германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм.
Но вместе с великими мастерами эпоха дала своих мучеников для костров и темниц инквизиций (во время Возрождения наблюдался настоящий разгул инквизиции). И характерно, что протестанты перещеголяли католиков в преследовании свободного изучения природы [6,11].
Отличительные черты культуры Возрождения:
При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения — явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура - чрезвычайно изменились.
Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не совпадают. В силу исторических обстоятельств северное Возрождение (конец XV- начало XVII века) отстает от Итальянского (конец XIII- вторая половина XVI века).
При тщательном изучении эпохи в разных странах можно выделить следующие периоды:
Естественно, временные границы в каждой стране разные, следует также иметь в виду, что в Италии предвозрождение развивалось на фоне византийской и готической традиции, а позднее Возрождение существовало параллельно с искусством маньеризма, сформировавшимся в условиях глубокого экономического кризиса и феодально- католической реакции в Италии XVI века [3,258].
Искусство Возрождения развивалось на основе всего лучшего, что было создано в средневековом искусстве предыдущих веков, стало поворотным пунктом в истории европейского искусства, поставив в центр человека с его радостями и печалями, с его волей и умом, выработав новый художественный язык, который сохраняет свое значение до настоящего времени.
2. Гуманизм, как характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения
Дух Возрождения
рождался из сложного симбиоза
античной и христианской
Внимание деятелей новой культуры привлек прежде всего человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от лат. humanus — «человечный»). Гуманизм- течение общественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI веков распространилось в других европейских странах. Во Флоренции. А чуть позже- в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин «гуманизм» произошел от названия того круга наук, которым занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы: studia humanitatis. Это те науки, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность studia divina- всему, изучающему божественное, то есть теологии. Но это не значит, что гуманисты чуждались теологии- напротив, они были знатоками Писания, патристики. Среди гуманистов чаще всего были политические деятели, адвокаты, правоведы, ораторы, публицисты, чья деятельность лежала в русле гражданского гуманизма.
Именно гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам. И именно с гуманистов начинается включение античного наследия в систему образования, знакомство с античной литературой, скульптурой, философией широких образованных кругов. Деятели той эпохи не думали о слепом подражании эпохе античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории, и, как часто бывает, возрождение каких- либо давних принципов и форм, если, конечно, за это берутся таланты и гении, приводит к созданию совершенно нового [4, 229].
Гуманизм провозгласил
высшей ценностью человека и его благо.
Они считали, что каждый человек имеет
право свободно развиваться как личность,
реализуя свои способности. Идеи гуманизма
наиболее ярко и полно воплотились в искусстве,
главной темой которого стал прекрасный,
гармонически развитый человек, обладающий
неограниченными духовными и творческими
возможностями.
Гуманисты
выразили требование исторической ситуации:
рождение человека активного, предприимчивого,
инициативного, способного самостоятельно
выковать свою судьбу, не полагаясь на
провидение Господа. Человек обучался
науке жить по своему собственному разумению.
По меткому выражению Н. Бердяева, человек
был «отпущен на свободу».
Изменения
общественного сознания способствовали
более прочному воцарению человека на
земле и, соответственно, изменению человеческой
системы ценностей.
Творцами
новой картины мира, системы этических
ценностей, которая представляла собой
полное переосмысление средневекового
мировоззрения, системы, которая легла
в основу ренессансной философии, науки
и искусства, были гуманисты. В центре
внимания всех деятелей Возрождения стал
человек. Традиционному для средневековья
подчинению человека трансцендентному
(потустороннему) гуманисты противопоставили
убеждение, что он является высшей ценностью,
находится в центре мира.
Важнейшей чертой гуманистического
подхода к жизни становится индивидуализм,
что способствует распространению либеральных
идей, становлению правовых систем. Политические
воззрения гуманистов были основаны на
вере в могущество отдельной личности,
ее способности установить справедливые
общественные порядки. Политические трактаты
гуманистов положили основание политике
как искусству и науке управления. Борьба
гуманистов против сословных различий,
за приоритет индивидуальных достоинств
личности, представляет собой первую попытку
обоснования политического равенства[5].
Гуманисты привносят в духовную культуру
свободу суждений, независимость по отношению
к авторитетам, смелый критический дух.
Они выступают против всякой цензуры,
особенно цензуры церковной. Гуманизм
создал самостоятельную и свободную, независимую
от богословия науку.
В Англии средоточием гуманистических
идей был Оксфордский университет, где
работали передовые ученые того времени
– Линакр, Колет. Развитие гуманистических
идей в сфере социальной философии связано
с именем Томаса Мора (1478-1535), автора «Утопии».
Во Франции гуманистическое движение
стало распространяться лишь в начале
XVI века. Здесь важнейшими стали темы величия
человеческого разума и антиклерикальные
мотивы. Мишель Энкейм де Монтень (1533-1592)
– автор одной из самых мудрых книг мировой
литературы – «Опыты». Следуя идеалам
стоицизма и вдохновляясь примером Сократа,
Монтень учит человека терпеть невзгоды,
превозмогать страдания, преодолевать
страх перед смертью. Согласно Монтеню,
человек, не способный управлять даже
собой, жаждет управлять Вселенной. Это
обнаруживает его суетность и тщеславие.
Только честно относясь к самому себе,
он может достойно выполнить свое человеческое
предназначение. Не отрицая бытия Бога,
Монтень считал невозможным познать Бога
слабым человеческим умом и отрицал теологию
как ложную науку, закабаляющую разум
человека. Так на первый план его рассуждений
постепенно выходят идеи скептицизма
и рационализма. «Философствовать – значит
сомневаться», – эти слова М. Монтеня могут
считаться эстафетой, переданной Возрождением
скептикам и рационалистам Нового времени.
2.1 Особенности итальянского гуманизма как нового типа культуры
Итальянский гуманизм - представляет собой сложное и многогранное историческое явление. Гуманизм тесно связан с различными сферами социально-политической и культурной жизни Италии 14-16 вв., с общественным сознанием отдельных классов и слоев, с литературой, наукой, искусством, системой образования.
В ходе формирование и развития гуманистического мировоззрения в первой стране Возрождения именно этика в широком ее понимании гуманистами стала главной сферой, где рождалось новое учение о человеке, его отношение к природе и обществу, светское понимание его земного предназначения.
Идеи раскрепощения личности, высвобождения ее из оков средневековой феодально-церковной идеологии, утверждения высокого достоинства человека - свободного творца земного счастья, как и много другие передовые этические идеи, стали определяющими в развитии итальянского гуманизма в целом. Гуманизм является идейной основой этой культуры - антидогматическое, антисхоластическое мировоззрение светского характера, отразившее в своем развитии глубокие изменения в общественных и идеологических условиях позднесредневековой Италии. Цицерон, у которого заимствован термин studia humanitatis, понимал под ним воскрешение на римской почве греческой образованности. Деятели ренессанса придали studia humanitatis более широкий смысл - освоение всего богатства античной культуры в ее греческой и латинской традициях, оттенив при этом воспитательное значение нового по сравнению со средними веками комплекса научно-образовательных дисциплин, составленными частями которого были грамматика, риторика, история и этика. Гуманисты были носителями и творцами новой системы знания, в центре которой стояла проблема человека, его земного предназначения. Уже в оценках самих деятелей этой эпохи Возрождение предстало как этап культурного расцвета, наступивший после тысячелетнего господства "средневекового варварства", воскрешало античные традиции, считая себя их прямыми продолжателями.
Духовная атмосфера, в которой вызревало новое мировоззрение, питавшее ренессансную культуру, отличалась исключительной сложностью. Достоинство личности осознается не только в высокой оценке внешних проявлений, таких как почет и уважение со стороны общества, но и все более как раскрытие индивидуальных способностей. Зарождение предпосылок гуманистического мировоззрения все более определенно связывают с прогрессивными тенденциями в развитии духовной культуры Европы 12-13 вв. Городские не церковные школы и возникавшие на их основе университеты становились средоточием светского знания, тяга к которому отражала потребности общественного развития.
Новые явления в культуре 12 в. - начало борьбы за освобождение философии от авторитета веры, интерес к проблемам человека и его места в мире, призыв к объединению "человеческого" и "природного" (гуманитарных и естественнонаучных знаний) в единую систему науки, исходной точкой которой должна стать реальность, а не ее словесный смысл, - могут рассматриваться как провозвестники гуманистических идей Возрождения. Борьба за новые, гуманистические идеалы, ведущаяся небольшим кружком первых гуманистов, не могла не вызвать отпора со стороны представителей старой идеологии, м в первую очередь со стороны церковников чистой воды, не без основания видевших в гуманизме серьезную опасность для всего того, чем они жили и что проповедовали.
Однако противоречия духовной жизни сохранялись и приобретали все более глубокий характер. С особой силой они обнажились в творчестве Данте, в котором принципам христианской веры сопутствует деятельный поиск разума, возвеличиванию божественного - оправдание человеческого.
3. Основные достижения
Возрождение дает истории культуры огромное созвездие подлинных мастеров, оставивших после себя величайшие творения и в науке, и в искусстве - живописи, музыке, архитектуре, - и в литературе. Петрарка и Леонардо да Винчи, Рабле и Коперник, Боттичелли и Шекспир - лишь немногие взятые наугад имена гениев этой эпохи, часто и справедливо именуемых титанами Возрождения за универсальность и мощь их дарования. Великолепным памятником ренессансной архитектуры является собор святого Петра в Риме, образцом живописного совершенства до сих пор остается знаменитая картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна», а прекрасная музыка эпохи Возрождения звучит и на сегодняшних сценах в исполнении современных музыкантов. Именно эпохе Возрождения мы обязаны созданием таких ставших для нас привычными жанров музыкально-драматического искусства, как опера и балет. Невозможно представить себе современные нравственные ценности и принципы, если не учитывать, что их фундамент был заложен в гуманистической этике Ренессанса.
Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить» якобы утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. На самом деле подъем западноевропейской культуры возникает совсем не на фоне предшествующего упадка. Но в жизни культуры позднего средневековья столь многое меняется, что она ощущает себя принадлежащей к другому времени и чувствует неудовлетворенность прежним состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. Это выражается и в творчестве писателей данной эпохи, и в самом их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер», подражая древним грекам или римлянам в быту. Античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей. Любителям древних литературных памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать сегодня письма Цицерона или поэму Лукреция «О природе вещей», комедии Плавта или роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Эрудиты Возрождения стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. Они основывают библиотеки, создают музеи, учреждают школы для изучения классической древности, предпринимают специальные путешествия.