Лаковая миниатюра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
- выполнение изделия в технике лаковой живописи
Задачи исследования:
- исследование истории возникновения промыслов лаковой миниатюры в России;
- рассмотрение и анализ литературы;
- изучение технологии выполнения изделия в технике лаковой живописи.

Содержание работы

Введение ...........................................................................................................3
1. История производства лаковых изделий за рубежом и в России…………5
1.1.История появление лаковой миниатюры в Европе..............5
1.2.Возникновение и развитие лаковой миниатюры в России ...........6
2.Своеобразие художественного языка лаковой живописи……………...12
2.1. Приемы построения композиции .................................................12
2.2. Цветовой строй композиции ........................................................13
2.3. Традиционная тематика сюжетов росписи ..................................15
3. Технология лаковой живописи…………………………………………….16
3.1. Подготовка изделий к росписи ......................................................16
3.2. Этапы выполнения миниатюрного изображения .........................17
3.3. Приемы декоративной отделки ......................................................19
3.4. Лакирование и полировка изделий................................................19
4. Разработка творческих эскизов сюжетных композиций и роспись изделия в стиле лаковой миниатюры…………………………………………………..21
4.1. Анализ выбранного источника, выделение его выразительных фрагментов ...................................................................................................21
4.2. Выполнение набросков карандашом .............................................22
4.3. Детальная проработка зарисовок .................................................23
4.4. Цветовое решение композиций (роскрышь) ..................................23
4.5. Изготовление и роспись изделия .....................................................24
Заключение .....................................................................................................25
Список используемой литературы ................................................................26
Приложение ...................................................................................................28

Файлы: 1 файл

лаки сдел курсовая РЕДАКТИР.docx

— 3.12 Мб (Скачать файл)

Содержание

Введение  ...........................................................................................................3                                                                                    

1.  История  производства лаковых изделий  за рубежом и в России…………5

          1.1.История  появление лаковой миниатюры  в Европе..............5                                  

          1.2.Возникновение и развитие лаковой миниатюры в России ...........6       

  1. Своеобразие художественного языка лаковой живописи……………...12

          2.1. Приемы построения композиции  .................................................12                                                

          2.2. Цветовой строй композиции  ........................................................13                                                      

          2.3. Традиционная тематика сюжетов  росписи ..................................15                                

3. Технология  лаковой живописи…………………………………………….16

         3.1. Подготовка изделий к росписи  ......................................................16                                                     

         3.2. Этапы выполнения миниатюрного  изображения .........................17                         

         3.3. Приемы декоративной отделки  ......................................................19                                                      

         3.4. Лакирование и полировка изделий................................................19                                                 

4. Разработка  творческих эскизов сюжетных  композиций и роспись изделия  в стиле лаковой миниатюры…………………………………………………..21

       4.1. Анализ выбранного источника,  выделение его выразительных  фрагментов ...................................................................................................21                                                                                                       

       4.2. Выполнение набросков карандашом  .............................................22                                             

       4.3.  Детальная проработка зарисовок  .................................................23                                                  

       4.4. Цветовое решение композиций (роскрышь) ..................................23                                    

       4.5. Изготовление и роспись изделия  .....................................................24                                                      

 Заключение  .....................................................................................................25                                                                                                       

Список  используемой литературы  ................................................................26                                                                 

Приложение ...................................................................................................28

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Среди русских  народных художественных промыслов  особое место

принадлежит лаковой миниатюрной живописи. Составляя единую семью русских художественных лаков, влияя друг на друга, взаимообогащаясь, каждый из промыслов сохраняет яркое индивидуальное лицо.

Изделия народных художественных промыслов  представляют собой произведения декоративно- прикладного искусства.  Они имеют  большое значение для художественного  воспитания людей, способствует развитию  эстетического вкуса и любви  к прекрасному.

 Народные  промыслы  зародились в глубокой  древности и с начала  не  осознавались как искусство, люди  делали необходимые для себя  вещи.

Изучение  корней своего народа, культуры своих  предков необходимо  сохранять, возрождать и развивать. Именно сейчас художественные промыслы нуждаются в поддержки молодого поколения. В современных условиях, на новом этапе исторического развития, перед художественной культурой встают и новые проблемы, связанные с низкой конкурентоспособностью изделий народных промыслов на рынке художественной продукции и, в то же время, с необходимостью сохранения уникальных традиций производства таких изделий.

Целью данной курсовой работы является:

- выполнение изделия в  технике  лаковой живописи

Задачи исследования:

- исследование истории возникновения  промыслов лаковой миниатюры в России;

- рассмотрение и анализ литературы;

- изучение технологии выполнения изделия в технике лаковой живописи.

Гипотеза: изделие в технике ажурной резьбы выполняет утилитарную, эстетическую и сувенирную функции , а также отражает традиции народа.

Объект исследования: лаковая миниатюра России.

Предмет исследования: технологический процесс изготовления сувенирных изделий с миниатюрной росписью.

Метод:

-анализ  теоретических источников и систематизация  материалов;

-изучение  технических приемов  лаковой  живописи и разработка авторского  сувенирного  изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История производства лаковых изделий за рубежом и в России

 

 

    1. Появление лаковой миниатюры в Европе

 

 

 

Лаковые художественные искусства возникли еще  две тысячи лет назад.

«Миниатюра» - в переводе с французского и латинского означает киноварь, сурик (красные краски). Первоначально миниатюрами называли небольшие изображения сопровождающие тексты средневековых рукописных книг. Буквицы, или первые строки таких рукописей писали красной краской, по аналогии с латинским названием этой краски рисунки стали называть миниатюры.1

История лаковой живописи зародилась на Востоке. Их родина — Китай, Япония, Персия, где  они развивались на протяжении многих столетий и достигли совершенства. Большой известностью пользуются также  лаковая живопись на папье-маше Индии, Бирмы, Вьетнама, Кореи и других азиатских  стран. Первоначально  в Европе накапливали  ценности Востока. Стремление к раскрытию  секретов лаковой живописи заставило  европейцев отправлять своих мастеров на обучение. Примечательно, что точно  воспроизводить восточные лаковые  изделия в Европе не пытались. Таким  образом зарождались центры лаковой  живописи в Голландии , Англии (шотландские  лаки) ,Франции , Германии (лаки фабрики  Иоганна Штобвассера в Брайншвейге).

Лаковые художественные искусства из папье-маше (франц.- жеванная бумага) стали конкурентами лакам по металлу, возникшие  в последней четверти XVI века  во Франции (лаки фабрики братьев Мартен), и распространившиеся примерно в 70-х годах XVII века.

 

 

 

         1.2 Возникновение и развитие лаковой  миниатюры в России

 

 

 

В XVI веке в Росси активно обращали внимание на Европейскую культуру, пробужден интерес к лаковым изделиям. Огромный вклад в его развитие внес ПетрI, привозивший европейских мастеров для оформления российских дворцов. 2

Первоначально производством изделий лаковой  миниатюры занимались в селе Данилкове  близ Москвы,  с тех пор производство изделий лаковой  живописью расширялось  и росло.

 Село  Федоскино Московской области-  родина русских лаков. Лаковая  живопись возникла здесь в  конце XVIII в.( 1795г).когда купец П.И. Коробов основал в сельце Данилково (часть с. Федоскино) производство расписных шкатулок из папье - маше, наподобие широко известных в то время в Европе брауншвейгских табакерок.

В 1819 году П.И.Коробов  передаёт фабрику своему зятю П. В. Лукутину и его сыну.  Начинается новый  период развития промысла. Фабрика  осваивает выпуск не только табакерок, разных по форме и размерам, но и  ряд новых изделий: портсигары, папиросницы, коробочки, шкатулки, шахматные столики, спичечницы, пудреницы и многое другое. Лукутинские миниатюры на изделиях из папье-маше отличались от европейских  миниатюр своим ярко выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными  приёмами письма. Искусство художников-миниатюристов как художественное явление формировалось, с одной стороны, под воздействием русской живописи XVIII- XIX веков, с другой - художники, создававшие лаковые изделия, были, плоть от плоти народа и привносили в своё творчество ярко-декоративную народную традицию.

 В  1825 г. Лукутин расширил производство лаковых декоративных изделий, поднял их художественное качество. Лукутинские табакерки приобрели широкую известность благодаря миниатюрам, которыми они украшались. Эти миниатюры отличались очень тонкой, сложной по рисунку и колориту, декоративной росписью. В них часто воспроизводились картины известных живописцев. Выполняли миниатюры, работавшие на фабрике крепостные безымянные народные художники-живописцы. В их живописи сложились оригинальные темы и декоративные приемы, характеризующие народное искусство, отличающиеся яркими прочными красками, использованием черного цвета в лаке, своеобразностью и условностью в трактовке изображений. Тематикой миниатюр лукутинских лаков были главным образом жанровые сцены. 3

 В  середине 1828 г. Лукутин получил  право клеймение государственным  гербом всех изделий лаковой  фабрики, которая стала считаться  одной из лучших  в Европе. Лукутинские  художественные изделия вырабатывали  впоследствии мастерские братьев  Вишняковых в Подмосковье, мастерские  Аустена в Москве, разные предприятия  в Петербурге, в Сибири, на Урале.  Традиции лукутинского производства  сохранились и определили дальнейшее  развитие художественных лаков.  В 1904 году Лукутину пришлось  закрыть фабрику.

В 1910 г. группой бывших мастеров лукутинекой фабрики была организована в селе Федоскино Московской области промысловая артель живописцев.

Основателями  палехского искусства лаковой живописи были художники- иконописцы. Поэтому  искусство палехских художников- миниатюристов тесно связано  с  искусством древнерусской живописи. Мастера создавали дорогие иконы, занимались они также росписью и  реставрацией фресок в церквях русских  городов.

После великой  Октябрьской социалистической революции  на основе мастерства палехских народных художников- иконописцев в Палехе (Ивановской области) родилось искусство  темперной лаковой миниатюры.  На Всероссийской сельскохозяйственной выставке в 1923 году художники получили диплом 1-й степени. 5 декабря 1924 года в Палехе семь мастеров: И.И.Голиков, А.В.Котухин, И.М.Баканов, И.В.Маркичев, И.И.Зубков, А.И.Зубков, В.В.Котухин организовали "Артель древней живописи". Через  три месяца к ним присоединились Д.Н.Буторин, Г.М.Баканов, А.И.Ватагин, И.П.Вакуров. Известность к палешанам пришла сразу же: в 1925 году на Всемирной  выставке в Париже артель получила золотую медаль. Большую помощь им оказывал искусствовед А.В.Бакушинский, написавший в 1934 году первое исследование о Палехе. В 1929 году была открыта  художественная профтехшкола (с 1934г. —  среднее училище) и в 1935г. организован музей4.

У каждого  миниатюриста есть свои излюбленные  темы, но в целом сложился общий, всегда узнаваемый, стиль палехской  миниатюры. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции  фигур, четко выделяющиеся на черном фоне, обильная их проработка золотой  графикой — характерные черты  миниатюры Палеха.

Народный  помысел лаковой живописи в селе Мстера Владимирской губернии так же ,как и  Палехский возник на основе иконописного промысла и стал широко развиваться в XVII и XVIII вв. Позднее искусство иконописи стало вытиснятся литографией и механическим печатанием икон.

      Шкатулки, ларцы, папиросницы, из  папье-маше стали прекрасной основой  для миниатюрной темперной живописи, в которой мастера нашли новые  возможности для развития своего  искусства. 

      В 1931 году во Мстёре образовалась  артель (Пролетарское искусство), где  был создан цех, в котором  стали работать над созданием  шкатулок многие бывшие иконописцы. Зачинателями этого искусства  были Н.П. Клыков, А.Н.Брягин, А.Ф.  Катягин, Е.В. Юрин, И.Н. Морозов,  В.Н. Овчинников, Г.Т. Дмитриев. 5

      С 1930-х до начала 50-х годов  во Мстёре сложились и получили  развитие основные особенности  стиля местной лаковой миниатюры.  За это время мстёрцы достигли  высокого профессионального мастерства  и создали немало замечательных  произведений. В отличие от образов  палехских художников персонажи  Н.П. Клыкова - вполне  реальные  люди, действующие в реальной, даже  конкретной обстановке. Большую  роль играет колорит, построенный  на сочетаниях открытых, чистых  красок. Цветовая гамма- голубовато  серебристые или охристо-желтые  и красные цвета.  Орнаментальных  мотивов в мстерских изделиях  из папье-маше очень много,  здесь сочетаются растительные  и геометрические мотивы. Композиция  часто оформляется тонким золотым  орнаментом.

Информация о работе Лаковая миниатюра