Лаковая миниатюра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
- выполнение изделия в технике лаковой живописи
Задачи исследования:
- исследование истории возникновения промыслов лаковой миниатюры в России;
- рассмотрение и анализ литературы;
- изучение технологии выполнения изделия в технике лаковой живописи.

Содержание работы

Введение ...........................................................................................................3
1. История производства лаковых изделий за рубежом и в России…………5
1.1.История появление лаковой миниатюры в Европе..............5
1.2.Возникновение и развитие лаковой миниатюры в России ...........6
2.Своеобразие художественного языка лаковой живописи……………...12
2.1. Приемы построения композиции .................................................12
2.2. Цветовой строй композиции ........................................................13
2.3. Традиционная тематика сюжетов росписи ..................................15
3. Технология лаковой живописи…………………………………………….16
3.1. Подготовка изделий к росписи ......................................................16
3.2. Этапы выполнения миниатюрного изображения .........................17
3.3. Приемы декоративной отделки ......................................................19
3.4. Лакирование и полировка изделий................................................19
4. Разработка творческих эскизов сюжетных композиций и роспись изделия в стиле лаковой миниатюры…………………………………………………..21
4.1. Анализ выбранного источника, выделение его выразительных фрагментов ...................................................................................................21
4.2. Выполнение набросков карандашом .............................................22
4.3. Детальная проработка зарисовок .................................................23
4.4. Цветовое решение композиций (роскрышь) ..................................23
4.5. Изготовление и роспись изделия .....................................................24
Заключение .....................................................................................................25
Список используемой литературы ................................................................26
Приложение ...................................................................................................28

Файлы: 1 файл

лаки сдел курсовая РЕДАКТИР.docx

— 3.12 Мб (Скачать файл)

Миниатюрную роспись обрамляют золотым орнаментом. Золотая краска (твореное золото) приготовляется из листиков сусального золота, растертом  на гуммиарабике пальцем. Орнамент потом  полируется косточкой.

По окончании  работы живопись покрывают шестью слоями светлого лака, после чего изделие  шлифуют и полируют.

 

 

    1. Приемы декоративной отделки

 

 

 

Изделия лаковой миниатюры покрываются  пленкой лака, неся в себе тем  самым уже не только декоративное назначение а и утилитарно- бытовое.  Предметы, изготовленные из папье-маше, реже из дерева и металла,  имеют  за чистую не только живопись, но и  инкрустации из слоновой кости, перламутра, серебра и других материалов . Выпускались  также лаковые художественные изделия  выполненные в различных техниках:

 Гризайль- живопись в коричневых и серых  тонах.

Силуэт- плоскостное  изображение на светлом фоне.

Скань- узор из мелких чеканных металлических элементов(звездочек, точек т.д.).

Цировка - узор в виде расходящихся от центра блестящих волнистых лучей.

Роспись под  черепашку- выполняют по светло- желтому  сырому грунту в виде светлых и  темных коричневых с черным пятен  и разводов.

 Рисунок  шотландки- выполняют рейсфедером  из разнообразных блестящих клеток. 14

     

 

 

3.4Лакирование и полировка изделий

 

 

 

          Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака.  Каждый последующий слой лака наноситься на хорошо высушенный предыдущий слой.(прил.2,рис5). Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах.(прил2,рис 6)

Заключительный  этап создания лаковой миниатюры - полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Качественная полировка подчеркивает художественные достоинства лаковой миниатюры, выявляет ее яркость и глубину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Разработка творческих эскизов сюжетных композиций и роспись изделия в стиле лаковой миниатюры

 

 

       4.1 Анализ выбранного  источника, выделение его выразительных  фрагментов

 

 

 

Творческое  сочетание фантазии  с богатством природного материала раскрывает неисчерпаемые  возможности  этого вида искусства. До окончательного утверждения изображения  для декоративного подноса было просмотрено большое количество рисунков и иллюстраций. Источником возникновения замысла послужила русская народная сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок».За основу композиции  использованы слова:

«…Огонек горит светлее, 
Горбунок бежит скорее. 
Вот уж он перед огнем. 
Светит поле словно днем; 
Чудный свет кругом струится, 
Но не греет, не дымится. 
Диву дался тут Иван. 
"Что, -- сказал он, -- за шайтан! 
Шапок с пять найдется свету, 
А тепла и дыму нету; 
Эко чудо-огонек!"

Говорит ему конек: 
"Вот уж есть чему дивиться! 
Тут лежит перо Жар-птицы, 
Но для счастья своего 
Не бери себе его. 
Много, много непокою 
Принесет оно с собою". -- 
"Говори ты! Как не так!" -- 
Про себя ворчит дурак; 
И, подняв перо Жар-птицы, 
Завернул его в тряпицы, 
Тряпки в шапку положил 
И конька поворотил…»

В качестве аналогов была рассмотрены  работы известных художников лаковой  живописи: А. Котухин.(1886-1961)."Жар-птица", А.В. Борунов.(1920-1994). "Конек-горбунок". 1971. Палех, C. Буторин. "Жар-птица", Клипов А.(1942)."Жар-птица".1972 г.(Прил.2, рис.1-3)

 

 

 

4.2.Выполнение набросков карандашом

Была  проделана большая работа по выполнению набросков карандашом Исходя из того ,что форма заготовки –круглая, то мы составляли композицию в соответствии с формой. Анализируя каждое изображение мы  подобрали понравившиеся нам элементы. Выполнены несколько эскизов. (Прил.3 рис.1,рис.2)

 

 

 

 

 

 

 

      4.3 Детальная проработка  зарисовок

 

 

 

Приступаем к длительной проработке выбранных набросков. Отрабатывая  каждый элемент изображения, мы синтезируем  всю работу, при этом выявляем композиционный центр, которым стал главный персонаж сказки –Иван- царевич.

Наше изображение имеет два плана. Передний и задний планы зрительно обобщает циферблат, находящийся ближе  к  борту часов, тем самым обрамляя изображение. (Прил.4,рис1)

 

 

 

 

       4.4 Цветовое решение  композиций (роскрышь)

 

 

 

На переднем плане находятся  центральные образы, цветовая гамма  которых  насыщенная и контрастная. Что касается заднего плана, то мы  решили применить менее контрастные цвета  холодных оттенков.

Выполняя  вариант изображения, можно увидеть сочетание каких цветов подходит именно нам. (Прил.3 рис.1). Роскрышь проводилась на заранее подготовленных картонках, которые были покрыты лаком ПФ-283.  После выполнения вариантов изображения также покрываем лаком ПФ-283 для того, что бы было видно как будет выглядеть тот или иной цвет.

 

 

       4.5 Изготовление  и роспись изделия

 

 

 

Мы приступаем к подготовки заготовки под роспись. Не ровности и шероховатости затираем мелкозернистой наждачной бумагой, во избежание появления царапин. После того как заготовка высохла приступаем к покрыванию изделия краской черного цвета. Даем просохнуть. Покрываем лаком  (ПФ-283)  кистью.

Для росписи  изделия используем темперные краски (на яйце)

Переведем рисунок на кальку.

Приступим к следующему этапу работы переводу рисунка. При помощи стертой в  порошок пемзы мы стираем зеркальный блеск с заготовки, чтобы  перевести  рисунок. (Прил.4, рис.1)

 Выполнив  этот этап, мы берем кальку  и  переводим рисунок на  заготовку. (Прил.4, рис2)

Потом мы приступаем к роскрыши. (Прил.5,рис1). Выбираем тот вариант, который оказался наиболее удачным.

Затем следует  прописка, т.е. уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм.

Следующий этап — плави: сочные мазки жидкими  лессировочными красками, объединяющими  роспись в некое колористическое  целое.

Завершаем живопись бликовкой (или насечкой), ее выполняем  белилами. также акриловой  краской золотого цвета.

По окончании  этого этапа работы живопись покрываем  слоем лака (ПФ-283), просушиваем.

После полного  высыхания  закрепляем часовой механизм при помощи клея ( момент «Кристалл»).

 

 

Заключение

 

В ходе данной курсовой работы была успешно реализована поставленная цель

- изучена  история возникновения лаковой  миниатюры в России и в Европе;

- выполнено   изделие в технике лаковой миниатюры.

При работе над изделием строго соблюдался  соответствующий технологический  процесс. При изготовлении данного изделия возникли небольшие проблемы. Во-первых, пришлось проанализировать большой объем литературы. Во-вторых,  не достаточно  умений и навыков для профессионального выполнения настоящей работы.

Окружая себя красивыми бытовыми предметами, мы создаем близкую нам эстетическую атмосферу среды, в которой мы живем. Это во многом определяет и  настроение, влияет на взаимоотношение  между людьми, в известной мере формирует моральный климат. Очень  существенны и сегодня те качества, которые  неоднократно отмечались в  народном искусстве прошлого, а именно: единство в нем эстетического  и этического начал; доброе отношение  к окружающей  природе и к  людям;  радостный взгляд  на мир, ощущение величия и красоты.

 Лаковая миниатюра во всех  ее  разновидностях- значительное  явление искусства современных  русских художественных промыслов,  перспективное и активно развивающиеся.

В настоящее  время творчество в этой области  достигает своего художественного  расцвета. Из богатейшего и разнопланового ассортимента изделий разнообразного назначения, преимущество отдается  экологически чисты изделиям, что  говорит о качественно новом  витке развития этого промысла.

 

 

Список  используемой литературы

 

 

 

  1. Барадулина, В.А.Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художественное творчество. Русское рукоделие. Художественная роспись ткани. [Текст] /В.А. Барадулина, О.В. Танкус Практическое пособие для руководителей школьных кружков.- М.: Просвещение, 1978,-255с,
  2. Беслеева, И.И. Современное народное искусство[Текст]/И.И.  Беслеева, Л.Ф. Крестьянинова. -М.: Советский художник,1975,-264с.
  3. Богуславская, И.Я. Русское народное искусство[Текст]/ И. Я. Богуславская. - М.: Советский художник,1968.-354 с.
  4. Булутов, М.А. Русские волшебные сказки[Текст] /М.А. Булатов. -М.: Детская литература,1984,-174с.
  5. Василенко В.М. Народное искусство [Текст]/В.М. Василенко. Избранные труды о народном творчестве X-XX вв.. -М.: Просвещение, 1974.-288с.
  6. Василенко, В.М. Народное искусство [Текст] / В.М. Василенко. -М.: Просвещение, 1974.-282с.
  7. Воронов, В.С. О крестьянском искусстве. [Текст] /В.С. Воронов Избранные труды -М.: Наука,1972.-244с.
  8. Ершов, П.П. Конек-Горбунок[Текст]/П.П. Ершов –М:Просвещение,1990.- 24.с
  9. Жегалова, С.К. Народная живопись [Текст] /С.К. Жегалова.-М: Просвещение,1975.-191с.
  10. Жегалова, С.К. Русская народная живопись [Текст] /С.К. Жегалова.-М: Просвещение,1975.-168с.
  11. Ильин, М. А.  Русское народное искусство[Текст] / М. А. Ильин.-М.:Наука,1959.-298с.
  12. Крестовская, Н.И. Лаковая миниатюра. Федоскино[Текст] / Н.И. Крестовская. -М.: ИНТЕРБУК,1995.-139с.
  13. Лазарев, В.Н. Новгородская иконопись[Текст] / В.И. Лазарев.- М.: Искусство,1969.-78с.
  14. Николаева, Т.В. Прикладное искусство Московской Руси[Текст] /Т.В. Николаева. –М.: Наука,1976.-288с.
  15. Пирогова, Л. Л. Лаковая миниатюра. Палех[Текст] /Л.Л. Пирогова.-М.:ИТЕРБУК-БИЗНЕС,2001.-159С.
  16. Попова, О.С.Русские народные промыслы[Текст] /О.С. Попова, Н.И. Каплан .-М.: Знание,1984.-143с.
  17. Разина, Т.М. Русское народное творчество [Текст] /Т.М.Разина.-М.:Наука,1970.-328с.
  18. Рогов, А.П.Кладовая радости. О русском народном искусстве и его творцах [Текст] /А.П. Рогов. -М.: Просвещение,1982.-240с.
  19. Салтыкова, А.Б.Самое близкое искусство[Текст] /А.Б. Салтыкова. -М.: Просвещение,1969,-232с.
  20. Салтыкова, А.Б.Самое близкое искусство[Текст] /А.Б. Салтыкова. -М.: Просвещение,1969,-258с.
  21. Соловьева, Л.Н.Лаковая миниатюра. Мстера[Текст] /Л.Н. Соловьева .-М.: ИНТЕРБУК-БИЗНЕС,2001,-151с.
  22. Супрун, Л.Я.  Лаковая миниатюра. Федоскино [Текст] /Л.Я.Супрун.-М.:Легпробытиздат,1987,-318с.
  23. Темерин, С.М. Русское народное прикладное искусство[Текст] /С.М.Темерин.-М.:Просвещение,1960,-282с.

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                    

 

                                                                                                       Приложение №1

 

Рис. 1 Рис.2

Рис.4 Рис.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                    

                                                                                                       Приложение №2

 

    

Рис.1

 А.А. Катохин «Жар-птица»

Рис.2

А.В. Борунов.(1920-1994). "Конек-горбунок". 1971. Палех

             

             Рис.3                                                                         Рис.4 

      C. Буторин."Жар-птица"                     Клипов А.(1942)."Жар-птица".1972

 

 

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Приложение №3

 

 

 

Рис.1

 

 

 

 

 

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Приложение №4

 

 Рис.1

 

 Рис.2

                                                                                                       

 

 

                                                                                                

 

 

 

                                                                                                       Приложение №5

Информация о работе Лаковая миниатюра