Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
- выполнение изделия в технике лаковой живописи
Задачи исследования:
- исследование истории возникновения промыслов лаковой миниатюры в России;
- рассмотрение и анализ литературы;
- изучение технологии выполнения изделия в технике лаковой живописи.
Введение ...........................................................................................................3
1. История производства лаковых изделий за рубежом и в России…………5
1.1.История появление лаковой миниатюры в Европе..............5
1.2.Возникновение и развитие лаковой миниатюры в России ...........6
2.Своеобразие художественного языка лаковой живописи……………...12
2.1. Приемы построения композиции .................................................12
2.2. Цветовой строй композиции ........................................................13
2.3. Традиционная тематика сюжетов росписи ..................................15
3. Технология лаковой живописи…………………………………………….16
3.1. Подготовка изделий к росписи ......................................................16
3.2. Этапы выполнения миниатюрного изображения .........................17
3.3. Приемы декоративной отделки ......................................................19
3.4. Лакирование и полировка изделий................................................19
4. Разработка творческих эскизов сюжетных композиций и роспись изделия в стиле лаковой миниатюры…………………………………………………..21
4.1. Анализ выбранного источника, выделение его выразительных фрагментов ...................................................................................................21
4.2. Выполнение набросков карандашом .............................................22
4.3. Детальная проработка зарисовок .................................................23
4.4. Цветовое решение композиций (роскрышь) ..................................23
4.5. Изготовление и роспись изделия .....................................................24
Заключение .....................................................................................................25
Список используемой литературы ................................................................26
Приложение ...................................................................................................28
В
тематике лаковых изделий
Аналогично
Палеху и Мстере художники Холуйской
фабрики художественной лаковой
миниатюры (Ивановская область).Село Холуй
долгое время было вотчиной Троице-Сергиевской
Лавры. Холуйские иконописцы выполняли
преимущественно дешевые
После революции мастера Холуя постепенно освоили живопись по папье-маше темперными красками. Холуйские мастера несколько лет работали на правах филиала артели «Пролетарское искусство» (Мстера) и лишь в 1937 г. здесь была организована самостоятельная артель. После революции зачинателями миниатюрной живописи Холуя стали три мастера: С.А.Мокин, К.В.Костерин, В.Д.Пузанов-Молев. Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем во Мстёре приближенный к зрителю пейзаж, более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев фигуры. в отличие от палехских мастеров холуйские художники отводят в композиции более значительную роль тонально решенному пейзажу. В колористическом отношении здесь преобладают теплые (желтые, оранжевые, красные, коричневые) тона или насыщенные сине-зеленные. Живописи Холуя присуще контрастные сочетания теплых и холодных тонов.
Основная тема изделий – сказки и былины(«Сказка о Царе Салтене», Садко» и т.д), исторические сюжеты, современность.
Главное
отличие Палехской, Мстёрской и
Холуйской миниатюр от Федоскинской
— это применение желтковой темперы.
Яичную эмульсию применяли как связующее
вещество еще в Древнем Египте,
Греции, Риме. Темперой пишут плавями,
т.е. жидкими слоями, как в акварели,
но ею можно работать и методом
штрихов, пунктиров, как в пастели
и пастозными мазками, как в масляной
живописи. Палехские художники, использующие
в росписи протоки
В палехских миниатюрах элементы реальной жизни соседствуют с фантастикой, художественным вымыслом, с причудливой архитектурой зданий, с необычайными растениями и окрасками. Условность цвета, форм архитектуры, утонченные, вытянутые пропорции фигур, четко выделяющиеся на черном фоне, обильная их проработка золотой графикой
Палехские лаковые изделия отличаются в большинстве случаев сложностью многофигурных композиций, подробным раскрытием сюжета. Часто сюжет центральной миниатюры сопровождается рядом миниатюр на боковых стенках шкатулок, что более полно раскрывает содержание произведения.7
Миниатюры Мстеры и Холуя отличаются от Палехских лаковых изделий тем, что черный цвет фона в их композициях обычно не участвует, в них меньше элементов условности, фигуры людей делаются обычно более мелким планом, больше внимания уделяется пейзажу. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. 8
Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем во Мстёре приближенный к зрителю пейзаж, более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев фигуры. Пропорции их удлиненные, и в этом они ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объемнее. Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на черном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных, темно-красных, темно-зеленых, темно-коричневых, темно-синих цветов и характерны неожиданные контрастные сочетания теплых и холодных тонов. Сюжеты миниатюр главным образом исторические, фольклорные, литературные, а также современные.
Самыми
популярными и наиболее удачно решавшимися
композициями первых лет существования
палехской миниатюры стали «
В Федоскино лаковые изделия
выполняются в манере
В Палехе, Мстере
и Холуе, сохраняя традиции и рецепты
древнерусской иконописи, пользуются
темперными красками, дающими большой
декоративный эффект; федоскинские иконописцы
применяют исключительно
Мстерский
стиль в миниатюре имеет свое
художественное обоснование и
особой культуре цвета. Суть
ее состоит в единстве
Мастера
Холуя также пишут темперными
красками, но в более реалистической
манере, в более крупном плане.
В колористическом отношении
здесь преобладают теплые (желтые,
оранжевые, красные, коричневые) тона или
насыщенные сине-зеленные. Живописи
Холуя присуще контрастные
Для стиля палехской живописи
характерны тонкий и плавный
рисунок на преимущественно
Яркость и живописность
Федоскинские миниатюры
2.3 Традиционная тематика сюжетов росписи
Тематика миниатюр потрясает своим разнообразием: натюрморты, портреты выдающихся людей , пейзажи; сюжеты и персонажи сказок, былин, (песенного фольклора, классической и современной литературы; сцены из жизни и быта колхозного села; эпизоды Великой Отечественной войны; героика социалистического строительства. Выпускаются также лаковые художественные изделия или бессюжетными рисунками, выполненные в различных техниках- гризайль, скань, силуэт, цировка, роспись под черепаховый панцирь, шотландка.
«Тройка», «Чаепитие», «Пляски», парадные портреты- излюбленная тематика федоскинских мастеров.
В тематике мстерских умельцев лаковых изделий преобладают сказки- «Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Гуси –лебеди», «Садко» и т.д.
Основная тема изделий Холуйского промысла- – сказки и былины(«Сказка о Царе Салтене», Садко» и т.д.), исторические сюжеты, современность. И даже современная тематика изображается в сказочной форме Мастера Холуя первыми создали миниатюры о завоевании космоса.
Излюбленные мотивы росписи Палеха- былины, («Слово о полку Игореве»), сказки (Иван-царевич и Жар –птица»), сюжеты деревенской жизни(хороводы, посиделки и т.д.).10
Орнамент
как специфическая форма
Сырьем
для производства изделий из папье-маше
служит картон. Листы картона разрезают
на узкие ленты, промазывают клейстером,
навивают на болванки для придания
нужной формы и просушивают в
духовке. Полученные заготовки (шкатулки,
ларцы и пр.) пропитывают несколько
раз вареным растительным маслом
и подвергают термической обработке
при температуре 85— 90 градусов. После
многократной сушки изделие из картона
приобретает твердость дерева. После
опиловки и строжки столярным
инструментом полуфабрикат грунтуют и
шпаклюют, втирая в него особо тонкую
красную глину, смешанную с голландской
сажей и маслом. Затем заготовку
шлифуют, покрывают несколькими
слоями копалового лака и полируют.
Эти процессы чередуются с просушкой.
Обработка полуфабриката до передачи
его художнику-живописцу
Высушенный грунт шлифуют, и красят шкатулку красным и черным лаком, Изготовление красок для росписи минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. В каждом из центров лаковой живописи существуют собственные секреты создания красок, так, например, добавлялся хлебный квас или пиво.
Круг образов и техника письма
связанны с традициями той
или иной школы. В портретной
миниатюре со всей
Одной
из специфических черт
Палехские художники, использующие в росписи протоки незаписанного лакового фона, нередко заменяют грунт белильной заливкой силуэта изображения, переведенного на черную прочищенную под живопись поверхность изделия. Перевод рисунка на вещь в Палехе, Мстёре и Холуе производится иначе, чем в Федоскине. Обратную сторону рисунка протирают порошком краски и, положив рисунок на поверхность, обводят тупой иглой, воткнутой в деревянную ручку-черенок.
Краски растворяют в желтковой эмульсии (желтке, разведенном водой с добавлением нескольких капель уксуса). 13(прил.2,рис.1-2)
Первой стадией письма является роскрышь: намечаются основные формы изображения. (прил.2,рис4)
Затем следует прописка, т.е. уточнение основных цветовых тонов и конкретизация форм.
Следующий
этап — плави: сочные мазки жидкими
лессировочными красками, объединяющими
роспись в некое
Завершают живопись бликовкой (или насечкой), в Палехе ее выполняют твореным золотом.