Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:30, контрольная работа
Сегодня особенно важно осознать: нельзя допустить, чтобы оборвалась нить, связывающая нас с этим прошлым. Потому так актуально научное познание и теоретическое осмысление опыта феномена предпринимательского благотворения, меценатства, который в нашей стране имеет глубокие исторические корни, давние социальные традиции. В отечественной историографии 90-х годов ХХ века все большее внимание исследователи уделяют социальной проблематике и российскому предпринимательству. Составной частью более широкого понятия - благотворение, благотворительная деятельность, или форма целенаправленной деятельности на пользу другим - являются меценатство как общественно-полезное дело.
Введение
Меценатство: сущность и истоки.
Истоки меценатства.
Религиозные воззрения меценатства и благотворительности.
Развитие меценатства в России.
Благотворительность правителей.
«Золотой век» российского меценатства.
Благотворительность русского купечества.
Роль русских меценатов в развитии отечественной культуры
Заключение
Список используемой литературы
Контрольная работа
«Меценатство в отечественной культуре»
Содержание:
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Есть в характере россиянина качества, которые исторически и традиционно помогали ему переносить лихолетье, невзгоды судьбы, испытания всенародные. В современных условиях с новой силой зазвучали слова: благотворительность, милосердие, меценатство. Стала актуальной необходимость просветительства в великом деле благотворения.
Его основные социальные черты в исторической ретроспективе - это прежде всего активная заинтересованность передовых сил общества в деле милосердия; продуманность системы государственной, общественной и частной благотворительности; высокие идеи гуманизма.
Сегодня особенно важно осознать: нельзя допустить, чтобы оборвалась нить, связывающая нас с этим прошлым. Потому так актуально научное познание и теоретическое осмысление опыта феномена предпринимательского благотворения, меценатства, который в нашей стране имеет глубокие исторические корни, давние социальные традиции. В отечественной историографии 90-х годов ХХ века все большее внимание исследователи уделяют социальной проблематике и российскому предпринимательству. Составной частью более широкого понятия - благотворение, благотворительная деятельность, или форма целенаправленной деятельности на пользу другим - являются меценатство как общественно-полезное дело.
Важнейшей частью широкой
благотворительности было меценатство,
сыгравшее огромную роль в формировании
и развитии мировой культуры. Меценатством
богатые люди занимались издавна. Имя
Гая Цильния Мецената (родился между 74-64
гг. - умер в 8 г. н.э.), древнеримского государственног
Меценатами мы называем людей, добровольно жертвующих деньги, состояние и т. д. на построение различных общественных сооружений (храмов, театров, больниц, учебных заведений), помогающих художникам, писателям, поэтам, музыкантам. Именно усилиями меценатов в России создавались обширные собрания высокохудожественных памятников искусства, музеи, театры и другие центры духовной жизни.
Меценатство по сути своей есть форма благотворительности в области культуры, поэтому эти два понятия весьма тесно переплетаются между собой и фактически являются одним феноменом. Авторы работ о меценатстве и благотворительности используют весьма различные трактовки и определения этого явления.
Следует заметить, что включение слова «меценат» в российский культурный обиход и формирование соответствующего понятия не адекватны фактической богатейшей истории отечественного меценатства. Так, в «Толковом словаре» В. Даля слово «меценат» отсутствует. Однако явление помощи и поддержки талантливых или нуждающихся людей существовало на Руси с древности, и имело даже специфическое идеологическое обоснование в православии. Православное мировоззрение, как известно, целенаправленно культивировалось в русском обществе, которое под эгидой церкви в продолжение веков училось понимать и исполнять библейскую заповедь любви к ближнему, предполагающую такую добродетель, как благотворительность.
1.2.Религиозные воззрения меценатства и благотворительности.
Русскому народу испокон веков была близка бескорыстная помощь страждущим. Так исстари повелось, и в сознании русского человека воплотилась идея искупления за богатство, которое народное поверье связывало с грехом. Сложилось так, что русская православная народная этика формировала в массовом сознании феномен почитания идеалов добра, души и духовности, справедливости и правды, нестяжательства. Смысл его состоял в доминировании духовно-нравственных начал и мотивов жизненного поведения над материальными.
Именно труд, как утверждает православная этика россиянина, является безусловной добродетелью, высшим жизненным наслаждением, помогающим преодолеть свою греховную основу и приблизиться к Богу. Отношение к труду как к святому делу и добродетели было характерным еще для мировоззрения наших предков в Древней Руси.
Такое понимание труда являлось типичным для многих русских предпринимателей, в том числе для наиболее выдающихся из них: старообрядцев Морозовых, Солдатенковых, Рябушинских, Рахмановых и др. Они не только сохранили идеалы и традиции Святой Руси, но и обратили их на создание огромных семейных фирм-династий.
Национальная психология русского человека, смиряясь, прощала греховность богатства, если оно служило людям, становилось средством делать им добро. Подтверждением тому - множество часовен, церквей, благотворительных заведений, построенных или отреставрированных на средства русских предпринимателей.
2.1.Благотворительность правителей.
Благотворительность в нашей стране всегда воспринималась как одна из главнейших добродетелей христианства. Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Князь Владимир, крестивший Русь, был первым князем, который стремился придать благотворительности организованный характер, отдавая на эти цели монастырям десятую часть княжеских доходов.
Впервые на Стоглавом соборе 1551 года Иван IV сказал о необходимости строить в каждом городе богадельни и больницы. При царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся общественным призрением (присмотром) неимущих. В эпоху Екатерины II приказы общественного призрения были созданы в 40 из 55 губерний.
Императрица Мария Федоровна, супруга императора Павла I, более тридцати лет руководившая благотворительностью и всеми социальными учреждениями в России, проявила на этом поприще большие организаторские способности. По инициативе Александра I в 1802 году было создано еще одно благотворительное общество, действовавшее параллельно с обществом Марии Федоровны - Императорское человеколюбивое общество.
Восемнадцатый - начало девятнадцатого века отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др. Следует еще раз подчеркнуть одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий.
Были и другие причины, объясняющие появление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в ряду уже упомянутых - причины религиозного характера, диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим. Благотворительность и меценатство воспринимались российским сознанием как общественно-полезное дело и как гражданский долг. Однако стержневым социальным индикатором менталитета предпринимателей России в процессе их благотворительной деятельности являлось традиционно русское православное воспитание.
Но и на богатом фоне меценатства в России конец девятнадцатого-
начало двадцатого веков могут быть по справедливости названы его «золотым веком», порой его подлинного расцвета. И эта пора была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности.
По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела. Такими стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И.Мамонтова, Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный театр, Музей изящных искусств (на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев-Мальцев потратил более 2 млн. рублей).
Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов. В этой семье и отец, и дочь были страстными любителями книги и многое сделали для ее пропаганды в стране. Перед нами еще одна династия благотворителей, коллекционеров и меценатов самого высокого стиля. Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Все приведенные примеры отмечены рядом общих черт: социальной значимостью, демократической направленностью, полнейшим бескорыстием, давними традициями благотворительности, что обусловлено принципами, убеждениями, личностными качествами.
2.3. Благотворительность русского купечества.
Со второй половины 19 в. российская государственная и частная благотворительность существовала в основном на пожертвования купечества. Представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Мазурины, Солодовниковы, Хлудовы и другие - построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием. В Москве к началу 20 в. насчитывалось 628 благотворительных заведений: богаделен, приютов, временных убежищ и общежитии, ночлежных домов, бесплатных и дешевых столовых и чайных, домов трудолюбия, общин сестер милосердия, амбулаторий и т. д. Формы помощи в них отличались также большим разнообразием: предоставление жилья, ночлега, бесплатных обедов, выдача единовременных или постоянных денежных и натурных пособий, врачебная помощь, оплата лекарств. Приблизительно такую же структуру имела и благотворительность в других городах Российской империи.
Остается удивительным и непостижимым, почему русские купцы и фабриканты тратили огромные суммы (сообразно их доходам) «в песок», не думая о финансовой выгоде? Конечно, идеализировать благотворительный порыв «бизнесменов» тоже не стоит, поскольку среди них попадались люди, дававшие деньги из обыкновенного тщеславия и удовлетворения личных амбиций, иногда из-за чинов и орденов. Однако русское меценатство - это не просто единовременные пожертвования на «благое дело» Третьяковых, Щукиных, Мамонтова, Морозовых и др., русское меценатство - это настоящее явление в истории России, не имеющее аналогов. Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
Богатство и успех не являлись достоинствами и ценностями сами по себе. Газета «Биржевые ведомости», например, выпускалась под девизом: «Прибыль превыше всего, но честь - превыше прибыли».
Российское купечество не могло добиться общественного признания только в силу своего богатства. Традиция благотворительности в российском купечестве порождалась не столько его филантропией, сколько стремлением оправдать свою деятельность в глазах общества.
Ныне мы имеем возможность по достоинству оценить их историческую роль в формировании экономики и культуры России, попытку создания синтеза национального пути развития в экономике с возрождением культурных традиций русского народа.
Социальный риск и драматизм этих людей заключались в том, что передача огромных сумм из коммерческого сектора в некоммерческий бросала вызов миру предпринимательства и законам рыночной экономики. Это неизбежно влекло за собой зависть, насмешку, остракизм со стороны коллег-предпринимателей, а иногда и опасность разорения.
Однако лучшие из них все-таки шли на жертвы ради интересов российской культуры в целом, ее будущих творцов и продолжателей. И не ошиблись.
Время подтвердило правильность их выбора: посещая театры, музеи, галереи, библиотеки, построенные на средства российских меценатов-предпринимателей, мы помним их имена.
Историческая память о них сегодня становится источником нравственного обновления, духовной силы и социальной энергии народа.
3. Роль русских меценатов в ра
Справедливо утверждение: «историю делают люди». Однако справедливо и другое: «история делает людей», или, иначе говоря, определенная историческая эпоха выдвигает своих деятелей.
Эту социально-историческую закономерность подтверждает персональный опыт предпринимательской благотворительности, деятельность меценатов-предпринимателей России по поддержке и развитию отечественной культуры, науки, искусства в ХIХ - начале ХХ веков.