Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:30, контрольная работа
Сегодня особенно важно осознать: нельзя допустить, чтобы оборвалась нить, связывающая нас с этим прошлым. Потому так актуально научное познание и теоретическое осмысление опыта феномена предпринимательского благотворения, меценатства, который в нашей стране имеет глубокие исторические корни, давние социальные традиции. В отечественной историографии 90-х годов ХХ века все большее внимание исследователи уделяют социальной проблематике и российскому предпринимательству. Составной частью более широкого понятия - благотворение, благотворительная деятельность, или форма целенаправленной деятельности на пользу другим - являются меценатство как общественно-полезное дело.
Введение
Меценатство: сущность и истоки.
Истоки меценатства.
Религиозные воззрения меценатства и благотворительности.
Развитие меценатства в России.
Благотворительность правителей.
«Золотой век» российского меценатства.
Благотворительность русского купечества.
Роль русских меценатов в развитии отечественной культуры
Заключение
Список используемой литературы
Происходил он из рода русских текстильных капиталистов Морозовых. По образованию химик, друг Максима Горького, сочувствовал и помогал революционерам, являлся меценатом Художественного театра, основанного в Москве в 1898 году К.С. Станиславским и В.И. Немировичем - Данченко. Его пожертвования стали важнейшим финансовым источником деятельности этого театра.
Согласно основным принципам деятельности Художественного театра, сформулированным меценатом и зафиксированным в уставе созданного товарищества, театр должен обязательно сохранять характер общедоступного с ценами на билеты более низкими, чем в большинстве других драматических театров, а «репертуар театра должен придерживаться пьес, имеющих общественный интерес».
Выдающаяся роль С.Т. Морозова в поддержке Художественного театра не единственный пример меценатской деятельности семьи Морозовых.
Это был не только покровитель искусств, платящий по счетам, но и человек, относящийся к реконструкции театра, как к своему собственному кровному делу. Для него это означало, что он сам «пилил, забивал и красил» и даже разрабатывал особую технику световых сценических эффектов.
С окончанием строительства К.С. Станиславский, передавая С.Т. Морозову благодарность и признание общественности, отмечал: «Для общества Вы построили себе рукотворный памятник, но для нас, свидетелей Вашей деятельности, Вы завершили сегодня памятник не рукотворный. В сегодняшний день, радостный для нас и искусства, я приветствую Вас как щедрого русского мецената, избравшего область искусства для идейного служения обществу. Я радуюсь и тому, что русский театр нашел своего Морозова, подобно тому как художество дождалось своего Третьякова». Болезнь, а затем смерть С.Т. Морозова, по словам К.С. Станиславского, оторвали от театра кусок сердца. И в юбилейные даты и по другим поводам его вспоминали с глубокой благодарностью как «бескорыстного друга искусства».
В 1923 году во время гастролей МХТа в США К.С. Станиславский рассказывал американцам о роли С.Т. Морозова в судьбе театра, о его «меценатстве с чисто - русской широтой». Американские богачи, субсидировавшие театральные предприятия, не могли, по словам Константина Сергеевича, «понять этого человека. Они убеждены, что меценатство должно приносить доходы». Многое давало меценатство С.Т. Морозову: интерес к жизни, приближение к искусству, общение с творческими людьми, возможность дарить им радость. Но оно не приносило ему ни доходов (напротив, огромные расходы), ни душевного покоя.
После смерти С.Т. Морозова материальное положение театра резко изменилось к худшему. Надежды на улучшение финансового положения театрального коллектива, его перспективы развития связывались с меценатством российских предпринимателей.
Им стал талантливый двадцатичетырехлетний Тарасов Николай Лазаревич - армянин, выходец из известной в Москве семьи богачей, получивший после смерти отца трехмиллионное состояние.
Судьба щедро одарила его: хозяин нефтеносных земель, член правления «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых», совладелец большого торгового дома в Екатеринодаре, пайщик многих акционерных компаний и предприятий, красивый, элегантный, эрудированный, наделенный изысканным вкусом. С именами его и его друга армянина Никиты Балиева, ставшего в России первым конферансье, связано создание артистического кабаре МХТа «Летучая мышь», триумф спектакля «Царь Федор» во время гастролей в Германии, творческие находки в спектакле «Синяя птица» и много других интересных творческих исканий в многолетней летописи театра. Недаром К.С. Станиславский, движимый чувством благодарности, назвал этот театр « театром Морозова и Тарасова». Значение этих меценатов в истории МХТа, конечно, несопоставимо, как и оказанная ими театру материальная поддержка. Их объединяла искренняя любовь к Художественному театру. Оба они оставались до конца его верными, испытанными друзьями. Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. И даже когда наша страна возродится, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры, и цель каждого из них была служить людям.
Заключение
Меценатство в России всегда было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве случаев было связано с теми, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия -- все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.
В развитии культуры России, ее нравственно - эстетических и этических традиций, просвещения, образования, науки достойное место занимают отечественные меценаты.
Возвращаясь к истокам культуры нашей страны, нельзя не вспомнить о русских меценатах, поднявших русскую культуру на более высокую ступень развития. Благодаря их усилиям, в стране собраны обширные и высокоценные собрания книг, произведений искусства, учреждены театры и музеи, библиотеки и выставки, галереи и другие центры духовной жизни россиян.
Об этом не очень охотно вспоминали в недалеком прошлом, поскольку советская система выработала для нашего сознания определенные стереотипы, и купец с предпринимателем обязательно должен был выглядеть в качестве кровососа и эксплуататора рабочего класса и крестьянства. Деятельность многих купцов и предпринимателей как людей, жертвующих личные деньги на нужды образования, искусства, для больниц, приютов явно выбивалась из создаваемых стереотипов для подрастающего советского поколения.
Исторически для «русского пути» в предпринимательстве было характерно подчинение материального благополучия идеям «совести», «справедливости» и «служения» как в православном, так и в светском понимании.
Сегодня остро ощущается дефицит потребности в деловой и духовной преемственности. Преодолевать его помогают сильные и здоровые социальные истоки, великая историческая вера и надежда на восстановление духовности и нравственности народа, предприимчивости и милосердия.
Уходят поколения, меняются социально-политические ориентиры, но не исчерпаем свет их нравственного подвига. В этом объективно заключался основной смысл и главный социальный мотив необыкновенного по своим масштабам российского предпринимательского меценатства. В этом залог возрождения великих традиций России.
Список используемой литературы
1. Абросимова Е.А. Благотворительные организации в РФ - М.: ЮНИТИ, 2004. - 205с.
2. А. А. Аронов. Золотой век русского меценатства. М.: Мысль, 2005- 198с.
3. А. Н. Боханов. Коллекционеры и меценаты в России. М.:Гардарики, 2007. - 224с.
4. П. А. Бурышкин. Москва купеческая, М.: Инфра-М, 2005. - 177с.
5. Н. Г. Думова. Московские меценаты. М.Инфра-М, 2005. -198с.
6. Меценаты и коллекционеры. Альманах
Всероссийского общества
7. В.П. Россохина. Оперный театр С. Мамонтова. М.: Музыка,2005.- 276с.
8. Прохоров В.Л. Творили благо. М.: Издательство МГСУ «Союз», 2008. - 102 с.
9. Хорева Л.В., Сущинская М.Д. История благотворительности в России: Учебное пособие. - Спб.: СПб ТУЭФ, 2005.- 331с.