Методика ознакомления детей дошкольного возраста с цветом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвет как объект изучения всегда привлекал ученых, психологов, искусствоведов, естествоиспытателей. Он является одним из самых сильных средств выразительности художников-живописцев. Хорошо развитое чувство цвета, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, гармонию красок, ощутить духовный комфорт.
С давних времен люди придавали цвету особое значение. Считалось, что он обладает магической силой, поскольку каждый цвет вызывает особую реакцию. Цвет может радовать и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие. Одни цвета успокаивают нервную систему, другие, наоборот, раздражают. Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее – пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1. Познание цвета и его характеристик………………………………….5
Глава 2. Система классификации цветов……………………………….............10
Глава 3. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с цветом……..15
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Алеся1..doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру общества, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

Помогают развитию чувства цвета занятия живописью и знание законов науки о цвете, классификации цветов.

 

 

 

 

Глава 2. Система классификации цветов

 

Важным разделом науки  цветоведения является раздел классификации цветов, законов цветовой гармонии.

 

АХРОМАТИЧЕСКИЕ И ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

Все цвета можно разделить на две категории. Как указывают исследователи (Л. Рихтер, С.С. Алексеев), в науке о цвете (цветоведении) белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными), все же остальные цвета - хроматическими (цветными). Эти термины были предложены в 1922 г. американской комиссией по колориметрии с целью установления единообразной терминологии в учении о цветах. Натренированный человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

Ахроматические (бесцветные) - белый, серый и черный - не имеют цвета и отличаются друг от друга только по светлоте. Но у этих цветов большие изобразительные возможности. Человеческий глаз способен отличить по степени светлоты до 300 переходных оттенков от серого к черному цвету.

На простом примере легко убедиться, как отличаются друг от друга ахроматические цвета по светлоте. Если сравнить между собой белый цвет бумаги, гипса и белил (гуашь, темпера, масло), то окажется, что одни из них светлее, чем другие. Черные цвета тоже неодинаковы: например, черный бархат темнее черного сукна, а черное сукно темнее черного ситца. Но больше всего градаций по светлоте дают многочисленные серые тона.

Остальные цвета в отличие от ахроматических называются цветными, или хроматическими. /1; 167/.

СПЕКТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА

Ньютон провел эксперимент с преломление белого луча света через призму, выделил цвета спектра. В спектре цвета расположены в такой последовательности: красный, оранжево-красный, оранжевый, оранжево-желтый, желтый, зеленовато-желтый, желтовато-зеленый, зеленый, голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Как мы видим, в составе спектра отсутствуют белые, серые и черные – ахроматические цвета.

Человек различает не только разные цвета, например красный, синий, зеленый, но и их оттенки, отличающиеся один от другого по светлоте и насыщенности.

Основными свойствами цвета являются цветовой тон, светлота и насыщенность.

Применительно к хроматическим цветам под светлотой мы понимаем наличие в цвете того или иного количества черного или белого пигмента. Если к хроматическому цвету примешать ахроматический цвет разной светлоты (белый, серый с постепенным переходом в черный), то изменятся одновременно и насыщенность хроматического цвета, и его светлота. Например, прибавив белый цвет к красному, мы уменьшим его насыщенность, а светлоту увеличим. Таким образом, можно получить множество светлых цветов.

        Примешивая более темные по светлоте ахроматические цвета к хроматическому цвету, мы уменьшаем его светлоту и насыщенность одновременно.

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Цвета спектра всегда располагаются в последовательности: красный, оранжевый, желтый,  зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Крайние цвета спектра – красный и фиолетовый – более всего похожи один на другой. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную. /Приложение 1/

ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

Цветовой круг можно разделить на две части, так, чтобы в одну вошли красные, оранжевые, желтые, желто-зеленый цвета, получившие название «теплых» потому, что ассоциируются с солнцем и огнем, а в другую — голубовато-зеленые, голубые, синие, фиолетовые, называемые «холодными», так как напоминают о льде, снеге, холоде, воздушной дали.

Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, гак как восприятие цветов одной и той же группы относительно (сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а по сравнению с синим - теплым). Следовательно, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным, и, наоборот, холодный цвет рядом с более холодным может быть теплым.

Понятие тепло-холодных соотношений цвета обогащает  наши наблюдения натуры и возможности  языка живописи.

Большинство крупных художников пишут, используя всю палитру теплых и холодных красок. Однако у одних все картины написаны в излюбленном теплом колорите (Репин И. Е.,  Рембрандт  Х. ван Рейн) /Приложение 2/, у   других -  в  холодном (Рерих Н.К., Эль Греко, Врубель и др.) / Приложение 3/

ОСНОВНЫЕ, СОСТАВНЫЕ  И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА

Сокольникова Н. М. отмечает: «Цвета, которые невозможно получить при помощи смешения каких-либо красок, называют основными. Это — красный, желтый и синий цвета.

Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами. Это: оранжевый, зеленый и фиолетовый цвета.

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

    В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цвете произошли прямо от объектов с характерным цветом, песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый малиновый, вишневый, сливочный и т. д.

    Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре.

 

     Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.

   Третий признак цвета — светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий — голубым, зеленый — салатовым и т. д.

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д.  Интересно заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами.

  Цвет предметов мы воспринимаем в зависимости от окружающего фона. Белая скатерть покажется голубой, если на нее положить оранжевые апельсины, и розовой, если на ней окажутся зеленые яблоки. Это происходит потому, что цвет фона приобретает оттенок дополнительного цвета по отношению к цвету предметов. Серый фон рядом с красным предметом кажется холодным, а рядом с синим и зеленым — теплым.

    Итак, у каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. На чёрном серое кажется более светлым, а на белом – более тёмным. Такое явление называется светлотным контрастом или контрастом по светлоте». /2; 27/.

ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ

Локальный цвет предмета - это те чистые, несмешанные, непреломлённые тона, которые в нашем представлении  связаны с определёнными предметами как их объективные, неизменные свойства.  Локальный цвет - основной цвет какого-либо предмета без учёта внешних влиянии. Локальный цвет предмета может быть однотонным, но не может состоять из разных оттенков. Не следует забывать, что на локальный цвет предмета воздействует его окружение. При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже там, где на нём лежит полная тень. Она высветляется и обесцвечивается на ярком свету. /5;76/.

СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов: оптическое, пространственное и механическое.

Оптическое смешение цветов основано на волновой природе  света. Его можно получить при  очень быстром вращении круга, сектора  которого окрашены в нужные цвета. Основные цвета в оптическом смешении – красный, зелёный и синий. Основные цвета при механическом смешении цветов – красный, синий и жёлтый.

Пространственное смешение цветов получается при рассматривании на некотором расстоянии небольших, касающихся друг друга цветовых пятен. Они сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и обусловлено правилами оптического смешения. На пространственном смешении цветов основано получение изображении различных цветовых оттенков в полиграфии при печати с растровых форм. При рассматривании с определённого расстояния участков, образованных мелкими разноокрашенными точками, цвет ощущается пространственно – смешанным.

Механическое смешение цветов происходит при смешении  красок, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует чётко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска химическую. Цветов в природе гораздо больше, чем красок в наборе. /5;79/.

Итак, можно сделать  вывод: существуют следующие виды цветов- ахроматические и хроматические, основные и составные, локальные, теплые и  холодные.

Глава 3. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с цветом

 

      Современными учёными разработаны  программы для ДОУ нового поколения. Это такие программы как: «Радуга»  (авторский коллектив под руководством Дороновой Т. Н.), «Развитие» (под редакцией Дьяченко О. М.), «Детский сад – дом радости» (авторы Крылова Н. М., Иванова В. Т.), «Одарённый ребёнок»  (авторский коллектив под руководством Венгера Л. А., Дьяченко О. М.), «Истоки» (авторский коллектив  Парамонова Л. А., Давидчук А. Н., Новоселова С. Л., и др.), «Детство» (авторский коллектив: Логинова В. И., Бабаева Т. И., Михайлова З. А., Гурович Л. М).

      Занятия по изобразительной деятельности в детском саду ведутся по вариативным или комплексным программам.

    Рассмотрим особенности программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

В программе указанно, что задачами занятий по изобразительной деятельности в старшей группе являются:

1.Закреплять знания об уже известных цветах;

2.Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, тёмно-зелёный, сиреневый);

3. Развивать чувство цвета;

4.Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет;

5.При рисовании карандашом учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш.

Выделим из программы некоторые темы занятий по ознакомлении с цветом:

«Разноцветная земля»

«Осень на опушке краски разводила»

«Радуга»

«Салют вечером»

«Красивые цветы»

 «Зимняя картина»

«Белая берёза»

«Дары природы осенью»

«Осень наступила»

В дошкольных образовательных учреждениях применяются разнообразные методы и приёмы обучения и воспитания.

Например, на занятии «Путешествие в волшебную страну красок»        вступительную беседу можно начать словами:

-Дети, посмотрите, куда мы с вами попали, да это же волшебная страна красок! (Воспитатель до занятия может оформить кабинет макетами кистей, красок, цветов, шаров).

-Дети, вы слышите, кто-то зовёт нас? (Можно ввести героя сказки, например, Золушку). Она прилетела в страну красок за помощью к Фее, но не застала её. На день рождения принц подарил Золушке семечко, которое она посадила в саду. И из него вырос необыкновенный цветок с красивыми лепестками разного цвета и оттенков. Но злая мачеха заколдовала её цветок, и лепестки стали белыми и бесцветными.

В качестве практической работы можно предложить детям нарисовать Золушке много цветов, раскрасить их и подарить.

На этом занятии дети учатся эмоционально откликаться на цвет, правильно смешивать краски, составляя новые цвета и их оттенки. Учатся красиво располагать изображение на листе, замечают в рисунках новые цвета и оттенки.

В конце занятия необходимо провести эстетическую оценку работ.

Можно устроить выставку детских работ, разложив их на полу кабинета, как будто это  цветущий луг. Предлагается задать несколько вопросов:

-На каких работах больше разных и красивых цветов?

-Какими красками вы работали?

-Назовите теплые и холодные цвета?

-Чьи работы понравились больше всего?

Целесообразно предложить домашнее задание - по дороге домой присмотреться, какие цвета бывают в природе.

К следующему занятию в родительском уголке необходимо оформить выставку, рядом на стенде разместить строки стихотворения:

Знаменосец - красный цвет,

Ярче в мире цвета нет.

Цвет оранжевый - огонь,

Этот цвет рукой не тронь!

Жёлтый цвет - его сосед,

Это урожая цвет.

Цвет зелёный- цвет весенний,

Он любимый цвет растений.

В. Товарков

Этими стихами можно начать занятие «Цвета радуги». Далее следует провести дидактическую игру «Назови цвет». Воспитатель должен приготовить материалы: игрушки, лоскутки, ленточки, мелкие предметы. Детям нужно назвать цвет предмета.

Информация о работе Методика ознакомления детей дошкольного возраста с цветом