Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 05:34, доклад
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070901 специализация «Живопись» (повышенный уровень) среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства» занимает особое место как дисциплина, формирующая профессиональные знания и навыки для учебно-воспитательной работы с детьми.
Тамбовское областное государственное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
«Педагогический колледж»
по дисциплине
«Методика преподавания изобразительного искусства»
Для специальности
070901
«ДПИ и народные промыслы».
(повышенный уровень
среднего профессионального образования)
Тамбов
2007
ОДОБРЕНА ПЦК преподавателей отделения «ДПИ и народные промыслы»
Протокол №____ от ______________
Председатель ПЦК______________ /Караваева С. В. / |
Составлена в соответствии с Государственным требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 070901 | |
Зам.директора по УР _____________ /А.Ж. Малышкина/ |
Составитель:
Романова М. М. - преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно прикладное искусство и народные промыслы»
Рецензенты:
Главный методист области,
зав.кабинетом предметов
Зав. отделением
«ДПИ и народные промыслы»
ТО ГОУ СПО
«Педагогический колледж»
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070901 специализация «Живопись» (повышенный уровень) среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства» занимает особое место как дисциплина, формирующая профессиональные знания и навыки для учебно-воспитательной работы с детьми.
В результате дисциплины студент должен:
знать:
-цель, задачи, содержание, принципы, формы
и средства обучения и
-психологические особенности детей школьного возраста;
-основы профессиональных
знаний преподавателя
- современные и традиционные методики обучения изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам;
-методы проблемного обучения;
основные направления, течения и особенности развития изобразительного искусства;
уметь:
-проектировать, планировать и осуществлять процесс обучения изобразительному искусству на основе анализа и оценки образовательного уровня учащегося;
-разбираться в различных
направлениях и течениях
-руководить различными видами внеклассной работы, связанными с изобразительной деятельностью школьников;
-обеспечивать условия
для эстетического,
-осуществлять руководство
художественным творчеством
-осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку для оказания содействия в обучении;
-вести разъяснительную
педагогическую работу с
-владеть профессиональной лексикой;
-осуществлять межпредметные связи;
-пользоваться
В рабочей программе учебной
дисциплины наряду с практическими
занятиями планируется
Наименование разделов и тем |
Макс. |
всего |
теор |
практ |
Сам. р. | |
Введение |
||||||
Раздел 1. |
Теоретические основы методики преподавания изобразительного искусства в школе |
|||||
Тема 1.1. |
Методика преподавания изобразительного искусства как учебная дисциплина |
8 |
6 |
6 |
2 | |
Тема 1.2. |
Исторический очерк
развития методики преподавания изобразительного
искусства как учебная |
7 |
4 |
4 |
3 | |
Тема1.3. |
Содержание учебно- |
8 |
6 |
6 |
2 | |
Тема 1.4. |
Виды работ по изобразительному искусству в школе |
9 |
6 |
2 |
4 |
3 |
Раздел2. |
Вопросы методики преподавания изобразительного искусства в школе |
|||||
Тема 2.1. |
Развитие творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства |
10 |
8 |
6 |
2 |
2 |
Тема2..2. |
Методы проблемного обучения |
13 |
10 |
8 |
2 |
3 |
Тема2..3. |
Особенности организации творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в школе |
10 |
8 |
6 |
2 |
2 |
Тема2.4. |
Методика преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах |
13 |
10 |
8 |
2 |
3 |
Тема2.5. |
Методика преподавания изобразительного искусства в 5-6 классах |
13 |
10 |
8 |
2 |
3 |
Тема2.6. |
Планирование учебно- |
10 |
8 |
6 |
2 |
2 |
Раздел3. |
Особенности организационной работы в процессе преподавания изобразительного искусства |
|||||
Тема3.1. |
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса |
8 |
6 |
4 |
2 |
2 |
Тема3.3. |
Кабинет изобразительного искусства и его оборудование |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Тема3.4 |
Методика проведения внеклассной и внешкольной работы |
6 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Тема3.5. |
Работа с родителями |
3 |
2 |
2 |
1 | |
Всего по дисциплине: |
124 |
92 |
70 |
22 |
32 | |
Тематический план учебной дисциплины
Учебный план дисциплины
Учебная дисциплина |
макс. нагр. |
сам. раб. |
всего. |
теор. |
Практ. |
5сем. |
6 сем. |
7 сем. |
|
17 нед. |
18 нед. |
19 нед. | |||||||
Мет. обучения изо |
124 |
32 |
92 |
70 |
22 |
2 |
4 |
2 |
Содержание учебной дисциплины
Введение
Студент должен
знать:
-значение учебной
дисциплины «Методика
-цели, задачи и структуру учебной дисциплины.
Место и роль учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства и черчения. Цели, задачи и структура учебной дисциплины. Связь учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» с другими дисциплинами.
Связь методов художественного образования школьников с целями и задачами воспитания и образования. Роль учебной дисциплины в развитии эстетического воспитания и художественного развития детей. Содержание художественного образования в школе. Методика как наука, обобщающая практический опыт работы учителя. Творческая деятельность детей 1-6 классов.
Раздел I. Теоретические основы методики преподавания изобразительного искусства в школе
Тема 1.1. Методика преподавания изобразительного искусства как учебная дисциплина
знать:
-цели, задачи, принципы, содержание
обучения изобразительному
Цель и задачи методики преподавания
изобразительного искусства в школе.
Общеобразовательные и
Тема 1.2. Исторический очерк развития методики преподавания изобразительного искусства в школе
знать:
-художников эпохи Возрождения;
-методические идеи Яна Амоса Коменского, Жан Жака Руссо, Песталоцци;
-о развитии методов обучения изобразительного искусства в России;
-о педагогической
деятельности художники ков в
Российской Академии
-о педагогической системе Чистякова П. и Кардовского Д.Н.;
уметь:
-самостоятельно изучать
Возникновение и развитие художественной творческой деятельности в первобытно-общинном обществе.
Методы обучения изобразительному искусству в древности (Египет, Греция, Рим) и в эпоху средневековья.
Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания изо (Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер).
Обучение рисованию в XVII-XIX веках в Западной Европе. Становление рисования как общеобразовательного предмета в школах. Методические идеи Яна Амоса Коменского, Жан Жака Руссо, Песталоцци, Петра Шмидта, Иоганна Вольфганга Гете, братьев Дюпюи. Возникновение художественных академий. Формалистические течения в искусстве и их влияние на художественную педагогику. Современное состояние художественных школ за рубежом.
Оружейная палата как центр художественной жизни России в XVII веке. Образование Академии художеств. Педагогическая деятельность выдающихся художников в Российской Академии художеств XIX века (А. Лосенко, В. Шебуева, К. Брюллова, Н. Ге, И. Крамского, П. Чистякова). Влияние пособий И.О. Прейслера, А. Сапожникова и Г. Гиппиуса на развитие методики преподавания изобразительного искусства в школе. Педагогическая система П. Чистякова и его взгляды на методы преподавания Изо. Московская школа ваяния и зодчества. Эстетика конца XIX-начала XX века и ее влияние на систему художественного образования в России.
Преобразования в области просвещения и воспитания в первые годы после Октябрьской революции. Содержание и место предмета «Рисование» в школах 20-х годов.
Тема 1.2. Исторический очерк развития методики преподавания изобразительного искусства в школе
Студент должен
знать:
уметь:
- самостоятельно изучать литературу по истории развития методов обучения изобразительному искусству и анализировать ее.
Возникновение и развитие художественной творческой деятельности в первобытнообщинном обществе.
Методы обучения изобразительному искусству в древности (Египет, Греция, Рим) и в эпоху средневековья.
Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания изо (Ченнино Ченнини, Альберта, Леонардо да Винчи, Дюрер).
Обучение рисованию в XVII - XIX веках в Западной Европе. Становление рисования как общеобразовательного предмета в школах. Методические идеи Яна Амоса Коменского, Жан Жака Руссо, Песталоцци, Петра Шмидта, Иоганна Вольфганга Гете, братьев Дюпюи. Возникновение художественных академий. Формалистические течения в искусстве и их влияние на художественную педагогику. Современное состояние художественных школ за рубежом.
Оружейная палата как центр художественной жизни России в XVII веке. Образование Академии художеств. Педагогическая деятельность выдающихся художников в Российской Академии художеств XIX века (А. Лосенко, В. Шебуева, К. Брюллова. Н. Ге, И. Крамского, П. Чистякова). Влияние пособий И.О. Прейслера, А. Сапожникова и Г. Гиппиуса на развитие методики преподавания изобразительного искусства в школе.
Педагогическая система П. Чистякова и его взгляды на методы преподавания изо. Московская школа ваяния и зодчества. Эстетика конца XIX -начала XX века и ее влияние на систему художественного образования в России.
Преобразования в области просвещения и воспитания в первые годы после Октябрьской революции. Содержание и место предмета «Рисование» в школах 20-х годов.
Перестройка методов преподавания изобразительного искусства в 30-е годы. Учебные пособия 30 - 40-х годов и их влияние на развитие художественной педагогики. Педагогическая деятельность Д.Н. Кардовского.
Создание НИИ художественного воспитания при Академии педагогических наук и лаборатории изобразительного искусства при НИИ школ Министерства просвещения РСФСР.
Научно-исследовательские работы по эстетическому воспитанию и художественному образованию в 50-70-х годах. Их роль в постановке преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Тема 1.3. Содержание учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в школе
Студент должен
знать:
- структуру и содержание государственных программ по изобразительному искусству в школе;
уметь:
- проводить сравнительный
анализ действующих государственных программ по изобразительному искусству
для общеобразовательных
Информация о работе Методика преподавания изобразительного искусства