Методика преподавания изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 05:34, доклад

Описание работы

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070901 специализация «Живопись» (повышенный уровень) среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства» занимает особое место как дисциплина, формирующая профессиональные знания и навыки для учебно-воспитательной работы с детьми.

Файлы: 1 файл

mpi.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Тамбовское областное  государственное  образовательное 

учреждение  среднего профессионального образования 

«Педагогический колледж»

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по дисциплине

 

«Методика преподавания изобразительного искусства»

 

 

 

 

Для специальности 

070901

«ДПИ и народные промыслы».

(повышенный уровень

среднего профессионального  образования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов

2007

 

ОДОБРЕНА ПЦК преподавателей отделения «ДПИ и народные промыслы»

 

Протокол №____ от ______________

 

 

Председатель ПЦК________________

                              /Караваева С. В. /

 

Составлена в соответствии с  Государственным требованиями к  минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности  070901

 

 

Зам.директора по УР  _____________           

                /А.Ж. Малышкина/

 

 

 

 

 

Составитель:

Романова М. М. - преподаватель спецдисциплин отделения «Декоративно прикладное искусство и народные промыслы»

 

 

 

 

Рецензенты:

 

Главный методист области,

зав.кабинетом предметов    

эстетического цикла                                                                   В.А. Катников

 

 

 

 

Зав. отделением

«ДПИ и народные промыслы» 

ТО ГОУ СПО

«Педагогический колледж»                             Т. А. Кириенко

                                       

 

Пояснительная записка 

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070901 специализация «Живопись» (повышенный уровень) среднего профессионального образования.

Учебная дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства» занимает особое место как дисциплина, формирующая  профессиональные знания и навыки для  учебно-воспитательной работы с детьми.

В результате дисциплины студент должен:

знать:

-цель, задачи, содержание, принципы, формы  и средства обучения и воспитания  школьников;

-психологические особенности  детей школьного возраста;

-основы профессиональных  знаний преподавателя изобразительного  искусства;

- современные и традиционные методики обучения изобразительному искусству, декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам;

-методы проблемного  обучения;

основные направления, течения и особенности развития изобразительного искусства;

уметь:

-проектировать, планировать и осуществлять процесс обучения изобразительному искусству на основе анализа и оценки образовательного уровня учащегося;

-разбираться в различных  направлениях и течениях изобразительного  искусства и давать им грамотную  эстетическую оценку;

-руководить различными видами внеклассной работы, связанными с изобразительной деятельностью школьников;

-обеспечивать условия   для эстетического, нравственного  и трудового воспитания;

-осуществлять руководство  художественным творчеством детей;

-осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку для оказания содействия в обучении;

-вести разъяснительную  педагогическую работу с родителями;

-владеть профессиональной  лексикой;

-осуществлять межпредметные  связи;

-пользоваться аудиовизуальными  средствами обучения и средствами ИКТ с целью подготовки и проведения уроков.

В рабочей программе учебной  дисциплины наряду с практическими  занятиями планируется самостоятельная  работа студентов и указывается  ее тематика. В содержании учебной  дисциплины по каждой теме приведены  требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

 

 

 

 

Наименование  разделов и тем

Макс.

всего

теор

практ

Сам. р.

Введение 

         

Раздел 1.

Теоретические основы методики преподавания изобразительного искусства в школе

         

Тема 1.1.

Методика преподавания изобразительного искусства как учебная дисциплина

8

6

6

 

2

Тема 1.2.

Исторический очерк  развития методики преподавания изобразительного искусства как учебная дисциплина

7

4

4

 

3

Тема1.3.

Содержание учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в школе

8

6

6

 

2

Тема 1.4.

Виды работ по изобразительному искусству в школе

9

6

2

4

3

Раздел2.

Вопросы методики преподавания изобразительного искусства  в школе

         

Тема 2.1.

Развитие творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства

10

8

6

2

2

Тема2..2.

Методы проблемного  обучения

13

10

8

2

3

Тема2..3.

Особенности организации  творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства  в школе

10

8

6

2

2

Тема2.4.

Методика преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах

13

10

8

2

3

Тема2.5.

Методика преподавания изобразительного искусства в 5-6 классах

13

10

8

2

3

Тема2.6.

Планирование учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству  в школе

10

8

6

2

2

Раздел3.

Особенности организационной  работы в процессе преподавания изобразительного искусства

         

Тема3.1.

Учитель как организатор  и руководитель учебного процесса

8

6

4

2

2

Тема3.3.

Кабинет изобразительного искусства и его оборудование

6

4

2

2

2

Тема3.4

Методика проведения внеклассной и внешкольной работы

6

4

2

2

2

Тема3.5.

Работа с родителями

3

2

2

 

1

 

Всего по дисциплине:

124

92

70

22

32

             

Тематический план учебной  дисциплины

 

 

Учебный план дисциплины

 

 

Учебная

дисциплина

макс. нагр.

сам. раб.

всего.

теор.

Практ.

5сем.

6 сем.

7 сем.

 

 

 

 

17 нед.

18 нед.

19 нед.

Мет. обучения изо

124

32

92

70

22

2

4

2


 

 

 

 

Содержание  учебной дисциплины

 

Введение

Студент должен

знать:

-значение учебной  дисциплины «Методика преподавания  изобразительного искусства» в  системе профессиональной подготовки студента;

-цели, задачи и структуру  учебной дисциплины.

 

Место и роль учебной  дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» в системе  профессиональной подготовки учителя  изобразительного искусства и черчения. Цели, задачи и структура учебной дисциплины. Связь учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» с другими дисциплинами.

Связь методов художественного  образования школьников с целями и задачами воспитания и образования. Роль учебной дисциплины в развитии эстетического воспитания и художественного развития детей. Содержание художественного образования в школе. Методика как наука, обобщающая практический опыт работы учителя. Творческая деятельность детей 1-6 классов.

 

 

 

Раздел I. Теоретические основы методики преподавания изобразительного искусства в школе

 

 

Тема 1.1. Методика преподавания  изобразительного искусства  как учебная дисциплина

 Студент должен

знать:

-цели, задачи, принципы, содержание  обучения изобразительному искусству  в школе.

 

Цель и задачи методики преподавания изобразительного искусства в школе. Общеобразовательные и воспитательные задачи изобразительного искусства  как учебного предмета. Вопросы методики преподавания изобразительного искусства. Дидактические принципы преподавания изобразительного искусства в школе. Формы, методы и средства обучения и воспитания школьников.

 

 

Тема 1.2. Исторический очерк развития методики преподавания изобразительного искусства в школе

Студент должен

 

знать:

-художников эпохи Возрождения;

-методические идеи Яна Амоса Коменского, Жан Жака Руссо, Песталоцци;

-о развитии методов обучения  изобразительного искусства в  России;

-о педагогической  деятельности художники ков в  Российской Академии             художеств XIX века;

-о педагогической  системе Чистякова П. и Кардовского Д.Н.;

 

уметь:

-самостоятельно изучать литературу  по истории развития методов  обучения изобразительному искусству  и анализировать ее.

 

Возникновение и развитие художественной творческой деятельности в первобытно-общинном обществе.

Методы обучения изобразительному искусству в древности (Египет, Греция, Рим) и в эпоху средневековья.

Художники эпохи Возрождения и  их вклад в методику преподавания изо (Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер).

Обучение рисованию  в XVII-XIX веках в Западной Европе. Становление рисования как общеобразовательного предмета в школах. Методические идеи Яна Амоса Коменского, Жан Жака Руссо, Песталоцци, Петра Шмидта, Иоганна Вольфганга Гете, братьев Дюпюи. Возникновение художественных академий. Формалистические течения в искусстве и их влияние на художественную педагогику. Современное состояние художественных школ за рубежом.

Оружейная палата как  центр художественной жизни России в XVII веке. Образование Академии художеств. Педагогическая деятельность выдающихся художников в Российской Академии художеств XIX века (А. Лосенко, В. Шебуева, К. Брюллова, Н. Ге, И. Крамского, П. Чистякова). Влияние пособий И.О. Прейслера, А. Сапожникова и Г. Гиппиуса на развитие методики преподавания изобразительного искусства в школе. Педагогическая система П. Чистякова и его взгляды на методы преподавания Изо. Московская школа ваяния и зодчества. Эстетика конца XIX-начала XX века и ее влияние на систему художественного образования в России.

Преобразования в области  просвещения и воспитания в первые годы после Октябрьской революции. Содержание и место предмета «Рисование» в школах 20-х годов. 

 

 

Тема 1.2. Исторический очерк развития методики преподавания изобразительного искусства в школе

Студент должен

знать:

  • художников эпохи Возрождения;
  • методические идеи Яна Амоса Коменского, Жан Жака Руссо,          Песталоци;
  • о развитии методов обучения изобразительного искусства в России;
  • о педагогической деятельности художников в Российской Академии                 художеств XIX века;
  • о педагогической системе Чистякова П. и Кардовского Д.Н.;

уметь:

- самостоятельно изучать литературу по истории развития методов             обучения изобразительному искусству и анализировать ее.

Возникновение и развитие художественной творческой деятельности в первобытнообщинном обществе.

Методы обучения изобразительному искусству в древности (Египет, Греция, Рим) и в эпоху средневековья.

Художники эпохи Возрождения  и их вклад в методику преподавания изо (Ченнино Ченнини, Альберта, Леонардо да Винчи, Дюрер).

Обучение  рисованию в XVII - XIX веках в Западной Европе. Становление рисования как общеобразовательного предмета в школах. Методические идеи Яна Амоса Коменского, Жан Жака Руссо, Песталоцци, Петра Шмидта, Иоганна Вольфганга Гете, братьев Дюпюи. Возникновение художественных академий. Формалистические течения в искусстве и их влияние на художественную педагогику. Современное состояние художественных школ за рубежом.

Оружейная палата как центр художественной жизни  России в XVII веке. Образование Академии художеств. Педагогическая деятельность выдающихся художников в Российской Академии художеств XIX века (А. Лосенко, В. Шебуева, К. Брюллова. Н. Ге, И. Крамского, П. Чистякова). Влияние пособий И.О. Прейслера, А. Сапожникова и Г. Гиппиуса на развитие методики преподавания изобразительного искусства в школе.

Педагогическая  система П. Чистякова и его  взгляды на методы преподавания изо. Московская школа ваяния и зодчества. Эстетика конца XIX -начала XX века и ее влияние на систему художественного образования в России.

Преобразования в области  просвещения и воспитания в первые годы после Октябрьской революции. Содержание и место предмета «Рисование» в школах 20-х годов.

Перестройка методов преподавания изобразительного искусства в 30-е годы. Учебные пособия 30 - 40-х годов и их влияние на развитие художественной педагогики. Педагогическая деятельность Д.Н. Кардовского.

Создание  НИИ художественного воспитания при Академии педагогических наук и лаборатории изобразительного искусства при НИИ школ Министерства просвещения РСФСР.

Научно-исследовательские  работы по эстетическому воспитанию и художественному образованию в 50-70-х годах. Их роль в постановке преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

 

Тема 1.3. Содержание учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в школе

Студент должен

знать:

- структуру и содержание государственных программ по          изобразительному искусству в школе;

уметь:

- проводить сравнительный анализ действующих государственных программ по изобразительному искусству для общеобразовательных               школ.

Информация о работе Методика преподавания изобразительного искусства