Методика преподавания изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 05:34, доклад

Описание работы

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070901 специализация «Живопись» (повышенный уровень) среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства» занимает особое место как дисциплина, формирующая профессиональные знания и навыки для учебно-воспитательной работы с детьми.

Файлы: 1 файл

mpi.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

 

Студент должен

знать:

  • профессиональные функции учителя изо;
  • современные требования к личности учителя;

уметь:

  • выполнять педагогический рисунок;
  • составлять конспект урока.

Учебные, воспитательные и организационные функции деятельности учителя. Необходимые требования к личности учителя и его профессиональному мастерству. Профессиональные функции учителя изо. Подготовка учителя к уроку: работа с программой, изучение тематики, планирование урока, подбор дидактического материала, наглядности и других средств обучения. Педагогический рисунок и технология его исполнения. Требования к конспектам уроков разных типов.

Практическое  занятие

Отработка приемов  работы у доски. Исполнение педагогического  рисунка.

Цель практического  занятия - овладение приемами педагогического рисования.

Па первом занятии выполняются рисунки  мелом на классной доске с одновременным словесным объяснением приемов изображения. Целесообразно проводить в учебной группе студентов обсуждение качества выполненных работ и характера пояснений автора.

На последующих  занятиях применяются при выполнении различные изобразительные материалы: уголь, сангина, цветные мелки, гуашь, акварель. В качестве объектов для работы используются предметы, рекомендованные к школьной программе по изобразительному искусству.

 

Тема 3.2. Урок как основная форма учебной работы в школе

 

Студент должен

знать:

  • структуру современного урока изо;
  • типы уроков;
  • требования к тематическому планированию;

уметь:

  • выполнять поурочное планирование одной темы;
  • подбирать тип урока по изо в зависимости от дидактических целей.

Урок - основная форма учебной работы по изобразительному искусству в школе. Типы уроков. Элементы и структура современного урока. Зависимость организационных форм учебного процесса на уроке от дидактических целей и методов преподавания. Современные дидактические требования к уроку. Поурочное планирование учебной темы. Связь поурочного и тематического планирования. Планирование учебной деятельности на уроке.

Специфические особенности уроков изобразительного искусства.

 

Практическое  занятие

Методическая  разработка учебной темы.

Цель практического  занятия - обучение навыкам тематического  планирования. Студенты учатся разделять большую учебную тему программы на ряд отдельных учебных задач и находить для их решения соответствующие методические приемы. Данная проблема может быть решена как в форме последовательно расположенных уроков, так и в форме внеклассной работы (кружки, факультативы, студии). На занятии студенты составляют план, анализируют школьные программы, подбирают с преподавателем методическую литературу, в виде тезисов дают изложение хода занятий, продумывают соответствующие иллюстрации. В результате этой работы должна получиться законченная методическая разработка одной из тем школьной программы, которая в дальнейшем с необходимыми дополнениями стать основой курсовой работы по изобразительному искусству.

 

Тема 3.3. Кабинет изобразительного искусства  и его оборудование

Студент должен

знать:

- современные требования к оборудованию и оформлению кабинета изо;

уметь:

- подбирать, изготавливать наглядные пособия для уроков изо.

Современные требования к оборудованию и оформлению кабинета изо. Требования к оборудованию рабочего места ученика. Основные аудиовизуальные средства учебной информации. Требования к подбору и изготовлению наглядного материала (видеофильмов, слайдов, репродукций, таблиц и других пособий). Методика применения современных технических средств обучения на уроках изобразительного искусства. Методика изготовления наглядных пособий.

Практическое занятие

Изготовление  наглядного пособия по разработанной  теме.

Цель практического  занятия - научить студентов изготовлять  учебно-методические наглядные пособия  по изобразительному искусству (плакаты, схемы, модели и др.). По содержанию пособие связано с методической разработкой учебной темы, выполненной на предыдущем практическом занятии. На первом этапе выполняется эскиз пособия в рабочей тетради по методике. После утверждения эскиза, исполненного в цвете, студент выполняет плакат в размере листа рисовальной бумаги или делает модели в размере, достаточном для восприятия пособия учениками. В тетради по методике рядом с утвержденным эскизом необходимо приложить описание (краткое) методики применения пособия на занятии.

 

Тема 3.4. Методика проведения внеклассной и внешкольной работы

 

Студент должен

знать:

  • роль педагога в проведении внеурочной работы;
  • методику проведения кружка, факультатива;
  • методику организации экскурсий;

уметь:

- планировать занятия кружка.

Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству как часть общей системы эстетического воспитания школьников. Виды и содержание внеклассной и внешкольной работы по изо. Цели, задачи и организационные формы. Отличие методов преподавания в условиях внеклассной системы от классно-урочной формы. Методика проведения факультативных занятий по изо.

Практическое  занятие

Составление планирования занятий кружка.

 

 

Тема 3.5. Работа с родителями

Студент должен

знать:

- значение и формы работы школы с семьей по приобщению детей к художественной культуре;

уметь:

- подбирать материал для родительских собраний.

 

Совместная  работа школы и семьи по художественному  воспитанию детей. Значение работы с родителями по развитию творческих способностей детей. Пропагандистская и просветительная деятельность школы. Формы работы с семьей. Родительские собрания и конференции, открытые занятия и досуговые мероприятия, выставки детских работ, информационные стенды, беседы и консультации с искусствоведческой тематикой. Содержание и рекомендации к их организации и проведению друг друга. Цикл рекомендуется закончить уроком с тематической композицией. Придерживаясь тематики той или иной программы, изобразительный ряд может строиться по определенной теме (например, одного времени года, традиция того или иного промысла, народная сказка, историческая или современная тема и т.д.).

Примерная тематика курсовых

  и выпускных квалификационных работ

 

Разработка серии уроков для одной учебной темы. Написание  конспектов, выполнение наглядных пособий.

Методика  развития художественно-творческих способностей на занятиях по изо в начальной школе.

Организация и методика осуществления межпредметных  связей на уроках изо.

Методика  передачи объема предмета средствами светотени.

Организация и методика проведения бесед, посвященных  творчеству одного из художников.

Методика  и организация проведения кружка по изодеятельности в школе.

Методика  проведения занятий на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народность, класс на выбор).

Использование народных сказок на уроках иллюстрирования литературных произведений.

Изучение  основных понятий и терминов изобразительного искусства в разных классах (разработка теоретических вопросов и серии методических плакатов-стендов).

Методика  проведения уроков по художественному  конструированию.

Методика  проведения блока уроков по цветоведению. Изготовление оригинальных таблиц по цветоведению.

Разработка  серии уроков с коллективным видом  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

Бирнч И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры: Тесты. - М.: Владос, 1999.

Кути B.C. Изобразительное искусство. 1- 9 класс. - Агар, 1996.

Кузин B.C. Материалы и техника рисунка. - М., 1987.

Немснский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 -9 класс: Программа. - М.: МИПКРО, 2001.

Неменский Б.М. Познание искусством. - М.: У РАО, 2000.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - 3-е изд. - М.: Агар, 1998.

Сокольникова  Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - Академия, 1999.

Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1979.

Дополнительная

Алексеева В.В. Что такое искусство? - М., 1979. - Вып.2.

Беда  Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -М., 1981.

Богатесва З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. -М., 1986.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.. 1991.

Глинская  И.П. Как рисовать фигуру человека. - М.; Л., 1964.

Горяева Н.А. Первые шаги в искусстве. - Просвещение, 1991.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1985.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1984.

Капнтунова  А.А., Полунина В.Н. Гербарий. - Астрель, 2001.

Кириллов  А.А. Учителю об изобразительных материалах. - М., 1974

Мелик-Пашасев  А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.

Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.

Полунина  В.Н. Искусство и дети. - Просвещение, 1982.




Информация о работе Методика преподавания изобразительного искусства