Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 05:34, доклад
Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070901 специализация «Живопись» (повышенный уровень) среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства» занимает особое место как дисциплина, формирующая профессиональные знания и навыки для учебно-воспитательной работы с детьми.
Студент должен
знать:
уметь:
Учебные, воспитательные
и организационные функции
Практическое занятие
Отработка приемов работы у доски. Исполнение педагогического рисунка.
Цель практического занятия - овладение приемами педагогического рисования.
Па первом занятии выполняются рисунки мелом на классной доске с одновременным словесным объяснением приемов изображения. Целесообразно проводить в учебной группе студентов обсуждение качества выполненных работ и характера пояснений автора.
На последующих занятиях применяются при выполнении различные изобразительные материалы: уголь, сангина, цветные мелки, гуашь, акварель. В качестве объектов для работы используются предметы, рекомендованные к школьной программе по изобразительному искусству.
Тема 3.2. Урок как основная форма учебной работы в школе
Студент должен
знать:
уметь:
Урок - основная форма учебной работы по изобразительному искусству в школе. Типы уроков. Элементы и структура современного урока. Зависимость организационных форм учебного процесса на уроке от дидактических целей и методов преподавания. Современные дидактические требования к уроку. Поурочное планирование учебной темы. Связь поурочного и тематического планирования. Планирование учебной деятельности на уроке.
Специфические особенности уроков изобразительного искусства.
Практическое занятие
Методическая разработка учебной темы.
Цель практического занятия - обучение навыкам тематического планирования. Студенты учатся разделять большую учебную тему программы на ряд отдельных учебных задач и находить для их решения соответствующие методические приемы. Данная проблема может быть решена как в форме последовательно расположенных уроков, так и в форме внеклассной работы (кружки, факультативы, студии). На занятии студенты составляют план, анализируют школьные программы, подбирают с преподавателем методическую литературу, в виде тезисов дают изложение хода занятий, продумывают соответствующие иллюстрации. В результате этой работы должна получиться законченная методическая разработка одной из тем школьной программы, которая в дальнейшем с необходимыми дополнениями стать основой курсовой работы по изобразительному искусству.
Тема 3.3. Кабинет изобразительного искусства и его оборудование
Студент должен
знать:
- современные требования к оборудованию и оформлению кабинета изо;
уметь:
- подбирать, изготавливать наглядные пособия для уроков изо.
Современные требования к оборудованию и оформлению кабинета изо. Требования к оборудованию рабочего места ученика. Основные аудиовизуальные средства учебной информации. Требования к подбору и изготовлению наглядного материала (видеофильмов, слайдов, репродукций, таблиц и других пособий). Методика применения современных технических средств обучения на уроках изобразительного искусства. Методика изготовления наглядных пособий.
Практическое занятие
Изготовление наглядного пособия по разработанной теме.
Цель практического занятия - научить студентов изготовлять учебно-методические наглядные пособия по изобразительному искусству (плакаты, схемы, модели и др.). По содержанию пособие связано с методической разработкой учебной темы, выполненной на предыдущем практическом занятии. На первом этапе выполняется эскиз пособия в рабочей тетради по методике. После утверждения эскиза, исполненного в цвете, студент выполняет плакат в размере листа рисовальной бумаги или делает модели в размере, достаточном для восприятия пособия учениками. В тетради по методике рядом с утвержденным эскизом необходимо приложить описание (краткое) методики применения пособия на занятии.
Тема 3.4. Методика проведения внеклассной и внешкольной работы
Студент должен
знать:
уметь:
- планировать занятия кружка.
Внеклассная и внешкольная работа по изобразительному искусству как часть общей системы эстетического воспитания школьников. Виды и содержание внеклассной и внешкольной работы по изо. Цели, задачи и организационные формы. Отличие методов преподавания в условиях внеклассной системы от классно-урочной формы. Методика проведения факультативных занятий по изо.
Практическое занятие
Составление планирования занятий кружка.
Тема 3.5. Работа с родителями
Студент должен
знать:
- значение и формы работы школы с семьей по приобщению детей к художественной культуре;
уметь:
- подбирать материал для родительских собраний.
Совместная работа школы и семьи по художественному воспитанию детей. Значение работы с родителями по развитию творческих способностей детей. Пропагандистская и просветительная деятельность школы. Формы работы с семьей. Родительские собрания и конференции, открытые занятия и досуговые мероприятия, выставки детских работ, информационные стенды, беседы и консультации с искусствоведческой тематикой. Содержание и рекомендации к их организации и проведению друг друга. Цикл рекомендуется закончить уроком с тематической композицией. Придерживаясь тематики той или иной программы, изобразительный ряд может строиться по определенной теме (например, одного времени года, традиция того или иного промысла, народная сказка, историческая или современная тема и т.д.).
Примерная тематика курсовых
и выпускных квалификационных работ
Разработка серии уроков для одной учебной темы. Написание конспектов, выполнение наглядных пособий.
Методика развития художественно-творческих способностей на занятиях по изо в начальной школе.
Организация и методика осуществления межпредметных связей на уроках изо.
Методика передачи объема предмета средствами светотени.
Организация и методика проведения бесед, посвященных творчеству одного из художников.
Методика и организация проведения кружка по изодеятельности в школе.
Методика проведения занятий на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народность, класс на выбор).
Использование народных сказок на уроках иллюстрирования литературных произведений.
Изучение основных понятий и терминов изобразительного искусства в разных классах (разработка теоретических вопросов и серии методических плакатов-стендов).
Методика проведения уроков по художественному конструированию.
Методика проведения блока уроков по цветоведению. Изготовление оригинальных таблиц по цветоведению.
Разработка серии уроков с коллективным видом деятельности.
Рекомендуемая литература
Основная
Бирнч И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры: Тесты. - М.: Владос, 1999.
Кути B.C. Изобразительное искусство. 1- 9 класс. - Агар, 1996.
Кузин B.C. Материалы и техника рисунка. - М., 1987.
Немснский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 -9 класс: Программа. - М.: МИПКРО, 2001.
Неменский Б.М. Познание искусством. - М.: У РАО, 2000.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - 3-е изд. - М.: Агар, 1998.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - Академия, 1999.
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1979.
Дополнительная
Алексеева В.В. Что такое искусство? - М., 1979. - Вып.2.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. -М., 1981.
Богатесва З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. -М., 1986.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.. 1991.
Глинская И.П. Как рисовать фигуру человека. - М.; Л., 1964.
Горяева Н.А. Первые шаги в искусстве. - Просвещение, 1991.
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1985.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 1984.
Капнтунова А.А., Полунина В.Н. Гербарий. - Астрель, 2001.
Кириллов А.А. Учителю об изобразительных материалах. - М., 1974
Мелик-Пашасев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.
Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
Полунина В.Н. Искусство и дети. - Просвещение, 1982.
Информация о работе Методика преподавания изобразительного искусства