Методика преподавания изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 05:34, доклад

Описание работы

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 070901 специализация «Живопись» (повышенный уровень) среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства» занимает особое место как дисциплина, формирующая профессиональные знания и навыки для учебно-воспитательной работы с детьми.

Файлы: 1 файл

mpi.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Цель, задачи и содержание обучения и воспитания школьников в процессе преподавания. Особенности программ по изобразительному искусству. Программа «Изобразительное искусство» как целостная система введения школьников в художественную культуру. Программа «Изобразительное искусство. 1-9 класс» B.C. Кузина. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс» Б.М. Неменского.

Место и значение предмета «Изобразительное искусство» в современной перестройке российского образования.

 

Тема 1.4. Виды работ по изобразительному искусству в школе

Студент должен

знать:

  • виды и жанры пластических искусств;
  • основы языка художественной выразительности изобразительных         искусств;

уметь:

  • пользоваться средствами выразительности для создания художественного      образа;
  • выполнять таблицу по цветоведению.
  • Виды и жанры пластических искусств.

 

  • Основы языка художественной выразительности пластических искусств.

 

  • Язык графики и его выразительные средства.

 

  • Приемы передачи объема предмета с помощью света и тени.

 

  •  Природа цвета. Основные характеристики цвета. Теория света, цвета, тоновых и цветовых отношений, композиции графических и живописных работ.

 

  • Базовые принципы композиции. Типы композиций.

 

Практическое занятие

Творческие задания, направленные на создание художественного образа в изображении и слове.

Графическая импровизация с использованием точки, линии, штриха. Эскиз в технике  «Гризайль» нескольких пространственных планов в пейзаже. Упражнения на передачу эффекта освещенности (старинный фонарь в ночи; горящая свеча; лунный свет). Цветовой анализ (колорит) палитры одной из картин М. Сарьяна, Н. Рериха, М. Врубеля. Живописная импровизация на передачу различных состояний (с применением различного по характеру мазка). Использование цветового эффекта (удаления, приближения, растворения, выявления) для изображения в эскизе пейзажа с кронами деревьев либо горных цепей. Создание живописного образа любимого музыкального произведения. Создание динамической импровизации из точек, линий, пятен, решение задачи выявления пространства (любой материал). Абстрактная композиция на основе ритма цветовых пятен. Создание открытой композиции с растительными формами с использованием холодной либо теплой гаммы цветов. Составление декоративной композиции из природных форм с использованием линий и цвета.

 

 

Раздел II. Вопросы методики преподавания изобразительного искусства в школе

 

Тема 2.1. Развитие творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства

Студент должен

знать:

  • современные требования к детскому творчеству;
  • задачи, принципы, средства развития художественного образного        мышления;
  • уметь:

- проводить анализ детских работ.

Психолого-педагогические основы творческого развития личности. Развивающее обучение в процессе преподавания предмета. Задачи развития художественно-образного мышления. Принципы единства восприятия и созидания. Изобразительное искусство как средство развития художественно-творческих способностей ученика. Современные требования к детскому творчеству, его объективные и субъективные основы. Анализ детских работ. Влияние различных видов художественной деятельности и форм организации учебного процесса на становление творческой личности учащихся.

 

Практическое  занятие

Анализ детских  работ.

Цель практического  занятия - формирование умения правильно  оценивать детское творчество. При  оценке определенного уровня выполненной работы учитываются требования школьной программы, где определены знания и навыки, которыми должны владеть учащиеся в каждом классе.

Анализ работы проводится письменно в тетради  для практических работ по методике. Предлагаются вопросы, которые позволяют провести анализ в определенной логической последовательности.

Примерные вопросы и задания для анализа  детских работ

 

  1. Как проявились возрастные особенности школьника в рисунке?
  2. Каково понятие о композиции у данного ученика?
  3. Перечислить достоинства и недостатки выполнения работы, отметив следующие моменты:
  • передача конструктивного строения изображенных предметов;
  • показ характерного;
  • изображение пространства;
  • колорит.

Проанализировав рисунок, студент может предложить данному ученику дополнительные упражнения.

Тема 2.2. Методы проблемного обучения

Студент должен

знать:

- методы проблемного обучения;

уметь:

- планировать игровой проблемный урок и анализировать его.

Обучение  как единая деятельность учителя  и учеников. Проблемное обучение. Методы современной дидактики: объяснительно-иллюстративный репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский. Развитие творческих качеств личности ученика, его интеллектуального потенциала. Проблемный урок. Значение игровых приемов.

 

Практическое  занятие

Методика  разработки практических заданий для  учащихся по видам изобразительной деятельности.

Цель практического  занятия - научить составлять конкретное упражнение для ученика в проблемной и игровой форме. Выбирается форма индивидуального задания, лист бумаги складывается пополам. В левой части разворота - условие задания и необходимое изображение, справа студент выполняет предполагаемый конечный результат упражнения. К каждой карточке-заданию прилагается запись - обоснование по следующему плану:

1. Цель учебная  и развивающая. Определить виды упражнений в зависимости от цели: закрепление знаний, развитие или формирование навыка, проверка знаний, творческая изобразительная задача и т.д.

  1. Указать конечный предполагаемый результат.
  2. Определить знания, умения и навыки, необходимые для выполнения задания, художественные средства выразительности.
  3. Обосновать средства, стимулирующие интерес учащихся к заданию или творческую фантазию (внешняя выразительность задания, игровая ситуация, проблемность).
  4. Определить примерное время, необходимое для выполнения упражнения учеником.

 

Тема 2.3. Особенности  организации творческой деятельности учащихся

на уроках изобразительного искусства в школе

Студент должен

знать:

- психологические и физиологические особенности школьников разного возраста;

уметь:

-    развивать познавательный интерес к художественному творчеству;

- составлять план для проведения анализа художественного произведения на уроке изобразительного искусства.

Учет возрастных особенностей учащихся - непременное условие успешного  проведения учебного процесса. Особенности  восприятия детей младшего школьного возраста. Характерные черты изодеятельности младших школьников. Характер изобразительной деятельности школьников среднего возраста. Взаимосвязь познавательных процессов у детей среднего школьного возраста с развитием изобразительных навыков. Своеобразие организации уроков по изо в каждой возрастной группе. Значение развития познавательного интереса к художественному творчеству. Методика обучения школьников разного возраста анализу художественных произведений.

Практическое занятие

Анализ художественного  произведения.

Цель практического  занятия - научить студентов приемам  анализа художественного произведения на занятиях со школьниками. Предлагается выбрать одно из произведений искусства, которое изучается в школе. Необходимо продумать и записать несколько наводящих вопросов для учащихся, позволяющих верно воспринимать и оценивать данное произведение. Оригинальные вопросы для детей определенного возраста, составленные в проблемном ключе, позволяют умело руководить восприятием школьников, и вызывают у них интерес к искусству. Как один из вариантов можно записать вопросы к одному и тому же произведению в две колонки, каждая из которых будет рассчитана на определенную возрастную группу учащихся.

 

Тема 2.4. Методика преподавания изобразительного искусства

в 1-4 классах

Студент должен

знать:

  • особенности восприятия детей младшего школьного возраста;
  • особенности приемов и методов обучения изобразительному искусству в         младших классах;

уметь:

  • формировать первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладное и народные формы искусства;
  • составлять конспект урока изо по каждому виду деятельности.

Содержание  учебной работы. Объем знаний и  умений, планируемый в 1-4 классах. Роль и значение упражнений. Особенности приемов и методов обучения изобразительному искусству в младших классах. Первичные навыки художественной работы в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре. Распределение учебного времени по видам изодеятельности с учетом возрастных особенностей. Принципы планирования уроков по изобразительному искусству в начальных классах.

Практическое  занятие

Составление конспекта урока по каждому виду деятельности. Цель практического занятия - научить студентов самостоятельно планировать программный материал на уроке. В процессе выполнения конспектов студенты изучают структуру современного урока с элементами проблемного обучения, широко применяя при этом арсенал технических средств обучения. С этой целью можно рекомендовать конспект урока по тематическому рисованию или урока, включающего изучение произведений искусства, выполнить в виде развернутого сценария занятий с привлечением всех активизирующих восприятие средств, включая музыку, литературу и материалы уроков истории. В конспектах тезисно, с иллюстрациями излагается ход урока, указываются его тема, цели, оборудование и план.

 

Тема 2.5. Методика преподавания изобразительного искусства в 5 - 6 классах

Студент должен

знать:

  • структуру и содержание уроков изо в 5 - 6 классах;
  • виды и жанры изобразительного искусства;

уметь:

- разрабатывать конспект и методические рекомендации уроков по изо в 5 - 6 классах.

Объем знаний и умений учащихся 5-6 классов по изобразительному искусству. Формирование у школьников сознательного отношения к художественно-творческой деятельности. Закрепление основ изобразительной грамоты. Множественность образных языков изображения. Особенности видения мира в разные эпохи. Взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве. Виды и жанры изобразительного искусства. Структура уроков по разным видам учебной деятельности.

Практическое занятие

Методическая  разработка постановки «Натюрморт».

Цель практического  занятия - научить студента методически  грамотно организовывать натурную постановку «Натюрморт» в соответствии с  требованиями школьной программы и  возможностями учащихся определенной возрастной группы. Перед тем, как выполнять работу, необходимо выбрать класс или ту возрастную группу учащихся, на которые будет рассчитана постановка.

На листе белой бумаги, не превышающем размера формата  А-4, выполняется композиция натюрморта по стадиям в рисунке и живописи. К изобразительному ряду с последовательностью исполнения постановки прилагается текст с обоснованием композиции по следующему плану:

  1. Учебная и развивающая задача постановки «Натюрморт».
  2. Обоснование выбора предметов по количеству и характеру форм (с четом требований школьной программы).
  3. Обоснование композиции.
  4. Обоснование цветовой гаммы постановки.

Текст и изображение  выполняются в тетради или  альбоме по методике.

 

Тема 2.6. Планирование учебно-воспитательной работы по изобразительному искусству в школе

Студент должен

знать:

- виды и принципы календарного планирования;

уметь:

- составлять календарно-тематический план.

Методика  составления календарного планирования уроков изо. Значение планирования работы по изобразительному искусству в школе. Виды и принципы планирования. Педагогические условия правильного планирования. Методика составления иллюстрированного календарного планирования уроков изобразительного искусства. Учет успеваемости и анализ работ.

Практическое занятие

Выполнение фрагмента  иллюстрированного календарного плана  уроков.

Цель практического  занятия - научить методически грамотно планировать программный материал и обучить навыкам тематического планирования.

Иллюстрированный  план выполняется в виде небольших кадров, в каждом из которых дано изображение и записана тема урока. Студент выбирает для работы один из классов с 1-го по 6-й и составляет блок из 4-5 уроков таким образом, чтобы отобранные из программы темы заданий были связаны единой общей направленностью и удачно дополняемыми дополнениями может стать основой курсовой работы по изобразительному искусству.

 

 

Раздел III. Особенности организационной работы в процессе преподавания изобразительного искусства

 

Тема 3.1. Учитель как организатор и  руководитель учебного процесса

Информация о работе Методика преподавания изобразительного искусства