Методика проведения урока рисования с натуры в 5 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выяснить особенности методики обучения рисованию с натуры в 5 классе.
Задачи исследования:
- раскрыть роль рисования в развитии ребенка;
- выяснить методические особенности обучения рисованию с натуры в школе;
- разобрать особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов;
- изучить организацию учебных занятий по рисованию с натуры;
- раскрыть специфику методов обучения рисованию на уроках изобразительного искусства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………….....…3
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ…………………………………………………..…...5
1.1. Особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов…………………………………………………………………...5
Организация учебных занятий по рисованию с натуры……………8
1.3. Рисование с натуры в 5 классе……………………………………...11
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………14
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ В 5 КЛАССЕ……………………………………...…………………..15
Методы обучения рисованию на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………………..15
2.2. Разработанный план-конспект урока по обучению рисованию с натуры в 5-м классе………………………………………………………20
ВЫВОДЫ КО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……….…………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ ..………………………….…………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…………….28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)


Республиканское высшее учебное заведение

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет искусств

Кафедра изобразительного искусства

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Методика  преподавания ИЗО и ДПИ в средних и специальных учебных заведениях»

Тема: «Методика проведения урока рисования с натуры в 5 классе»

 

 

 

                                                                      Выполнила: студ., Зинченко В. Л.,

                                         группа С-ДПИ-12

                                                                        Науч., рук.,: Коваленко Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………….....…3

РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ…………………………………………………..…...5

1.1. Особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов…………………………………………………………………...5

    1. Организация учебных занятий по рисованию с натуры……………8

1.3.  Рисование с натуры в 5 классе……………………………………...11

ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ  РАЗДЕЛУ……………………………………………14

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ В 5 КЛАССЕ……………………………………...…………………..15

    1. Методы обучения рисованию на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………………..15

2.2. Разработанный план-конспект урока по обучению рисованию с натуры в 5-м классе………………………………………………………20

ВЫВОДЫ КО ВТОРОМУ  РАЗДЕЛУ……….…………………………………24

ПРИЛОЖЕНИЕ ..………………………….…………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность выбранной темы. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с детства. Занятия по изобразительному искусству, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию школьников.

В основе правильной организации занятий лежит методика преподавания, то есть особенность работы педагога с учениками. Большое значение имеют способы обучения, принципы обучения, а также цели и задачи учебно-воспитательного процесса в целом. В книге Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» под словом методика подразумевается, прежде всего, совокупность эффективных приемов обучения и воспитания. Метод обучения – это способ работы преподавателя с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Приемами обучения являются отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Совокупность приемов и методов обучения, которые связаны между собой общим направлением, складывается система обучения.

 

 В 5 классах умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся.

 Рисованию  с натуры обязательно предшествует изучение изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

Объект исследования:  процесс обучения рисованию.

Предмет исследования: особенности методик обучения рисованию с натуры в 5 классе.

Цель исследования: выяснить особенности методики обучения рисованию с натуры в 5 классе.

Задачи исследования: 

- раскрыть роль рисования в развитии ребенка; 

- выяснить методические особенности обучения рисованию с натуры в школе;

- разобрать  особенности применения техник  в рисовании с натуры отдельных  предметов;

- изучить организацию  учебных занятий по рисованию с натуры;

- раскрыть специфику методов обучения рисованию на уроках изобразительного искусства;

- изучить методики проведения занятия по рисованию с натуры в 5 классе;

- разработать план-конспект урока по обучению рисованию с натуры в 5-м классе.

Методы исследования:

Теоретические – изучение педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по проблеме.

Эмпирические – изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение.

Структура работы: работа включает в себя содержание, введение, 2 раздела, выводы к каждому разделу, приложение и список использованных источников.

 

РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ

 

 

1.1. Особенности  применения техник в рисовании  с натуры отдельных предметов

Великий итальянский  художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка  и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки".

Обучение изобразительным  искусствам требует строгого соблюдения последовательности усложнения учебных  задач и многократных повторений для овладения техникой. Наиболее подходящей формой для усвоения принципов  построения рисунка являются рисовании  с натуры отдельных предметов, имеющие  в своей основе ясные конструктивные строения. На простых геометрических телах легче всего понять и  усвоить основы объемно-пространственной конструкции, передачи форм в перспективном  сокращении, закономерности светотеней и пропорциональные отношения. [13]

Рисование с натуры отдельных  предметов. Первыми моделями для  рисования служат геометрические фигуры (квадрат, круг) и так называемые плоские предметы, имеющие незначительную толщину по сравнению с другими  своими размерами. При рисовании  таких предметов с натуры учащиеся знакомятся с композиционным размещением  изображения на листе, с приемами определения пропорций, с техническими приемами рисования карандашом, а  также с последовательностью  работы над рисунком.

В рисунке с натуры кроме  правильного построения и передачи формы предмета следует обратить особое внимание на яркое, убедительное воспроизведение его образа. В качестве моделей для рисования  можно использовать овощи, фрукты, цветы, предметы быта и гипсы (геометрические тела, орнаменты, розетки, капители, маски, детали лица, головы и фигуры).

Упражнения по рисованию  простых отдельных предметов  позволяют не отвлекаться на детали, имеющиеся в более сложных  формах, таких, как архитектурные  объекты и тело человека, а всецело  сосредоточиться на главном - изобразительной  грамоте. Правильно понятые и  усвоенные закономерности при изображении  простых форм должны способствовать более осознанному подходу к  рисованию сложных форм в последующем.[2]

Для правильного изображения  натурной модели школьникам  необходимо  напомнить о необходимости приучить себя всегда анализировать натуру, ясно представлять ее внешнее и внутреннее строение. В искусстве, как и в любой науке, к изучению натурного предмета необходимо подходить  с научной точки зрения. Подходить  к работе следует осознанно, не довольствуясь  копированием внешних форм, которые  видит глаз. Любая форма состоит из плоских фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов, трапеций и других многоугольников, которые отграничивают ее от окружающего пространства. Задача заключается в том, чтобы правильно понять, как эти поверхности сочетаются между собой, образуя форму. Для правильного ее изображения школьникам необходимо научиться рисовать такие фигуры в перспективе, чтобы без особого труда выделять на плоскости объемные тела.

Все предметы имеют объемно-пространственные характеристики: высоту, длину и  ширину. Для определения и изображения  их на плоскости пользуются точками  и линиями. Точками определяются характерные узлы конструкции предметов, ими устанавливается взаимное пространственное расположение узлов, характеризующее конструкцию формы в целом.

Линия является одним  из основных изобразительных средств. Линиями обозначают контуры предметов, образующие их форму. Ими обозначают высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные, определяющие пространства линии, линии построения и многое другое.

Поворачивая гипсовую модель под разными углами к источнику света, можно проследить за закономерностями света и тени. При этом следует обратить внимание на изменение пропорциональных отношений  частей предмета, а также на перспективное  сокращение форм. Приближая и отдаляя  модель от источника света, можно  увидеть, как меняется контрастность  освещения на предмете. Так, например, при приближении к источнику  света свет и тень на форме приобретают  наибольшую контрастность, а по мере удаления становятся менее контрастными. Причем, близлежащие углы и грани  будут наиболее контрастными, а углы и грани, находящиеся в пространственной глубине, - менее контрастными. Но  самое главное на начальном  этапе рисования - это умение правильно отображать объемно-пространственную  конструкцию форм с помощью точек и линий на плоскости.  Это является основополагающим  принципом в освоении рисунка простых геометрических форм, а  также при последующем изучении  более сложных форм и осознанном  их изображении.

Для последовательного  изучения, анализа форм и выполнения рисунка  геометрических тел следует  рассмотреть  приемы и принципы их построения на плоскости.[5]

В целях соблюдения последовательности в работе над рисунком, основанной на принципе "от простого к сложному", необходимо вначале изучить простые  геометрические тела: куб, призму, пирамиду, цилиндр.

Объем геометрических тел  и предметов передают штрихами по форме длинными и короткими, прямыми  и изогнутыми. Работая над тональными отношениями,  надо помнить, что светлое - выразительно выглядит на темном, а темное на светлом. Для каждого рисунка устанавливается тональная шкала: от самого темного пятна (зависит  от возможностей карандаша) до самого светлого (белой бумаги), а между  ними, разместите всю гамму тональных  оттенков. Обычно определив, где в  натуре самое светлое и самое  темное место, продумывают, как следует  использовать тональный масштаб, чтобы  правильно передать в рисунке светотень и форму предметов, а также воздушную среду.[8]

Гипсы с белой матовой  поверхностью в зависимости от освещения  дают богатые тональные градации света и тени. Под лучами направленного  света возникают четкие, контрастные  градации, а при рассеянном освещении  светотеневые отношения становятся мягкими, сближенными по тону, воздушными, с едва уловимыми бликами и  рефлексами.

 

 

1.2. Организация  учебных занятий по рисованию  с натуры

Правильная организация  обучения рисованию с натуры – основной залог успешного выполнения художественно-образовательных задач.

На первом занятии  детям важно перечислить перечень инструментов и принадлежностей  необходимых для полноценного учебного процесса. В зависимости от предусмотренных  целей и задач детям могут понадобится  цветные мелки, соус, художественный уголь, фломастеры. Учашиеся должны иметь отдельные листы белой бумаги надлежащего качества форматом А3. Самый необходимый и главный инструмент – простой карандаш с мягким графитовым стержнем. Простой карандаш используется для подготовительных набросков и для выполнения законченных рисунков. каждый школьник должен иметь ластик и точилку для карандашей. Программы по обучению рисованию предусматривают работу акварельными красками. Акварель удачно совмещает особенности живописи и графики. Детям следует доступно объяснить, как правильно пользоваться красками и как их хранить. Для работы акварельными красками нужна мягкая (беличья или козья) круглая кисточка.[12]

Нужно помнить и обязательно  разъяснять ребятам, как целесообразно использовать рабочее место. Как разложить инструменты и принадлежности в процессе работы над рисунком.

Четкая организация  в течении занятия по рисованию  с натуры помогает школьнику  сосредоточить  внимание. Кроме того,  с первых же уроков преподавателю нужно обращать внимание на правильную рабочую осанку.

Огромное значение в  организации урока имеет подготовка учителя. Широко применяются наглядные  пособия, различные оборудования (драпировки различных цветов, фигурки, аудиовизуальные средства).

На уроках изобразительного искусства осуществляются во взаимосвязи  все основные принципы: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных особенностей, индивидуальный подход. В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности.

 Правильное использование  наглядности на уроках изобразительного искусства способствует формированию четких пространственных содержательных понятий, развивает мышление и воображение, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

Информация о работе Методика проведения урока рисования с натуры в 5 классе