Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:13, курсовая работа
Цель исследования: выяснить особенности методики обучения рисованию с натуры в 5 классе.
Задачи исследования:
- раскрыть роль рисования в развитии ребенка;
- выяснить методические особенности обучения рисованию с натуры в школе;
- разобрать особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов;
- изучить организацию учебных занятий по рисованию с натуры;
- раскрыть специфику методов обучения рисованию на уроках изобразительного искусства;
ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………….....…3
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ…………………………………………………..…...5
1.1. Особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов…………………………………………………………………...5
Организация учебных занятий по рисованию с натуры……………8
1.3. Рисование с натуры в 5 классе……………………………………...11
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………14
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ В 5 КЛАССЕ……………………………………...…………………..15
Методы обучения рисованию на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………………..15
2.2. Разработанный план-конспект урока по обучению рисованию с натуры в 5-м классе………………………………………………………20
ВЫВОДЫ КО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……….…………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ ..………………………….…………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…………….28
Республиканское высшее учебное заведение
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет искусств
Кафедра изобразительного искусства
Курсовая работа
По дисциплине «Методика преподавания ИЗО и ДПИ в средних и специальных учебных заведениях»
Тема: «Методика проведения урока рисования с натуры в 5 классе»
Симферополь 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ…………………………………………………..…..
1.1. Особенности применения техник
в рисовании с натуры отдельных предметов………………………………………………………
1.3. Рисование с натуры в 5 классе……………………………………...11
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………14
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ
С НАТУРЫ В 5 КЛАССЕ……………………………………...…………………
2.2. Разработанный план-конспект урока по обучению рисованию с натуры в 5-м классе………………………………………………………20
ВЫВОДЫ КО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……….…………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ ..………………………….…………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…………….28
Введение
Актуальность выбранной темы. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с детства. Занятия по изобразительному искусству, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию школьников.
В основе правильной организации занятий лежит методика преподавания, то есть особенность работы педагога с учениками. Большое значение имеют способы обучения, принципы обучения, а также цели и задачи учебно-воспитательного процесса в целом. В книге Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» под словом методика подразумевается, прежде всего, совокупность эффективных приемов обучения и воспитания. Метод обучения – это способ работы преподавателя с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Приемами обучения являются отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Совокупность приемов и методов обучения, которые связаны между собой общим направлением, складывается система обучения.
В 5 классах умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся.
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.
Объект исследования: процесс обучения рисованию.
Предмет исследования: особенности методик обучения рисованию с натуры в 5 классе.
Цель исследования: выяснить особенности методики обучения рисованию с натуры в 5 классе.
Задачи исследования:
- раскрыть роль рисования в развитии ребенка;
- выяснить методические особенности обучения рисованию с натуры в школе;
- разобрать
особенности применения техник
в рисовании с натуры
- изучить организацию учебных занятий по рисованию с натуры;
- раскрыть специфику методов обучения рисованию на уроках изобразительного искусства;
- изучить методики проведения занятия по рисованию с натуры в 5 классе;
- разработать план-конспект урока по обучению рисованию с натуры в 5-м классе.
Методы исследования:
Теоретические – изучение педагогической, психологической, искусствоведческой литературы по проблеме.
Эмпирические – изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение.
Структура работы: работа включает в себя содержание, введение, 2 раздела, выводы к каждому разделу, приложение и список использованных источников.
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ
1.1. Особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов
Великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил: "Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок — источник и корень всякой науки".
Обучение изобразительным искусствам требует строгого соблюдения последовательности усложнения учебных задач и многократных повторений для овладения техникой. Наиболее подходящей формой для усвоения принципов построения рисунка являются рисовании с натуры отдельных предметов, имеющие в своей основе ясные конструктивные строения. На простых геометрических телах легче всего понять и усвоить основы объемно-пространственной конструкции, передачи форм в перспективном сокращении, закономерности светотеней и пропорциональные отношения. [13]
Рисование с натуры отдельных предметов. Первыми моделями для рисования служат геометрические фигуры (квадрат, круг) и так называемые плоские предметы, имеющие незначительную толщину по сравнению с другими своими размерами. При рисовании таких предметов с натуры учащиеся знакомятся с композиционным размещением изображения на листе, с приемами определения пропорций, с техническими приемами рисования карандашом, а также с последовательностью работы над рисунком.
В рисунке с натуры кроме правильного построения и передачи формы предмета следует обратить особое внимание на яркое, убедительное воспроизведение его образа. В качестве моделей для рисования можно использовать овощи, фрукты, цветы, предметы быта и гипсы (геометрические тела, орнаменты, розетки, капители, маски, детали лица, головы и фигуры).
Упражнения по рисованию простых отдельных предметов позволяют не отвлекаться на детали, имеющиеся в более сложных формах, таких, как архитектурные объекты и тело человека, а всецело сосредоточиться на главном - изобразительной грамоте. Правильно понятые и усвоенные закономерности при изображении простых форм должны способствовать более осознанному подходу к рисованию сложных форм в последующем.[2]
Для правильного изображения натурной модели школьникам необходимо напомнить о необходимости приучить себя всегда анализировать натуру, ясно представлять ее внешнее и внутреннее строение. В искусстве, как и в любой науке, к изучению натурного предмета необходимо подходить с научной точки зрения. Подходить к работе следует осознанно, не довольствуясь копированием внешних форм, которые видит глаз. Любая форма состоит из плоских фигур: прямоугольников, треугольников, ромбов, трапеций и других многоугольников, которые отграничивают ее от окружающего пространства. Задача заключается в том, чтобы правильно понять, как эти поверхности сочетаются между собой, образуя форму. Для правильного ее изображения школьникам необходимо научиться рисовать такие фигуры в перспективе, чтобы без особого труда выделять на плоскости объемные тела.
Все предметы имеют объемно-пространственные характеристики: высоту, длину и ширину. Для определения и изображения их на плоскости пользуются точками и линиями. Точками определяются характерные узлы конструкции предметов, ими устанавливается взаимное пространственное расположение узлов, характеризующее конструкцию формы в целом.
Линия является одним из основных изобразительных средств. Линиями обозначают контуры предметов, образующие их форму. Ими обозначают высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные, определяющие пространства линии, линии построения и многое другое.
Поворачивая гипсовую модель под разными углами к источнику света, можно проследить за закономерностями света и тени. При этом следует обратить внимание на изменение пропорциональных отношений частей предмета, а также на перспективное сокращение форм. Приближая и отдаляя модель от источника света, можно увидеть, как меняется контрастность освещения на предмете. Так, например, при приближении к источнику света свет и тень на форме приобретают наибольшую контрастность, а по мере удаления становятся менее контрастными. Причем, близлежащие углы и грани будут наиболее контрастными, а углы и грани, находящиеся в пространственной глубине, - менее контрастными. Но самое главное на начальном этапе рисования - это умение правильно отображать объемно-пространственную конструкцию форм с помощью точек и линий на плоскости. Это является основополагающим принципом в освоении рисунка простых геометрических форм, а также при последующем изучении более сложных форм и осознанном их изображении.
Для последовательного изучения, анализа форм и выполнения рисунка геометрических тел следует рассмотреть приемы и принципы их построения на плоскости.[5]
В целях соблюдения последовательности в работе над рисунком, основанной на принципе "от простого к сложному", необходимо вначале изучить простые геометрические тела: куб, призму, пирамиду, цилиндр.
Объем геометрических тел и предметов передают штрихами по форме длинными и короткими, прямыми и изогнутыми. Работая над тональными отношениями, надо помнить, что светлое - выразительно выглядит на темном, а темное на светлом. Для каждого рисунка устанавливается тональная шкала: от самого темного пятна (зависит от возможностей карандаша) до самого светлого (белой бумаги), а между ними, разместите всю гамму тональных оттенков. Обычно определив, где в натуре самое светлое и самое темное место, продумывают, как следует использовать тональный масштаб, чтобы правильно передать в рисунке светотень и форму предметов, а также воздушную среду.[8]
Гипсы с белой матовой поверхностью в зависимости от освещения дают богатые тональные градации света и тени. Под лучами направленного света возникают четкие, контрастные градации, а при рассеянном освещении светотеневые отношения становятся мягкими, сближенными по тону, воздушными, с едва уловимыми бликами и рефлексами.
1.2. Организация учебных занятий по рисованию с натуры
Правильная организация обучения рисованию с натуры – основной залог успешного выполнения художественно-образовательных задач.
На первом занятии
детям важно перечислить
Нужно помнить и обязательно разъяснять ребятам, как целесообразно использовать рабочее место. Как разложить инструменты и принадлежности в процессе работы над рисунком.
Четкая организация в течении занятия по рисованию с натуры помогает школьнику сосредоточить внимание. Кроме того, с первых же уроков преподавателю нужно обращать внимание на правильную рабочую осанку.
Огромное значение в
организации урока имеет
На уроках изобразительного искусства осуществляются во взаимосвязи все основные принципы: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных особенностей, индивидуальный подход. В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности.
Правильное использование наглядности на уроках изобразительного искусства способствует формированию четких пространственных содержательных понятий, развивает мышление и воображение, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Информация о работе Методика проведения урока рисования с натуры в 5 классе