Методика проведения урока рисования с натуры в 5 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выяснить особенности методики обучения рисованию с натуры в 5 классе.
Задачи исследования:
- раскрыть роль рисования в развитии ребенка;
- выяснить методические особенности обучения рисованию с натуры в школе;
- разобрать особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов;
- изучить организацию учебных занятий по рисованию с натуры;
- раскрыть специфику методов обучения рисованию на уроках изобразительного искусства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………….....…3
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ…………………………………………………..…...5
1.1. Особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов…………………………………………………………………...5
Организация учебных занятий по рисованию с натуры……………8
1.3. Рисование с натуры в 5 классе……………………………………...11
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………14
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ В 5 КЛАССЕ……………………………………...…………………..15
Методы обучения рисованию на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………………..15
2.2. Разработанный план-конспект урока по обучению рисованию с натуры в 5-м классе………………………………………………………20
ВЫВОДЫ КО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……….…………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ ..………………………….…………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…………….28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

 3) Практические методы обучения. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, практические работы.

Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на:

        - устные;

        - письменные;

        - учебно-трудовые;

        - графические.

 При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

 По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнении выделяют:

        - упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления;

        - воспроизводящие упражнения;

        - упражнения по применению знаний в новых условиях – тренировочные упражнения.

При использовании практических методов формируются умения и  навыки.

Следует заметить, что, несмотря на то, какие методы будут применяться  на уроке изобразительного искусства, учитель должен как можно образнее представить материал учащимся. Именно в этом случае будет достигнут положительный результат и достигнута главная цель изобразительного искусства: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, обладание национальным  культурным наследием.[17]

 

2.2.  Разработка  плана-конспекта урока по обучению  рисованию с натуры в 5-м  классе.

ПЛАН-КОНСПЕКТ К ОТКРЫТОМУ ЗАНЯТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ

Тема:  Рисование геометрических тел.

Цель занятия: Сформировать умение в правильной последовательности выполнять изображение простых геометрических тел, используя правила перспективы, свето-теневые приемы.

Тип занятия: комбинированный.

Задачи  занятия:

- познакомить учащихся с многообразием форм, с конструкцией и сквозным линейным построением, светотенью;

- выполнить рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема;

- развивать понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы;

- развивать зрительную память, пространственное представление; укрепление межпредметных связей (математика, черчение).

Оборудование:

Для учителя: геометрические тела (параллелепипед, конус, куб, цилиндр, призма, пирамида).

Для учащихся: акварель/гуашь, кисти, лист бумаги.

План занятия:

1. Организационная часть – 2 мин.

2. Объявление темы урока 

3. Объяснение материала – 13 мин.

          - работа с иллюстрациями

          - работа с геометрическими телами

4. Практическая работа – 25 мин.

          - проведение физкультминутки

- разработка  эскиза

- проработка  тоном

5. Анализ работы, подведение итогов – 5 мин.

 

ХОД УРОКА

 

  1. Организационная часть.

Приветствие.

Предлагаю вам послушать  стихотворение:

- Художник, смотрите, художник!

  Пришёл и сидит  на пеньке.

  При нём голенастый  треножник

  И кисточка в правой руке.

  За ним - гаражи  и помойки

  А прями – огромный  закат,

  Два стройных жирафа  на стройке,

  Как чёрные тени  стоят.

- Художник! Смотрите, художник!

  Сидит посреди  пустыря…

  Зачем – то сорвал  подорожник,

  Задумался – видно не зря!

О чём это стихотворение? (ответы учащихся)

Об умении видеть прекрасное в обыденном, повседневной жизни, об удивительном рядом и т.д.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока.

3. Объяснение материала. Беседа о многообразии форм в окружающем  мире.

Всякий окружающий нас  предмет определяется тремя измерениями  – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных и простых. Наблюдая любые предметы, вы можете убедиться, что - упрощая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам.

- Давайте вспомним  формы геометрических тел.

Демонстрация геометрических тел и ответы учащихся. Примеры  учащихся.

- Приведите примеры  различных окружающих нас предметов  и объектов, имеющих те или  иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел.

- Какую форму имеет  ящик, книги, мяч и т.д.

- Уже при рисовании  простейших тел необходимо развивать  у себя чувство формы. (прил.1,разд.2)

Рисуя, например, куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учета сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно ни построить, ни нарисовать данный куб. Без ощущения всей формы в целом, изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Необходимо изучить форму предмета с разных точек.

 Освоив главные правила рисования на простейших предметах, геометрических телах, в дальнейшем можно будет перейти к более сложным конструкциям. 

Даю расшифровку новых слов. (Учащиеся записывают новые слова).

Новые слова: Свет – поверхность, на которую падают прямые лучи. Блик – самое светлое место на плоскости. Полутень – поверхность или плоскость, освещённая косыми скользящими лучами света. Собственная тень – образуется на поверхности, куда лучи света не попадают. Падающая тень – тень падающая на лежащее пространство от предмета (она имеет форму предмета от которого отражается). Рефлекс – отражение от другого предмета.

(зарисовываю на доске геометрические тела; указываю направление света; градацию светотени; штриховку «по форме») ( прил.2, разд.2)

4. Практическая работа

Задание: выполнить сквозную прорисовку куба и конуса. Передать объём геометрических тел при  помощи светотени.

Во время работы я делаю целевые обходы:

1) контроль организации  рабочего места; 

2) контроль правильности  выполнения приёмов работы и  соблюдение правил безопасности;

3) оказание помощи учащимся испытывающим затруднения;

4) контроль за качеством  выполнения работы.

Физкультминутка (проводится в середине самостоятельной работы).

Упражнение для глаз: выполнить частые моргания в течение 15-30 секунд.

Упражнение для шеи: стоя, руки на поясе, выполняем повороты головой на право и на лево, поочерёдно.

Упражнение для плеч: стоя, кисти рук ложем на плечи, локти прижимаем к туловищу, выполняем  круговые движения вперёд и назад  по 4 раза. Повторить 2-3 раза.

Упражнение для кистей рук: массируйте руки, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто  вы надеваете узкую перчатку.

5. Анализ работы, подведение итогов.

Несколько рисунков учеников анализируются перед классом (рассматриваются  ошибки и правильные работы).

Вопросы учителя: что  называется светом, бликом, собственной  тенью, падающей тенью? От чего зависит  форма падающей тени? Какую геометрическую форму имеет многоэтажный дом?  Что общего у шара и яблока, цилиндра и бидона?

Выставление оценок.

Домашнее задание: проанализировать форму различных предметов быта и соотнести их с формами геометрических тел.

Уборка рабочего места.

 

 

 

 

ВЫВОДЫ КО ВТОРОМУ  РАЗДЕЛУ

 

 

В основе методов, применяемых  в предметном рисовании, находится метод неоднократного наблюдения предметов. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить  и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу  натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной  работе.

При написании второго раздела курсовой работы была  раскрыта специфика методов обучения рисованию на уроках изобразительного искусства, рассмотрены методики проведения занятия по рисованию с натуры в 5 классе, разработан план-конспект урока по обучению рисованию с натуры в 5-м классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству / С.В.Аранова - СПб.: КАРО, 2004. - 175 с.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В.Беда - М.: Просвещение, 1989. -192 с.

3. Берзин О.А. Методические указания по изучению законов композиции на уроках изобразительного искусства II - VI классов / О.А. Березин - Рига: Мин. Просвещ. Латвийской ССР, 1976. - 29 с.

4. Волков И.П. Художественная  студия в школе: кн. для учителя: Из опыта работы / И.П.Волков - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.

5. Дмитриева А.А. Формирование художественно-образного мышления у школьников IV-VIII классов // Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: Сборник научных трудов / Под ред. Б.П. Юсова М.: НИИОП, 1981. - С. 75 - 95.

6. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.

7. Кудина Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников / Г.Н.Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская - М.: Знание, 1988. - 80 с.

8. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В.С.Кузин - М.: АГАР, 1998. 336 с.

9. Кузин B.C. Основы обучения  изобразительному искусству в  школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. / В.С.Кузин - М.: Просвещение, 1977. -206 с.

10. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника / А.А.Мелик - М.: Прогресс-Традиция, 2000. -271 с.

11. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л.Мельникова - М.: Издательство Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2002.-168 с.

12. . Полуянов Ю. Способность создавать гармоничное целое. Искусство в школе / Ю.Полуянов - 2005. -№1. - С. 40-45.

13. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н.И.Пьянкова - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.

14. Радлов Э.Н. Рисование с натуры / Э.Н.Радлов - Л.: Художник РСФСР, 1978. - 130 с.

15. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию / Н.Н.Ростовцев - М.: Просвещение, 1982. - 240 с.

16. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Учебное пособие / Л.Б.Рылова - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. - 310 с.

17. Свешников А.В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве / А.В.Свешников - СПб., 2004.-52 с.

18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции для учащихся 5-8 классов / Н.М.Сокольникова - Обнинск: Титул, 1996. - 79 с.

19. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб./ Е.В.Шорохов - М.: Просвещение, 1977. - 112 с.

20. Щербаков B.C. Тематическая композиция. Работа по памяти. Изобразительное искусство в школе / В.С.Щербаков –М.: Просвещение,  2004. - №6. - С. 33-43.

21. Методы обучения [электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения

22. Методика преподавания изобразительного искусства в современной школе [электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/metodika-prepodavaniya-izobrazitelnogo-iskusstva-v

23. Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах [электронный ресурс]. – Режим доступа: 

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466454

 


Информация о работе Методика проведения урока рисования с натуры в 5 классе