Методика проведения урока рисования с натуры в 5 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выяснить особенности методики обучения рисованию с натуры в 5 классе.
Задачи исследования:
- раскрыть роль рисования в развитии ребенка;
- выяснить методические особенности обучения рисованию с натуры в школе;
- разобрать особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов;
- изучить организацию учебных занятий по рисованию с натуры;
- раскрыть специфику методов обучения рисованию на уроках изобразительного искусства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………….....…3
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ С НАТУРЫ…………………………………………………..…...5
1.1. Особенности применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов…………………………………………………………………...5
Организация учебных занятий по рисованию с натуры……………8
1.3. Рисование с натуры в 5 классе……………………………………...11
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ……………………………………………14
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ В 5 КЛАССЕ……………………………………...…………………..15
Методы обучения рисованию на уроках изобразительного искусства…………………………………………………………………..15
2.2. Разработанный план-конспект урока по обучению рисованию с натуры в 5-м классе………………………………………………………20
ВЫВОДЫ КО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ……….…………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ ..………………………….…………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…………….28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

 На уроках изобразительного искусства необходимо в комплексе использовать все виды наглядности:

- демонстрация рабочих операций (технические карты, чертежи и т.д.);

- образцы изделий;

- показ моделей, макетов, плакатов, диафильмов, таблиц, слайдов и т.д.).

 При показе задаются  вопросы, которые направляют внимание  детей на более существенные  стороны изучаемых предметов  и объектов.[23]

 Принцип наглядности  состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания.

При раскрытии принципов  построения изображения необходимо словесное объяснение обязательно сопроводить педагогическим рисунком на классной доске, с целью помощи детям справиться с наиболее трудными для них задачами, необходимо указать им правильный путь построения основной формы предмета. Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися. Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. В какой-то момент педагогический рисунок необходимо ради наглядности упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял конструкцию формы, ее структуру, пластические особенности. [4]

Основной задачей преподавателя является указание путей правильного наблюдения и познания реальной действительности. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места. Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Только системная натурная постановка может помочь плодотворно решить задачи программы.

 Когда учащийся впервые начинает рисовать предмет, то, не зная характерных особенностей его строения, он стремится добросовестно срисовывать все, что видит, передавая главным образом внешние признаки. При условии же правильного методического руководства со стороны педагога он сможет сравнительно легко выработать систему наблюдений, а именно: наблюдение общей формы – наблюдение пропорционального соотношения частей и целого – наблюдение объемно-пластических качеств натуры – конструктивный анализ натуры – детальная характеристика натуры.[11]

У учащихся важно  выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные  детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.

 

1.3. Рисование  с натуры в 5 классе.

 

Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих  основных задач:

- коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами:

- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

- улучшение зрительно - двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

- расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

- развитие у обучающихся, воспитанников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию. [18]

 Для решения этих задач  программой предусмотрены четыре  вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. В 5 классе рисование на темы тесно связано с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.[20]

Рисование с натуры. Содержанием  уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы предлагаются две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места.

 Для активизации мыслительной  деятельности учащихся подбираются  такие предметы, чтобы можно было  проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении является детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).

 Рисованию с натуры  обязательно пpeдшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

 У обучающихся важно  выработать потребность сравнивать  свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую линию), а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ  РАЗДЕЛУ

 

Изобразительная деятельность для своего успешного осуществления  требует не просто восприятия предметов, а выявления и фиксирования их свойств: формы, её особенностей, величины, пропорций предметов, их цвета, характерных деталей. Это учит детей внимательно всматриваться в окружающую их жизнь. Изобразительная деятельность способствует развитию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

В первом разделе  курсовой работы были проведены исследования на темы, касающиеся особенностей применения техник в рисовании с натуры отдельных предметов, организации учебных занятий по рисованию с натуры в 5 классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ С НАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

 

 

    1. Методы обучения рисованию  на уроках изобразительного искусства

Существование различных  методов дает огромное поле для деятельности. Следует выделить  традиционные и нетрадиционные  методы обучения изобразительному искусству. К традиционным методам мы относим словесные, наглядные и практические методы обучения. Нетрадиционными методами являются использование на уроках рисования декоративно-прикладного искусства, введение коллективных заданий, отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, нанесение краски на мокрый лист, замена кисточки палочкой, зубной щёткой, свечой; применение таких методов как: пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, приём «штамповки» рисунков и т.д.  

Рассмотрим традиционные методы.

  1) Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

К словесным методам  обучения относят рассказ, лекция, беседа и др.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. На уроках изобразительного искусства он употребляется учителем в основном для сообщения новой информации, новых требований. Рассказ должен соответствовать следующим дидактическим требованиям: быть убедительным, лаконичным, эмоциональным, доступным для понимания учениками начальных классов.

Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание эмоционального тонуса изложения.

  Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

  В целом, метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

      Недостатки  метода беседы: требует много времени, необходим запас знаний.

Объяснение. Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

      На уроках  изобразительного искусства метод  объяснения может использоваться во вводной части урока для знакомства с исполнением различных швов, совместно с демонстрацией изделия, при знакомстве с различными приемами работы кистью и т.д.

      При  подготовке к работе учитель  объясняет, как рационально организовать  рабочее место; при планировании объясняет, как определить последовательность операций.

      Дискуссия,  как метод обучения основан  на обмене взглядами по определенной  проблеме. Этот метод больше подходит для применения в старших классах.

2) Наглядные методы  обучения. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 2 большие группы:

        - метод иллюстраций;

        - метод демонстраций.

При демонстрации натуральных  объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и  их взаимоотношения), а затем переходят  к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (действие прибора и т.п.).      Объектами демонстрации являются: наглядные пособия демонстрационного характера, картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.

 Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

 Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Требования к использованию  наглядных методов: применяемая  наглядность должна соответствовать  возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

      Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. А дать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочно, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а так же уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Информация о работе Методика проведения урока рисования с натуры в 5 классе