Методика проведения уроков хореографии в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
§ 1. ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ 5
§ 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ХОРЕОГРАФИИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

Методика работы с младшими классиам по хореографии.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

Введение

 

Еще в самые древние времена  танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Танец народный, бальный, классический, эстрадный, современный, спортивный – все они для ребенка чрезвычайно полезны, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию. Занимаясь хореографией, дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру.

Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Телевидение широко показывает детскую самодеятельность, знакомит с детскими танцевальными коллективами. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.

В связи с этим актуально исследование специфики работы с детьми каждого возраста, особенно, на мой взгляд, с детьми младшего школьного возраста. Это связано с тем, что младшие школьники, подвижные и импульсивные от природы, особенно нуждаются в занятиях хореографии, однако в силу возраста они менее трудолюбивы, чем дети среднего и старшего возраста, менее собраны,  сосредоточены и настойчивы, невнимательны и легко отвлекаются. Поэтому важно знать и учитывать специфику работы с ними, чтобы не только получать максимальный результат от занятий, но и меньше утомлять детей, способствовать развитию их здоровья. Педагог, учитывающий специфику младшего школьного возраста, поможет детям, занимающимся танцем, познать красоту и силу своего тела, развиться физически, овладеть профессиональными навыками танцовщика в соприкосновении с музыкой, с народным фольклором, с историей и развитием отечественного балетного театра.

Исследование специфики работы с младшими школьниками проводилось  многими учеными психологами  и педагогами [3,4,6,9,11,13]. Однако тема, на мой взгляд разработана недостаточно хорошо. Много исследований посвящено специфике преподавания различных учебных предметов в младших классах,   но нет специального исследования, посвященного специфике работы с младшими классами по хореографии. Интерес представляют следующие работы: исследование казанских педагогов по методике преподавания народно-сценического бального танца [12], где наряду с прочими, раскрываются особенности работы с младшими классами; уроки классического танца [10], в том числе уроки в 1-3 классах; основы хореографической работы в начальных классах [1,2,15] и др.

Цель курсовой работы – раскрыть и понять специфику работы с младшими школьниками в классе хореографии. Для этого необходимо решить следующие  задачи: 1) выяснить особенности детей младшего школьного возраста, ознакомиться с выработанными к ним подходами; 2) исследовать различные методы обучения детей младшего школьного возраста; 3) предложить новые – интересные и нетрадиционные – методы работы с детьми младших классов по хореографии.

 

 

 

Глава 1. Особенности развития в младшем школьном возрасте

§ 1. Влияние особенностей развития детей на занятия хореографией

 

Многим кажется, что танцевать  так же легко, как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца нужно обладать определенными способностями. При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.

Большое значение для танца, в особенности  классического, имеет рост. Рост и развитие детей идут непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. Известно, что в некоторые возрастные периоды преобладает рост, а в другие — развитие. Периоды ускорения роста соответствуют определенным в жизни ребенка годам и достаточно четко отражают генетически детерминированный биологический ритм, который можно использовать с целью совершенствования процесса обучения в хореографии.

Волнообразность темпов роста и развития определяет необходимость выделения нескольких возрастных периодов. Возрастные периоды ускорения роста принято также называть периодами вытягивания: до 1 года, с 3 до 7 лет, с 11-12 лет до 15 лет; а периоды некоторого замедления роста— периодами округления: с 1 до 3 лет и с 7 до 10-11 лет (С. Гальперин, 1974). Приблизительно до 10 лет мальчики и девочки растут одинаково, у девочек с 11-12 лет (более раннее наступление полового созревания), а у мальчиков с 13-14 лет темп роста ускоряется, и к 14-15 годам рост мальчиков и девочек почти одинаков. Однако с 15 лет мальчики растут быстрее.1

В 8-9 лет у девочек наступает  предпубертатный период. У мальчиков  он наступает в 10—12—13 лет. Костная  система в младшем школьном возрасте еще окончательно не сформирована. Не завершено окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей. Позвоночник гибок и податлив, при длительном неправильном положении тела возможно его искривление. Поэтому необходимо следить за правильной осанкой и походкой.

В эти годы дети обладают уже достаточным  уровнем психического развития, но очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако из-за относительно слабой устойчивости внимания дети на занятиях быстро теряют темп и ритм.2

Дети  в этом возрасте обладают в основном наглядно-образным характером запоминания, поэтому личный показ движений педагогом наиболее эффективен. Характер еще только складывается, но дети уже обладают некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели.

Наиболее благоприятный возраст для восприятия движения в хореографии— 10-11 лет. При этом нужно отметить, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том же возрасте.

С точки зрения обучения хореографии  большой практический интерес имеет прогнозирование роста и изменений пропорций тела детей в процессе их развития.

Различают три основных типа или формы пропорций  тела: первая форма — долихоморфная  — характеризуется относительно узким туловищем, плечами и тазом и относительно длинными ногами и руками, причем само туловище сравнительно короткое; вторая форма — брахиморфная — в противоположность первой характеризуется относительно длинным и широким туловищем и сравнительно короткими ногами и руками; третья форма — мезоморфная — представляет собой среднюю форму строения тела, промежуточную между двумя предыдущими. В хореографии предпочтение отдается долихоморфному и мезоморфному типам сложения.

Соотношение роста и веса детей в возрасте 7-10 лет представлено в Таблице 1.3 

Таблица 1.

Соотношение роста и веса детей  в возрасте 7—10 лет

(м — мальчики, д — девочки)

рост

вес

рост

вес

м/д

м

Д

м/д

м

Д

7 лет

8 лет

118

18,3

18,7

124

21,2

20,8

119

18,9

19,3

125

21,9

21,5

120

19,4

19.8

126

22,5

22,1

121

20.0

20,4

127

23,2

22,8

122

20,6

20,9

128

23,8

23.4

123

21,1

21,4

129

24,5

24,1

124

21,7

22,0

130

25,1

24,8

125

22,3

22,5

131

25,8

25,4

126

22,9

23,0

132

26,4

26,1

127

23,4

23,6

133

27,1

26,7

128

24,0

24,1

134

27,7

27.0

129

24.6

24,3

135

28,4

 

9 лет

 

10 лет

 

128

22,2

22.5

134

 

25.3

129

22,9

23.2

135

26,6

26.0

130

23,6

24,0

136

27,3

26,6

131

24,2

24,7

137

28,0

27,3

132

24,9

25,5

138

28,7

27,9

133

25,6

26,2

139

29,4

28,6

134

26.3

27,0

140

30,1

29,3

135

27,0

27,7

141

30,8

29,9

136

27,6

28,5

142

31,5

30,6

137

28,3

29,2

143

32,2

30.2

138

29,0

30,0

144

32,9

31,9

139

29,7

30,7

145

33,6

32.6

140

30,4

31.5

146

34,3

33,2

141

31,0

 

147

35,0

33,9


 

 

Не только правильное телосложение, но и соотношение веса, роста и  окружности грудной клетки играют значительную роль при выполнении многих сложных движений.

Для занятий танцем важно иметь  не только пропорциональное телосложение, но и правильную осанку.

В анатомическом отношении осанка человека рассматривается в трех плоскостях, проходящих через общий центр тяжести человека: поперечная (горизонтальная), делящая тело на верхнюю и нижнюю половины; продольная (сагитальная), которая разграничивает тело на две симметричные части — правую и левую; передне-задняя (фронтальная), учитывающая строение передней и задней частей тела. Основа осанки — позвоночник и его соединения с тазовым поясом. Позвоночник имеет изгибы: шейный (впереди), грудной (назад), поясничный (вперед), крестцо-копчиковый (назад).

При нормальной осанке изгибы позвоночника выражены умеренно. Направление линии  позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника, треугольники талии (пространство между линиями туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы. В нормальной осанке ось тела, проходя через общий центр тяжести, проецируется на середину площади опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие тела.

В осанке детей бывают заметны различные  отклонения. Такие отклонения, как  асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина (лондоз), сутулость (кифоз), могут быть исправлены.

 


 

 

Серьезным недостатком считают плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных упражнений могут быть исправлены.

§ 2. Специфические особенности  и способности детей 

 

Существуют специфические особенности  и способности детей, учет которых  необходим для планирования и  проведения занятий с детьми младшего школьного возраста. Это выворотность ног, подъем стопы,  амплитуда шага, гибкость тела, высота и полетность прыжка и др.

Выворотность  ног — это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Для определения выворотности ног ребенка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны (супинировались), то  есть предлагают исполнить grand plie. Взяв руками за бедра чуть выше колен и помогая ребенку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не раскрываются, а уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.

Большая подвижность ног объясняется  тем, что при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движений большой амплитуды. Поэтому требование хорошей выворотности ног — безусловная необходимость для классического танца.

Важным  фактором для занятий хореографией является стопа. Подъем стопы определяется при выворотном положении ног  и проверяется поочередно: сначала  одна нога, затем другая. Из I позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы. При наличии подъема стопа податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму.

Стопа — сложный в анатомическом  и функциональном отношении аппарат — является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.

Подъем  стопы — это изгиб стопы  вместе с пальцами. Форма подъема  зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Различают три формы подъема стопы: высокий подъем, средний и маленький.

Балетный шаг. Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего артиста. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую ребенок может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 90°, для девочек — выше 90°. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога. У детей младшего школьного возраста балетный шаг формируется легче, чем у детей более старшего возраста.

Шаг также создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага в стороны и вперед зависит от степени выворотности ног и подвижности тазобедренных суставов. Амплитуда шага назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.

Информация о работе Методика проведения уроков хореографии в младших классах