Методика проведения уроков хореографии в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:48, дипломная работа

Описание работы

Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
§ 1. ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ 5
§ 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ХОРЕОГРАФИИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

Методика работы с младшими классиам по хореографии.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Гибкость  тела - это одно из главных профессиональных требований к тем, кто занимается классическим и народным танцем. Она показатель пластичности тела артиста, придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.

Гибкость тела определяется величиной  прогиба испытуемого назад и вперед. Для этого ребенка ставят так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхуют, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.

Прыжок придает танцу необходимые  для него качества: легкость, воздушность, полетность — и поэтому является его важной составной частью. На занятиях в младших классах важно  обратить внимание на высоту прыжка. Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз. Для прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии словом ballon, — умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка рисунок позы.

Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.

При прыжке работающие мышцы в течение  короткого времени сокращаются  до максимума, при этом действуют две главные силы: сила отталкивания от опоры и сила тяжести тела. Поэтому высота прыжка находится в прямой зависимости и от них. При этом необходимо, чтобы отдельные звенья тела в момент отделения его от опоры находились по отношению друг к другу в состоянии неподвижности.

Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца  имеет координация движений. Различают  три основных вида координации: нервную, мышечную, двигательную. Для нервной  координации характерно чувство  ритма, равновесия, различных поз, осанки и т. п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память — одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов. В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела (при ходьбе, беге и других движениях). Двигательная координация — это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное).

Музыкально-ритмическая координация - это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.

 

Глава 2. Методика проведения урока  по хореографии в младших классах

 

Проведение урока по хореографии  в младших классах имеет свою специфику, которая учитывает перечисленные выше особенности этого возраста. При проведении занятия под музыку педагог не должен считать, т.к. это отвлекает детей, а для развития музыкальности учащиеся должны внимательно вслушиваться в музыку. Иногда, если учащиеся исполняют движения неточно, немузыкально, педагог может просчитать нужный музыкальный размер или предоставить эту возможность самим ученикам.

Необходимым условием развития музыкальности  учащихся является разнообразие музыкального сопровождения урока. Опытные педагоги советуют к каждому новому уроку, составленному педагогом, давать новый музыкальный материал. Это даст учащимся представление о существовании в танце, музыке определенной народности различных музыкальных размеров, интонаций, темпов.4 Думаю, что в младших классах музыкальные произведения могут быть из любимых детьми мультипликационных фильмов, сказок. 

Музыкальное сопровождение урока  должно быть высокопрофессиональным, т.к. оно дает эмоциональную основу танцу, представление о национальном колорите музыки разных народов, способствует образному ее восприятию.

Основными приемами, которыми педагог  пользуется при пояснении правил выполнения, а также образной, эмоциональной  стороны танца в начальных  классах являются показ и рассказ.

Показ особенно важен при пояснении  техники исполнения движений и порядка  исполнения комбинации. Новые движения необходимо показывать замедленно несколько  раз, пока учащиеся не усвоят правила  исполнения, и обязательно сопровождать показ подробным устным объяснением. Комбинированные упражнения показываются в обычном темпе, характерном для определенного года обучения, один раз — под счет, и второй раз — под музыку. Многократные исполнения комбинации педагогом активизируют внимание и зрительную память учащихся, развитию которых должно уделяться большое внимание, т.к. обучение искусству танца происходит в большей мере через зрительное восприятие. Показ преподавателя должен помочь всем ученикам усвоить прежде всего единые технические приемы исполнения, поэтому он должен быть точным, музыкально правильным. Иногда показ преподавателя может быть примером исполнительской манеры. Но он не должен рождать подражателей в лице учеников, он должен способствовать развитию их творческой индивидуальности. Показ педагога часто играет решающую роль в усвоении учащимися особенностей исполнения танца определенной национальности.

Наряду с показом, рассказ, объяснение, вообще слово педагога, имеет важнейшее  значение в процессе обучения младших  школьников народно-сценическому танцу. Речь яркая, образная, эмоциональная незаменима, если она обращена к творческому воображению ребенка, к содержанию музыки и танца, к его образности, если она касается национального своеобразия хореографии, характера, быта определенного народа.

Для успешной работы преподавателя и его воспитанников исключительно важны методические замечания. Они могут быть обращены к одному человеку и всему классу одновременно, т.е. могут быть индивидуальные и общие. В зависимости от места методических замечаний в ходе урока их можно разделить на "профилактические", "попутные",    "безотлагательные", "итоговые". "Профилактические" замечания предваряют те ошибки, которые может делать один исполнитель или весь класс. Педагог делает их, зная слабые стороны учеников. Таким образом он обращает их внимание на то, что необходимо сделать и чего избежать или исправить. Чаще всего такие замечания педагог делает перед началом упражнения или при выполнении его с другой ноги. "Попутные" замечания педагог делает во время исполнения заданий. Длительность комбинированных упражнений и повторяемость движений должны позволять это. "Безотлагательные" замечания предполагают прерывание хода упражнения и делаются тогда, когда ученик допускает грубые ошибки. "Итоговые" замечания даются после исполнения задания. В тех случаях, когда ошибок мало и они незначительны, педагог должен отметить это как определенный успех.

По своему содержанию замечания  могут касаться техники исполнения, музыкальности, эмоционально-танцевальной выразительности, способности передавать национальный колорит танца и т.д. Замечание педагог может сделать сам, может предложить это сделать кому-либо из учащихся. Второй путь активизирует внимание класса, учит видеть ошибки товарищей и пути их исправления.

Педагог может сделать замечание и указать пути исправления ошибки в устной форме или использовать практический показ. Делая замечание, он может подчеркнуть, утрированно показать неправильное исполнение, представляя ошибку в более выпуклой, наглядной форме. А затем в контрасте дать показ правильного исполнения задания.

На первом году обучения при устном замечании допускается поправление  учеников руками, установление корпуса  или руки, головы или ноги в правильное положение. Это помогает им быстрее  почувствовать правильность исполнения. В дальнейшем таким приемом нужно пользоваться в редких случаях, развивая у учеников способность к самостоятельному более точному исполнению.

Делая индивидуальное замечание ученику, педагог может попросить его  выполнить задание перед всем классом, давая возможность каждому определить ошибку. Затем, сказав, как нужно правильно выполнить упражнение, может попросить кого-либо из класса повторить все в более совершенном виде.

Замечания по форме изложения должны быть краткими, ясными, логически последовательными. Пространные объяснения на практических занятиях приводят к недопустимой потере времени, расхолаживают учащихся. Образность, четкость, стремление отразить суть должны быть присущи замечаниям, поскольку от них в большей степени зависят успехи учеников. Кроме того, я думаю, можно не делать замечание явно, а попросить повторить какой-либо элемент, который плохо получается у большинства детей, именно того ребенка, у которого он выходит лучше всех, похвалить его. Объяснение через похвалу, обращение внимание на успехи, на лучшие образцы очень важно для детей 7-9 лет, т.к. в этом возрасте дети могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но ее практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец.

Важным условием успешного хода урока является соблюдение правильного его темпа. Основной критерий хорошего темпа практических занятий — сохранение высокой работоспособности учащихся на протяжении всего урока.

При слишком медленном темпе  у младших школьников нет возможности  привести в рабочее состояние все мышцы, сохранить рабочее состояние до конца занятий и развить выносливость. При слишком быстром темпе учащиеся не успевают отдохнуть после упражнения, появляются признаки переутомления: слабость, невнимательность, медленная реакция на замечания педагога. Иногда быстрый темп отрицательно влияет на правильность, точность, выразительность исполнения, значит, он не соответствует уровню их исполнительской техники. Педагогу необходимо помнить, что к быстрым темпам учащихся нужно готовить постепенно.

Темп урока определяется темпом исполнения каждого упражнения и  каждого этюда на середине зала, а также темпом их сменяемости. В  начале обучения медленный темп используется как учебный прием, необходимый  для правильного детального освоения каждого движения, всех его нюансов. В дальнейшем темп исполнения движений, темп урока ускоряется, но "проработка" новых упражнений всегда делается медленно. На III-м, IV-м году обучения, когда темп урока значительно возрастает, для сохранения работоспособности учащихся педагог уже может использовать упражнения различные по характеру и темпу исполнения (например: резкий, острый по характеру исполнения battement tendu jete, более спокойный rond de jambe, медленный, мягкий battement fondu); упражнения, включающие различные группы мышц (например; упражнения на выстукивание и battement developpe.). В младших классах, это делать не рекомендуется.

Специфика работы с младшими классами такова, что следует чаще использовать игровой момент на уроке. Например, подскоки в I позиции ног с разворотом на 90-120° можно назвать ''представим воробышка''. Чаще необходимо применять свободную импровизацию, без соблюдения правил. Игровой момент рекомендуется использовать при объяснении педагогом новых элементов. Например, можно посадить в зале игрушку, и объяснять задание ей, а детей попросить помочь показать ''непонятливой Матрешке'', или ''Незнайке'', или ''ленивому Буратино'' изучаемый элемент.

Используя эти основные рекомендации по методике подготовки и проведения урока, педагог должен учитывать и индивидуальные особенности класса. Знание и применение на практике методических рекомендаций, изложенных выше, а также опыт, творческая увлеченность помогут начинающим педагогам овладеть мастерством своей профессии.

 

Заключение

 

Младший школьный возраст занимает возрастной период от 6-7 до 10-11 лет (I-IY классы школы). Хронологически социально-психологические границы этого возраста в жизни ребенка нельзя считать неизменными. Они зависят от готовности ребенка к обучению в школе, от того, с какого времени начинается и как идет обучение в соответствующем возрасте.  Границы этого возраста могут сужаться и расширяться в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют его развитие, а менее совершенные замедляют его. Поэтому так важно учитывать специфику возраста при обучении любым видам деятельности.

Занятия хореографией, проводимые с  учетом возрастной специфики, располагают  значительными резервами развития. Выявление и эффективное использование  этих резервов – одна из главных задач педагога хореографии.

К сожалению, в современной школе  музыка, песня, изобразительное искусство  получили более широкое развитие, чем хореография. Дети не знают особенности  различных видов танца, не знакомы  с историей хореографического искусства, с танцевальным творчеством народов мира, самобытным русским народным хореографическим искусством, не владеют навыками исполнения танца. Все это отражается на уровне культуры подрастающего поколения. Специфика хореографии определяется ее многогранным действием на человека, что обусловлено самой природой танца, как синтетического вида искусства. Органично сочетая в себе различные виды искусства, в частности музыку, песню, элементы театрального изобразительного искусства, литературы и прежде всего фольклора, танец не только обладает способностью вызывать у детей эффект присутствия, сопереживания, сопричастности к тем или иным событиям, которые он разыгрывает, но и воздействуют на его личность, на нравственный, эстетический, духовный мир.

Список литературы

 

 

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Айрис-Пресс, 1999.
  2. Барышникова Т.К. Азбука хореографии: Методические указания в помощь учащимся и педагогам. – СПб: Респекс: Люкси, 1996.
  3. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. – М.: Моск. Психол.-соц. Ин-т: Флинта, 1998.
  4. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.,1978.
  5. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988. (Младший школьник: С. 24-31).
  6. Ермоченкова С., Лакомова Н. Уроки окончены. Что же дальше?// Народное образование. – 1998. - № 2. – С. 149-151.
  7. Карташева И.Н. Воспитание танцем. – М.: Искусство, 1976.
  8. Карташева И.Н. Приглашение к танцу. – М.: Искусство, 1965.
  9. Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. – М., 1989.
  10. Костовицкая В.С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 класс): Учебно-метод. пособие. – 2-е изд. доп. – Л.: Искусство, 1981.
  11. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Педагогика, 1984.
  12. Методическое пособие по теории и методике преподавания народно-сценического танца/ КГАКИ. – Казань: КГАКИ, 1998.
  13. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. – М.: Владос, 1998.
  14. Уральская В.И., Гороховщиков Г.С. В ритме вальса. – М.: Искусство, 1988.
  15. Уральская В.И., Соколовский Ю.Е. Народная хореография. – М.: Искусство, 1975.

Информация о работе Методика проведения уроков хореографии в младших классах