1)препятствие
2)угроза
3)тайна
4)новость
Препятствие – то, что мешает
герою достигнуть цели, так же называется
«брешью». Такие «крючки» наиболее просты
в исполнении, так как препятствием для
протагониста может быть что угодно: например,
в ситкомах сама завязка конфликта – недопонимание
между героями, становится основополагающим
«крючком»-препятствием. Далее следует
череда обстоятельств, не дающих возможность
достичь цели. Приведем пример: сериал
«Кухня» начинается с того, что молодой
повар хочет работать в модном ресторане.
Основное «заочное» препятствие заключается
в том, что у него нет опыта работы, рекомендаций.
Придя на кухню, он сталкивается с другими
препятствиями: будущие коллеги настроены
враждебно, из-за недопонимания происходит
конфликт с шефом, директором ресторана
оказывается девушка, которую молодой
повар бросил. Преодолев эти испытания,
оказавшись в команде, протагонист каждую
серию сталкивается с новыми препятствиями
– именно они и развивают действие.
Стоит отметить, что условным,
но одним из главных виновников препятствий
сериала, достаточно часто становится
антагонист, который добивается своей
анти-цели.
Под «угрозой» подразумевается
опасность для героя.
Это не обозначает обязательный
физический риск, потенциальная жертва
может не догадываться о предстоящей напасти.
Зритель же следит за планами антагониста.
В процедуралах, детективных и мистических
сериалах такое обычно происходит во втором
акте – зритель еще не знает, кто убийца,
но видит планы или реализацию преступления.
«Тайна» является наиболее
трудным для выполнения элементом сюжета,
но если она грамотно реализуется, оказывается
наиболее эффективным «крючком» для зрителя.
Помимо очевидных зрелищ, строящихся на
тайнах, - детективах, расследованиях,
- тайна может воплощаться в действиях
протагониста, непонятных зрителю в начале
и объясняющихся в течении действия. К
примеру, в сериале «Бедная Настя» тайна
скрывается в самом названии – персонажа
с таким именем нет, кто же эта Настя, зритель
узнает ли в последней серии.
И, наконец, четвертый вид сюжетного
«крючка» – новость. Подобный метод помогает
завязать новую сюжетную линию, когда
остальные исчерпаны. Когда основной конфликт
находит развязку, протагонист узнает
что-то, что направляет действие в другую
сторону: в телероманах, например, протагонист,
обретя свое счастье с любимой/любимым,
может узнать, что они состоят в родстве
– это наиболее шаблонный метод.
Теоретически в каждой серии
должны быть задействованы 5-6 «крючков»,
то есть по 2 в каждом акте. В идеале финал
каждой сцены должен быть зацепкой, интригой
для зрителя. Ближе к концу серии «крючок»
обычно становится все более эмоционально
накаленным, чем предыдущий.
В телеромане и в горизонтально-вертикальных
сериалах визуальным воспроизведением
«крючков» становится мизансцена «глаза
в глаза»: конфликт между персонажам, заданный
и не нашедший ответа вопрос, новость,
узнанная героями – все это обрывается
взглядом героев друг на друга и заставляет
зрителя включить телевизор на следующей
серии.
Роль «крючков» также могут
играть: музыкальное сопровождение или,
наоборот, его отсутствие, шумы, визуальные
эффекты, смена стилевого единства зрелища,
шутки, целые вставные конструкции.
К примеру, в музыкальных сериалах, подобных
«После школы» (2012 г., «Первый», производство
«Disney») , главными «крючками» являются
клипы, которые чередуются с обычным повествованием.
Также этот телесериал можно использовать
в качестве образца, где стилистика действия
состоит из множества аллюзий, тоже «крючков»,
но на уровне более подготовленного зрителя.
Закадровый голос читает Анна Михалкова,
которая по сюжету снимает фильм про каждый
день жизни своего сына. Такой прием явно
можно расценивать как аллюзию на фильм
«Анна: от 6 до 18», снятый об актрисе ее
отцом Никитой Михалковым.
Условной «внешней приманкой»
могут служить дата, время показа зрелища.
Для большинства сериалов сегодня более
свойственны горизонтальные типы вещания:
4 раза в неделю в одно и то же время, некоторые
телероманы идут все будние дни. Таким
образом вызывается «эффект брачного
привыкания» аудитории – в одно и то же
время включать телевизор, иногда и фоновым
просмотром. В последнее время стала зарождаться
практика вертикального вещания: 1 раз
в неделю, по одной-две серии. Очевидно,
что в большей степени аудитория ежедневных
сериалов – домохозяйки. Многие каналы,
в стремлении получить и другую часть
зрителей, не имеющую возможность регулярно
посвящать время смотрению телевизора,
постепенно переходит на другой тип программирования,
вертикальный.
Он начал зарождаться не так
давно: практика такого вещания началась
с «Первого канала», сейчас постепенно
некоторые зрелища, наиболее дорогие,
транслируют раз в неделю и другие каналы,
к примеру, СТС (сериал «Ангел или Демон»).
Таким образом, реализуются несколько
задач: во-первых, в качестве зрителя задействуются
новые социальные группы, во-вторых, создается
определенный ажиотаж и интрига перед
показом новой серии.
Также имеет место и «событийный
показ» - зрелища, приуроченные к какому-либо
случаю. Так, в 31 декабря российский зритель
смотрит «Иронию судьбы», 9 мая – относительно
новый сериал «Диверсант» и продолжение
«Диверсант. Конец войны» и множество
других военных сериалов и многосерийных
телефильмов. Существуют и менее очевидная
подготовка зрителя к какому-нибудь событию
– к примеру, в 2012 году «Белая гвардия»
транслировалась в «День тишины» - прямо
перед выборами Президента Российской
Федерации. Подобные значимые даты становятся
«магнитами» для массовой аудитории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного
исследования мы пришли к следующим выводам:
1.Изучили теорию сериала и дали
определение многосерийному фильму. Обобщили
качества, присущие формату телесериала,
вывели следующее определение: телесериал
– телевизионное художественное зрелище,
состоящее из большого количества
серий и с одними и теми же действующими
лицами. Телевизионный сериал или многосерийный
телевизионный фильм сегодня активно
инкорпорирован в пространство экранной
культуры, занимая по объему зрительского
внимания доминирующее положение в сетке
вещания каналов. Телефильмы как правило,
отличаются от кинофильмов своим художественным
построением, то есть меньшим числом общих
планов, отсутствием в полекадра мелких деталей изображения
и при съёмке на киноплёнку меньшим диапазоном
плотностей и пониженным контрастом изображения.
2. Изучили историческое развитие,
в частности, российского сериала советского
телевидения. Как экранная форма телесериал
существует с начала 1960-х гг. Советский
телезритель знаком с российским сериалом
с 1964 года («Вызываем огонь на себя» С.Колоколова).
Жанровая типология многосерийного телефильма
не может отрешиться от ближайшего родства
с жанровой системой «старшего» экранного
искусства – искусства кино. Произвести
их сопоставление позволяют киноведческого
исследования С. Эйзенштейна. А. Довженко,
Г.Козинцева, Л. Трауберга, В. Шкловского,А.
Пиотровского, А.Мачерете, Я Маркулан,
Л.Козлова, других практиков и теоретиков
киноискусства. Телевизионная многосерийность
– это особое эстетическое намерение
со своими специфическими законами драматургии,
режиссуры, актерской игры. Их нарушение
зачастую приводит к просчетом, которые
снижают образный потенциал телефильма,
негативно сказываются на его зрительском
восприятии.
3. Выявили особенности драматурги
телевизионного сериала. Важнейший элемент
в драматургическом произведении – действие.
Которое предполагает наличие некоего
противоречия, в котором обязательно должны
присутствовать драматизм и конфликт.
В основе драматизма лежит подавление
свободы воли. Максимально подавление
свободы – насильственная смерть, хотя
старость и неизбежность умирания также
драматичны. В борьбе за свободу воли проявляется
закон вечной смены старого новым. В глобальном
смысле в ней отражается действие основных
законов бытия: диалектического закона
отрицания и закона единства и борьбы
противоположностей.
4. Проанализировали современное
производство российского сериала.
Используя теорию и приводя
примеры сериалов, выявили детали и эпизоды,
которые удерживают внимание зрителя.
Какие типы элементов сериала являются
индикатором успешности.
Библиографический
список
Агафонова, Н. А. Общая теория
кино и основы анализа фильма / Н.А. Агафонова.
– Минск: Тесей, 2008. – 392 с.
- Агафонова, Н. А. Экранное искусство: художественная и коммуникативная специфика / Н.А. Агафонова. – Минск: БГУ культуры и искусств, 2009. – 273 с.
Азарян, С. Телевидение как парадигма
аудиовизуальной культуры современного
российского общества: автореф. дис. … кандидата философских наук: 24.00.01 / С. Азарян. – Краснодар, 2006 – 26 с.
- Акопов,
А. Сериал как национальная идея / А. Акопов
// Искусство кино. – 2000. – №2 [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://kinoart.ru/2000/n2-article1.html
– Дата доступа: 1.06.2014.
Акопов, А. Телесериал начала XXI века в контексте традиций отечественной кинодраматургии: автореф. дис. ... канд. искус...я:
17.07.03 / А.З. Акопов– М., 2011. – 29 с.
- Богомолов,
Ю.А. Проблемы времени в художественном
телевидении: опыт сравнительного анализа
/ Ю. Богомолов. — М.: Искусство, 1977. — 127
с.
Вартанов, Ан. О характере многосерийного
повествования / Ан. Вартанов // Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспективы. — М.: Искусство, 1976. — 94-109 с.
- Давыдов М.Л. Типология телевизионных
многосерийных художественных фильмов.
Вестник электронных и печатных СМИ, Выпуск№7 Режим доступа: http://www.ipk.ru/index.php?id=1583
- Демин В.П. Достижения и надежды/Многосерийный
телефильм. Истоки, практика, перспективы.
М.: Искусство, 1976. – 254 c. С. 7
Зоркая, Н. Отменно длинный,
длинный фильм / Н.Зоркая// Советский экран. – 1975. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://akter.kulichki.net/se/01_1975.htm– Дата доступа: 01.06.2014.
Зоркая, Н. Чары многосерийности
/ Н. Зоркая // Многосерийный телефильм: истоки, практика, перспективы. — М.: Искусство, 1976. — С. 21-37
Инновации. Телевизор. Идеология: материалы круглого стола // Искусство кино. – 2008. – №6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kinoart.ru/2007/n3-article2.html – Дата доступа: 01.06.2014.
Как опознать современное искусство?: материалы круглого стола // Искусство кино. – 2007. – №3 [Электронный ресурс].
– Режим доступа:http://kinoart.ru/2007/n3-article2.html – Дата доступа: 01.06.2014.
Костина, А. Символическая вторичность
искусства массовой культуры: концепция
У. Эко / А.Костина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tourism.mosgu.ru/o_fakultete/kafedra/cultural/Nayka/Kostina.htm – Дата доступа: 01.06.2014.
- Кузнецов С. А. Большой толковый
словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.:
1998
Луков, М. В. Телевидение: конструирование
культуры повседневности: автореф. дис.
...кандидата философских наук: 24.00.01 / М.В.
Луков. –М., 2006. –16 с.
- Маховская О. Телемания. – М.:
Вильямс, 2008. С. 67
- Нечай,О.Ф.Телевидение как художественная система / О.Ф. Нечай.– Минск.: Наука и техника, 1981. – 256 с.
Российское телевидение: между
спросом и предложением. В 2-х томах / Под
ред. А.Г. Качкаевой, И.В. Кирия. – М.: Элиткомстар,
2007.
Серия // Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedu.ru/BigEncDic/56878 – Дата доступа: 01.06.2014.
- Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского
языка: 80 000 словарь фразеологических
выражений. — 4-еизд., М., 199
Серия // Толковый словарь под ред. C.И.
Ожегова и Н.Ю.Шведовой [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.ru/search.aspx?s=0&p=3068 – Дата доступа: 01.06.2014.
Серия // Толковый словарь русского
языка: в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.sovslov.ru/tolk/seriya.html– Дата доступа: 01.06.2014
24.cheloveknauka.com [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/v/68654/a?#?page=27 – Дата доступа: 01.06.2014.
25.www.ipk.ru [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.ipk.ru/index.php?id=1584 – Дата доступа:
01.06.2014.