Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:20, реферат
Родоначальником модерна по праву считается Англия — старейшая страна капитализма. Новая архитектура начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью прерафаэлитов, философией и эстетикой Рескина и практикой Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре. Сфера английского модерна, известного более всего как движение «искусств и ремесел» — индивидуальный жилой дом и его отделка.
1. Введение
2. Движение искусств и ремесел У. Морриса в Англии
3. Представители стиля модерн.
• Виктор Орта,
• Гектор Гимар
• Антонио Гауди
4. Национальные направления модерна
• Сецессион (Австрия) Отто Вагнер
• Шотландская школа модерна (Ч. Макинтош)
5. Приложение
6. Список используемой литературы
МИНОБРНАУКИ
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение
Высшее профессиональное образование
БГТУ им. В.Г. Шухова
Кафедра дизайна окружающей среды
Реферат по дисциплине: Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства, дизайна
«Модерн. Движение «искусств и ремесел» У. Морриса в Англии, проекты В. Орта, Г. Гимара, Ч. Макинтоша, А. Гауди, О. Вагнера.»
Выполнила:
Ст. гр. АР-52
Саванкова А. В.
Проверил:
Проф. Шило А.В.
Белгород 2013
Содержание:
Введение
В 90е гг. XIX в. в Европе стал складываться новый стиль, получивший название «модерн».
Модерн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Блистательный взлет стиля модерн длился немногим более десятка лет, однако на рубеже Х1Х-ХХ веков его органичные формы преобладали во всех направлениях изобразительного искусства и дизайна. Главным содержанием периода модерна стало стремление к синтезу различных источников, методов, стилей, форм и приемов.
Действительно, так же, как и в начале XX столетия, на рубеже веков преобладал идеализм, вера в то, что искусство может изменить жизнь. Однако художники модерна стали использовать в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусство этрусков и французского Рококо...
В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции.
Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства модерна. В то же самое время многообразие художественных форм и различных композиционных приемов, сложность переходной эпохи, ее кратковременность не позволили принципу целостности реализоваться достаточно полно во всех произведениях. Поэтому в период модерна существовали разные стилистические течения.
Во Франции: «флореальное», или Ар Нуво («Новое искусство»), в Австрии и Шотландии - геометрическое, в Германии близкое французскомуАр Нуво искусство именовали Югендштилем, в Италии -Либерти, в Австрии - «Сецессион». В России утвердился термин «модерн» (в западноевропейском искусствознании он не используется, обычно применяют название «Ар Нуво», а слово «модерн» означает просто современный, актуальный, передовой), тем не менее, все эти термины - не синонимы, они имеют разный смысл.
Это было первое направление в истории архитектуры, отошедшей от ордерной системы и от продолжения традиций классической архитектуры. Фасады зданий модерн асимметричны - без симметричных построений, прямых линий и углов, они напоминают собой заимствованные у природы формы. Типичный прием - смещение дверей в сторону от центра. Строения красивы и не имеют неудачных ракурсов, с каждой стороны фасад и декор выглядят по-особенному, при этом все элементы подчиняются единому замыслу архитектора.
Несмотря на эпатирующий внешний утилитаризм, целью европейского модерна, в том числе и русского, становится поиск универсальных формул и форм, в которых бы воплотился символизм неких глубинных духовных сущностей бытия. При этом исследователи отмечают у создателей модерна стремление избавиться от традиционных штампов, «снять у читателя традиционную установку, уничтожить само измерение, систему координат, в которой существовали прежние ценности»
Родоначальником модерна по праву считается Англия — старейшая страна капитализма. Новая архитектура начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневековья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью прерафаэлитов, философией и эстетикой Рескина и практикой Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре. Сфера английского модерна, известного более всего как движение «искусств и ремесел» — индивидуальный жилой дом и его отделка. Постепенно работы английских художников очищаются от налета архаизации, сходства с первоисточником, непосредственно заимствованных в архитектуре средневековья элементов и форм, выразительность сооружений начинает определяться красотой простого объема, ритмом и размещением проемов, их формой, наконец, выявлением эстетических качеств строительного материала — его фактуры и цвета, то есть начинает действовать присущая модерну связь полезного и прекрасного как диалектическое преобразование полезного в прекрасное. При этом в постройках английского модерна полностью сохраняются естественность, отсутствие схематизма пространственной структуры, живописность внешнего облика и функциональные достоинства планировки, свойственные работам родоначальников этого направления (творчество Н. Шоу, Войси, Байли-Скота). Импульс обращения к средневековью — представление о его «народности».
Движение искусств и ремесел.
Решающую роль в становлении модерна сыграло движение искусств и ремесел. Уильяма Морриса (1834-96). Негодуя на безвкусицу массового «ширпотреба», Моррис полагал, что искусства и ремесла неразделимы и все окружающие человека предметы должны быть отмечены печатью художника.
Движение искусств и ремёсел возникло как реакция на происходившую в XIX веке индустриализацию — его последователи считали, что массовое производство приводит к ухудшению внешнего вида и качества товаров, и предлагали более простой подход в проектировке и производстве.
Целью движения, зародившегося в Великобритании, была популяризация традиционного ремесленного производства. Ядро движения составляли художники, архитекторы, писатели, дизайнеры, ремесленники, объединенные верой в превосходство предметов ручного изготовления перед изделиями фабричного производства. Фабричное производство, по их мнению, вело к деградации как создателя, так и покупателя товара. Произведения сторонников Движения искусств и ремёсел отличает внешняя простота, лаконичность форм, стремление создателей гармонично объединить форму, функциональность и декор. В самом простом виде декор повторял элементы конструкции — например мебель украшалась узорами из деревянных шпунтов и колышков.
Одним из первых закат эстетических стандартов с моральным состоянием нации связал архитектор и художник-декоратор Огастес Пьюджин. Будучи уверен в том, что общество можно реформировать посредством дизайна, Пьюджин обратился к готике, которая символизировала для него подлинно христианские ценности, как к средству реализации таких реформ. Он прославился проектом новых палат Парламента (1835—1837), а созданные им предметы и архитектурные объекты стали источником вдохновения для многих деятелей искусства, включая Уильяма Берджесса, Джона Рёскина и Уильяма Морриса. Развитие движения "Искусств и ремесел" в Великобритании прошло две стадии. На первой стадии, когда движение возглавлял Моррис, его последователи черпали вдохновение в растительных и анималистических мотивах - это особенно заметно на обоях по эскизам Морриса. На второй стадии художники, в том числе Артур Макмурдо из Гильдии века, использовали абстрактный подход. Некоторые включали в дизайн элементы движения, другие - экзотические мифологические мотивы. Керамика Уильяма де Моргана, фарфор Уолтера Крейна, металлические изделия с разноцветной эмалью архитектора и дизайнера Чарльза Эшби были выполнены в традициях второй стадии. Крестовый поход за воплощение в жизнь идеалов Пьюджина начал Моррис, который в 1861 г. основал фирму "Моррис, Маршал, Фолкнер и К" (впоследствии переименованную в"Моррис и К"), выпускавшую тканые изделия, мебель и витражи. Моррис и его коллеги считали, что в большинстве проблем английского общества того времени виноваты индустриализация и механизация. Страстные социалисты, они были убеждены в том, что возврат к традициям ремесленничества повысит уровень жизни бедных слоев населения Викторианской Англии и, таким образом, сделает мир лучше. Иронией выглядит тот факт, что большая часть продукци ручного изготовления "Моррис и К" была так дорога, что покупать ее могли лишь богатые промышленники, столь презираемые членами движения "Искусств и ремесел".
По примеру средневековых ремесленных цехов, сторонники движения создавали гильдии и общества ремесел, каждое с собственным стилем, специализацией и лидерами, в которых обсуждали свои идей и делились опытом. Среди них можно перечислить Гильдию Св.Георга, Гильдию века, Гильдию и Школу ремесел, Котсуолдскую школу и Гильдию работников искусства, чьей целью было "вести просвещение в области изобразительных искусств и ремесел с помощью лекций, собраний, демонстраций, дискуссий и других методов; устанавливать и поддерживать высокие стандарты в дизайне и ремесле... любыми путями, идущими на пользу обществу". Гильдия работников искусства была создана путем слияния двух ранее существовавших групп - группы из пяти молодых архитекторов, известной как Общество Св.Георга, и группой Пятнадцати, основанной писателем и дизайнером Льюисом Ф.Деем вместе с дизайнером и иллюстратором Уолтером Крейном. Ее членами были такие известные деятели искусства, как Моррис, Макмурдо, Эшби и Чарльз Войси. Если "Моррис и К", будучи производственной фирмой, обладала упорядоченной структурой, а членов Гильдии века объединяли тесные рабочие взаимоотношения, то в Гильдии работников искусства такого единства на наблюдалось: ее члены работали в собственных студиях и мастерских. желая широко продемонстрировать и тем самым прославить свои работы, они пришли к идее организации выставки
В 1888 году на Ридженсистрит в Лондоне в Новой галерее состоялась «Выставка общества искусств и ремесел». Руководил ею Уолтер Крейн. Он собрал вокруг себя элиту, среди них Гильдия и Школа ремесел, Гильдия Св. Георга, Гильдия века, Гильдия работников искусства и Котсуолдская школа. Представители этих гильдий школ, деятели искусств вели активную просветительскую работу о высоких стандартах в дизайне и ремесле. Они проводили лекции, собрания, демонстрации, дискуссии, выставки. Особо активно работали художник – Артур Макмурдо, керамист Уильям де Морган, Чарлз Эшби – архитектор и дизайнер по металлическим изделиям, Уильям Морис – изделия из ткани, мебель, витражи. Объединившись в одноименное с выставкой движение («Искусств и ремесел») оказали большое влияние на развитие современной эстетики. Параллельно с движением «Искусств и ремесел» существовало «Эстетическое движение».
Как и в средневековых ремесленных цехах, сторонники движения создавали гильдии и общества ремесел, каждое с собственным стилем, специализацией и лидерами. Они считали, что проходившая в XIX веке индустриализация, механизация и массовое производство приводили к ухудшению внешнего вида и качества товаров, предлагался более простой подход в дизайне и производстве. Так, художники, архитекторы, писатели, дизайнеры, ремесленники критиковали изделия фабричного производства, подчеркивая превосходство предметов личного производства. Вскоре движение «Искусство ремесел» из Великобритании перекочевало в Европу и США, где привело к возрождению национальных стилей. Сторонниками движения была предложена концепция влияния искусства на жизнь общества. Именно эта идея оказала фундаментальное влияние на развитие модерна. Модерн получил ведущее направление в дизайне XX века в процессе индустриализации, развернувшейся в конце XIX века.
Пионеры модерна – Огастес Пьюджин и Уильям Морис (Гильдии века) решили предпринять попытку к изменению общественного уклада с помощью нового подхода в дизайне – создавая на собственной производственной фирме красивые и удобные вещи, хотя оба отдавали предпочтение продуктам ручной работы перед массовым производством. Модернисты стремились создать собственный художественный язык и полностью отрицали заимствования из прошлого. Произведения сторонников модерна отличает лаконичность форм, гармоничность и функциональность в декоре. Освобождение от орнаментальности стало основным постулатом движения de Stijl (де стейл), конструктивизм и футуризм воспевали машины, а Баухауз воплощал идеалы модерна в разных видах искусства. Более всего модерн сказался на архитектуре, т.к. в то время она доминировала над ремеслами и дизайномю. Движение "Искусств и ремесел" оказало большое влияние на развитие современной эстетики в изобразительных искусствах, его последователями была предложена концепция влияния искусства на жизнь общества, кроме того, оно стало предтечей модерна.
Виктор Орта
В архитектуре одним из ярчайших представителей нового стиля стал бельгиец Виктор Орта (1861-1947), обратившийся к методам дизайна для изучения конструктивных возможностей стекла и стали в серии возведенных в Брюсселе особняков, отелей и офисных зданий. Одним из его первых творений был особняк Тассель, где ритмика хлестких, как удар бича, линий превращает простую конструкцию жилого дома в гармоничную художественную композицию. Впервые возникающий на фасаде подвижный растительный мотив пробегает через вестибюль на главную лестницу, рассыпается по стенам, потолкам, паркету и перилам, повторяясь отголосками в чугунном литье, лепнине и росписях.
В домах Виктора Орта линейная графика Бердсли превратилась в органичную пластику ползучих лиан.
Этот стиль с успехом подхватил парижский архитектор Гектор Гимар (1867-1942), снискавший известность проектами станций парижского метро. Даже самые простые из них вырастают из земли литыми чугунными стеблями, смыкаясь арками над входом. Благодаря Гимару появился термин "стиль метро" - одно из многочисленных наименований стиля модерн. Гимар впервые сделал металлическую конструкцию одним из элементов архитектурного решения в особняке Беранже (1897-1898 гг.). Мастер вписал в каменную арку входа асимметричную композицию кованых ворот, в рисунке которых не было ни одной повторяющейся линии, и продолжил металлический декор в вестибюле. Этот проект сделал Гимара известным. Множество заказов, которые были выполнены после этого, позволили ему продолжать его эстетическое исследование, обрести стилистическую гармонию. Позже он занялся и дизайном интерьера в гостинице Гимар, неотъемлемой частью которой являются яйцеобразные комнаты и уникальные предметы мебели. Декоративное литье в его жилых домах на 17-21й и 60й улицах Ла Фонтена (1911) изысканны и умеренны. Особняк Генриетты в Севре (1903) выполнен более причудливо и странно, возможно, из-за окружающей его обстановки, которая допускает свободную трактовку. Также Гимар проектировал синагогу в стиле "модерн" на 10-й улице Павье, Париж, (1913). Будучи любознательным и изобретательным человеком Гимар стал так же предвестником промышленной стандартизации. Он хотел широко распространить новое искусство. В этой сфере его ожидал большой успех, и в 1907 году вышел каталог металлических элементов, применяемых к зданиям: "Художественный металл, стиль Гимар". Кроме того, в 1920 году Гимар спроектировал одну из первых линий мебели для массового производства.