Модерн. Движение «искусств и ремесел» У. Морриса в Англии, проекты В. Орта, Г. Гимара, Ч. Макинтоша, А. Гауди, О. Вагнера.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Родоначальником модерна по праву считается Англия — старейшая страна капитализма. Новая архитектура начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневе­ковья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью прерафаэлитов, философией и эстетикой Рескина и практикой Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре. Сфера английского модерна, из­вестного более всего как движение «искусств и ремесел» — индивидуальный жилой дом и его отделка.

Содержание работы

1. Введение
2. Движение искусств и ремесел У. Морриса в Англии
3. Представители стиля модерн.
• Виктор Орта,
• Гектор Гимар
• Антонио Гауди
4. Национальные направления модерна
• Сецессион (Австрия) Отто Вагнер
• Шотландская школа модерна (Ч. Макинтош)
5. Приложение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Блистательный взлет стиля модерн длился немногим более десятка лет.doc

— 5.25 Мб (Скачать файл)

 

Антонио Гауди

Органичный стиль модерн довел до головокружительных высот знаменитый испанец Антонио Гауди (1852-1926), чьи феерические творения украшают улицы Барселоны. Если его ранним проектам, в т. ч. «Каса Висенс» (1878-80), присущи геометричность декора и отголоски мавританского стиля, то в позднейших работах конструктивные и декоративные элементы сплетаются в извивистые, текучие растительные формы, и кажется, будто здание выросло за ночь, как сказочный гриб.

Антонио Гауди – самый известный архитектор Испании. Творчество Гауди ознаменовало высший расцвет испанского модерна.  Отличительная особенность стиля Гауди заключается в том, что органические, природные формы (облаков, деревьев, скал, животных) стали источниками его архитектурных фантазий. Мир природы у Гауди стал главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач. Антонио Гауди ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; он избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога. Гауди объявляет войну прямой линии и навсегда переселяется в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Мир Гауди полон неожиданных предметов и фантастичен. Ар-нуво, или, как у нас принято называть, модерн, развивался как полифонический и синтетический жанр — в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, а не только в архитектуре. Архитектурные формы и фактуры фасадов плавно перетекали через оконные и дверные проемы в интерьеры, повторяясь изящными изгибами и извивами в мебели и декоре внутренних пространств. Гауди не только проектировал здания, но и разрабатывал интерьеры и предметы обстановки задуманных домов. Асимметрия, столь свойственная природным творениям, раковинам, цветам и деревьям, царит и в творчестве Гауди — от фасадной лепнины и чугунных решеток до кровель и балконов. Такова эстетика стиля модерн.

Практически все наиболее значительные объекты авторства Гауди сосредоточены в Барселоне и ее окрестностях, и добрая половина из них разработана и воплощена на деньги мецената по фамилии Гуэль, благоволившего зодчему и почитавшего его талант. Большинство современников с интересом, но и с опаской относилось к авторскому почерку мастера, слывшего едва ли не сумасшедшим. Гуэль построил по проектам Гауди свой барселонский дворец, имения в предместьях, винные погреба и, главное, парк по ландшафтно-архитектурным замыслам неисправимого фантазера.

Были другие смелые заказчики, для которых архитектор придумал дома. Они и сегодня наполняют эклектичную Барселону, как изюм булку, — вкрапленные в традиционную готическую и барочную городскую застройку. Это особняки семейств Висенс, Кальвет, Батльо, Мила.

Каса Висенс

В 1880-83 гг. было построено здание по его проекту - Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей. Дом, построенный для владельца керамической фабрики М. Висенса – Каса Висенс (1878—80), был похож на сказочный дворец. В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приёмы: изобилие керамической отделки; пластичность, текучесть форм; смелые комбинации разностильных элементов; контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей и т. д.

Дом Висенс -это диалог с арабской архитектурой. Асимметричное решение фасадов, ломаная линия крыши, геометрический орнамент, кованые решетки на окнах и балконах, яркий колорит за счет керамики – вот отличительные черты Каса Висенс. 

В 1887-1900 гг. Антонио Гауди осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887-1893 гг. ; Каса Ботинес в Леоне, 1891-1894 гг.; и др.), придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер. Антонио Гауди выступал и как реставратор.

Дом Мила, или  Педрера

Это последнее завершенное творение Гауди отмечено двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами. Все поражаются нарочитой криволинейности форм Педреры: кажется, что в здании нет ни одной прямой линии и прямого угла. Дело Фидия с его архитектурным шедевром — Парфеноном, в котором, как говорят, нет ни одного прямого угла, — продолжил каталонский зодчий. У здания сложный криволинейный план, и первоначально Гауди намеревался придать гнутые очертания всем внутренним перегородкам, но потом отказался от этого, сделав ломаные формы, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада.

В Каса Мила воплощены принципиально новые конструктивные решения: в здании отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы-лоджии выполняют конструктивную функцию, а кровля опирается на аркады. Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, ставшее известным впоследствии как «свободный план». Сейчас этим никого не удивить, и многочисленные лоджии и эркеры «держат» не только плиты, но и общую картинку нынешних многоэтажек, но на рубеже девятнадцатого-двадцатого столетий это решение было революционным и современным (что и означает слово modern).

Кровля здания также диковинна. «Архитектурная прогулка» по крыше Ла Педреры входит в непременную программу туристов, жаждущих ощутить и прочувствовать Барселону Гауди — за это не жалко десятка евро за входной билет. На крыше дома установлена терраса, которая позволяет любоваться каменным паноптикумом, состоящим из вентиляционных труб, шахт, лестниц, садов, цветущих над глубокими дворами, таинственных и тревожных монстров в балахонах с капюшонами. Вся эта фантастическая каменная фауна с флорой облицована майоликой с преобладанием цвета ультрамарина и песчаника. В декоративном решении дома отражена тема природных ландшафтов — морских, подземных, подводных, — характерная для архитектуры стиля модерн. Гауди замыслил и исполнил фасад как окаменевшую волну сказочного моря, а фантастические декоративные мотивы с его легкой руки обрели прописку на фасадах домов всех городов того времени. В Красноярске такое лепное благолепие сохранилось на зданиях авторства Соколовского, Чернышева и Дриженко.

Возможно, Педрера — это лучшее и наиболее полное архитектурное выражение верности природе, которую исповедовал Гауди. Это своего рода рукотворная волшебная гора с пещерами, открывающимися на фасаде, откуда исходит мощная жизненная сила.
Сам Гауди сказал про свое произведение так: «Исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех четырех сторон, и возникнет образ рая… Так мой дворец станет светлее света».

Каса Батло (Бальо)

Одно из самых популярных сооружений Гауди - дом Батло (1904-06) - плод причудливой фантазии, имеющей чисто литературное происхождение. В нем разработан сюжет - Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет. На кровле установлены башенка и несколько групп дымовых труб разнообразных сложных форм, облицованные керамикой.

Каса Батло - лирическое творение, где виртуозно используются гармония цвета и пластическая фактура материала. Архитектурно-скульптурный декор кажется состоящим из живых, застывших только на мгновение форм. Символика живого завершается в оформлении крыши в виде спины дракона.

Храм  Саграда Фамилиа (Sagrada Familia)

Самым впечатляющим детищем гения Гауди называют начатый им в 1882 году и так и не достроенный по сей день неоготический собор — Искупительный храм Святого Семейства (La Sagrada Familia). Строительные работы ведутся полным ходом и сейчас, но власти обещают завершить это неповторимое и ни с чем не сравнимое великолепие лишь к 2022 году. Если справятся с грандиозной задачей, то срок строительства ограничится всего сто сорока годами — это вдвое меньше сроков завершения большинства знаменитых соборов Европы.

Собор Гауди сложно назвать одной лишь архитектурой — по фактурному исполнению и изящной детальности проработки это скорее скульптура или ювелирное произведение, только не из драгоценных камней, а из местного известняка, мрамора и диабаза. Ни одной прямой линии, при этом вертикальная перспектива лишь усиливается возносящимися в небо стрелами дюжины башен (пока завершены лишь восемь). Поверхностью фасады собора именовать трудно — это рельефное переплетение скульптурных изображений ангелов и птиц, тритонов и жаб, всего сущего и живого, природного и нафантазированного. Издали недостроенный собор напоминает гигантский термитник или замок из песка — свое вдохновение художник черпал из детских впечатлений, наблюдений за морем и облаками.

Антонио Гауди родился в 1852 году, на закате наполеоновской империи, и ушел из жизни на семьдесят четвертом ее году. Существует версия, что он в крайней задумчивости был сбит трамваем либо был затерт между мчащимися навстречу составами. Привыкший скромно одеваться и не имевший при себе документов, маэстро был доставлен в больницу для простолюдинов, где и скончался без должной помощи спустя три дня. Исчерпывающей проектной документации Гауди не вел, а почти все наброски и чертежи с макетами сгорели во время пожара его мастерской. Поэтому грандиозное по замыслу и деталировке здание собора застраивается по наитию, причем многими архитекторами сразу.

Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора Саграда Фамилиа продолжается и сегодня. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г.

Итерьер и мебель.

Малые формы и более податливые материалы вдохновляли мастеров модерна на более тщательную и продуманную отделку, и такие дизайнеры, как Хенри Ван де Велде (1863-195"). создавали эффектные эскизы предметов внутреннего убранства: письменных столов, подсвечников, светильников и столовых приборов. Столь безудержный полет фантазии был далёко не всем по вкусу. Последователь Морриса Уолтер Крёйн называл модерн «странной декоративной болезнью», и многие находили уродливыми гротескные образы Бердсли, Мунка и Торопа, утрированные формы Гимара и Гауди.

Подобные эстетические проблемы нимало не тревожили Чарльза Ренни Макинтоша (1868-1928). В его творчестве нашла выражение скорее изы­сканно-сдержанная японская грань модерна, нежели чувственно-дека­дентские эксперименты Бердсли и его последователей.

Вместе с женой Маргарет Макдональд, ее сестрой Фрэнсис и мужем сестры Гербертом Макнейром Макинтош создал утонченный, холодный, прямолинейный стиль в архитектуре, декоре и мебели. «Четверка» работала главным образом в Глазго, реализуя такие проекты, как «Ивовые чайные комнаты», стены которых украшены в японском стиле женскими фигурами, вплетенными в стилизованные растительные мотивы на плоском монохромном фоне. Те же изысканные растительные мотивы повторяются в очерченных вертикальными металлическими пегэепле-тами дверных витражах, мебели и светильниках чайных комнат.

С особой силой этот стиль проявился в самом крупном творении Макинтоша - здании Школы искусств в Глазго. Вся его конструкция монументально сурова и практична, ничем не напоминая органичные формы Гимара и Гауди. Впрочем, и здесь стилизованные растительные мотивы возникают в очертаниях декоративного литья.

Прямолинейный стиль Макинтоша и его соратников оказал сильное влияние на творчество австрийского живописца Густава Климта (1862-1918), едва ли не самого последовательного живописца стиля модерн. В своем са­мом известном полотне Климт окружил созданную «четверкой» вытянутую женскую фигуру мерцающим узором абстрактных форм и многоцветьем красок с металлическим отблеском, приводящих на память полихромную стенную керамику Ан-тонио Гауди. Обратившись к технике мозаики, Климт добился ослепительного эффекта в своих фресках для дворца Стокле в Брюсселе (1905-11).

 

Сецессион (Австрия) Отто Вагнер

В Австрии модерн получает название Сецессион. В 1898 году из Мюнхенского выставочного объединения "Glasplast" выходит группа художников и декораторов в знак протеста против академического искусства и начинает творить в стиле Модерн. От латинского слова secessio (отделение, уход) образуется австрийский вариант названия стиля Модерн. Основателями Сецессионизма стали Густав Климт, Отто Вагнер, Йозеф Гофман, Коломан Мозер и другие.

 

Стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX - начала XX вв. Название возникло оттого, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства - Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы.

Город жил в музыкальном ритме. Венская архитектура периода Историзма середины и второй половины XIX в. в творчестве Г. Земпера и К. Э. фон Хазенауэра подошла к решению новых градостроительных задач. «Изделия прикладного искусства, создававшиеся в этом городе, не знающем суеты, свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличала богатая декорировка поверхностей, иногда даже чрезмерная, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цветов... Эпитет, который можно было бы применить к этим изделиям, относится и к самим венцам. Они были очаровательны». Как и в эклектической архитектуре, эта пестрота, избыточность цвета и разностильность декора, насыщенность орнаментами в разных этнических традициях из составлявших Австро-Венгерскую империю стран - Богемии, Моравии, Хорватии, Далмации, Галиции, Боснии - стимулировали художников на резкий поворот от пережитков Бидермайера и «стиля Рингштрассе» к строгому и рациональному «новому английскому стилю». Великий герцог Райнер в 1858 г. поручил Р. фон Айтельбергеру разработать план учреждений для Вены, первых на территории континентальной Европы, по образцу Южно-Кенсингтонского музея и художественно-промышленной школы, созданных в Англии Г. Земпером. Уже в следующем году открылась первая выставка Императорского и Королевского музея искусства и промышленности. 
В 1867 г. в Вене создано Училище художественных ремесел, которое возглавил архитектор Отто Вагнер (1841-1918), после чего оно стало ведущим в Европе. Вагнер был выдающимся архитектором, создателем новой венской архитектурной школы, теоретиком и педагогом. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение художников венского модерна, среди них: Я. Котера, И. Хоффманн, М. Фабиани, И. Плечник, П. Янак. В 1898 г. в знак протеста против академической рутины основано венское отделение общества «Сецессион». В следующем году к нему примкнул О. Вагнер.

Информация о работе Модерн. Движение «искусств и ремесел» У. Морриса в Англии, проекты В. Орта, Г. Гимара, Ч. Макинтоша, А. Гауди, О. Вагнера.