Модерн. Движение «искусств и ремесел» У. Морриса в Англии, проекты В. Орта, Г. Гимара, Ч. Макинтоша, А. Гауди, О. Вагнера.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 18:20, реферат

Описание работы

Родоначальником модерна по праву считается Англия — старейшая страна капитализма. Новая архитектура начинает развиваться там под лозунгом возврата к органичности, простоте и функциональности средневе­ковья, раннего Возрождения и народного зодчества. Художественное движение, связанное с деятельностью прерафаэлитов, философией и эстетикой Рескина и практикой Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре. Сфера английского модерна, из­вестного более всего как движение «искусств и ремесел» — индивидуальный жилой дом и его отделка.

Содержание работы

1. Введение
2. Движение искусств и ремесел У. Морриса в Англии
3. Представители стиля модерн.
• Виктор Орта,
• Гектор Гимар
• Антонио Гауди
4. Национальные направления модерна
• Сецессион (Австрия) Отто Вагнер
• Шотландская школа модерна (Ч. Макинтош)
5. Приложение
6. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Блистательный взлет стиля модерн длился немногим более десятка лет.doc

— 5.25 Мб (Скачать файл)

«Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы с минимумом декора. Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных А. Ван де Велде и В. Орта в Брюсселе и X. Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства Модерна, мало похожий на стилистику французско-бельгийского Ар Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. В 1898 г. в Вене проходила выставка английской мебели XVIII в., изделий мастерских Т. Чиппендейла, Дж. Хэпплуайта и Т. Шератона. В 1901 г.- выставка шотландского художника Ч. Макинтоша и продукции возглавляемой им «школы Глазго».

 

Замечательные образцы венского модерна, в том числе работы Отто Вагнера (1841-1918), архитектурного лидера сецессиона и выдающегося педагога, мы найдем на самых оживленных улицах Вены. Архитектор Отто Вагнер (1841-1918) был одним из видных новаторов венского модерна. Он пропагандировал современную архитектору, соответствующую жизни современного человека. Один из его проектов - городская железная дорога, которую он рассматривал как целостный художественный объект, где важно всё: павильоны и мосты, светильники и надписи.

 

На берегу реки Вены, превратившейся в едва заметный ручеёк, вы найдёте "Майоликахаус", построенный Отто Вагнером в 1898-99 годах, фасады которого украшают майолики, расписанные типичным для модерна растительным орнаментом, Соседний дом с золотыми медальонами также построен по проекту Вагнера.

Одно из самых знаменитых творений Отто Вагнера и, пожалуй, всего "венского модерна" - церковь "Ам штайнхоф" (1904-1907), нахомящаяся на территории психиатрической больницы.

К 1927 г. в модерне появился интернациональный стиль, минимализм и индустриальный стиль были двумя его ответвлениями. Под влиянием интернационального стиля широко распространялось абстрактное искусство и стилизация. В результате модерн утратил свое идейное содержание.

В США в это же время интернациональный стиль господствовал в архитектуре, а также появилось много новых направлений – от брутализма до ректилинеаризма.

Идею модерна в 30-е годы подхватили скандинавские дизайнеры. Скандинавский модерн – для него характерны яркие цветовые акцепты в умеренном количестве и особый упор на линии и формы. По настоящее время Скандинавский модерн остается ведущим стилем домашнего дизайна по всему миру. Он обрел международное признание, стал олицетворением элегантности и красоты повседневной жизни. Также известен шведский и датский модерн. Шведский модерн с его простотой и природными мотивами стал воплощением демократических идеалов и получил всемирное признание. В дизайне модерн отличался отсутствием единого манифеста, скорее он объединял людей с общими эстетическими и социальными ценностями. В современном модерне в объектах воплощаются новейшие материалы и технологии, простые формы с гладкими покрытиями, без излишней декоративности и обширными незаполненными пространствами.

 

Шотландская школа модерна

Шотландский модерн – это особая страница в книге интернационально направленного искусства рубежа XIX – ХХ вв. Его характер в наибольшей степени проявился в архитектуре, прикладном искусстве, графическом дизайне, которые в свою очередь не могли не повлиять на развитие живописи означенного периода1. Для шотландского модерна в целом характерно обращение к кельтской культуре, в которой природа существует как важнейшая, зашифрованная, сакральная часть мироздания, и человек является ее неотъемлемой частью. По верова

ниям кельтов, природа пронизана невидимой духовной энергией, и в ней все имманентно всему. Исходящие из кельтской культуры таинственные визуальные коды неизменно связаны с древнейшими природными формами, знаками, устным словом, стихийностью и внутренней страстностью. Отсюда проистекает тот особый символизм рубежа веков, который характеризует шотландскую декоративную живопись. Реализм и магия, натурность и воображение, декор и поэзия в различных пропорциях представляют собой особый шотландский колорит.

С точки зрения предпочтений художественного языка для декоративной живописи шотландцев, независимо от техники, органична форма панно. В данной форме уместны и цветовые контрасты, и стилистические смешения, и любовь к линии. Утонченный графизм художников шотландского модерна развился в связи пониманием синтетичности и универсальности языка линий. Многие из них занимались графическим дизайном, принимали участие в оформлении печатных изданий. С другой стороны, для большинства шотландских живописцев сюжет, нарративность являлись необходимой частью разрабатываемого изображения. Визуализация у них, прежде всего, была связана с текстом, который в процессе работы осмысливался, превращаясь в зашифрованное послание из характерных форм, ритмических пауз и цветовых сочетаний.

В Шотландии широкую международную известность приобрел архитектор Чарльз Ренни Макинтош (1868—1928), особенно благодаря своим интерьерам и мебели.

Его родной город Глазго представлял собой процветающий промышленный центр, в котором существовали богатая традиция классицистической архитектуры во главе с сэром Джоном Джеймсом Барнетом, обучавшимся в Школе изящных искусств в Париже, и не менее интересный неошотландский стиль с использованием в строительстве традиционных материалов. Этот стиль, прежде всего, связан с именем архитектора Джеймса МакЛарена (1843—1890). Макинтош не признавал классический язык, но на него глубокое впечатление произвели стиль шотландских крепостей и усадеб, известный под названием «баронского стиля», а также произведения Пьюджина и Раскина, интерес к художественным ремеслам и эстетика символизма, изложенная У. Р. Литаби в книге Архитектура, мистика и миф (Architecture, Mysticism and Myth, 1891).

В 1896 г. компания «Хонеман и Кеппи», в которой Макинтош с 1889 г. работал ассистентом, выиграла конкурс на строительство новой Школы искусств в Глазго (Glasgow School of Art). Примечательный проект был полностью подготовлен Макинтошем. Главный флигель (1897—1899) из граница, с огромными, обращенными на север окнами мастерских выражал бескомпромиссный функционализм, смягченный поэтичной асимметрией . На архитектуру портала оказал влияние стиль примечательных лондонских домов МакЛарена на Палас-корт, 10 и 12 (1889—1890), в Бейсуотере, а также художественной галереи Уайтчэпел (1897—1899) в Лондоне, построенной Чарльзом Гаррисоном Таунсендом (1850—1928), проект которой был опубликован в 1895 г. в номере журнала The Studio.

Здание Макинтоша построено на очень крутом склоне. Этот склон он использовал при оформлении узкого восточного фасада, который вздымается подобно средневековой шотландской крепости, — эффект, усиленный с помощью маленьких окошек и применения мелких неотесанных каменных квадров.

Когда в 1906 г. официальные инстанции решили дополнить архитектуру Школы искусств строительством западного флигеля с библиотекой, Макинтош переработал свои проекты и создал вздымающийся ввысь западный фасад, который выглядел значительно более стилизованно и абстрактно, чем восточный. В этом призрачном проекте (исполнен в 1906—1910) доминируют эркерные окна высотой 7,5 м, освещающие библиотеку. Согласно первоначальному проекту, фланкирующие окна странные полукруглые каменные цилиндры должны были быть выполнены в виде скульптур, однако даже в нынешнем неуклюжем состоянии они способствуют возникновению полной достоинства геометрии. Внутри библиотека являет собой поэтичный образ традиционного деревянного зодчества, воплощая в фантастической форме идеалы Пьюджина, хотя и в сочетании со стилем японского плетения.

За пределами Глазго Макинтош построил два дома — Уиндихилл (1899—1901) в Килмакольме и амбициозный Хилл-хаус (1902—1903) в Эленсбурге. Со своими стенами из песчаника, защищенными от непогоды обычной грубой штукатуркой или штукатурным наметом, дом в Эленсбурге становится примером упрощенной шотландской традиции. Но за стенами скрывались белые, светлые интерьеры, оживленные нежными орнаментами цвета мальвы и зеленого, а также покрашенной в белый цвет древесиной. Исключительно органично выглядела и импозантная удлиненная мебель.

В Германии приверженцы стиля Модерн группировались вокруг журнала "Jugend", по названию которого немецкий модерн стал называться Jugendstil (Молодой стиль). К этой группе принадлежали Отто Экман, Петер Беренс, Бернгард Панкок и др.

Во Франции Модерн получил название Art nouveau (Арт - Нуво, дословно Новый стиль). Имя свое стиль получил по названию магазина, который был открыт в Париже в 1895 году Самуэлем Бингом. Для оформления магазина был приглашен еще тогда малоизвестный бельгийский архитектор Анри Ван де Вельде, который спроектировал интерьер четырех торговых залов магазина в стиле Модерна. Магазин не дал хорошей прибыли Самуэлю Бингу и вскоре был закрыт, но стиль Модерн во Франции стал называться  Art nouveau. Также во Франции в новом стиле работал Анри Тулуз - Лотрек (плакат, графика), Эмиль Галле (Emile Gallé), Луи Можараль (Louis Majorelle) и многие другие.

 

В Англии наиболее последовательными приверженцами Модерна были Макинтош, Ашби, Б. Скотт и другие. Английский Модерн отличается от общеевропейского более сдержанными формами. Общие, консервативные, взгляды английского общества способствовали тому, что большее признание Английский Модерн получил в континентальной Европе, нежели на родине.

В Венгрии новый стиль особого распространения не получил. Единственным очагом распространения Модерна тут была "Будапештская Мастерская", художественным руководителем которой был архитектор Лайош Козма. Также стоит отметить Эде Виганда, Кароя Кош, Бела Лайта и других.

В России стиль Модерн наиболее ярко проявился в архитектуре.

Закат Модерна как всеобщего стиля в интерьере, архитектуре и живописи приходиться на 1910е года. Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых стиль носил очень ярко выраженный декоративно - прикладной характер, что как любое ярко выраженное явление имело не только своих сторонников, но и противников. Кроме того, технически изготовление предметов интерьера в стиле Модерн было сложным и дорогим. А в свете нарастающей мощи промышленных предприятий это было важно. Появление технической возможности ставить на поток массовые дешевые изделия пошатнули позиции стиля Модерн. Последний удар по уже затухающему стилю нанесла начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, окончательно низложив Модерн. Уже новый стиль, получивший название Арт - Деко, с его массовыми изделиями, пусть не такими яркими как у Модерна, но дешевыми и технологичными, начинал набирать силу.

К 1910 г. почти все титаны модерна обратились к другим художественным стилям, и на их место пришли посредственные эпигоны. И все же, несмотря на короткий век, этот динамичный стиль оказал непреходящее влияние на искусство, а его архитектурное наследие по сей день радует наш глаз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложене

Проекты Отто Вагнера:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проекты Антонио Гауди:

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Джудит Миллер Путеводитель коллекционера. Модерн
  2. Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Konemann, 2004
  3. Венский модерн и кризис идентичности: Жак Ле Ридер — Москва, Издательство имени Н. И. Новикова, Gallina Scripsit, 2009 г.- 718 с.
  4. Модерн. Лучшие произведения: Розалинда Ормистон, Майкл Робинсон — Санкт-Петербург, Арт-Родник, 2010 г.- 192 с.  
  5. Горюнов В., Тубли М. Архитектура эпохи модерна. СПб.: Стройиздат, 1992. -  9 - 25 стр.
  6. Бхаскаран Л Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. Арт-Родник, 2006 г. 136-142 стр.
  7. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Л.,1992.
  8. Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
  9. Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987
  10. Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992

Электронные ресурсы:

  1. 
http://architime.ru/architects/a_charls_mackintosh.htm
  2. http://bench.nsu.ru



Информация о работе Модерн. Движение «искусств и ремесел» У. Морриса в Англии, проекты В. Орта, Г. Гимара, Ч. Макинтоша, А. Гауди, О. Вагнера.