Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:31, контрольная работа
Рассмотреть мозаики и фрески церкви Кахриэ – Джама в Константинополе.
Задачи:
Рассмотреть историю развития мозаики и фрески. Пронаблюдать ход исследования Кахриэ – Джама по труду Ф. Шмита. Разобрать смысл теории изображение обликов в храмах.
Введение
Обоснование выбора темы:
Прошло совсем немного времени с того момента, когда историки византийского искусства обратились к оставшимся от Византии памятникам, как произведениям искусства. Ученых стали интересовать в первую очередь формальные свойства каждого образа и стилистический строй каждого изображения. Мнения, которые считанные годы тому назад высказывались только устно или в частном порядке, теперь отражены в печати и постепенно меняют наше отношение к византийской культуре в целом.
Начинающее поколение работающих в этой области историков искусства посвятило большую часть своих трудов "микрокосмосом" искусства Византии. В то же время анализ стиля его "макрокосма" все еще находится в почти полном пренебрежении. Однако мы имеем дело с искусством, чьи декоративные ансамбли принадлежат к числу самых величественных и цельных, и уже потому эта проблема заслуживает специального изучения.
Критический обзор литературы по теме, степень изученности:
В книге Отто Демуса «Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии» описывается теория создания образов, как они располагаются в пространстве Храмов и об их влиянии на окружающую среду. Также он говорит о принципах художественного единства, рассказывает о архитектурных и технических условиях храмовых построек и о взаимосвязях образов и места их расположения.
Шмит Ф. И. в своем труде «Мозаики и фрески Кахриэ-джамии» поднимает вопрос о малоизученности памятников Византийского искусства, а также о проблеме точного определения хронологических рамок для данного вида искусства. В своей работе Ф. Шмит приводит пример исследования непосредственно на церкви Кахриэ-джама.
В журнале «Деко», автором текста которого является Юлия Дружинина, дается краткая историческая сводка по развитию искусства мозаики. Что дает нам понятие о развитии данной техники с начала ее зарождения и по наши дни.
Также мы использовали статью Дмитрия Понкратьева о историческом развитии фресковой живописи.
Хронологические рамки исследования:
По словам Ф. Шмита: Датировать мозаики Кахриэ – Джами следует первой четвертью XIV-го века. Так как возведение церкви приписывают Феодору Митохиту (1270-1332) и его образ над дверьми храма «коленопреклонно подносящим церковь Спасителю» есть тому свидетельство.
Цель работы:
Рассмотреть мозаики и фрески церкви Кахриэ – Джама в Константинополе.
Задачи:
Рассмотреть историю развития мозаики и фрески. Пронаблюдать ход исследования Кахриэ – Джама по труду Ф. Шмита. Разобрать смысл теории изображение обликов в храмах.
«Фресковая живопись была известна еще в древнем мире, у египтян, этрусков и римлян; от этих последних многочисленные образцы ее сохранились в развалинах Помпеи. Первые христиане украшали ею места своих молитвенных собраний и усыпальницы покойников, как свидетельствуют о том ее остатки в римских и неаполитанских катакомбах. Из Рима употребление ее распространилось в Византию и подчиненные ей области, хотя там для декорирования роскошных храмов и дворцов предпочиталась мозаика. Греки перенесли ее, вместе с православной религией в Россию, где были украшены ею важнейшие киевские и новгородские церкви, в которых, к сожалению, уцелели только скудные памятники этой отрасли искусства, искаженные временем и невежеством, но тем не менее весьма любопытные. На Западе Европы, после падения римской империи, искусство Фресковой живописи не было совершенно забыто, но сильно понизилось и в техническом, и в художественном отношении, как можно о том заключить по немногим остаткам стенной росписи в церквах, дошедших до нас от начальной поры средневековой эпохи. Только в XIII и XIV столетиях, в Италии, эта отрасль искусства улучшилась и снова вошла в большое употребление. Самая цветущая пора Фресковой живописи настала в Италии XVI столетия, когда живописцы этой страны, в особенности из числа принадлежавших флорентийской, римской и ломбардской школам, стяжали1 себе вековечную славу своими фресками. Но блестящее состояние Фресковой живописи быстро сменилось ее упадком. В середине XVIII столетия, художники пытаются возобновить остывший интерес к Фресковой живописи и возвратить свойственный ей характер серьезности и величия, но все приложенные старания недоли успеха: вместо нее для декоративных работ прибегали к живописи масляной или а-секко.
Только в начале XIX столетия немецкие художники, жившие в Риме, задались целью воскресить брошенное искусство. После чего центром возделывания новой Фресковой живописи стал Мюнхен. Из Мюнхена искусство Фресковой живописи распространилось в другие пункты Германии. Фресковый способ стенной и плафонной живописи успешно привился не в одной только Германии. В Вене им пользовались многие художники при украшении «новосооруженных» зданий. Но в последнее время повсюду, фресковую живопись стали вытеснять из употребления письмо масляными красками и новоизобретенная живопись на глютине»[4]
«Мозаика – одно из древнейших и самых красивых видов монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства.
Его истоки восходят ко временам древних шумерских династий, живших на Ближнем Востоке в III тысячелетии до н.э. Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое предназначение, делая поверхность пола гладкой и ровной. Позднее, когда люди оценили прекрасные защитные свойства мозаичных покрытий, а также ее огромные декоративные возможности, сфера применения мозаики расширилась.
Даже в те далекие времена мозаика расценивалась не только как прекрасная защита поверхностей, но и имела огромное эстетическое значение.
Чуть позднее, во времена
Нового царства (1540 – 1000 г. до н.э.), когда
Египет вел завоевательные походы в
Азии, Нубии и Ливии, в стране началось
беспрецедентное в истории
Но наибольшего расцвета мозаика достигла в Древней Греции в эпоху эллинизма (323 – 27 г. до н.э.). Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук, развитию новых отраслей знаний, религиозный уклон философии. Все это способствовало расцвету мозаичного искусства: в столицах эллинистических государств возводятся дворцовые постройки, в которых широко используются мозаичные покрытия интерьеров и полов внутренних двориков.
Византийцам принадлежит идея «поднять» мозаику с пола на потолок, они же были первооткрывателями особого сплава непрозрачного и очень плотного цветного стекла, которое получило название «смальта».
Использование мозаики быстро распространилось по всей Римской империи. Наиболее популярными материалами были смальта и мрамор, иногда в ход шли также галька и мелкие камушки. Золотые кусочки смальты таинственно переливались и давали необыкновенную игру света на сводах и стенах храмов, передавая «Божественное сияние».
В I - IV вв. н.э. в Древнем Риме искусство мозаики поднялось на новую высоту. Римская мозаика изготавливалась из различных пород мрамора и отличалась реализмом трактовки, разнообразием бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов.
Большими специалистами
в мозаичном искусстве были и
исламские художники. На их работах
отсутствовали изображения
Со времен правления императора Юстиниана (482 – 565 г.), когда искусство Византии достигло наивысшего расцвета, сохранился выдающий памятник архитектуры – усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Верхняя часть стен усыпальницы сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом – мозаика с изображением Христа в образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В середине V в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение, расцениваясь как символ богатства, и являясь самым ярким из всех цветов.
Запрещение в Византии VIII – IX вв. иконописи повлекло за собой и изменение сюжетов живописных и мозаичных картин: в храмовых росписях изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы, светских зданиях мозаичные росписи прославляют победы императоров или придворные церемонии.
В эпоху «Македонского
возрождения» (Византия, IX – XI вв.) появляется
новый тип храмовой архитектуры,
в которой значительно
Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии.
XII век в истории мозаики
был ознаменован
С XIII-XIV вв. в странах ислама, а также в средневековой Испании и Португалии развивается майоликовая мозаика, в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчиненные архитектурному началу.
На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия). Возрождением русской мозаики занимался М. В. Ломоносов.
Начало XXI в. свидетельствует о растущем интересе к искусству мозаики в России. Сегодня в стране существует целый ряд мозаичных мастерских, выполняющих частные и государственные заказы в разных стилях на самом высоком профессиональном и художественном уровне.»[3]
II. Мозаики и фрески церкви Кахрие-Джами в Константинополе.
«В Константинополе есть один памятник византийского искусства, который в таком достоинстве, как высокая художественность, прекрасная сохранность и доступность, присоединяет еще одно преимущество: он вполне точно датирован и хорошо известен по литературным источникам. Я говорю о КАХРИЭ – ДЖАММИ.»
Мозаики Кахриэ – Джами принадлежат к числу самых известных шедевров византийского искусства. Этот центральный памятник монументальной живописи эпохи Палеологов бросает свет на все, что создавалось в XIV веке в Византии. Между тем происхождение этого искусства еще недостаточно выяснено, стилистические особенности его также еще мало изучены.
«Ныне это мусульманская мечеть; некогда она была церковью богатого и славного в летописях Византии монастыря Хоры. Щедрый благодетель отделал церковь с необычайною роскошью и вкусом: стены он одел в разноцветные дорогие мраморы, своды и люнеты2 покрыл великолепною мозаикою, а одну часть здания украсил фресковой росписью. Историк Никифор Григора сообщает имя этого благодетеля: это – Феодор Метохит,...»
«А так как над царскими дверьми храма он велел изобразить себя коленопреклонно подносящим церковь Спасителю, и в надписи обозначил свой титул, то мы можем сказать с уверенностью, что роспись в Кахрие – Джаме относится ко второй половине жизни ктитора3. Другими словами: дотировать мозаики Кахриэ – Джаме следует первою частью XIV-го века. Такое хронологическое определение основывали на свидетельствах надписи, сделанной по проказанию самого Метохита,...»[2 Стр. 120-121].
Данное утверждение
Главная масса мозаик находится
в двух нареиках храма. В каеоликоне
сохранились изображения –
Ф. И. Шмит в своем труде описывает 170 святых, имена или лики которых изображены на мозаиках в Кахриэ – Джаме. Он полагает, что это еще не все изображения, так как некоторые возможно утрачены.
Информация о работе Мозаики и фрески церкви Кахрие-Джами в Константинополе