Мозаики и фрески церкви Кахрие-Джами в Константинополе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:31, контрольная работа

Описание работы

Рассмотреть мозаики и фрески церкви Кахриэ – Джама в Константинополе.
Задачи:
Рассмотреть историю развития мозаики и фрески. Пронаблюдать ход исследования Кахриэ – Джама по труду Ф. Шмита. Разобрать смысл теории изображение обликов в храмах.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Византии.docx

— 3.45 Мб (Скачать файл)

Введение

Обоснование выбора темы:

Прошло  совсем немного времени с того момента, когда историки византийского  искусства обратились к оставшимся от Византии памятникам, как произведениям  искусства. Ученых стали интересовать в первую очередь формальные свойства каждого образа и стилистический строй каждого изображения. Мнения, которые считанные годы тому назад  высказывались только устно или  в частном порядке, теперь отражены в печати и постепенно меняют наше отношение к византийской культуре в целом.

Начинающее  поколение работающих в этой области  историков искусства посвятило  большую часть своих трудов "микрокосмосом" искусства Византии. В то же время  анализ стиля его "макрокосма" все еще находится в почти  полном пренебрежении. Однако мы имеем  дело с искусством, чьи декоративные ансамбли принадлежат к числу  самых величественных и цельных, и уже потому эта проблема заслуживает  специального изучения. 

Критический обзор литературы по теме, степень изученности:

В книге Отто Демуса «Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии» описывается теория создания образов, как они располагаются в пространстве Храмов и об их влиянии на окружающую среду. Также он говорит о принципах художественного единства, рассказывает о архитектурных и технических условиях храмовых построек и о взаимосвязях образов и места их расположения.   

 Шмит Ф. И. в своем труде «Мозаики и фрески Кахриэ-джамии» поднимает вопрос о малоизученности памятников Византийского искусства, а также о проблеме точного определения хронологических рамок для данного вида искусства. В своей работе Ф. Шмит приводит пример исследования непосредственно на  церкви  Кахриэ-джама.

В журнале «Деко», автором текста которого является Юлия Дружинина, дается краткая историческая сводка по развитию искусства мозаики. Что дает нам  понятие о развитии данной техники с начала ее зарождения и по наши дни.

Также мы использовали статью Дмитрия  Понкратьева о историческом развитии фресковой живописи. 

 

Хронологические рамки исследования:

По словам Ф. Шмита: Датировать мозаики  Кахриэ – Джами следует первой четвертью XIV-го века. Так как возведение церкви приписывают Феодору Митохиту (1270-1332) и его образ над дверьми храма «коленопреклонно подносящим церковь Спасителю» есть тому свидетельство.

Цель работы:

Рассмотреть мозаики и  фрески церкви Кахриэ – Джама в  Константинополе.

Задачи:

Рассмотреть историю развития мозаики и фрески. Пронаблюдать ход  исследования Кахриэ – Джама по труду Ф. Шмита. Разобрать смысл теории изображение обликов в храмах.

 

 

    1. Мозаики и фрески, история зарождения.

 

«Фресковая живопись была известна еще в древнем мире, у египтян, этрусков и римлян; от этих последних многочисленные образцы ее сохранились в развалинах Помпеи. Первые христиане украшали ею места своих молитвенных собраний и усыпальницы покойников, как свидетельствуют о том ее остатки в римских и неаполитанских катакомбах. Из Рима употребление ее распространилось в Византию и подчиненные ей области, хотя там для декорирования роскошных храмов и дворцов предпочиталась мозаика. Греки перенесли ее, вместе с православной религией в Россию, где были украшены ею важнейшие киевские и новгородские церкви, в которых, к сожалению, уцелели только скудные памятники этой отрасли искусства, искаженные временем и невежеством, но тем не менее весьма любопытные. На Западе Европы, после падения римской империи, искусство Фресковой живописи не было совершенно забыто, но сильно понизилось и в техническом, и в художественном отношении, как можно о том заключить по немногим остаткам стенной росписи в церквах, дошедших до нас от начальной поры средневековой эпохи. Только в XIII и XIV столетиях, в Италии, эта отрасль искусства улучшилась и снова вошла в большое употребление. Самая цветущая пора Фресковой живописи настала в Италии XVI столетия, когда живописцы этой страны, в особенности из числа принадлежавших флорентийской, римской и ломбардской школам, стяжали1 себе вековечную славу своими фресками. Но блестящее состояние Фресковой живописи быстро сменилось ее упадком. В середине XVIII столетия, художники пытаются возобновить остывший интерес к Фресковой живописи и возвратить свойственный ей характер серьезности и величия, но все приложенные старания недоли успеха: вместо нее для декоративных работ прибегали к живописи масляной или а-секко.

Только в начале XIX столетия немецкие художники, жившие в Риме, задались целью воскресить брошенное искусство. После чего центром возделывания новой Фресковой живописи стал Мюнхен. Из Мюнхена искусство Фресковой живописи распространилось в другие пункты Германии. Фресковый способ стенной и плафонной живописи успешно привился не в одной только Германии. В Вене им пользовались многие художники при украшении «новосооруженных» зданий. Но в последнее время повсюду, фресковую живопись стали вытеснять из употребления письмо масляными красками и новоизобретенная живопись на глютине»[4]

«Мозаика – одно из древнейших и самых красивых видов монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства.

Его истоки восходят ко временам древних шумерских династий, живших на Ближнем Востоке в III тысячелетии до н.э. Первая мозаика выкладывалась на полу и имела сугубо практическое предназначение, делая поверхность пола гладкой и ровной. Позднее, когда люди оценили прекрасные защитные свойства мозаичных покрытий, а также ее огромные декоративные возможности, сфера применения мозаики расширилась.

Даже в те далекие времена  мозаика расценивалась не только как прекрасная защита поверхностей, но и имела огромное эстетическое значение.

Чуть позднее, во времена  Нового царства (1540 – 1000 г. до н.э.), когда  Египет вел завоевательные походы в  Азии, Нубии и Ливии, в стране началось беспрецедентное в истории человечества каменное строительство: огромные, взмывающие к небу храмы, гробницы, красивейшие  дворцы представителей высшей касты, стены  и полы которых украшались драгоценной  мозаикой. 

Но наибольшего расцвета мозаика достигла в Древней Греции в эпоху эллинизма (323 – 27 г. до н.э.). Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук, развитию новых отраслей знаний, религиозный уклон философии. Все это способствовало расцвету мозаичного искусства: в столицах эллинистических  государств возводятся дворцовые постройки, в которых широко используются мозаичные  покрытия интерьеров и полов внутренних двориков.

Византийцам принадлежит  идея «поднять» мозаику с пола на потолок, они же были первооткрывателями особого сплава непрозрачного и  очень плотного цветного  стекла, которое получило название «смальта».

Использование мозаики быстро распространилось по всей Римской империи. Наиболее популярными материалами  были смальта и мрамор, иногда в  ход шли также галька и мелкие камушки. Золотые кусочки смальты  таинственно переливались и давали необыкновенную игру света на сводах и стенах храмов, передавая «Божественное  сияние».  

В I - IV вв. н.э. в Древнем Риме искусство мозаики поднялось на новую высоту. Римская мозаика   изготавливалась из различных пород мрамора и отличалась реализмом трактовки, разнообразием бытовых, исторических, мифологических и пейзажных мотивов.

Большими специалистами  в мозаичном искусстве были и  исламские художники. На их работах  отсутствовали изображения людей, т.к. это было запрещено мусульманской  религией, а основной темой картин были растительные и геометрические элементы, складывавшиеся в яркие  декоративнее орнаменты. 

Со времен правления императора Юстиниана (482 – 565 г.), когда искусство  Византии достигло наивысшего расцвета, сохранился выдающий памятник архитектуры  – усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия. Верхняя  часть стен усыпальницы сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом – мозаика  с изображением Христа в образе пастуха  среди овец на фоне пейзажа.  В середине V в. мозаика становится излюбленной техникой стенной живописи Византии. Художники используют все богатство красочного спектра, в их палитре нежно-голубые, зеленые и ярко-синие цвета, лиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. При этом золото имело двойное значение, расцениваясь как символ богатства, и являясь самым ярким из всех цветов.

Запрещение в Византии VIII – IX вв. иконописи повлекло за собой и изменение сюжетов живописных и мозаичных картин: в храмовых росписях изображаются птицы, животные, архитектурные мотивы,  светских зданиях мозаичные росписи прославляют победы императоров или придворные церемонии.  

В эпоху «Македонского  возрождения» (Византия, IX – XI вв.) появляется новый тип храмовой архитектуры, в которой значительно увеличивается  художественная выразительность здания благодаря внешнему декору. Впервые  новый тип храма был воплощен в базилике «Новая церковь» («Неа», 881 г.), который, по свидетельствам  современников, был украшен, как невеста. Храм имел пять куполов и белую колоннаду  снаружи, был украшен мозаиками, которые располагались по строго определенному церковному плану, отражая  тему иерархии феодального общества. Эта базилика не сохранилась, но ее повторения получили распространение  по всему византийскому миру, в том числе и в России.

Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, интерпретирующих византийские традиции: в Италии, Грузии.

XII век в истории мозаики  был ознаменован возникновением  техники флорентийской мозаики  – самой сложной из всех  мозаичных техник. Свое название данная техника получила благодаря мастерам из Флоренции, которые первыми стали использовать природный, естественный рисунок поделочного камня (обычно мрамора и яшмы) для создания готовых картин. К концу XVI в. эта уникальная техника была выработана окончательно и больше уже не претерпела изменений до наших дней. Главная особенность флорентийской мозаики – тщательная, почти без швов подгонка тонких каменных пластинок, которая позволяет достигать художественного эффекта за счет тончайшего подбора оттенков камешков с использованием их природного рисунка.    

С XIII-XIV вв. в странах ислама, а также в средневековой Испании и Португалии развивается майоликовая мозаика, в которой изготовленные по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчиненные архитектурному началу.

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны  импортируемого из Константинополя  материала (в Византии на вывоз смальты  была объявлена государственная  монополия). Возрождением русской мозаики  занимался М. В. Ломоносов.

Начало XXI в. свидетельствует  о растущем интересе к искусству  мозаики в России. Сегодня в стране существует целый ряд мозаичных мастерских, выполняющих частные и государственные заказы в разных стилях на самом высоком профессиональном и художественном уровне.»[3]

 

II. Мозаики и фрески церкви Кахрие-Джами в Константинополе.

«В Константинополе есть один памятник византийского искусства, который в таком достоинстве, как высокая художественность, прекрасная сохранность и доступность, присоединяет еще одно преимущество: он вполне точно датирован и хорошо известен по литературным источникам. Я говорю о КАХРИЭ – ДЖАММИ.»

                                                                                                       Шмит Ф. И.

 Мозаики Кахриэ – Джами принадлежат к числу самых известных шедевров византийского искусства. Этот центральный памятник монументальной живописи эпохи Палеологов бросает свет на все, что создавалось в XIV веке в Византии. Между тем происхождение этого искусства еще недостаточно выяснено, стилистические особенности его также еще мало изучены.

«Ныне это мусульманская мечеть; некогда она была церковью богатого и славного в летописях Византии монастыря Хоры. Щедрый благодетель отделал церковь с необычайною роскошью и вкусом: стены он одел в разноцветные дорогие мраморы, своды и люнеты2 покрыл великолепною мозаикою, а одну часть здания украсил фресковой росписью. Историк Никифор Григора сообщает имя этого благодетеля: это – Феодор Метохит,...»

«А так как над царскими дверьми храма он велел изобразить себя коленопреклонно подносящим церковь Спасителю, и в надписи обозначил свой титул, то мы можем сказать с уверенностью, что роспись в Кахрие – Джаме  относится ко второй половине жизни ктитора3. Другими словами: дотировать мозаики Кахриэ – Джаме следует первою частью XIV-го века. Такое хронологическое определение основывали на свидетельствах надписи, сделанной по проказанию самого Метохита,...»[2 Стр. 120-121].

Данное утверждение подверглось  критике, так как при первом же взгляде были обнаружены некие не точности: в колорите, рисунке и  технике. При дальнейшем рассмотрении работы было обнаружено, что разница частей работы вовсе не в колорите, а в сохранности поверхности, но в рисунке и в технике различия все-таки были. Все объяснилось разновременностью раоты над мозаикой. Часть их отнесли к XI – му и XII – му векам, а часть к XIV – му веку.

Главная масса мозаик находится  в двух нареиках храма. В каеоликоне сохранились изображения – Спасителя  и Богородицы. Обе иконы пострадали от времени и возможно от огня. Гаммер, после посещения Кахриэ – Джама в начале XIX столетия, указывал на наличие Серафимов, украшавших паруса главного купола. Ныне их изображения либо разрушены, либо покоятся под толстым слоем штукатурки и краски. Ф. И. Шмит полагал, что то же самое произошло и с другими мозаиками, находившимися в алтарной конхе, триумфальной арке и в люнетах.

Ф. И. Шмит в своем труде описывает 170 святых, имена или лики которых изображены на мозаиках в Кахриэ – Джаме. Он полагает, что это еще не все изображения, так как некоторые возможно утрачены.

Информация о работе Мозаики и фрески церкви Кахрие-Джами в Константинополе